Проект «Царица Математика, в гостях у Феи Музыки»
проект (старшая группа) на тему
конкурс проектов по математическому развитию дошкольников
«Познаём, исследуем, творим»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.-proekt_poznayom_issleduem_tvorim.doc | 71.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
конкурс проектов по математическому развитию дошкольников
«Познаём, исследуем, творим»
Проект
«Царица Математика, в гостях у Феи Музыки»
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ-Д/С №3
Ярошенко Лариса Петровна
Номинация: Сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Пояснительная записка.
На практике музыкальное воспитание в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
На базе подготовительной к школе группе с детьми с высоким уровнем развития музыкальности создали кружок «Соловушки». По обучению детей основам нотной грамоты, которая помогает детям развить музыкальные способности и поступить в музыкальную школу, уже несколько лет наш детский сад тесно сотрудничает с музыкальной школой.
Поэтому, когда создавали кружок «Соловушка», я обратила внимание, что дети, которые любят петь, музицировать, они также любят танцевать, рисовать.
Начав изучать основы нотной грамоты, я заметила, что
занимаясь музыкой, ребята из кружка стали лучше и быстрее остальных ребят из группы считать и выполнять математические задания.
Уже давно доказано, что существует связь между музыкой и математикой, поэтому занятия музыкой помогают изучению математики.
Связь музыки и математики
Математика (греч. - знание, наука). Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.
Музыка (греч. – искусство муз), значит искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах.
Занимаясь занятиями по математике и занятиями по музыке, выявили следующие совпадения:
Первое - это цифровые обозначения.
Как и в математике, в музыке встречаются цифры: звукоряд – 7 нот, нотный стан – 5 линеек. Интервалы: прима – 1, секунда – 2, терция – 3, кварта – 4, квинта – 5, секста – 6, септима – 7, октава – 8. Обозначения аппликатуры и размер произведения записывается тоже при помощи цифр.
Второе совпадение – это ритм. Ритм важнейший элемент в музыке. У каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок (чередование нот разной длительности). Числа, оказывается, тоже обладают ритмом.
Например, числа кратные 3(трём) обладают следующим ритмом: Начнем с 0 и, увеличивая каждый раз на 1, будем акцентировать все числа, кратные 3. Получается 0 1 2 3 4 5 6 7 8…. и т.д. Получается красивый, правильный, равномерный ритм, звучащий как музыкальный размер 3/4, который соответствует вальсу.
Если посчитать числа, кратные двум 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д. то увидим, что мы пришли к ритму, звучащему, как музыкальный размер 2/4. Таким образом, числа обладают ритмом.
Третье совпадение – наличие в музыке и математике противоположностей.
Музыка | Математика |
Мажор - минор Быстро - медленно Тихо - громко Низкий звук - высокий звук Бемоль (понижение) – диез (повышение) | Плюс-минус Больше – меньше Сложение – вычитание Умножение – деление Четное число – нечетное число |
Четвертое совпадение «Дроби».
В целой ноте - две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых, 16 шестнадцатых. Оказывается, что длительности получаются так же, как и дроби: они возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать так же как дробные числа: 1/2, ¼, 1/8, 1/16. Следовательно, названия длительностей служат одновременно и названиями чисел.
Пятое совпадение - в музыке, как и в математике, есть понятие параллельности. Это - параллельные тональности (например, до мажор – ля минор), а ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть, никогда не пересекаются.
Таким образом, я установила 5 совпадений музыки с математикой, из чего можно сделать вывод, что занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.
(заимствовано из исследовательской работы
Поливанова Клима
объединение «Волшебные клавиши»
Руководитель:
Ширишорина И.И.
педагог дополнительного образования)
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: музыкальный, познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (январь-июнь 2015 учебный год)
База проекта - МБДОУ д/с 3 ст. Старовеличковская, детская музыкальная школа ст. Старовеличковская
Участники: дети вокальной группы «Соловушка», музыкальный руководитель МБДОУ - детский сад № 3 Ярошенко Лариса Петровна, преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД ДМШ станицы Старовеличковской Бабенко Елена Александровна, бывшие выпускники МБДОУ –Д/С№ 3 - ученики муз. школы ст. Старовеличковская
Актуальность проблемы. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Поэтому я решила, что математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии детей детского сада и музыкальной школой. Для этого с педагогом музыкальной школы, мы разработали цикл занятий.
Взаимосвязь музыки и математики.
Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками представлений о цифрах с помощью нот, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи проекта:
Для детей:
- уточнить знания о нотном стане, какой цифрой обозначается каждая линеечка нотного стана.
- учить распознавать ноты по цветовой гамме,
- учить составлять ритмический рисунок ;
-учить вставать парами, тройками, пятёрками и т.д. по показу педагога любой цифры ;
-Развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор;
- способность к созданию выразительного художественного образа посредством танцевально-игровых способов, изобразительной и музыкальной деятельности.
Для педагогов:
• Разработать цикл игровых ритмических заданий на основе развивающих ритмических попевок;
• Разработать формы взаимодействия и сотрудничества с педагогами музыкальной школы и её учениками по теме «Обучаем нотной грамоте»;
• Разработать цикл конспектов об обучении нотной грамоте. (Музыкальные сказки)
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в том, что проект построен таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовались при активном сотрудничестве и взаимосвязи с детской музыкальной школой. Подготовительный этап:
- Постановка цели, задач.
- Изучение методической литературы.
- Разработка проекта. Составление плана-схемы проекта.
- Подбор пособий для работы с детьми.
- Выбор форм работы с музыкальной школой
- Выбор основных мероприятий.
- Презентация проекта
Основной этап
- Проведение цикла НОД: Тема « Обучение нотной грамоте»
-Рисование, аппликация, лепка иллюстраций к стихам о нотах; определяем цветовую гамму для ноток.
- МДИ
- Слушание музыкальных произведений в миноре и мажоре.
- Просмотр презентаций, обучающих мультфильмов по данной теме.
- Экскурсии в музыкальную школу.
Заключительный этап
Проведение заключительной НОД «Как Царица Математика помогает Феи Музыки искать нотки»
Форма взаимодействия участников проекта (интерактивная).
Музыкальный руководитель
Музыкальная школа
Ожидаемые и полученные результаты.
Считаю, что обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников, поэтому на всех занятиях проекта старались подобрать такие упражнения, игры которые содержат интересные, заставляющие думать задания. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны.
Так же проект позволил углубить знания детей о нотном стане, какой цифрой обозначается каждая линеечка нотного стана, распознавать ноты по цветовой гамме, составлять ритмический рисунок, вставать парами, тройками, пятёрками и т.д. по показу педагога любой цифры, развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор; способность к созданию выразительного художественного образа посредством танцевально-игровых способов, изобразительной и музыкальной деятельности.
Таким образом, с поставленными задачами проекта мы справились. А самый главный наш результат взаимодействие МБДОУ с МБОУ ДОД ДМШ - это то, что каждый год из нашего детского сада дети поступают в музыкальную школу.
Большинство использованного материала является авторским.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Деплан И. Я. Мир чисел. М.: «Просвещение», 2005
2. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа М.: Наука, 1990, 192с.
3. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – Э68-е изд., испр./Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М..6 Аванта +, 2006 – 688 с.: ил.
4. Энциклопедический словарь юного музыканта Э68/сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 2007. – 352с., ил.
5. Энциклопедический словарь юного математика. М.; «Педагогика» 1985г
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /авт. А.С. Кленов. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2010. – 46
Интернет ресурсы:
1. http://www.stonot.ru/
2. http://www.krugosvet.ru/
3. http://www.wikipedia.org/
4. http://ru.wikibooks.org/wiki
5. http://www.piano-notes.net/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий праздника, посвященный Дню музыки "В гостях у Феи Музыки"
В разработке сценария принимала участие поэтесса Л.И.Мезина. В проведении праздника участвовали учащиеся детской музыкальной школы им. А.А.Талдыкина...
Детский альбом. Конспект из цикла занятия по слушанию музыки. В гостях у Феи музыки.
Рассказ о жизни и творчестве композитора П,И,Чайковского. Слушание произведений из Детского альбома композитора Чайковского....
Конспект доминантной непосредственной образовательной деятельности по восприятию музыки «В гостях у Феи музыки»
В этом методическом материале раскрывается игровой подход , как возможная форма участия дошкольников в художественно - эстетической деятельности. Раскрывает потенциалы ребенка в вока...
Методическая разработка сценария к Международному Дню Музыки "В гостях у Феи Музыки" для детей старшей и подготовительной группы детского сада.
Фея Музыки и приглашает детей в свою музыкальную страну. Там дети повстречаются со Скрипичным Ключом, с Нотками, познакомятся с Композитором. Узнают много интересного о мире музыки. Услышат произведен...
Конспект НОД по музыке для средней группы на тему: «В гостях у Королевы Музыки»
Конспект НОД по музыке для средней группы на тему: «В гостях у Королевы Музыки»Програмное содержание:- воспитывать любовь и интерес к музыкальной деятельности;- закреплять навыки музыкальн...
Конспект занятия НОД в области "Музыка" в средней группе по теме" В гостях у волшебницы Музыки"
Музыкальное занятие "В гостях у волшебницы Музыки" для средней группы...
«Детский альбом». Цикл занятий по слушанию музыки «В гостях у Феи Музыки»
Цель: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла « Детский альбом»Задачи: 1. Воспитание у детей положительного отношения к творчеству велико...