Психологические особенности воспитания современных детей
материал по психологии (подготовительная группа)

Психологические особенности воспитания современных детей

«Основная задача взрослых помочь детям расти,  развиваться и  раскрыть их природный талант» «Счастливыми нас делают родители до 5-6 лет, или титанический труд работы над собой всю оставшуюся жизнь». Эрик Берне 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности воспитания современных детей

«Основная задача взрослых помочь детям расти, развиваться и раскрыть их природный талант» «Счастливыми нас делают родители до 5-6 лет, или титанический труд работы над собой всю оставшуюся жизнь». Эрик Берне

Современное образование переживает кризис воспитания.

Каждый день СМИ демонстрируют примеры детской преступности, наркомании, ранней беременности и самоубийства.

Мнение современных родителей, почему трудных детей все больше:

#1053;егативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV);
#1042;седозволенность из чувства вины перед детьми, что ребенок болезненный, мало времени уделяется воспитанию;
3. Устаревшие методы воспитания в детском саду, школе и т.д.

Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов и каждый со своим предназначением. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы могут не только реализоваться, но подчас и блокироваться или самоблокироваться под влиянием страхов, которые ребенок импринтирует (запечатлевает ) еще в младенчестве и даже во внутриутробный период.

Главные психоэмоциональные «впечатывания» происходят в периоды появления ребенка на свет, в первые два месяца жизни, в первые два года и почти заканчиваются к 6-7 годам. Это тот период, когда при благоприятных условиях развития и воспитания ребенка должны быть сформированы механизмы творческого восприятия мира: удивления, восхищения, умиления, желания познавать, исследовать и воспринимать окружающее пространство с внутренним убеждением: « Мир - безопасен!».

Основные положения культурно исторической концепции Л.С. Выготского.

1. В основе культурного развития ребёнка лежит специфический процесс присвоения достижений предшествующих поколений, в результате которого происходит воспроизведение им исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций.

  1. Воспроизведение или присвоение ребёнком родовых (психогенетических) способностей предполагает осуществление практической или познавательной деятельности, направленной на развитие этих способностей (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев).

#1054;существление такой деятельности оказывается возможным благодаря совместной жизни и общения со взрослым. Ребёнок может освоить новые типы деятельности только в сотрудничестве со взрослым (ЗБР). Подражание в широком смысле слова – это и есть основной путь по воспроизведению и присвоению ребёнком человеческих способностей (Л.С.Выготский).

(Этому способствует такое психофизиологическое качество ребенка дошкольного возраста, как импринтинг - запечатление).

#1054;бучение и воспитание достигает своего развивающего эффекта только при полноценном его формировании собственной деятельностью ребёнка.

В современной социокультурной ситуации условия нормального развития ребёнка оказываются нарушенными. Это, в частности, выражается в следующем:

1. В последнее время наблюдается всё большее отчуждение детей от взрослых, что нарушает идеальную представленность жизни взрослых для детей и лишает их возможности подражания и присвоения человеческих способностей.

2. В связи с широким внедрением телекоммуникации в повседневную жизнь детей их активная деятельность всё более подменяется потреблением информации, исходящей с экрана. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребёнка.

3. Повышение ценности «раннего развития» приводит к экспансии прямого обучения, которое понимается как усвоение готовых знаний и умений, без формирования адекватной им деятельности ребёнка.

  1. Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно - потребностной сферы ребёнка, а также воли и произвольности, что в свою очередь ведёт к нарушениям в развитии личности – не формируются личностные механизмы поведения.

  1. К концу школьного возраста дети имеют минимум жизненноважных знаний, умений и навыков и остаются зависимыми от ситуации и от внешних требований взрослого.

Меняется мир – меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, а убивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают современных детей к бунту и самое главное старые методы воспитания перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми. Близкие взрослые становятся проблемой современных детей, т.к. мешают им развиваться.

Устрашение ограничивает естественное развитие ребенка. Крик на ребенка притупляет его способность слышать. Дети прислушиваются к родителям или учителям, когда взрослые прислушиваются к ним. Если взрослые постоянно что либо требуют от ребенка, дети перестают их слышать.
Ребенок «отключается», как если бы включить музыку на всю громкость, то со временем нельзя будет разобрать слов песни, то же происходит и с детьми, а в это время взрослый теряет контроль.

В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный ребенок учится всему благодаря подражанию, а не страху. Так дети всегда запрограммированы на подражание родителям и близким взрослым. Мозг детей записывает картинки и затем повторяет то, что увидел. Если ребенок видит вокруг уважение, то он научиться уважать.

Если ребенок видит насилие или производят это над ним, он будет делать то же с окружающими. Насилие научает ребенка в непонятной, сложной для него ситуации насилием достигать своей цели. Дети, подвергающиеся насилию, ненавидят либо себя, либо окружающий мир: мальчики становятся гиперактивными, с синдромом недостатка внимания; девочки - имеют саморазрушительные тенденции, низкий интеллект, низкую самооценку, что часто приводит к неудачным бракам или проституции ( ТИРАЖИРУЮТ НАСИЛИЕ НАД СОБОЙ).

Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же и решены. Родители должны понять, что только от них зависит, какими вырастут их дети.

Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать.

По мнению Джона Грэй:
#1056;ебенок не научиться прощать, если ему прощать некого.

#1056;ебенок не разовьет в себе терпение или умение ждать осуществление своих желаний, если всегда сразу предоставлять ему все, чего он хочет.

#1056;ебенок не научится принимать свои недостатки, если все вокруг безупречны.

#1056;ебенок не научится сотрудничать, если все всегда проходит так, как хочется ему.
#1056;ебенок не разовьет творческий талант, если за него будут делать все другие.

#1056;ебенок не научиться сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу.

#1056;ебенок не разовьет в себе отвагу и оптимизм, если ему не придется столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

#1056;ебенок не разовьет в себе упорство и силу, если все дается легко.

#1056;ебенок не научится исправлять свои ошибки, если ему неведомы трудности, неудачи и промахи.

10.
Ребенок не разовьет в себе чувство собственного достоинства и здоровую гордость, если не будет преодолевать препятствия и достигать чего-либо сам.


#1056;ебенок не разовьет в себе чувство самодостаточности, если ему не знакомо чувство изоляции и неприятия.

#1056;ебенок не разовьет в себе целеустремленность, если у него нет возможности противостоять авторитету и добиваться желаемого.

Трудности помогают ребенку стать сильнее. Пример: бабочке приходится приложить огромные усилия, чтобы вырваться из кокона. Если, стремясь ей помочь разрезать кокон, то она умрет, т.к. у нее не разовьются определенные группы мышц, и она не сможет летать, парить.

Когда дети плохо себя ведут – они не хотят подчиняться воле и желаниям взрослых. Чтобы восстанавливать контроль над ребенком ему необходимо давать тайм-аут, время подумать (4 года - 4 минуты, 15 лет – 15 минут). Это краткосрочное ограничение свободы, после которой к ребенку возвращается желание и базовая установка, которая изначально заложена в ребенке – доставлять родителям, взрослым радость.

Детские переживания оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие психики человека. Любое чувство, испытываемое ребенком, либо проецируется наружу, либо внутрь. Старые методы воспитания, основанные на страхе, пробуждают в современных детях склонность к саморазрушению. За насилие дети мстят академической неуспеваемостью; порабощенные дети мстят торможением (ЗПР, аутизм), они тормозят все вокруг, блокируют, замораживают – это реакция рабов и заключенных.

Дети должны чувствовать, что взрослые сильные, опытные, терпеливые в любой момент готовы прийти им на помощь, но их нужно учить самостоятельности и пробуждать интерес к получению знаний.
Психолог Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет); если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.
Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная и возвращается в зависимости от тех или иных условий. Родители, взрослые должны выражать и проговаривать свои чувства искренне, тем самым они будут научать детей уверенному поведению и определению своих эмоциональных состояний и чувств.

Прежде всего, нужно знать об ответственности родителей за воспитание детей.

«Дети нового тысячелетия»

Но, наряду с трудностями воспитания современного ребенка под влиянием технического «прогресса» и социально- политических изменений в обществе за последние десятилетия, сейчас все больше появляется новых детей.
«Дети нового тысячелетия» – юные существа, обладающие необычными психическими возможностями.

«Дети Света»- мировоззрение этих детей отличается от привычного; «Одаренные Дети» - уровень развития выше среднего (не путать со школьными оценками). Во Франции необычных детей, современное поколение называют «тефлоновые дети», т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения. В Америке – « Дети Индиго».

Последнее определение становится популярным и у нас в стране. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей об психологических особенностях воспитания мальчиков и девочек "Величие небольших различий"

Выступление-презентация  педагога-психолога на общем родительском собрании. Раскрыты психологические основы воспитания мальчиков и девочек....

Особенности воспитания современных детей.

Как правильно воспитывать детей....

Непомнящая Т.П. Мать-одиночка: психологические аспекты проблемы воспитания современных детей

В статье описаны механизмы взаимосвязи матери и ребенка, раскрыты понятия "психологический симбиоз", "мать-одиночка", "неполная семья", описано психопатогенное влияние гиперопеки на развитие ребенка и...

Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста.

Современное общество изменилось. Глобальные изменения затронули практически все области жизни, поэтому институт семьи, как социальная система, наиболее подверженная воздействиям окружающих ее социальн...

Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста

Все чаще мы слышим о детях" нового поколения", которые имеют выраженные особенности. Такие изменения изучают, отслеживают педагоги, психологи, специалисты помогающих професий, ученые. Вы про...

Особенности воспитания современных детей.

особенности воспитания современных детей . Доклад...