"Вовлечение родителей в жизнь группы"
консультация на тему
Консультация будет интересна как воспитателям, так и старшим воспитателям. Отражён теоретический аспект как непосредственного участия родителей в жизни группы, так и частого присутствия в группе вместе с детьми. Также представлены конкретные формы и способы включения родителей в образовательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vovlechenie_roditeley_v_zhizn_gruppy.doc | 239.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников № 35 «Цветик-семицветик»
Консультация
для воспитателей
«Вовлечение родителей в жизнь группы»
Составила и провела
ст. воспитатель
Бычкова Г.В.
Г. Саров, 2016 г.
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ ГРУППЫ
В настоящее время, помимо финансовых и прочих мате риальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в заня тости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родите лей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекват но (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать (почему Сережина мама пришла, а моя — нет), что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени у педагогов, ощущение собствен ной несостоятельности у некоторых педагогов, чувство обиды — все это в совокупности мо жет привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.
Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отка зываться, а учиться это делать, понимая, что участие родите лей в жизни детского сада идет на пользу всем — детям, вос питателям, родителям, престижу профессии и детского сада.
Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:
- оказание разовой помощи;
- участие в организации образовательной работы с деть ми на занятиях, в деятельности кружков и т. п.;
- участие в качестве постоянных добровольных помощ ников;
- участие в принятии решений относительно своего ре бенка или группы, которую он посещает, инициирова ние действий и проектов «для своих»;
- участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.
Выделение уровней не означает, что каждая семья в про цессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуа лизации, признания за семьей права выбора характера и сте пени своего участия в совместной с педагогами деятель ности.
Начнем с родителей.
Становясь активными участниками «общественной» жиз ни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
- они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома приме нять подходящие методы воспитания;
- у родителей формируется более высокая оценка дости жений своих детей и гордость за них;
- появляется возможность поработать в профессиональ ной среде, что может побудить к получению дополни тельного образования, поступлению на какие-либо кур сы или даже превратиться в постоянную работу;
- развивается более глубокое понимание процесса обуче ния детей дошкольного возраста;
- формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
- возникает доверие к воспитателям и другим сотрудни кам детского сада;
- делается выбор детского сада для второго ребенка;
- родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
- взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;
- устанавливаются длительные дружеские связи с други ми родителями.
А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:
- в их сознании возникает позитивная связь между семь ей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работаю щим в группе взрослым;
- присутствие и участие родителей в занятиях доставля ет детям особое удовольствие, благоприятствует их ус пехам;
- у ребенка наблюдается буквально взлет чувства соб ственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
- знакомство с другими взрослыми расширяет соци альный опыт и дает положительные модели для подра жания;
- дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источ нику знаний и опыта;
- взаимодействие с семьями детей, которые представля ют разнообразные культурные традиции, создает воз можность для формирования толерантности;
- дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:
- изменение соотношения «взрослый-ребенок» в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;
- сокращение расходов на зарплату штатных воспитате лей в том случае, когда родители работают на добро вольной основе постоянно (в качестве ассистентов вос питателя);
- возможность использования увлечений, талантов, зна ний и интересов родителей в процессе занятий с деть ми;
- возможность закрепления знаний, получаемых в детс ком саду с помощью занятий дома;
- происходит более тесное общение между родителями;
- родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;
- являясь представителями различных культур, родители вносят особый вклад в процесс обучения;
- возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;
- возможность узнать, какие занятия и увлечения взрос лые члены семьи разделяют со своими детьми (напри мер, приготовление пищи, игра на музыкальных инст рументах).
Кроме того, у педагогов формируется чувство уваже ния по отношению к семьям воспитанников, это положитель но влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду.
Итак, привлечение родителей и других взрослых к рабо те с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, на конец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход. Большее количество взрослых в группе — прекрасный способ разнообразить и индивидуали зировать задания, выполняемые детьми, предоставить им ши рокий выбор видов деятельности. Например, взрослые могут читать детям вслух или слушать их рассказы, занимаясь с од ним ребенком или с небольшой группой. Они могут руково дить занятиями в Центрах искусства, математики или есте ственных наук или же, следуя указаниям воспитателя, помо гать в выполнении заданий отдельным детям, готовить мате риалы и задания для воспитанников. А может быть, у кого-нибудь из них есть хобби или какой-нибудь талант, которы ми они могут поделиться с детьми.
Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного об мена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходи мо установить активный, персонифицированный, непрерыв ный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителя ми. Для этого педагоги должны находить способы документи ровать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспи танников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобрета ют дети в ДОУ.
Практические действия по привлечению родителей и других взрослых помощников.
Некоторые воспитатели испытывают озабоченность по поводу присутствия родителей в качестве наблюдателей, по мощников или ассистентов в группе. Беспокоит сам факт по явления на занятиях другого взрослого, который наблюдает и оценивает; возникает неуверенность по поводу своей роли в отношении этого взрослого — педагог не знает, как на это ре агировать. Есть воспитатели, которые считают родителей не подготовленными и неумелыми для общения с детьми, не спо собными сделать что-нибудь полезное. Возможно, это происходит потому, что педагоги не понимают, чем другой взрос лый может помочь им в работе с группой. Некоторые счита ют, что в задачу воспитателя не входит планирование работы со взрослыми помощниками. Для многих такая работа будет в новинку.
Лучшим способом справиться с этими сомнениями явля ется совместное создание всеми работниками детского сада и родителями эффективной программы сотрудничества с семь ями. В таком случае вы сможете выявить преимущества при влечения родителей и других добровольных помощников. Составив список этих преимуществ, вы объясните себе и дру гим, зачем нужна программа. А когда все будут твердо убеж дены в этих преимуществах, процесс следует начинать.
Мысленно рассмотрите весь день, запишите свои идеи относительно привлечения родителей. Для этого вы можете задать себе вопрос: «Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь...
- в работе с небольшими группами или с отдельными детьми?
- в отношении материалов и оборудования?
- при осуществлении проектов или общих мероприятий?
- в подготовке праздников?
- в Центрах обучения или в выполнении других заданий?
- в оценке достижений и проблем отдельных детей?»
В результате таких размышлений появится много вариан тов включения родителей в педагогическую деятельность дет ского сада.
Например, на первом родительском собрании можно предложить следующую анкету:
Уважаемые родители!
Дети нашей группы очень ждут интересных встреч с вами. Мы бу дем признательны, если вы придете в группу для того, чтобы научить чему-то детей или провести интересные часы досуга. Пожалуйста, выберите и подчеркните из предложенного перечня занятий то, ко торое вы можете провести с детьми вечером с 15.30 до 19 часов или утром с 9 до 11 часов. Отметьте, пожалуйста, чем бы Вы хотели заняться с детьми в группе, а мы, ваши воспитатели, готовы оказать Вам посильную помощь в подготовке и проведении встречи.
Калейдоскоп добрых дел
- Сделать в группе вместе с детьми кормушку, скворечник.
- Организовать день рождения ребенка, познакомить детей груп пы с любимыми играми, игрушками ребенка, показать фотографии, угостить волшебными конфетами, печеньем.
- Показать диафильм.
- Показать спектакль (пальчиковый, кукольный).
- Подготовить инсценировку сказки, стихотворения с детьми группы.
- Научить детей играть в шашки, шахматы.
- Разучить народные игры (в группе, на участке).
- Подклеить книги.
- Научить пускать мыльные пузыри.
- Научить изготавливать елочные игрушки.
- Научить изготавливать интересные конструкции, например са молеты, корабли из бумаги, а также из брусков, спичечных короб ков, природного материала.
- Организовать спортивное соревнование.
- Научить составлять букеты цветов, икебаны.
- Познакомить с открытками, слайдами, играми вашей семьи.
- Разучить с детьми детскую песню, танец.
- Отремонтировать игрушку, мебель.
- Изготовить продукты из поролона, папье-маше для игры в ма газин, посуду для кукол для игры в семью.
- Изготовить вместе с детьми для игры в моряков бинокли, штур вал, мачту и организовать игру.
- Сделать кукольную мебель.
- Сделать гирлянду, украшение для оформления группы.
- Научить детей мыть посуду и чистить одежду.
- Рассказать о своей профессии и организовать экскурсию на ра бочее место.
- Организовать час загадок.
- Организовать экскурсию в лес.
- Показать и рассказать о животных: кошке, собаке, кролике.
- Научить сажать цветы (комнатные, садовые) и рассказать о них.
- Посадить землянику, зеленый «огород» на окне.
Сложно ли «заполучить» родителей в группу?
Так как в группе в среднем 20—25 детей и на каждого ре бенка в семье приходится по 2—3 взрослых (родители, бабуш ки и дедушки, тети и дяди, старшие братья и сестры), то в те чение месяца-двух каждой семье нужно будет найти не более часа-полутора для того, чтобы прийти в группу в утреннее (предпочтительно с 9.00 до 10.30) или в вечернее время (с 15.30 до 17.00).
Это время будет использовано для того, чтобы взрослые могли понаблюдать, поиграть или позаниматься с детьми.
График посещения родителей для участия в делах группы
Ф. И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Алеша | + | ||||||||||||||||||
Алена | + | <■ | |||||||||||||||||
Борис | + |
У многих воспитателей возникает вполне закономерное сомнение: «Большинство родителей не являются педагога ми», — и вопросы: «Смогут ли они найти общий язык с деть ми? Сумеют ли занять их чем-либо полезным?».
Рассеять эти сомнения достаточно легко: если бы для воспитания детей было принципиальным наличие специаль ного образования, семья как форма воспитания подрастаю щего поколения давно бы трансформировалась во что-то другое. Но семья существует, и большинство родителей ус пешно справляются с воспитанием своих детей, значит, дело не в образовании, а в стремлении участвовать в жизни своих сыновей и дочерей, в желании выслушать, поиграть, научить тому, что умеешь хорошо делать сам, понаблюдать и порадо ваться.
Кроме того, детям чрезвычайно полезно учиться общаться с людьми разного пола, возраста, социальной принадлежнос ти, профессии. Так они смогут получить больше разнообраз ных знаний и опыта общения. Какой бы профессиональной ни была воспитательница, едва ли она сможет компетентно от ветить на все вопросы детей. Следовательно, не стоит бояться отсутствия у родителей педагогического образования.
Иногда сами взрослые переживают страх и неуверен ность — смогут ли они увлечь детей, найдут ли общий язык. Для того, чтобы, во-первых, вам быть спокойными за родителей, во-вторых, научить их быть полезными и уверен ными, конечно же, нужно помочь им подготовиться.
Если родители будут отмечать в вашем графике посеще ний день своего прихода, вы всегда заранее будете знать, кто и когда придет (мужчина или женщина, мама или бабушка, программист или продавец, любитель аквариумных рыбок или домашней выпечки и т. п.), в соответствии с этой инфор мацией вы сможете продумать тему или содержание включе ния.
А дальше стоит соблюдать некоторые простые правила:
• обязательно представьте всем детям того, кто к вам пришел;
- включайте гостя (или помощника) в ваши дела — при глашайте присоединиться к вам на утреннем круге или на занятии;
- обращайтесь к гостю с вопросами и предложениями сами и побуждайте к этому детей;
- не забывайте о словах поддержки и публичной благо дарности.
Помочь родителям подготовиться заранее или быстрее сориентироваться на месте могут материалы, с которыми вы ознакомите посетителей накануне. Для этого раздайте им карточки с описанием задания, например, по обучению гра моте, развитию речи, математике.
Вместе изготавливаем книгу
- сложите листок бумаги пополам, чтобы получилась «книжечка»;
- попросите ребенка рассказать о чем-либо (что ему нра вится, что он видел, когда шел в детский сад и т. п.); за пишите его слова внизу каждой страницы «книги», на чиная со второй страницы;
- предложите ребенку нарисовать рисунки-иллюстрации к каждой странице;
- вместе решите, какое название вы дадите этой книжке, и предложите нарисовать рисунок на обложке;
- прочитайте книгу вдвоем и всем, кто будет готов послу шать.
Вместе «читаем» картинку
- покажите.картинку ребенку;
- предложите поговорить об этой картинке.
Вот вопросы, которыми вы можете воспользоваться для того, чтобы поощрить детей рассказывать подробнее: ; Что происходит на этой картинке? Какое это время дня? Что этот малыш мог делать дома до этого? Как ты думаешь, что будет дальше?
Состав числа 10
Соберите 10 монеток, положите их в коробочку и:
- предложите ребенку встряхнуть коробочку и высыпать монетки на стол;
- предложите выбрать те монетки, которые упали вверх «орлом» (или, наоборот, «решкой»), сосчитайте, сколь ко таких монеток;
- запишите на листке бумаги;
- повторите несколько раз. Так вы поможете детям усво ить, что число 10 может состоять из 1 и 9, 4 и 6, 5 и 5 и т. д.
Измерение
Соберите на столе различные предметы — фасолины, пу говицы, карандаши разной длины, мелкие монетки.
- предложите разложить карандаши в ряд по длине от са мого короткого до самого длинного;
- предложите измерить карандаши в «пуговицах», «мо нетках» или «фасолинах«;
- помогите ребенку записать результаты измерения и рас сказать о них всем желающим.
Специальные памятки
Кроме того, можно подготовить специальные памятки, которые вывешиваются на видном месте в группе, в центрах (уголках) и в приемной.
Например:
Дорогие взрослые,
мы рады, что вы выбрали вместе с нами Центр искус ства.
Пожалуйста, поинтересуйтесь тем, что мы собираемся делать, что нам для этого нужно, с чего мы начнем рабо ту. Если вы увидите, что нам нужна ваша помощь, окажите ее. Если мы уверенно работаем сами, просто понаблюдайте за нами или же возьмитесь за работу сами — рисуйте, лепите так же, как и мы. Видеть вас за работой большое удоволь ствие!
Ваши дети
Дорогие взрослые,
в Центре математики (или на занятиях по математике) мы узнаем много умного и полезного — учимся считать, измерять, сортировать, рисовать геометрические фигуры.
Вы можете научить нас тому, что умеете сами, или же по мочь нам справиться с заданиями.
Пожалуйста, не спешите говорить, что и как нужно сде лать. Сначала спросите нас, как мы сами понимаем задание.
Нам обязательно понадобятся ваша помощь и поддерж ка, пожалуйста, не отказывайте в них, но и не спешите делать за нас.
Ваши дети
Дорогие взрослые!
Мы учимся говорить, объяснять свои желания. Старай тесь говорить понятно и красиво, тогда и мы научимся делать также. Не поддавайтесь нашим провокациям, называйте слова правильно.
Ваши дети
Анкета интересов родителей
Фамилия, имя родителей Дата
Мы рады, что вы доверили воспитание и обучение вашего ре бенка педагогам нашего детского сада. Наша программа ориентиро вана на активное участие родителей в работе групп. Мы рассчиты ваем на сотрудничество с вами. Чтобы мы имели представление о том, как именно вы могли бы участвовать в работе группы, заполните, по жалуйста, эту анкету, отметив в списке то, что вас наиболее привле кает.
Мне по силам (интересно, желательно) принимать участие в сле дующем:
— занятия с детьми в группах (укажите, пожалуйста, какие имен
но виды деятельности вам доставят особое удовольствие: чте
ние ; рисование ; музыка ; игры )
— изготовление или оборудование чего-либо (оборудование иг ровой площадки, изготовление игрушек, рисование...)
- помощь в организации экскурсий —- помощь в организации праздников
- придумывание с воспитателями различных нововведений
- подбор дома нужных материалов
- помощь в планировании работы
Спасибо!
Литература:
Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО.
124
122
121
РАБОТА С СЕМЬЕЙ: НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ ГРУППЫ
123
РАБОТА С СЕМЬЕЙ: НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ ГРУППЫ
125
126
127
РАБОТА С СЕМЬЕЙ: НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУКЦИИ
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЖИЗНЬ ГРУППЫ
128
129
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада (старший возраст)
Взаимодействие воспитателей с родителями ,как заинтересовать их, чтобы они активно участвовали в воспитании своего ребенка, помогали воспитателям и детскому саду....
Вовлечение родителей в жизнь группы детского сада (старший возраст)
Взаимодействие воспитателей с родителями ,как заинтересовать их, чтобы они активно участвовали в воспитании своего ребенка, помогали воспитателям и детскому саду....
Консультация для воспитателей "Вовлечение родителей в жизнь группы"
В связи с введением ФГОС ДО меняется концепция образования и возникает новая философия взаимодействия с родителями. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимо...
Консультация для педагогов "Вовлечение родителей в жизнь группы"
В консультации раскрывается роль родительской активности в создании условий для успешного пребывания ребёнка в дошкольном учреждении...
Диаграмма вовлеченности родителей в жизнь группы
Работа сродителями...
Вовлечение родителей в жизнь группы
Вовлечение родителей в жизнь группы В настоящее время педагоги придумывают всё новые и современные формы вовлечения родителей в образовательно – воспитательный процесс – это и вариативность преподнесе...