Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством пения
методическая разработка

Анучина Татьяна Васильевна

Статья по эстетическому воспитанию дошкольников посредством пения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством пения

Анучина Т.В.

МБДОУ г. Иркутск детский сад №105

Эстетическое воспитание является краеугольным камнем воспитания в целом. Это одно из направлений педагогики, основная цель которого – научить понимать и ценить прекрасное.

Эстетическое воспитание дошкольников – задача не только музыкального руководителя и воспитателей. Этот процесс имеет начало в семье, а после продолжается педагогами, вместе с семьёй. Эстетическое воспитание включает воспитание музыкального вкуса малыша. Это пение колыбельных, потешек, детских песен. Именно каждодневное пропевание вместе с ребенком  фольклорных песен, потешек, прибауток позволяет освоить всё богатство родного языка, научиться использовать слово в качестве  инструмента выражения эмоций.

Пение является  одним из любимых видов музыкальной деятельности у детей. Благодаря выразительной интонации человеческого голоса, живой мимики, дети быстрее реагируют: под  напевные колыбельные засыпают, под плясовую музыку – притопывают и кружатся. Словесный текст песни является ярким компонентом, благодаря которому песня становится более доступным для понимания музыкальным жанром. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.

По мере того, как ребенок взрослеет, накапливая багаж новых  осмысленной развитой речи, возрастает его интерес к содержанию музыки. Пение дает возможность детям выразить свои эмоции, чувства.

Музыкальное воспитание в ДОУ по ФГОС  призвано решать следующие задачи:

  1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
  2. становление эстетического отношения к окружающему миру;
  3. формирование элементарных представлений о видах искусства;
  4. восприятие музыки, фольклора;
  5. стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений;
  6. реализацию самостоятельной  музыкальной деятельности детей

Исходя из вышеуказанного, педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:

  1. правильное звукообразование, правильное дыхание;
  2. хорошая дикция;
  3. работа над унисоном, чистотой интонации, пение в ансамбле;
  4. развитие понимания и эмоциональной отзывчивости на исполняемое произведение;
  5. возможность реализации творческих задатков детей

В детском саду необходимо систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям детей. Перед тем, как педагог начнет работать над песнями, детей необходимо распеть. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Чаще всего это небольшие песенки и попевки. Желательно использовать мелодии с нисходящим движениям («Василек–василек»), либо с поступенным движением вверх-вниз (« Я шагаю вверх, я шагаю вниз»). Наряду с кантиленными распевками, для активизации дыхания могут быть предложены веселые стаккатированные упражнения («Скок-скок, поскок»).

Дети никогда не должны петь громко. Громкое, на пределе голосовых возможностей пение, не соответствует ни анатомо-физиологическим возможностям детей, ни эталону звучания детского певческого голоса. Оно ставит под угрозу здоровье детского певческого аппарата. Дети должны петь звонко, легко, средним по силе звуком, соответствующим возможностям каждой возрастной группы дошкольников.

Без сомнения, репертуар, на котором базируется музыкальное воспитание детей   это именно та музыкальная среда, которая и формирует любовь к музыке, эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетические и нравственные установки дошкольников. Поэтому репертуар должны отвечать следующим требованиям: соответствовать возрастным особенностям детей и отвечать высоким стандартам вкуса, стиля, художественности. Детская музыка, авторская  или народная, всегда должна быть яркой, образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка.

Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат,  является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях.

Пение оказывает влияние на формирование эстетического вкуса, способствует становлению характера, норм поведения. Оно обогащает внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»

В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями....

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания. Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивно...

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством познания природы

Статья об эстетическом восприятии мира посредством  осуществления экологического воспитания подрастающего поколения и формирования экологического сознания...

Эстетическое воспитание детей младшего возраста посредством рисования

Эстетическое воспитание детей младшего возраста посредством рисования....

Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год

Отчёт по самообразованию 2020 Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2019 – 2020 учебный год...

План по самообразованию«Формирование художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2021 – 2022 учебный год -2022Г

План по самообразованию"Формирование художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возроста посредствам малых форм фольклера"-2022г....