Доклад"Выявление признаков жестокого обращения с ребенком".
консультация по теме

Комарова Мария Алексеевна

В настоящее время острой проблемой,стоящей перед системой дошкольного образования является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка.Педагог-главное действующее лицо при проведении этой работы.От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей а так же защита от жестокого обращения в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему : «Выявление признаков жестокого обращения с ребенком».

                                                                                   Комарова М.А.

                                                                                      январь 2016г.

          В  настоящее  время  острой  проблемой,  стоящей  перед  системой  дошкольного  воспитания,  является  использование  правовых  и  педагогических  возможностей  детского  сада  для  защиты  прав  ребенка  в  семье.

Какие же функции педагог должен выполнять для  правового воспитания дошкольников?

      -Демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры.        

  • Реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
  • Построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией.
  • Организация работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребенка.
  • Содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности.
  • Привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.
  • Формирование высоких морально – нравственных качеств у детей.
  • Ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты.

        «Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье.

       Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошим родителем. Опасное социальное последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

  1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.                                                                                                       К психической форме насилия относятся:                                                                                             - открытое неприятие и постоянная критика;                                                                                          - угрозы в адрес ребенка в словесной форме;                                                                                     - замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;                                           - преднамеренная физическая или социальная изоляция;                                                                     - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;                                                                                       - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.
  4. Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

         Основные  физические признаки травм : гематомы, ожоги, травмы головы, внутрибрюшные травмы, переломы костей и крайнее истощение.

Гематомы

Сами по себе синяки обычно не являются основанием для обращения за срочной медицинской помощью.Но если они в области живота,в районе головы, шеи, торса и гениталий,это должно стать основанием для поиска симптомов других, более серьезных проблем.

􀀛 Синяки на ягодицах, задней стороне бедер и нижней части спины часто являются следствием применения телесных наказаний.

􀀛 Травмы гениталий практически всегда носят преднамеренный характер. Гематомы, найденные в области гениталий или на внутренней стороне бедер, часто являются следствием наказаний за недержание мочи или стула.. Выявив любые травмы в области гениталий, педагог обязан оценить вероятность сексуального насилия и незамедлительно показать ребенка врачу.

􀀛 Синяки на щеках или мочках ушей часто возникают в результате пощечин или подзатыльников.

􀀛 Возникновение гематом или порезов на шее почти всегда является результатом удушения рукой, шнуром, собачьим ошейником или другим предметом.

􀀛 Щипки, захват, сжатие, удар рукой тоже оставляют характерные отметины на коже. Это могут быть следы в форме пальцев, подушечек пальцев или целой ладони.

􀀛 Следы укуса представляют собой четко выраженные парные дуговидные гематомы, на которых можно разглядеть отпечатки отдельных зубов.

􀀛 Петлеобразные гематомы возникают в результате избиения ребенка сложенным вдвое электрическим проводом, шнуром или веревкой.

􀀛 В случаях, когда ребенка насильно привязывают к кровати или другому предмету, у него на ступнях, лодыжках и запястьях остаются характерные следы.

Чтобы отличить случайные травмы от преднамеренно нанесенных, необходимо

знать, где и как возникают случайные повреждения.

􀀛 У детей любого возраста часто страдают выступающие части тела, такие как колени, локти, предплечья, голени, лоб и подбородок. Когда дети спотыкаются и падают, у них появляются характерные синяки — как правило, округлой формы, без характерных очертаний.

􀀛 В некоторых случаях необъяснимые, часто возникающие гематомы могут быть проявлением наследственных заболеваний крови. Располагаются они обычно в местах, типичных для травм.

Ожоги

Примерно в 10 процентах случаев физического насилия имеют место ожоги.

􀀛 Чаще всего встречаются сигаретные ожоги. Они имеют округлую форму, примерно одинаковый размер и углубление посередине.

􀀛

Если ожог расположен на тыльной стороне руки, то, скорее всего, он был причинен ребенку преднамеренно.

􀀛 Ожоги в виде клейма возникают, когда к телу ребенка прикладывают раскаленный металлический предмет.

􀀛 Наиболее частой причиной водных ожогов является окунание или погружение ребенка в горячую воду ягодицами.Тот факт, что руки и ноги ребенка остаются непораженными, позволяет отмести любые оправдания родителей о якобы случайном характере таких ожогов.

􀀛 Ожог, который возникает в результате погружения в горячую воду обеих ног ребенка, иногда называют «чулочным ожогом», поскольку по форме он напоминает чулки или носки. Аналогичный ожог рук называется «перчаточным».

Травмы головы

􀀛 Широкая залысина на голове, ломаные волосы различной длины чаще всего говорят о том, что ребенка часто таскают за волосы. Если ребенка оттаскали за волосы недавно, прикосновение к волосистой части кожи головы вызывает болезненные ощущения.

􀀛 Наличие синяков под обоими глазами говорит о том, что ребенка неоднократно били наотмашь по глазам или по голове.

Переломы костей

          Предполагаемые переломы костей требуют незамедлительного медицинского вмешательства. Рентгеноскопическое обследование детей, ставших жертвами физического насилия, более чем в 20 процентах случаев выявляет наличие у них переломов костей.

Крайнее истощение

Ребенок, страдающий крайним истощением, имеет явно недостаточную массу тела и может выглядеть изможденным.

 􀀛 Обычно диагноз ставится при сравнении роста и веса ребенка со стандартными показателями, однако заподозрить истощение можно  выявить уже при первом контакте с ребенком.

 У таких детей сильно выступают ребра, худые ягодицы, сморщенная кожа, костлявые руки и ноги и сморщенное личико.

Признаки пренебрежения нуждами у детей.

Можно предполагать, что ребенок находится в ситуации пренебрежения нуждами,  если он:

  • носит одежду несоответствующего размера, грязную, порванную; или одет не по погоде (например, зимой ходит в летней одежде);
  • голоден, просит, крадет или запасает еду
  • часто выглядит вялым, уставшим, невыспавшимся, ослабленным;
  • часто занят с младшими братьями или сестрами, выполняя родительские функции;
  • выглядит запущенным, немытым, от него плохо пахнет;
  • имеет нелеченные раны

Признаки возможного пренебрежения нуждами ребенка у родителей

О пренебрежении нуждами ребенка могут свидетельствовать следующие признаки в поведении родителей, хотя ни один из них сам по себе нельзя рассматривать как факт доказательства плохого обращения:

  • проявляет равнодушие и безразличие по отношению к ребенку;
  • выглядит апатичным или депрессивным;
  • злоупотребляет алкоголем или наркотиками;
  • отрицает наличие проблем или обвиняет ребенка;
  • считает ребенка испорченным, рассматривает как обузу для себя;
  • видит в ребенке в первую очередь средство удовлетворения своих собственных потребностей.

Фактором, повышающим риск насилия над детьми и неудовлетворения их потребностей, является бедность.

Объяснение родителями причин возникновения травм,

указывающие на возможность жестокого обращения с ребёнком в данной семье.

     К объяснениям, вызывающим подозрения в жестоком обращении с ребенком, относятся следующие.

􀀛 свидетельства очевидцев или заявление ребенка.

􀀛 Когда один из родителей утверждает, что другой родитель допускал насилие в отношении ребенка, это обычно соответствует действительности, особенно если речь не идет о ситуации, когда родители оспаривают друг у друга права опеки над ребенком.

􀀛 Нередко родители частично признают свою вину. Например, что они нанесли ребенку одну из полученных им травм, отрицая, что имеют отношение к остальным травмам.

􀀛 Иногда родители отрицают, что им было известно о наличии у ребенка гематом или ожогов, несмотря на то, что эти травмы видны невооруженным глазом.

􀀛 Если родители рассказывают причудливые, необычные или неправдоподобные истории, их виновность очевидна.

􀀛 Родители могут попытаться свалить вину на братьев или сестер ребенка в том случае, если не в состоянии придумать более или менее правдоподобное объяснение полученной ребенком травме.

􀀛 Невиновные родители обычно стремятся как можно быстрее показать пострадавшего ребенка врачу. Родители, допустившие насилие в отношении своего ребенка, поступают наоборот –подолгу не обращаются за помощью медиков.

         Педагог – главное  действующее  лицо  при  проведении  работы.  От  его  квалификации  и  культуры  зависит  соблюдение  прав  детей  в  дошкольном  образовательном,  а  также  защита  детей  от  жестокого  обращения  в  семье.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком»

Как вести себя педагогу,если ребенок рассказал ему о жестоком обращении со стороны родителей...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Консультация для воспитателей «Технологии раннего выявления и работы со случаем жестокого обращения с ребенком»

Консультация для воспитателей «Технологии раннего выявления и работы  со случаем жестокого обращения с ребенком»...

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том чис...

Методические рекомендации по выявлению жестокого обращения с ребенком

Рекомендации для родителей, чьи дети постоянно подвергаются моральному унижению со стороны педагогов или сверстниковНе упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал...

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

жестокого обращения с ребенком1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?...