Рабочая программа для средней группы
методическая разработка (средняя группа) на тему

Рабочая программа для средней группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_2_sredney_gruppy_no3.docx97.82 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание рабочей Программы:

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Целевые ориентиры

2. Содержательный раздел

2.1 Перспективное планирование непрерывной непосредственной образовательной

деятельности.

2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы

2.3 Перспективное планирование по основам безопасности и жизнедеятельности

2.5 Взаимодействие с родителями

2.6 Перечень программ

3.Организационный раздел

Рабочая Программа разработана на основе нормативных документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 
  2. Закон Санкт - Петербурга от 17 мая  2013 года № 461-86  Об образовании в Санкт-Петербурге принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга 26 июня 2013 года.
  3. Постановление  главного государственного санитарного врача Российской   Федерации от 15 мая 2013 года №26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

  1. Цели и задачи реализации Программы

Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для  полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у
дошкольников таких качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

     1.забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном  всестороннем развитии каждого ребенка;

     2.создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного  отношения  ко всем воспитанникам, что позволяет растить  их общительными, добрыми и любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству;

     3.максимальное использование  различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

     4.Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии  с интересами и наклонностями каждого

     5. Творческая организация воспитательно - образовательного процесса

 

 

6.Уважительное отношение к результатам детского творчества;

7.Единство подходов в воспитании детей  в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

     8.Соблюдение в работе детского сада преемственности, исключающей   умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

       9.Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.

     10.Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при   систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской  активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном   образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, совместно с семьей стремимся сделать счастливым детство каждого ребенка.

 

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

При разработке программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической - как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Программа:

-   соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

-   сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости( содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и , как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

-   соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности ( позволяя решать поставленные цели и задачи только при использовании разумного "минимума" материала);

-  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

-  строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

-  основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

-  предусматривает решение программных образовательных задач в современной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

-  предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

-  допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.

Характеристика 2 средней группы

Списочный состав группы: 23 человека, из них 16 девочек и 7 мальчиков.

Дети пришли в детский сад домашние, они впервые вышли за пределы семейного круга; но период адаптации у детей уже прошёл, и дети успешно освоили программу детского сада по младшей группе.

Игра для детей стала ведущим видом деятельности. Стали больше играть с игрушками и предметами – заменителями. Дети научились объединяться группами, или играть вдвоём и втроём в сюжетно - ролевые игры.

Изобразительная деятельность у детей недостаточно развита, графические образы бедны, сюжеты рисунков и построек детей недостаточно отчётливые и устойчивые.

Дети этой группы ещё не могут обходиться без помощи взрослого.

Аппликация даётся только с помощью взрослого.

По образцу и по замыслу дети могут выполнять не сложные постройки.

В младшей группе у многих детей была слабо развита координация движений, плохо ориентировались в пространстве, нечётко выполняли упражнения по физическому развитию. То в настоящее время дети окрепли и для своего возраста выполняют довольно хорошо.

Речь у детей стала более грамотной: увеличился запас словаря, дети начали строить предложения, составляют рассказ из 2 - 3- 4  предложений, дети стали запоминать стихи. 

  1. Целевые ориентиры

-Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

- Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

- Проявляет ответственность за начатое дело.

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

- Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).

- Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональное, важнейших исторических событиях.

- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

  1. Образовательные области

1.Познавательное развитие:

Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие,

- развитие познавательно исследовательской и продуктивной( конструктивной) деятельности,

- формирование элементарных математических представлений,

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

2. Речевое развитие:

Цели:

овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи,

- развитие литературной речи,

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений,

- приобщение к словестному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

3. Социально- коммуникативное развитие:

         Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

- развитие трудовой деятельности, - воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатов,

- формирование первичных представлений о труде взрослых,

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям,

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4. Художественно- эстетическое развитие:

Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей( рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

- развитие детского творчества,

- приобщение к изобразительному искусству,

- развитие музыкально- художественной деятельности,

- приобщение к музыкальному искусству.

5. Физическое развитие:

Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,

- воспитание культурно- гигиенических навыков,

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни,

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании,

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации),

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

Содержание воспитательно - образовательного процесса:

    СРОКИ:        

                                                           ТЕМЫ:

СЕНТЯБРЬ

1неделя

                                  Детский сад.

2 неделя

                                   Осень.

3- 4 неделя

                                   Осенние дары

ОКТЯБРЬ

1 неделя

                              Осенняя одежда, обувь.

2 неделя

                                   Осенний лес

3 неделя

                              Какой я?

4 неделя

                              Домашние животные и детёныши.

НОЯБРЬ

1 неделя

                                    Моя семья

2 неделя

                               Мой город

3-4 неделя

                                    Мебель, посуда

ДЕКАБРЬ

1-2неделя

             Зима.

             Зимующие птицы и дикие животные зимой

3 неделя

                              Зимние забавы.

4 неделя

                              Новогодний праздник

ЯНВАРЬ

2-3 неделя

                               Правила дорожного движения

4 неделя

                              Транспорт

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

                              Комнатные растения.

2-3 неделя

                                    Дикие животные и их детёныши.

4 неделя

                                    День защитника отечества

МАРТ

1 неделя

                               Весна

2 неделя

                               Мамин праздник

3 неделя

                               Игрушки

4 неделя

                                    Народная игрушка

АПРЕЛЬ

1 неделя

                                     Домашние птицы

2-3 неделя

                                 Птицы весной

4 неделя

                                 Растения  весной

МАЙ

1 неделя

                                На улице праздник

2  неделя

                                День победы

3 неделя

                                Насекомые

4 неделя

                                      Лето

2.1 Комплексно - тематическое планирование во 2 средней группе №3 на 2015-  2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Дата

Лексическая тема

Цель

Формы работы

Итоговые мероприятия

Сентябрь 1

Детский сад

Познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Уточнить знание маршрута в детский сад и домой. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке датского сада.

Социально - коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Наш детский сад.

Беседа о правилах поведения в д/с. «Вот и стали мы на год взрослее», «Что мы делаем в детском саду».

Игра-драматизация «Я иду в детский сад»; игровая ситуация «Накрываем на стол».

Речевое развитие

Чтение худ. лит. «Теплый дом» З. Катляр, «Про себя и про ребят» Г. Ладонщикова, «Повар» О. Григорьева,

Д/и «Назови ласково», «Один - много»

Физическое развитие

- подвижные игры «Крепкий круг», «Догонялки», «Я иду, иду, иду», «Солнышко и дождик».

Художественно – эстетическое развитие

- рассматривание альбома «Наша» группа

- рисование «Моя любимая игрушка»

- аппликация «Башенка»

- лепка «Пирамидка»

Познавательное развитие

 - рассматривание помещений детского сада;

- наблюдение за игрой старших детей;

- эксп. деят. «Какой песок?»

Социально- коммуникативное развитие

- «Экскурсия по территории детского сада, знакомство с трудом дворника, помощь дворнику в сборе листьев, веток. Беседа «Почему могут быть опсны сухие ветки?»

- Дид. Игры «Когда это бывает?», «Какое время года?»

Фото-выставка «Мы снова вместе»

Сентябрь 2

Осень

Дать понятие о характерных признаках осени. Формировать умение устанавливать простейшие связи между изменением условий и изменением состояния растений. Воспитывать интерес к наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа. Учить различать деревья и кустарники.

Познавательное развитие

- наблюдение за дождем, листопадом;

- экспериментальная деятельность: «Есть лужа – нет лужи»

- рассматривание иллюстраций осенней природы,

- рассматривание репродукций картин известных художников: Левитан «Золотая осень» и др.

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: стихи И. Белоусова «Осень», В. Авдеенко «Ходит осень по дорожке», И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

- разгадывание загадок об осени; ситуативные разговоры и рассказы по теме: «Какая осенью погода», «Какого цвета листья на деревьях?», д./у. «Осенние слова», пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Физическое развитие

Подвижные игры «Листопад», «Солнышко и дождик», «Такой листок – беги ко мне», физк. мин. «Ветер тихо клен качает».

Художественно – эстетическое развитие

- лепка «Лучики для солнышка»,

- аппликация «Осенний узор»,

- рисование «Осенний букет».

- выставка … из природного материала «Зима - осень».

Сентябрь 3 - 4

Осенние дары

Закреплять название различных фруктов, овощей, сформировать обобщающее понятие «фрукты», «овощи»; уточнить отличительные признаки фруктов и их качества. Формировать умение различать овощи и фрукты по размеру, цвету, характеру поверхности, цвету, вкусу. Развивать стремление к здоровому образу жизни. Формировать интерес к труду на огороде.

Познавательное развитие

- рассматривание фотографий, альбомов, изображений фруктов, овощей.

Д.и. «Угадай на вкус», «Угадай и назови», лото «Овощи - фрукты»

- беседы, ситуативные разговоры «Что растет в саду, огороде?», «Твой любимый фрукт», «Сила твоего тела в соках» и т.д. «Чудесный мешочек», д.у. «Фруктовый- овощной салат».

Речевое развитие.

- Чтение художественной литературы: Я. Аким «Яблоко», Ю. Тувим «Овощи», В. Сутеев «Яблоко», р.н.с. «Пых»; Н. Кончаловский «Показал садовод нам такой огород»

- разгадывание загадок о фруктах, овощах.

Социально- коммуникативное развитие

- игра- драматизация «Фруктовый дом»; «Веселые овощи». Инсценировка сказки «Репка».

- сюжетно-ролевая игра «Фруктовый сад», «Огород», «Овощной магазин».

- Беседа «Какую пользу приносят фрукты и овощи»

Д.и. «Полезно - вредно».

Художественно – эстетическое развитие

- рисование «Большое и маленькое яблоко»,

- аппликация «Ваза с фруктами»,

- лепка «Угощение для кукол»,

- конструирование «грузовик для овощей».

Физическое развитие

- подвижные игры «Огуречик», «В огород мы пойдем», «Стоп».

Выставка из фруктов

Октябрь 1

Осеняя одежда, обувь

Закреплять обобщающее понятие «Одежде», «Обувь», названия элементов одежды, обуви, учить соотносить одежду, обувь с сезоном. Учить сравнивать предметы одежды по размеру, цвету.

Знакомить с разнообразием материалов для одежды и обуви. Прививать навыки самообслуживания. Учить содержать одежду в чистоте и порядке.

Познавательное развитие

- наблюдение: температура воздуха и одежда людей;

- рассматривание иллюстраций, альбом «Одежда», «Обувь»,

- рассматривание иллюстраций с изображением людей в старинной одежде.

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: В. Зайцев «Я одеться сам могу», С. Маршак «Человек рассеянный», Л. Воронкова «Маша-растеряша», Н. Носов «Заплатка».

- разгадывание загадок об одежде;

- беседы, ситуативные разговоры по теме: «Чем отличается одежда мальчиков и девочек?», «Береги одежду»;

Д.и. «Кто скорее соберет вещи?», «Скажи наоборот», «Из чего сделано?», «Чья одежда?», «Опиши по памяти». 

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Магазин одежды», «Оденем куклу на прогулку».

Художественно – эстетическое развитие

- рисование «Платье для матрешки»;

- аппликация «Красивая косыночка»;

- лепка «Шляпа»;

- конструирование «Одежда для бумажной куклы»;

Физическое развитие

Практическое упр. «Самые аккуратные»,

П.и. «По ровненькой дорожке».

 - мини-конкурс «Модница»

Октябрь 2

Осенний лес

Расширить представление о растительном мире, уточнить какие растения произрастают в лесу. Знакомить с особенностями внешнего вида  и названием деревьев (береза, клен, сосна, ель, рябина).

Познавательное развитие.

- беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме: «Как выглядят деревья осенью?», «Лес – дом для животных»;

- сравнение лиственных и хвойных деревьев;

- рассматривание фотографий, альбомов, изображений различных кустов и деревьев;

- рассматривание фотографий, альбомов, изображений различных кустов и деревьев;

Д.и. «Чей листок?».

Социально- коммуникативное развитие

Д.и. «Как вести себя в лесу?».

Труд: помощь уборке опавшей листвы.

Художественно – эстетическое развитие - рисование «Разноцветные листья»;

- лепка «Дерево»;

- аппликация «Ветка рябины».

Физическое развитие 

П.и. «Раз, два, три – к дереву беги», «У медведя во бору».

коллективная работа из осенних листьев «Осенний лес».

Октябрь 3

Какой я?

Дать представление о назначении частей тела (наши помощники). Формировать представления детей о том, что все люди разные, не похожи друг на друга (пол, возраст, рост, цвет глаз, волос). Учить находить сходства и различия. Развивать интерес детей узнать о себе. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Познавательное развитие

- самонаблюдение за своим внешним видом;

- беседа «Зачем людям нужна вода?»;

экспериментирование «Воздух повсюду.

Д.у. «Что есть у человека?», «Что у меня по одному, по два, много?».

Речевое развитие

Чтение Г. Остер «Вредные советы», С. Ю. Волков «Азбука здоровья», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Белов «Мамина дочка».

Д.у. «Кто старше?», «Кем я буду?», «Кто что делает?», повторение потешек при мытье рук, умывании.

Социально- коммуникативное развитие

С-р и. «Доктор», «День рождения куклы Маши».

Театрализация сказки «Маша и медведь».

Художественно – эстетическое развитие - рисование «Подарок для друга»;

- аппликация «Шарфик для Машеньки»;

- лепка «Витамины на тарелке».

Физическое развитие

П.и. «Делай как я», «Ловишки»

-семейный фотоконкурс;

-«Выходные с семей».

Октябрь 4

Домашние животные

Формирование первичных ценностных представлений о животных, как «меньших братьях» человека. Активизировать знания детей о пользе домашних животных для человека, основанных признаках животных. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными.

Познавательное развитие

- рассматривание фотографий домашних животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных;

- беседа о значении в жизни человека и последствиях уничтожения животных, защите животных со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты животных;

- развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: стихотворения В. Хорол «Козочка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», Л. Квитко «Кисонька», сказки – С. Михалков «Три поросенка», Б. Гримм «Бременские музыканты», Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот», р.н.с. «Коза-дереза», «Волк и семеро козлят»;

- разучивание стихов А. Барто «У меня живет козленок».

Д.и. «Четвертый лишний», «Кому – что?», «Кто у бабушки живет?».

Социально- коммуникативное развитие

- сюжетно-ролевая игра «Ферма»;

- игры-драматизации сказок о животных;

- игры имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных.

Художественно – эстетическое развитие - рисование «Котенок»;

- лепка с использованием доп. мат. «Поросенок»;

- аппликация «Будка для собаки»;

- конструирование из бумаги «Собака»;

- музыка: слушание песни–шутки «Путаница» (муз. Е. Теличевой, сл. К. Чуковского).

Физическое развитие

- подвижные игры: «Лохматый пес», «Кот Васька», «Кошки-мышки», «Птички и кошка».

-викторина «В мире животных».

Ноябрь 1

Моя семья

Формирование первичных ценностных представителей о семье, семейных традициях, обязанностях.

Дать представление:

- о том, что такое семья;

- о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) и др. Учить знать и называть своих ближайших родственников.

Познавательное развитие

- ситуативные разговоры и беседы по теме «Что такое семья», «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия нашей семьи»;

- проблемные ситуации «Если я потерялся», «Кто стучится в дверь ко мне», «Спички детям не игрушки», «Ты остался один дома, но случилась беда».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно». Р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Стих З. Александровой «Про маленькую Таню», У. Благинина «Посидим в тишине»;

- рассказы детей о своей семье;

- составление рассказа «Дом, в котором я живу», «Как я маме помогаю»;

- рассматривание и обсуждение семейных фотографий;

- пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Д.и. «Где мы были, что мы видели?»

Социально- коммуникативное развитие

- сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «Семья принимает гостей»;

- инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка», «Три медведя».

Художественно – эстетическое развитие

 - конструирование дома;

- рисование «Чашка для бабушки»;

- лепка «Матрешка»;

- аппликация «Дом».

Физическое развитие

П.и. «Мыши в кладовой», «Змея».

- выставка семейных фотографий;

-фотоконкурс «Как мы играем дома».

Ноябрь 2

Мой город

Воспитывать любовь к родному краю, познакомить с самыми красивыми местами родного города. Закрепить знания детей об адресе проживания. Расширение представлений о труде взрослых, о разных профессиях. Формирование интереса к профессиям родителей, подчеркивание значимости их труда.

Познавательное развитие

- рассмотрение объектов ближайшего окружения;

- рассматривание альбомов с изображением улиц и достопримечательностей города «Мой город вчера и сегодня»;

- беседы, ситуативные разговоры по теме: «Наш город, улица», «Что можно увидеть на улицах города?», «Почему важно знать свой адрес?».

- игры с песком «Построим улицу», «Гараж».

- развивающие игры: «Какие бывают дома?», «Кому, что нужно для работы?»;

- игры со строительным материалом «Архитекторы»;

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Б. Заходер «Строители», «Сапожник», С. Маршак «Кузней», «Почта», С. Михалков «А что у Вас?».

Д.и. «Кто это делает?».

Социально- коммуникативное развитие

- игра-ситуация «Няня накрывает на стол»;

- сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Шоферы», «Строители», «Моряки».

Художественно – эстетическое развитие

 - рисование «Дом»;
- лепка «Пирожок»;

- аппликация «Расческа»;

- конструирование: «Чепчик для доктора».

Физическое  развитие

- подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Найди и промолчи».

- ф/м. «Мы выходим со двора».

 - коллаж «Улицы нашего города».

Ноябрь 3 - 4

Мебель

Посуда

Закрепить понятие «Мебель», составные части мебели, ознакомить с назначением предметом мебели. Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам. Познакомить с обобщающим понятием «посуда», ее назначением, с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная, учить называть материал, из которого сделана посуда.

Познавательное развитие

- рассматривание иллюстраций, альбома «Мебель», «Посуда»;

- беседы, ситуативные разговоры и рассказы по теме: «Мебель в моей комнате», «Мебель в нашей группе», «Берегите мебель»;

- развивающие игры «Каждой вещи свое место», «Парные картинки», «Один - много», «Скажи ласково», «Устроим кукле комнату»;

- беседы, ситуативные разговоры по теме: «Из чего делается посуда?», «Что мы видели на кухне?», «Какие блюда вы готовили вместе с мамой?»;

- экспериментальная деятельность: «Тонет – не тонет».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: С. Барудзина «Плотник», И. Демьянова «Одежкин домик». Р.н.с. «Три медведя», Бр. Гримм «Горшок каши»;

- разгадывание загадок о мебели, посуде;

- развивающие игры «Новоселье», «В гостях», «Магазин мебели».

Художественно – эстетическое развитие - рисование «Красивая тарелочка»;

- аппликация «Украсим поднос»;

- лепка «Ваза»;

- выкладывание мебели из палочек.

Физическое развитие

П.и. «Перепрыгни через препятствие», игр. Упр. «Подбрось - поймай».

- творческая игра «Преврати эту форму в любой предмет мебели».

Декабрь 1, 2

Зима. Зимующие птицы.

Дикие животные зимой.

Учить различать смену времени года, выделять характерные приметы зимы. Закрепить знание свойства снега и льда. Учить наблюдать за птицами (как ищут корм, чем можем им помочь), осуществлять подкормку зимующих птиц. Закрепить умение различать и называть птиц, прилетающих на участок. Обобщить знания детей о том, как звери приспосабливаются к зимовке.

Познавательное развитие

- рассматривание иллюстраций зимней природы,

- рассматривание фотографий зимующих птиц, изображений зимующих и перелётных птиц, иллюстраций к книгам о птицах;

- беседы по теме, в том числе о видовом разнообразии птиц, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и посильной помощи детей в деле защиты пернатых;

- беседы, ситуативные разговоры по теме: «Какая зимой погода?», «Какого цвета зима?», «Во что мы одеваемся зимой?»;

- наблюдение за снегопадом;

- экспериментальная деятельность: «Разноцветная водичка», «Что такое снег и лед?»;

- развивающие игры «Когда это бывает?», «Какое время года?».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы о зиме;

- разгадывание загадок о зиме, зимующих птицах, диких животных.

Пальч. Гимн. «1, 2, 3, 4, 5 мы во двор пошли гулять».

- разучивание стихов о зиме.

Д.и. «Кто прилетит на кормушку?», «Кто без чего?», «Закончи предложение».

Социально- коммуникативное развитие

- сюжетно-ролевые игры «Оденем куклу на прогулку»;

- презентация «Азбука безопасности».

Художественно – эстетическое развитие - рисование «Зимний пейзаж»;

- лепка «Снеговик»;

- аппликация «Дома в снегу».

Физическое развитие

- подвижные игры «Снежок», «На дворе мороз и ветер», «Два Мороза», «Поймай снежинку».

- выставка рисунков «Зимушка-зима».

Декабрь 3

Зимние забавы.

Зимние виды спорта.

Создание у детей хорошего настроения, условий для двигательной активности.

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, находиться как можно дольше на свежем воздухе, заботиться о своем здоровье. Формировать представление о зимней Олимпиаде.

Познавательное развитие

- рассматривание иллюстраций «Зимние развлечения», зимние виды спорта, символика Олимпиады;

- беседы по теме: «На чем вы любите кататься?», «Зимние виды сопрта»;

- экспериментальная деятельность: «Разноцветные льдинки», поисковая игра «Следы на снегу».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: Н. Носов «Затейники», русская народная сказка «По щучьему велению», Я. Аким «Первый снег», Д. Александров «Зимняя сказка»;

- разгадывание загадок о зимних забавах, о зимних видах спорта;

- пальчиковая гимнастика «Снежок»;

- разучивание пословицы «Любишь кататься – люби и саночки возить».

Социально- коммуникативное развитие

- сюжетно-ролевая игра «Защита крепости»;

Художественно – эстетическое развитие.

- рисование «снежинки»;

- лепка «Санки»;

- аппликация «Снежная горка».

Физическое развитие.

- подвижные игры «Кто дальше бросит снежок», «Ледяные горки», катание на санках, лыжах.

-составление коллажа «Зимние забавы».

Декабрь 4

Новогодний праздник

Формирование представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике. Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки.

Познавательное развитие

- рассматривание иллюстраций зимнего праздника: «Как мы готовимся к Новому году», «Новогодняя ночь»;

- рассматривание новогодних открыток;

- беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме: «Кто приходит на новогодний праздник?», «Елка – символ Нового года»;

- развивающие игры «Снеговики», «Так бывает или нет?» и т. д.

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: В. Сутеев «Елка», «Два мороза», Р. Кудашев «Елочка», Е. Трутнева «С Новым годом».

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Карнавал».

Художественно – эстетическое развитие

 - рисование «Елочный шар»;

- аппликация «Гирлянда на елку»;

- лепка «Новогодняя игрушка».

Физическое развитие.

- подвижные игры «Снежок», «На дворе мороз и ветер», «Два Мороза», «Мороз – красный нос», хороводная игра «Как на тоненький ледок»;

- иг- игры-развлечения «Снежки», «Катание на санках», «Катание со снежной горки», «Катание на ледяных дорожках».

-украшение группы к Новому году- -новогодний утренник;

- конкурс украшений на елку;

- выставка рисунков.

Январь 2 - 3

Правила дорожного движения

Формирование обобщающего понятия «Транспорт». Закрепление знаний о видах транспорта. Расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре, закреплять знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход». Формировать элементарные представления о разных видах транспорта, его составных частях.

Познавательное развитие

- ситуативные разговоры и беседы по теме: «Если ты потерялся в городе»;

- рассматривание альбома «Веселый светофор», книга «Красный! Жёлтый! Зеленый!» (С. Булацкий).

Речевое развитие

- заучивание стихотворений - С. Михалков «Светофор», А. Усачев «Про зебру», В. Сутеев «Кораблик», «На чем поедем?»;

- чтение сказки Л. Берг «Автомобиль», Н. Никитина «Быстрые тачки»;

- составление описательного рассказа «Как мы с мамой ехали в автобусе»;

- разгадывание загадок о видах транспорта.

Д.и. «Что лишнее?».

Социально- коммуникативное развитие

- сюжетно-ролевая игра «Шофёры»;

- игра-драматизация «Едем мы друзья, в дальние края …»

Художественно – эстетическое развитие.

- рисование «Дорожный знак»;

- аппликация «Пешеходный переход»;

- лепка «Светофор».

Физическое развитие

П.и. «Самолеты».

- конкурс стихов.

Январь 4

Транспорт

Формирование обобщающего понятия «Транспорт». Закрепление знаний о видах транспорта.

Познавательное развитие

- наблюдение за проезжающим транспортом;

- рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различных видов транспорта, «Машины специального назначения»;

- беседы, ситуативные разговоры по теме: «Транспорт», «Машины-помощники», «Правила дорожного движения».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: И. Ильина и Е. Сегал «Машины на нашей улице», рассказы - Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине», А. Барто «Мы едем в метро», Н. Островский «Набирай, поезд ход», А. Введенский «Песня машиниста».

Д.и. «Вставь пропущенное слово», «Можно или нельзя»;

- разгадывание загадок о транспорте.

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «Водители автобуса», «Шофёры», «Поезд».

Художественно – эстетическое развитие

- рисование «Грузовая машина»;

- аппликация «Троллейбус»;

- лепка «Колеса для машин».

Физическое развитие.

- подвижные игры «Кто быстрее?», «Мы устали, засиделись», «Перекрёсток», «Тише едешь – дальше будешь».

- игра «Путешествие»

Февраль 1

Комнатные растения

Формирование обобщающего понятия.

Расширение представлений о различных видах комнатных растений.

Формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека.

Познавательное развитие

- рассматривание комнатных растений в уголке природы;

- рассматривание альбома «Комнатные растения и уход за ними»;

- беседы по теме: «Растения нашей группы», «Как люди выращивают комнатные растения»;

- развивающие игры «Узнай и назови», «Где растет?», «Путаница».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы, стих. - Е. Благинина «Цветок - огонёк»;

- разгадывание загадок о комнатных растениях.

Д.и. «Что лишнее?».

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Садовник».

Художественно – эстетическое развитие

- рисование комнатного растения;

- аппликация «Украсим цветочный горшок»;

- лепка «Цветок».

Физическое развитие

- подвижные игры «Цветы», «Я с веничком хожу», «Подснежники».

- создание паспорта «Комнатные растения группы».

Февраль 2 -3

Дикие животные и их детёныши

Формировать представление детей о внешнем виде, повадках диких животных, уточнить знания детей о сезонных изменениях в жизни животных, активизировать знания детей об их детёнышах.

Познавательное развитие

- беседы, ситуативные разговоры и рассказы по теме, в том числе о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения животных, защите животных со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты животных;

- наблюдения за животными (на прогулке);

- рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных.

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: М. Плясцковский «Ежик, которого можно было погладить», Л. Толстой «Белка и волк», Е. Чарушин из цикла «Рассказы о животных», Бр. Гримм «Заяц и ёж»;

- разучивание стихов о животных;

- отгадывание загадок по теме.

Социально- коммуникативное развитие

- сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»;

- инсценировка сказки «Волк и козлята», игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных;

- этюд – драматизация «Бегал заяц по болоту».

Художенственно – эстетическое развитие.

- рисование «Встреча лисы и колобка»;

- аппликация «Теремок»;

- лепка «Зайчик».

Физическое развитие

- подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Лиса в курятнике»;

- игр.-упр. «Кто выше, кто дальше?».

-викторина «В мире животных».

Февраль 4

День защитника Отечества

Осуществлять патриотическое воспитание, знакомить с военными профессиями, воспитывать любовь к Родине, воспитывать первичные тендерные представления. Воспитывать у мальчиков быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

Познавательное развитие

- беседы: «Военные профессии», «Праздник пап и дедушек»;

- рассмотрение иллюстраций военной техники.

Д.и. «Кто чем управляет?», «Что общего?».

Речевое развитие

- чтение стихов о папе «23 февраля», «Будущий мужчина», Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», С. Маршак «Пограничник».

Социально- коммуникативное развитие

С-р: «Моряки».

Художественно- эстетическое развитие

- рисование «Военная техника»;

- аппликация «Подарок для папы»;

- лепка «Самолет».

Физическое развитие

- «Перепрыгни через ров», «Переправа через болото», «Попади в цель».

-пригласить в группу папу военнослужащего.

Март 1

Весна

Учить наблюдать первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики: рассматривать почки на деревьях, слушать песенку капели, называть растущие на участке деревья.

Познавательное развитие

- рассматривание иллюстраций весенней природы;

- рассматривание репродукций картин известных художников: Левитан «Март», Суриков «Грачи прилетели»;

- наблюдение за ручейками, за дождем, за первой грозой;

- экспериментальная деятельность: опыты «Солнечный зайчик», «Теплый камень»;

- беседы: «Какая весной погода?», «Какого цвета весна?», «Во что мы одеваемся весной?»;

- развивающие игры «Когда это бывает?», «Какое время года?».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы о весне;

- разгадывание загадок о весне.

Социально- коммуникативное развитие

- путешествие в весенний лес;

- Игра-имитация «Звери просыпаются».

Художественно – эстетическое развитие

- ИЗО «Капель»;

- аппликация «Солнышко»;

- лепка «Ветка вербы».

Физическое развитие

- подвижные игры «Солнышко и тучка», «Ручейки».

- выставка рисунков «Весна красна!».

Март 2

Мамин праздник

Воспитание чувства любви и уважения к матери.

Познавательное развитие.

- ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше?»).

Д.и. «Что для мамы, что для папы».

Речевое развитие

- чтение: Т. Волгина «Наступает мамин праздник», М. Давыдова «Я маму люблю», С. Погореловский «Хитрая мама»;

- разучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день»;

- составление рассказа «Как я маме помогаю».

Д. и. «У кого кто?», «Когда ты это делаешь?».

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «Большая стирка».

Художественно – эстетисеское развитие

- рисование «Цветочки для мамы»;

- аппликация — подарок маме;

- лепка «Кулончик маме».

Физическое развитие

- подвижные игры «Достань до цветочка»,

- спорт. упр. «Кто быстрее?».

-утренник «Моя мама лучшая на свете!».

Март 3

Игрушки

Акцентировать внимание детей на игрушках, материалах из которых они сделаны. Развивать интерес к игре. Развивать социальное развитие детей в игре. Воспитывать желание действовать вместе со сверстниками.

Познавательное развитие

- Беседа «В гости к нам пришла матрешка», «Какими игрушками играли Ваши родители»;

Д.и. «Найди домик зайчика», «Собери матрешку», «Что лишнее?» «Что из чего сделано?»;

- рассмотрение игрушек в группе.

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: Е. Благинина «Пришла ко мне подружка», Д.М. Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича Длинный Нос и Короткий хвост», В. Степанов «Игрушки», «Сказка о глупом мышонке». Стих. «Потанцуй моя кукла».

Д.и. «Один — много», «Выдели слово», составление описания куклы.

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «У матрешки новоселье», «Готовим обед для кукол», игра-ситуация «Как лисята поделили игрушки».

Художественно – эстетическое развитие

- рисование «Моя любимая игрушка»;

- аппликация «Коврик для кукол»;

- лепка «Гусеница».

Физическое развитие

- подвижные игры «Карусель», «День и ночь».

- фото- репортаж «Как мы играем в детском саду и дома».

Март 4

Народная игрушка (дымковская роспись).

Формировать представления о видах народного декоративно-прикладного искусства, дать расширенное представление о дымковской игрушке, показать ее характерные особенности.

Познавательное развитие

- рассматрение народных игрушек в групповой комнате;

- беседы, ситуативные разговоры по теме «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Из чего сделаны игрушки»;

- рассматривание иллюстраций «Дымковская игрушка», открыток с изображением народной игрушки.

Речевое развитие.

- чтение о народных промыслах, художественной литературы: Мариджан «Лепка», М. Локова «Мой конь»;

- чтение потешек, стих. «Все игрушки не простые».

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» (используя игрушки народных мастеров: дымковскую, каргопольскую, гжель, игрушка из соломки, тканные народные куклы).

Художественно – эстетическое развитие

- рисование «Дымковская игрушка»;

- аппликация «Закладка для книги»;

- лепка «Уточка».

Физическое развитие

- народные подвижные игры «Верба-вербочка», «Молчанка».

П.и. «Найди себе пару», «Поймай снежинку».

- выставка закладок для книг (из элементов дымковской росписи).

Апрель 1

Домашние птицы

Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека, закреплять названия домашних птиц, их детенышей, дать понятие о пользе, которую они приносят.

Познавательное развитие

- рассматривание фотографий домашних птиц, изображений домашних птиц, иллюстраций к книгам о птицах;

- беседы о значении в жизни человека домашних птиц;

- развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Птичий мир»).

Речевое развитие

- рассказы о домашних птицах, опираясь на опыт детей;

- чтение сказки «Лиса, петух и дрозд»;

- разгадывание загадок о птицах.

Социально- коммуникативное развитие

- игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц;

- игры-драматизации сказки «Лиса, петух и дрозд»;

- сюжетно-ролевая игра «Птичий двор».

Художественно – эстетическое развитие

- рисование «Цыпленок»;

- аппликация «Корзинка для яиц»;

- лепка «Утенок».

Физическое развитие

П.и. «Уточки».

- выставка «Домашние птицы» (лепка, рисование, аппликация);

-развлечение «Птичьи голоса».

Апрель 2 - 3

Птицы весной

Формирование первичных ценностных представлений о птицах, как «Меньших братьях» человека. Формировать связь между изменениями условий и прилетом птиц. Активизировать знания детей о признаках птиц.

Познавательное развитие

- рассматривание фотографий птиц, изображений диких птиц, иллюстраций к книгам о птицах, наблюдения за птицами на прогулке;

- беседы, ситуативные разговоры по теме, в том числе о видовом разнообразии птиц, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения птиц, защите птиц со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты пернатых;

- развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница», «Кто поможет дереву?», «Поможем воробышку».

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: К. Ушинский «Ласточка», В. Сухомлинский «О чем плачет птичка», Л. Толстой «Хотела галка пить», стих. А. Майкова «Ласточка», М. Джалиля «Кукушка»;

- разгадывание загадок о птицах.

Д.и. «Улетает — не улетает», «Кто лишний?».

Социально- коммуникативное развитие

- сюжетно-ролевая игра «Птичий базар»;

- игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц;

- игры-драматизации сказки «Лиса, петух и дрозд».

Художественно - эстетическое

- рисование «Гнездо на дереве»;

- аппликация «Скворечник»;

- лепка «Птичка».

Физическое развитие

- подвижные игры «Воробушки и автомобили», «Птички и кошка».

Апрель 4

Май 1

Растения весной

Совершенствовать знания детей о растениях. Знакомить с названиями первоцветов, потребностях растений. Воспитание бережного отношения к растениям, интереса к миру растений.

Познавательное развитие

- рассматривание фотографий, изображений растений, наблюдения за растениями на участке детского сада;

- беседы, ситуативные разговоры и рассказы по теме «Какие растения есть у нас в группе», «Строение растений», «Как люди выращивают растения», «Растения — зелёная одежда земли»;

- развивающие игры «Узнай и назови», «Где растет?» и т. д.

Речевое развитие

- чтение художественной литературы;

- разгадывание загадок о растениях;

Д.и. «Назови растение», «Назови ласково».

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Садовник».

Художественно – эстетическое развитие

- рисование цветущего растения;

- аппликация «Красивый цветок»;

- лепка «Одуванчик».

Физическое развитие

- подвижные игры «Цветы», «Я с веночком хожу», «К названному растению беги»;

- игры-развлечения «Снежки», «Катание на санках», «Катание со снежной горки», «Катание на ледяных дорожках».

- уход за растениями уголка природы.

Май 2

Знания о Дне Победы, почему он так назван. Формировать представление о героизме солдат, чувство гордости за наш народ.

Познавательное развитие

- беседа «Женщины и дети на войне»;

- рассматривание иллюстраций по теме «Была война», парад, военная техника, памятники;

Д.и. «Чья форма?», «Что изменилось?».

Речевое развитие

- чтение: Е. Благинина «Шинель», Т. Шапиро «Я в солдатики играю», Т. Лавров «Праздник победы».

- составление рассказа «На параде»

Д.и. «Кто чем управляет?».

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Я собираюсь на парад», «Готовим технику к параду».

Художественно – эстетическое развитие

- рисование «Салют»;

- аппликация «открытка к празднику»;

- коллективная лепка «Военная техника».

-Выставка детского творчества.

Май 3

Насекомые

Формирование обобщающего понятия «Насекомые», их особенностями. Формирование представлений о жизни насекомых, умения различать их и называть. Формировать знания о том как насекомые защищаются от врагов, воспитывать бережное отношение к природе.

Познавательное развитие

- наблюдение за насекомыми на прогулке;

- рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

Д.и. «Кто летает, кто ползает», «Кто лишний», «Парочки».

Речевое развитие

- чтение пози. лит. о насекомых: В. Зотов «Лесная мозаика»;

- чтение сказок: А. Прокофьев «Про комара — комарика», К. Чуковский «Муха-цакатуха», «Тараканище», р.и.с. «Медведь и комар»;

- отгадывание загадок о насекомых.

Социально- коммуникативное развитие

- ситуативный разговор об опасных насекомых;

- игра-драматизация «На полянке».

Художественно – эстетическое развитие

- рисование «Муравейник»;

- аппликация «Украсим бабочку»;

- лепка «Божья коровка»;

- разучивание песни «Про меня и муравья»;

- слушание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».

Физическое развитие

- подвижные игры «Медведи и пчелы», «Бабочка ицветочки», «Поймай комара».

-изучение коллажа «Жужжащий и ползающий мир»

Май 4

Лето

Закрепить представление о сезонных изменениях в природе. Выделить характерные приметы лета. Познакомить с правилами безопасности летом.

Познавательное развитие

- рассматривание иллюстраций летней природы;

- рассматривание репродукций картин известных художников о лете;

- беседы по теме: «Какая летом погода?», «Какого цвета лето?», «Во что мы одеваемся летом?»;

- экспериментальная деятельность: «Радуга», «Пар — тоже вода», «Воздух повсюду», «Почему всё звучит?»;

- игры с зеркалом в солнечный день.

Речевое развитие

- чтение художественной литературы: р.н.с. «Пастушок с дудочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка»; стихи о весне; рассказ Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»);

- объяснение поговорки «Летом каждый кустик ночевать пустит».

Социально- коммуникативное развитие

- игровое упражнение Е. Волина «Речка»;

- игра-драматизация сказки «Два жадных медвежонка».

Хдожественно – эстетическое развитие

- рисование «Летний пейзаж»;

- аппликация «Красивая панамка»;

- лепка «Улитка».

Физическое развитие: подвижные игры «Выше ножки от земли», «Большой мяч».

- выставка рисунков «Лето»;

-праздник «День защиты детей».

2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВО 2 СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №3 НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Тема

Цель

Форма работы.

Источник.

Сентябрь

Знакомство с улицей

Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения — магазины, школа, почта. Машины движутся по проезжей части улицы.

Прогулка «Знакомство с улицей».

Рассматривание альбома улицы нашего района.

Чтение: С. Маршак «Пожар».

Чтение стих.: С. Михалкова «Моя улица».

П.и. «Стоп» (карт.)

Вредный огонь и полезный огонь

Познакомить детей с пожарной машиной.

Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем.

Рассматривание иллюстраций с изображением

 пожарных машин.

Октябрь

1. Знакомство с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице.

2. Знакомство с игррровым персонажем «Светофорик».

Детям нужно это знать.

Познакомить детей с некоторыми правилами для пешеходов, с понятиями: пешеход, наземный, подземный переход.

Познакомить детей со светофором, назначением каждого цвета. Выявить имеющегося у детей сведения о светофоре.

Познакомить детей с формой пожарного.

Правила пожарной безопасности.

Прогулка «Кто такие пешеходы?».

Беседа о подземном, наземном переходах.

Рассматривание сериии картинок

 «Наша улица».

Беседа «Как правильно переходить улицу».

Чтение книги «Правила дорожного движения», в. Кожевникова «Светофор», А. Северный «Светофор».

Игра «Наша улица» 1в. - для водителей,

 2 в. - для пешеходов (карт.).

Рассматривание иллюстраций с

 изображением формы пожарного.

Ноябрь

«Светофорик» - по сигналу светофора.

Пожар в квартире.

Закрепить имеющиеся представления о светофоре, его назначении и принципе действия. Развивать интерес к ПДД, познакомить детей с работой регулировщика на улице.

Познакомить детей с профессией пожарного.

Знакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Рисование «Светофор», разгадывание загадок

 о светофоре. Рассматривание картин с

изображением светофора.

Д.и. «Найди правильный светофор»,

«Почини светофор».

Чтение стихотворений: С. Маршака

«Милиционер», С. Михолкова «Моя улица»,

 Я. Пищумова «Посмотрите, постовой встал

на нашей мостовой».

П.и. «Светофор» (карт.).

Противопожарные загадки (карт.).

Декабрь

«Бегут машины в ряд» на чем люди ездят (Виды городского транспорта).

Кошкин дом.

Пусть елка новогодняя нам радость принесет.

Познакомить детей с 2-х сторонним и односторонним движением. Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить у детей названия городского транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль).

Закрепление знаний о профессии пожарного. Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем. Объяснить детям, почему дома нельзя зажигать бенгальские огни, устраивать фейерверки.

С.р. Игра «Мы шоферы». Д.и. «Найди такой

зна».

С.р. Игра «Пожарные».

Чтение сказки по пожарной безопасности.

Л. Куклин «Пожарный».

Январь

«Бульвар дорожных знаков».

Сами не видят, а другим указывают.

Огонь. Чем опасен дым?

Продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки. Обратить особое внимание детей на пешеходную разметку «зебра».

Д.и. «Какой это знак».

Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Чтение художественной лит.: О. Бедарев

 «Если бы», Г. Юрмин «Любопытный

мышонок».

Рисование дорожных знаков «Узнай и нарисуй».

Чтение стихотворения И. Лешкевича

«Гололед».

(ПДД под ред. Рамановой 46)

С.р. Игра «Ты сегодня пешеход»,

П.и. «Машины» (карт.)

Д.и. «Поставь дорожный знак».

Противопожарные стихи.

Февраль

«Торопышка, не спеши».

Правила поведения на улице.

Пешеход.

Осторожно — электроприборы!

Загадки по правилам пожарной безопасности.

Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения ппешеходов по улице, дать понятия: пешеход, наземный, подземный переход, проезжая часть, тротуар. Учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Учить правильно вести себы на улице.

Учить правильно пользоваться электроприборами. Уточнить знания детей.

Прогулка по улице.

С.р. Игра «Ты сегодня пешеход», «ГАИ».

Обыгрывание ситуаций поведения на улице.

Чтение худ. Лит.: С. Михалков «Шагая

осторожно», А. Дорохон «Подземный переход», В. Семернин «Запрещается - разрешается».

Познакомить с инструкцией пользования

электроприборами.

Чтение потешек «Кошкин дом».

Март

«Если на улице нет светофора»

Викторина по пожарной безопасности

Знакомство детей с правилами переходов через дорогу, где нет светофора. Закрепить правила поведения пешехода на улице. Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки.

Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает: лес, постройки.

Уточнить и закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.

Д.и. «Правильно ли поступил Незнайка».

Заучивание стихотворения С. Михалкова

 «Шагая осторожно», «Знайкина викторина».

С.р. Игра «Я сегодня пешеход», «ГАИ».

П.и. «Воробушки и автомобили»

С.р. Игра «Юные пожарные».

Рассматривание картины «Тушение пожара».

Апрель

Виды транспорта.

Кухня — не место для игр.

Сказка «Пир мышей».

Закрепление видов городского транспорта, правила поведения в нем. Дать представление об особенностях движения троллейбуса, автобуса, трамвая. Троллейбус движется с помощью электричества, автобус заправляется бензином, трамвай движется по рельсам.

Объяснить детям, почему они не должны играть на кухне.

Рассматривание иллюстраций городского

транспорта. Беседы об автобусе и троллейбусе.

Чтение художественной литературы:

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»,

 С. Михалков «Скверная история».

Чтение стих. С. Михалкова «Велосипедист».

Загадывание загадок.

С.р. «Я сегодня пешеход», «ГАИ».

Чтение сказки «Автомобиль Жучок»

И. Знаменская.

Май

«Хочу все знать» закрепление знаний о правилах дорожного движения.

Лес горит.

Знаете ли вы правила пожарной безопасности.

Закрепить конкретные знания о правилах поведения на улице города и поселка. Уточнить знания, кто регулирует движение транспорта на улицах.

Закрепить знания дорожных знаков.

Закрепление знаний о профессии пожарных.

Продолжать учить детей беречь лес. Закрепить правила поведения в лесу, правила пожарной безопасности.

Викторина «Что, где, когда».

С.р. Игра «ГАИ».

Чтение худ. Лит.: К. Чуковский «Небылица».

Чтение сказки Е. Кетова «Спасатели».


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Чтение сказки «Снегурочка и лиса»

Беседа «Почему нужно доводить ребенка до

Группы детского сада и отдавать

непосредственно воспитателю»

Октябрь

Знакомство с улицей.

Цель: уточнить знания о дороге, улице, тротуаре, о движении транспорта и пешехода.

Информация «Для чего нужны правила дорож-

Ного движения и что они собой представляют».

Ноябрь

Физкультурный досуг «Мы растем сильными и крепкими»

Декабрь

Январь

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: упражнять сенсорные ощущения.

Февраль

Совм. Дея.

Знакомьтесь — светофор!

Цель: познакомить с работой светофора.

Март

Знакомство с игрой «Найди свой цвет».

Рассказывание детям сказки Ш. Перро «Красная шапочка»

Консультация «Здоровый образ жизни семьи»

Апрель

Познакомить с новой подвижной игрой «Светофор»

Май

Дидактическая игра «Ребенок и автомобиль»


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
«ДОМА», «НА ВОДЕ», «В ЛЕСУ».

Сентябрь

Беседа: «Осторожно Огонь».

«Спички это не игрушка».

Чтение потешки «Кошкин дом».

Октябрь

Чтение стих. Д. Куклин«Пожарный», Л. Толстой «Чтобы не было беды»,

«Пожар»,

 «Пожарные собаки».

Рисование на тему «Пожар».

Ноябрь

Беседа: «Один дома».

Экстремальная ситуация «Незнакомые люди».

Рассматривание иллюстраций «Твоя безопасность», «Как вести себя дома и на улице»

Декабрь

Беседа: «Опасные предметы»

Как обеспечить безопасность дошкольника К.Ю.Белая.

«Будь осторожен с электроприборами».

Чтение книги «Азбука безопасности» А. Иванов.

Январь

Деловая игра «Если кому -то плохо — я могу прийти на помощь».

(закрепить навыки у детей оказания первой помощи)

Февраль

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Март

Беседа: «Осторожно ледоход!»

Апрель

Беседа: «Если ты в лесу».

Чтение рассказа «Костер»В. Распутина.

М. Баданов «Чтобы не было беды»

С. Михалков «Дядя Степа».

Май

Беседа : «Поведение детей у воды».

«Поведение при грозе»

«Поведение на плавучих средствах».

Рыбалка. Купание.

Барто «Гроза», «Чтбы не былобеды».


                                   Формы реализации образовательной программы

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников основная форма реализации программы при организации двигательной познавательно исследовательской коммуникативной музыкально художественной деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами подвижная игра театрализованная игра дидактическая игра

Игровая ситуация-форма работы направленная на приобретение ребенком опыта нравственно-ценных действий и поступков которые он сначала выполняет на основе подражания по образцу а потом самостоятельно

Чтение - основная форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития познавательно – исследовательской коммуникативной деятельности решение задач психолога - педагогической работы разных образовательных областей

Мастерская – форма организации продуктивной деятельности позволяет также развивать двигательную( мелкую моторику) коммуникативную познавательно - исследовательскую  трудовую деятельность

Ситуации: ситуации морального выбора ситуации общения и взаимодействия проблемные ситуации игровые ситуации ситуативный разговор с детьми практически ситуации по интересам детей ситуационные задачи и др.

Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника  в основе, которой лежит целенаправленное собирание чего-либо имеющего определенную ценность для ребенка

Экспериментирование и исследования: практическое социальное и умственное. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном плане (в уме) Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы разбора и решения проблемных ситуаций  

Проект – это создание воспитателем таких условий которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт добывать его экспериментальным поисковым путем анализировать его и преобразовывать

Беседы, загадки, рассказывание, разговор.

Викторины и конкурсы – своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, в котором предполагается посильное участие детей

Слушание музыки, исполнение и творчество

Методы реализации образовательной программы

Методы – упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:

  • Методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности
  • Методы создания условий или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности
  • Методы способствующие осознанию детьми первичных.

     -         Чтения художественной литературы (книги для детского чтения)

     -         Познавательно - исследовательской (предметы для исследования)

     -        Трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда)

  • Продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования)
  • Музыкально-художественный (музыкальные инструменты, дидактический материал и др.)

Парциальные программы:

  1. ,,Основы безопасности детей дошкольного возраста’’ Р. Б Стеркина, О. Л. Князева, Н.Н.Авдеева
  2. ,,Юный эколог’’ С.Н.Николаева
  3. ,,Рисование. Лепка. Аппликация’’ Д.Н. Колдина
  4. ,,Развитие речи у детей дошкольного возраста’’ О.C. Ушакова


Список литературы

  1. ,,От рождения до школы’’ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С  Комаровой, М.А Васильевой. - Москва, Мозаика – Синтез, 2014
  2. Гербова В.В. ,,Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада’’ Мозаика – Синтез, Москва 2012
  3. Дыбина О. В. ,,Занятия по ознакомлению с окружающим миром’’ Мозаика-Синтез, Москва 2009
  4. Комплексные занятия по программе,,От рождения до школы’’ под редакцией Н.Е Вераксы, М. А. Васильевой, Т.C.Комаровой средняя группа, автор составитель З.А. Ефанова – Волгоград: Учитель, 2013
  5. ,,Развитие речи и ознакомление с окружающим миром’’ И.М. Павленко, Н.Г. Родюшкина, М. Творческий центр, 2007
  6. Изобразительная деятельность в детском саду. Т.C. Комарова. М2009
  7. Помараева И.А., Позина В.А. ,,Занятия по формированию элементарных математических представлений” Мозаика-Синтез, Москва 2012
  8. Подвижные игры. Т. А. Гусева, Т. О. Иванова. СПб, Детство – пресс, 2011
  9. Лепка с детьми 4-5 лет Д. Н. Колдина Москва, Синтез 2013
  10. Аппликация с детьми 4-5 лет О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш Москва, Синтез 2013
  11. Познание предметного мира. Комплексные занятия, средняя группа. З. А. Ефанова. Волгоград : Учитель, 2013
  12. Комплексное планирование прогулок с детьми 2-7 лет   О. Р. Меремьянина, Волгоград, Учитель, 2013  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период

Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...

Рабочая программа по средней группе по примерной общеобразовательной программе Н.Е.Вераксы " От рождения до школы" возраст 3-4 года

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Светлячок» г. Советский»Согласовано:Зам.заведующегоМАДОУ д/с «Светлячок»___________________ Рослякова Л.В.01сентября ...

Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"

Рабочая программа воспитателя ДОУ по образовательной  программе "Мир открытий"...

Рабочая программа для средней группы по программе"От рождения до школы"

Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 ...

Рабочая программа для средней группы группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...

Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС

Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного  образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...

Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"

Данная рабочая программа разработана для детей средней группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" автор Л.Г. Петерсон и др....