Непомнящая Т.П. Мать-одиночка: психологические аспекты проблемы воспитания современных детей
статья по теме

Непомнящая Татьяна Петровна

В статье описаны механизмы взаимосвязи матери и ребенка, раскрыты понятия "психологический симбиоз", "мать-одиночка", "неполная семья", описано психопатогенное влияние гиперопеки на развитие ребенка и становление его личности. 

Библиографические данные. Непомнящая Т.П. Мать-одиночка: психологические аспекты проблемы воспитания современных детей / Психология ХХІ века: актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы международной научно-практической конференции 17-18 декабря 2007г. Часть І. / Пензенский филиал НОУ "МНЭПУ", "ПГПУ" им. В.Г. Белинского, отв. Ред. И.П. Шахова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. – С. 35-38

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мать-одиночка: психологические аспекты проблемы воспитания современных детей

Т.П. Непомнящая

Женщины всегда играли значимую роль в обществе. В славянской этнопедагогике женщина считалась оберегом своей семьи, идеальной матерью, таковой её воспевали в поэзии, прозе, превозносили в вере (икона божьей матери с ребёнком). Её главное предназначение – в материнстве, это предназначение полностью определяло личностную направленность женщины и, таким образом, роль матери во многих государствах, в том числе и украинском, стала традиционной ценностью общества.

Невзирая на слабую гендерную политику в современной Украине, женщина в общем понимании, и женщина-мать в частности, становится объектом внимания и в нашей стране. Об этом свидетельствует ряд государственных документов, актов, постановлений. Так, например, Верховной Радой Украины были приняты Постановление Верховной Рады Украины О Декларации об общих основах государственной политики Украины относительно семьи и женщин от 5 марта 1999 г. №475-ХІV, в сентябре 1999 года – Концепция государственной семейной политики; на ІІІ съезде партии «Солидарность женщин Украины» была утверждена Хартия женской солидарности и т.п. [2, 5] Исходя из актуальности проблемы семьи, 15 мая многие страны мира отмечают Международный день семьи. В Украине этот праздник соединен с другим давним и вновь возрожденным праздником - Днем матери, который принял официальный статус (Указ Президента Украины от 10.05.1999 № 489 "О Дне матери"). Международный день семьи согласно решению Генеральной ассамблеи ООН традиционно празднуется с 1994 года. Его цель - пропагандировать семейные ценности, понимание роли семьи в жизни общества, в воспитании детей, обеспечении прогресса и стабильности. В Украине 2004 год был объявлен Годом семьи (Указ Президента Украины от 06.02.2004 № 169 "О проведении в Украине в 2004 году Года семьи"). Сегодня идеал образа женщины встает перед нами во всей своей таинственной сущности, он немыслим без связи с ребенком, с семьей (Программа "Украинская семья", одобренная постановлением Кабинета Министров Украины от 14.03.2001 № 243). [2, 5]

На современном этапе в контексте решения проблем семьи, семейного воспитания, роли родителей в развитии личности ребёнка одной из актуальных проблем исследователи называют проблему материнства. Эта проблема изучается многими специалистами в разных отраслях науки, в частности в психологии, социологии, педагогике, философии и т.п. Несмотря на многочисленность исследований этой темы, психолог Г. Филиппова, актуализирует в своей работе проблему материнства и говорит о нём как о «самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования» [8, с. 6]. Для того чтобы понять феномен материнства проанализируем его развитие и образование эмоциональной взаимосвязи матери и ребёнка с позиции современного автора.

Так, например, Г. Филиппова высказывает мысль о том, что материнство имеет свои этапы развития. Важен тот факт, что женщины начинают «становиться матерью» с раннего детства, они, как отмечает Г. Филиппова, «по самой своей природе являются матерями» [8, с. 7]. Также она акцентирует внимание на том, что женщина проходит шесть этапов развития материнской потребностно-мотивационной сферы в онтогенезе: от этапа взаимодействия с собственной матерью и до этапа отношения с ребёнком после окончания возраста с характеристиками гештальта младенчества [8, с. 153 - 212]. Таким образом, взяв во внимание то, что матерью женщина «начинает становиться» ещё в детстве и то, что путь установления эмоциональной связи со своим будущим малышом начинается в тот же период, можно сделать вывод о том, что взаимосвязь мамы и ребенка – это связь особая, высокодуховная. Пояснение такому единству находим и в психологии развития ребёнка. Так, термин «психологический симбиоз» объясняет такой характер отношений как «изначально возникающее эмоционально-смысловое единство матери и младенца, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития его сознания и личности» [1]. Существует ещё одна дефиниция понятия «психологический симбиоз»: «это чрезмерно тесная связь между ребёнком и взрослым (чаще всего матерью)…, тормозящая развитие личности ребёнка, препятствуя формированию самостоятельности и независимости» [1]. Такая связь, как один из феноменов материнства, а точнее взаимоотношений матери и ребёнка, имеет систематичное соответствие в реальной жизни современных семей, в том числе семей матерей-одиночек. Таким образом, считаем целесообразным проанализировать далее некоторые аспекты проблемы материнства и непосредственно материнско-детского взаимодействия в контексте проблемы неполной семьи, а точнее семьи матери-одиночки.

Сегодня женщина ассоциируется не только с ролью жены, матери, взгляд на женщину и мировоззрение самой представительницы женского пола кардинально меняется. Она стремится стать успешным политиком, бизнесменом, руководителем и т.д. Женщины, особенно молодые, не спешат выйти замуж, стать матерью. Предпочтения нынешних девушек отданы статусу в обществе. Современная женщина – мужественная, сильная, целеустремлённая. Она вынуждена сегодня сделать выбор в пользу карьеры, ведь от большинства мужчин ощущения защищенности ждать не приходится, так как они утеряли свой изначальный образ, стержень. Большая часть мужчин обрела некую мягкость и женственность в характере, они – безинициативны, принятие решений и ответственность все чаще перекладывают на женщин, а сами отходят на задний план.

По мере достижения желаемого результата, выполнения поставленных перед собою целей в успешной карьеристки значительно и резко возрастает ощущение потребности в близкой любви, тепле, уюте. Для того чтобы заполнить существующий пробел, она решает реализовать себя в роли матери, которая до этого момента была на втором плане после карьеры. Лейтмотивом женщины отнюдь становится фраза: «Теперь я выйду замуж и рожу ребенка».

Социально успешная женщина начинает искать мужчину для того, чтобы создать счастливую семью, родить и вырастить счастливого ребенка, ведь материальные блага уже ею заготовлены для этого. Жизненный сценарий написан, и для этой женщины – все разложено по полочкам, всему свое время и место. Как правило, карьеристки ставят завышенные требования к образу своего спутника жизни, чем значительно сужают круг потенциальных семейных партнеров. Вскоре женщина понимает, что образ ее идеального мужчины не соответствует реальному образу современного представителя мужского пола. Иллюзия построить семейное счастье втроем (супруг, она и ребёнок) стремительно рушится, зарождается разочарование, растерянность, депрессия. Не совпадают образы будущего в общую картинку – семейную жизнь. Социально успешная, уверенная в себе женщина не понимает, почему пазл не складывается, почему она не может достигнуть цели. Борясь за будущий образ своей семьи, женщина эмоционально истощается, теряет душевные силы, веру, снижается ее самооценка, она становится неуверенной в себе. В таком психологическом вакууме чувство одиночества поглощает ее. Срабатывают защитные механизмы – она чаще убеждает себя в том, что мужчины, достойного роли ее супруга, не существует. Женщина в итоге решается на ответственный шаг – рождение малыша вне брака. Она готова рационально использовать несбывшегося спутника жизни в качестве биологического отца ее ребенка. Именно в этот момент женщина чётко определяет «жизненное назначение» своего будущего сына или дочери – она рождает ребёнка «для себя»!

Таким образом, социально успешная женщина – это потенциальная мать-одиночка. Чтобы разобраться, как она выстроит свои взаимоотношения с ребенком «для себя», необходимо выяснить интерпретацию понятия «мать-одиночка». Обратимся к словарным источникам и выясним семантическое наполнение термина «одиночество». Философский энциклопедический словарь подает следующее определение этого понятия: «Одиночество – это экзистенциальная ситуация человеческого бытия, в рамках которой происходит внешнее или внутреннее отделение. Внешнее одиночество является результатом обстоятельств, которые приходят в жизнь человека из вне. Внутреннее одиночество является следствием личностного развития человека» [7, с. 564]. Психологическая энциклопедия в свою очередь объясняет этот термин как «психическое состояние человека, которое возникает в условиях изолированности его от других людей и дефицита общения. Зависимо от обстоятельств может быть добровольным и вынужденным… со временем человек может ощутить существенный психологический дискомфорт: появляются пассивность, безразличие, печаль и др.» [5, с. 315]. Следует так же обратить внимание на понятия «семья» и «неполная семья». Одна из статей «Философского словаря» дает традиционное широкое определение термина «семья»: «Семья – это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [9, с. 326]. За одной из схем анализа семьи, которую предложил психиатр Е. Личко, можно выделить следующие типы семьи по структурному наполнению: 1) полная семья (есть мать и отец); 2) неполная семья (есть только мать или только отец); 3) искаженная или деформированная семья (отчим вместо отца или мачеха вместо матери) [3, с. 13]. В. Титаренко в своем научном труде определяет понятие «неполная семья» как «группу ближайших родственников, состоящую из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми» [6, с. 124]. Причины возникновения неполной семьи бывают разными, одна из них – это рождение ребенка вне брака. В соответствии с этой причиной В. Титаренко выделяет в своей классификации неполных семей следующий тип – «внебрачная семья» [6, с. 124]. Именно к данному типу неполной семьи специалисты и относят семьи матерей-одиночек.

Таким образом, женщина, изначально отдавшая предпочтение социальному статусу, добровольно обрекла себя на одиночество. Психологический дискомфорт активно овладевает ею особенно в тот момент, когда успех в карьере достигнут. Компенсировать утраченное, т.е. возможность любить, заботиться, женщина пытается созданием своей семьи, спасается от одиночества с помощью рождения ребёнка «для себя». Её обоснование определено следующим образом: «Я смогу воспитать малыша сама и дать ему достойное образование, так как есть материальное благополучие». Будущая мать уверенна, что ребёнку не нужен отец, она заменит ему обоих родителей. Она считает, что наконец-то появится объект её любви, которого до этого момента не было. Этим объектом станет ребёнок! Всю накопившуюся любовь и заботу мать-одиночка направляет на своего ребёнка, «замыкается» на нём. Мы можем предполагать, что любовь такой матери для малыша станет навязчивой и липкой, её будет слишком много. Такая материнская любовь  будет способствовать упрочнению эмоциональной связи между мамой и ребёнком, что будет тормозить развитие и формирование его личности. Такая гиперопека будет подавлять индивидуальность малыша, блокировать его  самореализацию, а, возможно, в будущем обернётся для любящей мамы неким протестом, отвержением её образа и тогда одиночество может поглотить её с ещё большей силой.

Женщине, принимающей решение стать матерью-одиночкой, необходимо взвесить все «против», учитывая интересы своего будущего малыша.  Она самореализуется ценой психического здоровья ребёнка. Ответственность за психологический климат в такой семье ложится только на мать-одиночку! Поэтому женщина должна чётко понимать степень ответственности за психическое здоровье малыша, не переносить свои проблемы на него и не компенсировать их за счёт ребёнка!  

Использованная литература:

1. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: «Когито-Центр», 2000.

2. Ведомости Верховной Рады (ВВР), № 19, – 2004. - 251 с.

3. Личко Е.А. Подростковая психиатрия. – Л.: Наука, 1979.

4. Правое Дело. - № 139, - 2004.

5. Психологічна енциклопедія / Автор-упорядник О.М. Степанов. – К.: «Академвидав», 2006. – 424 с. (Енциклопедія ерудита)

6. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987.

7. Філософський енциклопедичний словник / Під ред. В.І. Шинкарука. – Київ: Абрис, 2002. – 742 с.

8. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.

9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты патриотического воспитания дошкольников

Статья о значимости и необходимости  патриотического воспитания дошкольников. Семья - как первоисточник нравственных и духовных ценностей ....

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Психологический аспект социально-личностного развития детей старшегодошкольного возраста.Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с общими процессами е...

Теоретическое сообщение из опыта работы «Психологический аспект социально-личностного развития детей»

«Характер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родителей, он развиваетсяв ответ на их характер и их поведение»Эрих Фромм...

«Психологические аспекты гендерного воспитания в детском саду»

Основная задача, которую родители и воспитатели накладывают на гендерное воспитание детей — это формирование у ребенка представления о роли мужчины и женщины в семье и в обществе в целом. Под влиянием...

Родительское собрание «Проблемы воспитания современных детей»

Родительское собрание «Проблемы воспитания современных детей»...

Психологические особенности воспитания современных детей

Психологические особенности воспитания современных детей«Основная задача взрослых помочь детям расти,  развиваться и  раскрыть их природный талант» «Счастливыми нас делают ...