Консультация для воспитателей "Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений"
консультация на тему

Шлякова Наталья Сергеевна

Материал содержит методику использования иллюстративного материала для лучшего восприятия детьми художетсвенных произведений; приёмы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам для детей разного возраста; примерные занятия для разновозрастных групп с использованием указанных приёмов; использование диафильмов на темы сказок и рассказов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

«Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных

произведений»

Форма отчётности:
консультация для воспитателей

Выполнила:

воспитатель

Шлякова Н.С.

Дата: 15.03.2012 г.

Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми

художественных произведений

Рассматривание картинок в книжке

Основная задача чтения дошкольникам, как уже сказано, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка- иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

Опыт детских садов подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь ребят настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят к данной книжке.

Но после того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Само собой разумеется, есть и исключения из изложенного выше правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т. е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям — даже корыта и т. п. Книги для детей-дошкольников, как известно, всегда издаются с множеством красочных и черно-белых иллюстраций, выполненных хорошими художниками. Известны имена художников, которые по праву могут считаться соавторами тех писателей, чьи произведения они иллюстрируют. Всегда вызовут и добрую улыбку, и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.

В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Приемы следующие:

  1. узнавание ребенком персонажей, вещей («Узнай, кто это?»; «Покажи, где кто или что?»);
  2. соотнесение фраз текста с картинками («Найди картинку к таким

словам...»; «Какие слова подходят к этой картинке?»);

  1. оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур («Почему нравится тебе эта картинка?»);
  2. сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Примерные занятия с использованием указанных приемов:

В 1-й младшей группе. Воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям картинки к уже известной им потешке «Петушок, петушок, золотой гребешок!» (вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к другому ребенку с вопросами:

  • Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает.)
  • Вот петушок — золотой гребешок. А теперь ты, Витя, покажи, где у него гребешок. (Мальчик указывает.)
  • Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок!
  • Теперь посмотрим и сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит.)

Более сложная для детей работа — называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с «сочинением» по картинке).

Во 2-й младшей группе. Воспитатель работает с теми же картинками, указывает (специальной указкой) на петушка:

  • Коля, кто это?
  • Тусё (петушок).
  • Правильно, петушок. Коля сразу узнал его. (Указывает на гребень.) А что у него на головушке, Нина?
  • Исёк (гребешок).
  • Гребешок, хорошо Нина сказала. Теперь рассмотрим на этих двух картинках, что делает петушок. Вот здесь нарисовано, как петушок... Что он делает, Саша?
  • Паёсь (поешь).
  • Петушок поет. Он голосисто поет. И кому он спать не дает?
  • Детам (деткам).
  • Да, деткам. И т. д.

Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.

Например, на занятиях с детьми (четвертого года жизни) читается рассказ К. И. Чуковского «Цыпленок».

         Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком (если дети раньше видели цыпленка и им не нужно было до чтения объяснять и показывать его). Затем, при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие «героев» рассказа в соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрациям.

С детьми средней и старшей групп рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки «Гуси-лебеди» дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). (Как известно, в книжках-панорамах картинки имеют подвижные части: открываются страницы, и на развороте дети видят, как выдвигаются на передний план то одна, то другая деталь композиции, а другие детали снабжены специальными «ручками», за которые их можно двигать.)

Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен.

Этот же прием используется и при рассматривании обычных плоскостных иллюстраций. Например, после чтения произведения Е. Чарушина (он автор и картинок, и текста) «Медведица и медвежата» детям шестого года жизни воспитатель показывает рисунок, иллюстрирующий такие фразы: «А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи!» — и предлагает ребенку вспомнить их, поскольку рассказ этот был прочитан по меньшей мере 2 раза.

В старшей и подготовительной группах дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы («Понравилась или не понравилась картинка?», «Почему?»), могут предлагать свое решение темы (на занятиях рисованием). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр», как известно, впервые читается детям четвертого года жизни. Тогда же они рассматривают и иллюстрации одного художника. Работа идет в обычном порядке: 1) воспитатель читает текст без показа картинок, чтобы фиксировать внимание детей на словах, рисующих художественные образы, 2) читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя, 3) дети самостоятельно рассматривают картинки, 4) воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций.

С этой сказкой дети не расстаются и в более позднем возрасте.

Шестилетним детям целесообразно показать иллюстрации к сказке, выполненные разными художниками. Например, показать рисунки Ю. Узбякова (Чуковский К. И. Мойдодыр. М., Детгиз, 1955) и Б. Лупачева (Чуковский К. И. Мойдодыр. Барнаул, 1973).

Примерное занятие:

Воспитательница показывает детям две книжки К. И. Чуковского «Мойдодыр», иллюстрированные разными художниками.

— В этих книжках, которые у меня в руках, нарисован Мойдодыр, но рисовали его разные художники, они не видели «настоящего» Мойдодыра и рисовали его только по описанию К. И. Чуковского таким, каким они его себе представляли, поэтому портреты Мойдодыра получились у них разные. Сейчас мы посмотрим на оба портрета и решим, какой из них, по-вашему, больше похож на «настоящего» Мойдодыра.

Воспитатель открывает те страницы в обеих книжках, где нарисован Мойдо- дыр, и, после того как дети некоторое время посмотрели на обе иллюстрации, начинает их комментировать.

Возможный текст:

«Художнику Узбякову Мойдодыр представляется степенным, аккуратным, сердитым, но сдержанным. Вот он важно вышел из маминой спальни, остановился перед грязнулей (первый рисунок), спокойно выразил свое неудовольствие и «ударил в медный таз и вскричал: «Кара-барас!», надул щеки (второй рисунок) и пустил струю из своего крана, чтобы помыть грязнулю.

Художник Лупачев вообразил Мойдодыра разгневанным настолько, что у него на голове полотенце дыбом встало, из маминой спальни он не вышел, а выскочил, размахивая шлангами душей (рисунок, первый). Он не остановился перед грязнулей, а стал бегать за ним по комнате (рисунок второй), искать, где он спрятался. Наконец нашел его за креслом и на бегу из обоих душей пустил в него воду (рисунок третий).

— Какой из этих Мойдодыров больше похож на того, которого вы сами себе представляли?»

Дети старшей группы многое могут сказать воспитателю о «своем» Мой- додыре. Задача воспитателя — поддержать разговор (так как именно вызвать детей на разговор — цель рассматривания иллюстраций).

Дальше можно сопоставить сцены бегства вещей от грязнули, сцены возвращения вещей к своему исправившемуся, отмытому хозяину и др. В заключение можно задать детям вопросы о том, чьи рисунки, какие им понравились больше, почему.

Напоминаем еще раз, что словесный комментарий к иллюстрациям обоих художников, который дает воспитатель, — это одно из средств вызвать детей на разговор. Воспитатель должен реагировать на каждое замечание ребенка, поощрять все высказывания, помогать оформлять мысли.

Просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов

Детям, как правило, показывают диафильмы на темы тех сказок и рассказов, которые они уже слушали в чтении воспитателя, к которым видели в книжках картинки-иллюстрации.

Следовательно, диафильм-иллюстрация предлагает детям еще одно толкование образов персонажей, созданных художником. Например, рассмотрев и сравнив иллюстрации к разным изданиям книжки «Мойдодыр» К. И. Чуковского, дети смотрят третью серию иллюстраций к тому же «Мойдодыру», созданную специально для диапозитивов художниками Е. Мониным и В. Перцевым. Таким образом, дети могут сравнить уже три толкования образов одной и той же сказки разными художниками.

Поскольку книжки для детей наши издательства выпускают обязательно с иллюстрациями, то диафильм на тему одноименного произведения представляется ребятам как некое «разночтение», разное видение данного образа разными художниками. Возникает удобная ситуация, чтобы предложить детям и самим нарисовать эти образы (на занятиях по рисованию), дав им свое художественное толкование.

Таким образом, просмотр диафильмов имеет много общего с рассматриванием иллюстраций к знакомой книжке. Но вместе с тем эта учебная работа имеет и свои особенности.

По сравнению с типографским исполнением рисунка диафильм отличается своеобразием материальных средств подачи иллюстрации — фотопленка или слайды и проекционное устройство для их демонстрации. Если добавить, что проекцию рисунков может сопровождать не только голос воспитателя, но и голос диктора с пластинки или магнитофона, то можно сказать, что основной особенностью работы с диафильмом является технизация обучения родному языку.

Технизация обучения в свою очередь обусловливает другую особенность работы с диафильмом — несравненно большее возбуждение детей, чем если бы они смотрели просто книжку с картинками; им импонирует возможность «самим» работать с техническими средствами. Дети с удовольствием смотрят диафильмы, которые показывает воспитатель через большой проектор, и с не меньшим удовольствием пользуются самостоятельно детским проектором (самостоятельно «управлять» таким оптическим прибором, разумеется, могут старшие дошкольники, примерно с шестого года жизни).

Однако известно, что учебные средства, сильно воздействующие на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивают свою действенность, если ими пользуются слишком часто. Поэтому воспитатель должен оберегать диафильм от «стирания» новизны его восприятия детьми. Опыт детских садов подсказывает, что диафильм достаточно показывать детям примерно 10 раз в году на занятиях и вне занятий — в уголке книги при повторном чтении какой-либо сказки или рассказа.

В разных возрастных группах показывают диафильмы в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» по разделу «Ознакомление с художественной литературой».

К концу пребывания в первой младшей группе детям можно показать диафильм «Курочка ряба». Малыши пристально рассматривают каждый кадр сказки, они с удовольствием находят знакомые детали (окно, стол, стул, часы, яичко, курочку, мышку и т. д.). Показывая через проектор картинки-кадры, воспитатель читает текст сказки. Перед просмотром диафильма рекомендуется рассматривать с малышами картинки в книжке на ту же тему; в данном случае — книжку-игрушку «Курочка ряба», созданную художником-конструктором Л. Майоровой.

При демонстрации диафильма можно упражнять детей в звукоподражании, например: кудахтать вместе с курочкой, гудеть вместе с машиной и т. д.

Во второй младшей группе рекомендуется расчленять зрительное и слуховое восприятие. Поэтому при демонстрации, например, диафильма «Колобок» дети сначала самым внимательным образом рассматривают кадр-картинку, а уж затем слушают рассказ об увиденном. В иных случаях демонстрации диафильма можно предпослать игру — драматизацию художественного произведения. Например, такую игру можно провести по сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», затем показать детям одноименный диафильм (художник Т. Маврина).

После того как дети рассмотрят кадр-картинку, воспитатель передает содержание, стремясь сохранить интонации вопроса, просьбы, угрозы. После просмотра диафильма организуется своеобразное его обсуждение: дети делятся своими впечатлениями, воспроизводят отдельные эпизоды, делают свои выводы. В обеих младших группах диафильмы демонстрируются не чаще одного раза в 2—3 месяца.

В средней группе воспитатели организуют просмотр доступных по содержанию диафильмов примерно один раз в месяц; допускается повторная демонстрация диафильмов. «Программой...» предусмотрены для этой группы, например, диафильмы, созданные художницей Н. Орловой: «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк».

При повторном показе диафильма дети уже сами пересказывают содержание кадров, передавая интонации диалога: вопросы, ответы, просьбы и т. д. Воспитатель направляет внимание детей на главное в рассказе, углубляет понимание содержания.

Дети старшей и подготовительной групп с удовольствием смотрят диафильмы, воскрешающие содержание уже знакомых сказок (например: «Дикие лебеди» художника К. Сапегина, «Сказка о Иване-царевиче и сером волке» художника П. Вагина, «Айболит» художницы О. Гвоздевой и др.), и с большим вниманием встречают диафильмы, повествующие о детских годах жизни В. И. Ленина, о его любви к детям. Демонстрация таких диафильмов приурочивается к дню рождения В. И. Ленина.

Дети старшего дошкольного возраста уже вполне понимают содержание такого диафильма, как «Р.В.С.» по А. Гайдару (художник Р. Столяров). С неослабным вниманием следят они за приключениями Димки и Жигана, смелых мальчиков, помогающих Красной Армии в борьбе с врагами. Перед демонстрацией диафильма воспитатель показывает портрет А. Гайдара, кратко рассказывает о его боевой жизни, спрашивает детей о том, что они знают о творчестве писателя, друга детей. Затем демонстрируется диафильм, сопровождаемый рассказом воспитателя. От кадра к кадру растет напряжение. С восторгом встречают дети заключительные эпизоды, в которых показывается победа красноармейцев над бандитами. Дети готовы продлить эстетическое удовольствие, полученное ими от диафильма, и охотно отвечают на вопросы воспитателя:

Как попал Жиган в деревню?

Почему Димка и Жиган подружились?

Как они помогали раненому командиру?

Какая опасность грозила ребятам?

Как Жиган пробирался к красным? И т. д.

Для дошкольников создано много интересных диафильмов, помогающих воспитывать благородные черты характера. Демонстрация и последующее обсуждение диафильма способствуют формированию умения оценить события и поступки героев, а, следовательно, и развитию связной монологической речи детей.

Некоторые диафильмы озвучены (к пленке прилагается пластинка, воспроизводящая содержание). Озвучены, например, диафильмы «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Сказки по телефону», «Генерал Топтыгин» и др.

Использование таких диафильмов следует рассматривать как продолжение демонстрации диафильмов, сопровождаемых «дикторским» чтением воспитателя. Малыши вначале трудно воспринимают голос, записанный на пластинке, но быстро привыкают к этому. Постепенно технические средства входят в практику работы детских садов.


Список литературы:

  1. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1981.—255 с.
  2. Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб, пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С.170-173.
  3. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб, пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. М.М.
  4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 237с.
  5. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние иллюстрированного материала на восприятие детьми художественных произведений

Сообщение к семинару-практикуму «Влияние иллюстрированного материала на восприятие детьми художественных произведений»...

«Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений». ...

Роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка и особенности восприятия детьми литературных произведений.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель...

Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений

Основная задача чтения дошкольникам состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь....

Создание условий для восприятия детьми художественных произведений.

Родители используют   чтение в целях развлечения либо успокоения расшалившихся детей, но ребёнка нужно внутренне подготавливать к чтению. Дети понимают, что сказка- это нечто чудесное, волну...