Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
статья по теме
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chzdorovesberegayushchie_tehnologii_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 20.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
Трошина Оксана Васильевна музыкальный руководитель
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкий детский организм.
Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Однако эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами остаются окружающая среда и воспитание ребенка.
Поэтому педагоги ДОО, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно используя эффективные технологии здоровьесбережения.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает изменения кровообращения, дыхания.
В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.
По мнению Н.А. Ветлугиной, пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию и уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка — одно из средств физического развития дошкольников.
Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОО. Педагоги и медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления детского здоровья, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОО — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. На них в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает применение на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: валеологических песенок-распевок, дыхательной, артикуляционной гимнастики, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии.
Валеологические песенки-распевки:
- задают позитивный тон к восприятию окружающего мира;
- улучшают эмоциональный климат на занятии;
- подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;
- способствует восстановлению ЦНС;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика:
- способствует тренировке мышц речевого аппарата;
- развивает ориентирование в пространстве.
Игровой массаж:
- повышает защитные свойства верхних дыхательных путей;
- нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
Пальчиковые игры:
- развивают речь ребенка, двигательные качества;
- повышают координационные способности пальцев рук;
- соединяют пальчиковую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;
- формируют образно-ассоциативное мышление.
Речевые игры:
- эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности;
- позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.
Музыкотерапия:
- способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности;
- слушание правильно подобранной музыки:
- снимает напряжение и раздражительность,
- уменьшает головную и мышечную боль,
- восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Занятия основаны на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях позволяет сохранить здоровье детей, создать условия для их полноценного психического развития, обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Литература
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. М., 2006.
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград, 2011.
Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников / Авт.-сост. В.А. Кныш и др. Минск, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."
Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...
проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »
Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....
Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"
В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....