Мастер-класс "Обучение приемам работы со сказкой"
материал по теме
Обучение родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер – класса: «Обучение родителей игровым приемам работы
со сказкой»
Целевая аудитория: родители
Цель: обучать родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1. Вовлекать в активную познавательную деятельность.
2. Показать приемы работы со сказкой.
3. Совершенствовать умения рефлексировать.
Результат мастер-класса: представление родителями сказки в виде сказочного домика из кубиков.
Модель проведения мастер-класса:
1. Презентация: представление системы работы.
2. Имитационная игра.
Уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить о сказке. Сказочный мир таинственный и неповторимый. Порой кажется, что он рядом. Стоит только закрыть глаза, и все мгновенно станет волшебным.
Чтобы получить удовольствие от любого дела, должно быть хорошее настроение. Мы должны помогать друг другу и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга).
Игровой прием. «Пропуск в сказку».
Предлагаю вам взять по карточке, подобрать героев одной сказки и объединиться в творческие группы: одна творческая группа – по одной сказке, вторая – по второй).
Карточки:
- волк, коза, козлята;
- кот, дрозд, петух.
(Садятся, каждая группа называет свою сказку).
У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому хочется его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы).
А мой мир становится ярче и красочнее когда в нем появляются волшебство и сказки. Я хочу пригласить вас всех в мир сказки, волшебства и творчества.
3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».
Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». До работы с основной сказкой, чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всем хорошо известной русской народной сказкой «Репка» - «Сочините новое окончание сказки»
(Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул ее, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из нее вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой»).
4. Игровая ситуация: «Приемы работы со сказкой».
Пока группы работают, мы с вами рассмотрим приемы работы со сказками, которые можно использовать в домашних условиях.
Игра «Что лишнее?»
Вы должны определить, какое слово не относится к содержанию сказки, назвать слово и саму сказку:
- Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»), Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна (сказка «По-Щучьему велению»);
- Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто (сказка о рыбаке и рыбке), Дед, Аленушка, бабка, мышка, яйцо (сказка «Курочка Ряба»).
Игра «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»
Я вам предлагаю словосочетания необычных частей тела, а вы должны назвать персонаж
- Огнедышащая голова – Змей Горыныч, большие расплющенные уши – Чебурашка, костяная нога – Баба Яга, вместо ног хвост – Русалочка, длинный острый нос – Буратино, она маленького роста – Дюймовочка, голова в форме луковки – Чипполино, борода с волшебными волосками – Старик - Хоттабыч, у нее голубые волосы – Мальвина).
5. Учебная информация: «Сказка – домик, построенный из кубиков».
Сегодня я представлю вам один из приемов работы со сказкой, который можно будет использовать в домашних условиях. Это поможет лучше запомнить даже самую сложную сказку и пересказать ее самостоятельно.
Мы все знаем, что сказка состоит из присказки или зачина, основных событий и концовки.
Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика.
Цель концовки: отделить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.
Известный фольклорист Владимир Пропп предлагает нам рассматривать сказку как маленький домик, построенный из кубиков, где каждый кубик имеет в конструкции определенное значение. Вот как он предлагает это сделать. Разберем сказку «Гуси – лебеди».
- С чего начиналась сказка? (родители уехали). Т.е. они отлучились, поэтому – первый кубик – «отлучка»;
- что они наказывали детям? (не уходить). Значит, второй кубик – «запрет»;
- а что же дети? (нарушили). Третий кубик – «нарушение запрета»;
- что стала делать Алёнушка? (искать братца). Четвертый кубик, назовем условно, – «отъезд героя». Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения;
- что делала Алёнушка, чтобы найти братца? (просила помощи у печки, яблони, речки). Какие они ей ставили условия? (съесть пирожок, яблочко, выпить киселька). Т.е они как бы испытывали героя, поэтому пятый кубик - «испытание героя»;
- как печка, яблоня и речка помогли Алёнушке и её братцу? (укрыли под яблоней, спрятали в печке, под высоким бережком). Шестой кубик – «волшебные помощники»;
- «Гуси – лебеди» улетели ни с чем, Алёнушка и её братец спаслись от преследования, значит седьмой кубик – «счастливый конец». Как образец, это может быть и «несчастливый конец», «возвращение героя», «герой спасается от преследования».
Мы построили домик – сказку:
Так можно самим построить любую сказку.
6. Моделирование: «Шаги в сказочном мире».
И сейчас я предлагаю каждой группе «смастерить» свою сказку, используя все или некоторые кубики нашего домика, или придумать свои.
Ваша сказка: «Волк и семеро козлят», а ваша «Кот, дрозд и петух».
«Представление сказок».
7. Рефлексия: «Дерево творчества».
(дискуссия по результатам совместной деятельности).
Вы сегодня хорошо поработали. Приглашаю вас к «Дереву Творчества». Выразите свое впечатление от мастер – класса на этом дереве (по окончании мастер – класса участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды):
- плоды: мастер – класс прошел плодотворно и с пользой;
- цветок: понравилось, но не все применимо;
- листья: не совсем удовлетворен мастер – классом.
8. Заключительное слово: «Вы – талантливы все!».
Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я хочу закончить наш мастер – класс словами Жана Жака Руссо: «Вы – талантливы все!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет Мастер-класс «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»
в буклете показаны игровые приемы работы со сказкой...
Мастер – класс: «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»
Мастер-класс рассказывает о игровых приемах работы со сказкой, которые можно использовать в детском саду и дому...
Мастер-класс «Обучение участников игровым приемам работы со сказкой».
Обучение игровым приемам со сказкой...
Нестандартные методы и приемы работы со сказкой
Учить детей оригинально, непривычно, по – своему воспринимать содержание, творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, способствовать развитию мышления и воображения,...
Инновационные методы и приемы работы со сказками
Множество познаний дети черпают из сказок. Сказки позволяют малышу веперные испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Полноценное использование сказок в дошкольном возрасте яваляется ...
Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей
В статье описываются методы и приемы работы со сказками, используя технологию ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)....