Экономическое воспитание старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада
методическая разработка

Горынцева Наталья Борисовна

Представлены методические рекомендации по экономическому воспитанию старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 Невского района Санкт-Петербурга

 «Экономическое воспитание старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада»

https://st2.depositphotos.com/1491558/6640/v/950/depositphotos_66400769-stock-illustration-managing-family-finances-expenditure-couple.jpg

Подготовила:

Горынцева Наталья Борисовна,

 старший воспитатель

      В условиях рыночной экономики значительно актуализировалась проблема формирования экономической культуры каждого члена общества. В современных условиях экономическая культура, экономическое образование является неотъемлемым компонентом социализации личности.  

     Применительно к детям дошкольного возраста, экономическое образование необходимо трактовать  как процесс формирования интегративного качества личности «экономическая воспитанность», так как оно включает в себя элементы интеллектуального, экологического и трудового воспитания.  

     Процесс формирования данного качества состоит из:

  • когнитивного (основы экономических представлений),
  • мотивационного (наличие интереса к экономической деятельности взрослых)  
  • деятельностного (бережливость, ответственность, самостоятельность,  уважительное отношение к труду и людям труда, желание трудиться) компонентов.

     Дошкольное детство – период формирования у детей ценностного отношения к миру. Очень важно, чтобы ребенок с самого начала вхождения в мир экономических отношений, был правильно ориентирован на осознанное отношение к экономическим благам.  Отсутствие грамотного педагогического сопровождение  данной стороны социализации может привести к формированию у ребенка  психологии иждивенчества, потребительского  отношения к жизни.

     В процессе экономического воспитания необходимо подводить детей к пониманию того, что экономические блага – результат  труда, сложенного в них, что деньги не «берут», их «зарабатывают», важно воспитывать уважение к людям труда, которые создают эти блага, формировать бережное отношение к продуктам экономической деятельности, природным ресурсам. Необходимо подводить детей к пониманию того, что деньги можно тратить по – разному: можно купить очередную безделушку, а  можно помочь кому-либо, сделать доброе дела.

     Таким образом, важнейшей задачей экономического образования является раскрытие детям нравственного потенциала данной стороны действительности, формирование у них разумных потребностей.

     Необходимо организовать работу по экономическому образованию дошкольников на основе принципов:

  • Доступности
  • Деятельностного подхода
  • Комплексности (реализация задач формирования основ экономической культуры на этапе дошкольного возраста возможна в единстве и тесной взаимосвязи с решением задач нравственного и трудового воспитания детей)
  • Системности
  • Учета актуальных интересов и потребностей детей
  • Движения от близкого к далекому в освоении экономических знаний (начинаем с экономики семьи и постепенно подводим к осознанию глобальных проблем, например,  сохранения природных ресурсов)

     Содержание экономического воспитания, предлагаемого к реализации в дошкольной образовательной организации,  представлено  в разных парциальных программах.  В том числе,  примерной парциальной образовательной программе дошкольного образования  для детей 5-7 дет  «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (разработанной банком России),  а также   Методических рекомендациях  для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников (Москва 2019).            

    Анализируя  данные источники, становится очевидным, что детей предлагается знакомить с такими понятиями, как «труд», «деньги», «магазин», «реклама», «зарплата», «покупки», «банк», «домашняя экономика» и др.

Возникает вопрос, каким же формы работы необходимо использовать для реализации содержания экономического воспитания дошкольников в условиях современного детского сада.

 Игровая деятельность

     Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, для организации процесса экономического воспитания предполагается использовать разнообразные игры.

Сюжетно-ролевые игры

Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Дети с удовольствием играют в «Магазин», «Кафе» и т.п., воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в  «Супермаркет», где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки, пластиковые карты и т.п. атрибуты.                                                                      

  Также экономическую направленность имеют игры  «Аптека», «Банк», «Парикмахерская» («Салон красоты»),  «Такси» (продажа услуг).  При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами.

В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.

Настольные игры

В свободное время дошкольники могут поиграть в настольные игры экономического содержания ( по типу «Менеджер», «Монополия», «Денежный поток»), закрепляя тем самым экономические понятия (лучше, если они будут играть с воспитателем или под его присмотром: это довольно сложные игры, правила которых часто требуют дополнительных объяснений и комментариев).

Игра «Монополия»

Дидактические игры

В ходе  которых  устанавливается последовательности действий для изготовления какого-то продукта («Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр.).  или подбираются   атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», Четвертый лишний» и т.п.).

Развивающие игры

Разнообразные развивающие игры  на тему  «Профессии» познакомят дошкольников с различными видами труда и его атрибутами.

Обучающие игры

«Кафе «Вкусно и полезно»

Цель. Расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Материал. Меню с изображением продуктов питания.

Ход игры. Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

Цель. Уточнить знания детей дошкольного возраста об основных потребностях человека.

Материал. Карточки с изображением разных вещей.

Ход игры. Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор

«Предприятия нашего города»

Цель. Закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.

Материал. Фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Ход игры. Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель. Расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры детей дошкольного возраста; воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель. Продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания)

Материал. Карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

Цель. Учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.

Ход игры. Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?

Экономические занятия (совместная деятельность)

Чтобы экономика стала для дошкольников интересной и понятной, педагог выбирает интересные формы занятий. В первую очередь это подразумевает включение в их структуру игрового компонента.

Игровое занятие

Игра — наиболее приемлемый способ обучения для дошкольника. Знания ему не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. Игровые занятия могут иметь форму «путешествия» (в город Экономинск, по известным сказкам), викторины, соревнования.

На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы возможно использование следующих приёмов:

  1. Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
  2. Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
  3. Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
  4. В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.

Познавательные занятия

В старшем дошкольном звене можно проводить традиционные познавательные занятия. В процессе такой деятельности воспитатель доносит до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини-беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность — красочные картинки и фотографии.

Интересная тема для познавательного занятия — история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

Рисунок: натуральный обмен (корову на курицу)

Бартер, или натуральный обмен, поначалу представлял собой проблему

Коммуникативное занятие-беседа

Экономика — замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков. Такие занятия проходят в форме диалога. Воспитатель формулирует чёткие вопросы, а ребята учатся корректно высказывать своё мнение. При этом совершенствуется объяснительная и доказательная речь.

Эффективный приём для работы — разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят размышления. Вот некоторые примеры:

  1. Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономика. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствиям это приведёт?
  2. На молочном комбинате не знают точное количество детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много мороженого, что на каждого ребёнка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?
  3. Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).

Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:

  1. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям:
  • О каком доме идёт речь?
  • Что такое сберегательный банк?
  1. Карабас - Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас - Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:
  • Что придумал Карабас - Барабас?
  • Выгодно ли продавать товар со скидкой?
  1. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы:
  • Какой материал самый дешёвый?
  • Какой самый прочный?
  • Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?
  1. Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок — всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:
  • Почему Коза огорчилась?
  • Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?
  1. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:
  • Как жители королевства узнали о новом салоне?
  • Что такое реклама?

В ходе бесед воспитатель прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., — педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.

Чтение художественной литературы

Знакомить дошкольников с азами экономики можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это:

  • «Лисичка со скалочкой»;
  • «Каша из топора»;
  • «Мена»;
  • «Выгодное дело» и др.

Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок»), сущность рекламы («Лиса и козёл»). Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринуждённой форме.

Для обучения экономике можно успешно использовать также авторские сказки:

  • Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
  • Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
  • Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»;
  • Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» (полезные привычки в быту);
  • Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
  • Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»;
  • Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
  • Михалков С. «Как старик корову продавал»;
  • Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».

Из современных авторских произведений можно выбрать для занятия сказку Л. Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».

Герой произведения — Кошелёк, в котором лежат разные купюры, крупные и мелкие. Обычно он не был очень толстым. Но иногда наступали дни, когда он так наполнялся деньгами, что его замочки и кнопочки еле выдерживали. В такой период кошелёк открывали очень часто. Но наступало и грустное время: внутри было пусто, и героя просто бросали с одного места на другое. И вот однажды у Кошелька появилась соседка — блестящая пластиковая Карточка. Она сообщила, что теперь она является хранительницей семейного бюджета. Несмотря на то, что она маленькая и тоненькая, Карточка хранит секретный цифровой код, известный только её хозяину. Поэтому он может купить всё, что хочет, даже снять купюры и поместить их в свой кошелёк. Кошелёк обрадовался, что и о нём не забудут, и предложил позаботиться о Карточке — положить её в одно из своих отделений. Карточка, подумав, согласилась и почувствовала тепло и уют в карманчике Кошелька.

Также хороший материал для занятий — стихотворения:

  • Михалков С. «А что у вас?»;
  • Родари Д. «Чем пахнут ремёсла»;
  • Маршак С. «Откуда стол пришёл?», «Как печатали книгу?».

Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них — это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость.

  1. Копеечка к копеечке — рубль набегает.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Денежки труд любят.
  4. Делано наспех — и сделано на смех.
  5. Деньги дело наживное.
  6. Приобрёл вещь — умей обращаться с ней.
  7. Каждую крошку в ладошку.

Экскурсии

Занятие по экономике можно провести в форме экскурсии. Например, воспитатель приглашает дошкольников посетить магазин или банк. Ещё один вариант — отправиться на ближайшие улицы, чтобы рассмотреть рекламные баннеры или соответствующие вывески на витринах магазинов. Можно познакомить детей поближе с профессиями сотрудников детского сада, показав их рабочие места.

Трудовая деятельность

Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. При этом педагог способствует формированию у ребят полезных бытовых привычек, эффективному расходованию ресурсов (например, напоминает выключать воду при мытье игрушек).

Педагог постоянно обращает внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить (например, можно совместно заклеить книги с помощью скотча).

Нужно добиваться у дошкольников стремления продлевать срок службы окружающих предметов — тогда они научатся беречь свои и чужие вещи.

Дошкольникам с детства нужно внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что всё, что ломается, тут же легко заменяется новым.

Как провести занятие, организовать совместную деятельность по экономике

Занятие на экономические темы по структуре не имеет принципиальных отличий от других, но у него есть свои особенности.

Мотивирующее начало занятия

Поскольку экономика — довольно сложная тема, то особенно важно создать у детей мотивацию к образовательной деятельности, заинтриговать их. Для этой цели традиционно привлекаются сказочные персонажи. Например, в группе появляется Буратино с золотыми монетами. Он хочет приобрести себе Букварь и новую куртку для своего папы Карло, но не представляет, в каких магазинах всё это продаётся.

 Беседу о работе родителей можно начать с истории про гнома Эконома, живущего в лесу. Его так зовут потому, что он очень много работал и накопил много денег. На эти средства гном построил собственный магазин и трудится там. Его жена по имени Гномелла работает доктором, лечит всех лесных гномов и за свою службу получает зарплату. Вместе с Экономом ещё живут бабушка с дедушкой, но они уже старые, не работают, а получают пенсию. Гном Эконом может пригласить ребят в путешествие, а за выполненные по пути задания он будет премировать ребят жетонами.

Другой вариант — воспитатель увлечённо рассказывает детям, что есть на земле сказочная страна Экономика, где живут необычные жители, и приглашает туда отправиться. Занятие в старшей и подготовительной группе можно начать с беседы о родном городе, а затем сообщить ребятам, что есть такой город — Экономинск. Далее следует виртуальная экскурсия по нему.

Варианты тем для экономических занятий (совместной деятельности)

  1. Про финансы:
  • «Для чего нужны деньги»;
  • «Как появились деньги»;
  • «Доходы и расходы семьи» (как вариант «Семейный бюджет», «Семейные сбережения и их использование»);
  • «Что такое банк».
  1. Про труд и профессии:
  • «Все профессии важны»;
  • «Зачем нужно работать».
  1. Про товары и магазины:
  • «Какие бывают магазины»;
  • «Производство и потребление»;
  • «Что такое товар и услуга».
  1. «Реклама: желания и возможности».
  2. Обобщающие занятия:
  • «Финансовая грамотность»;
  • «Путешествие по экономическому воспитанию»;
  • «Путешествие в страну Экономика»;
  • «Экскурсия по Экономинску».

Фрагменты  из конспектов занятий по экономике

Автор и название занятия

Ход занятия

И. Пакина,
«Какие бывают магазины?»,

1. В группе появляется игрушечный Буратино. У него есть золотые монеты на покупку Букваря и новенькой куртки для папы Карло. Однако герой не знает, в каких магазинах можно приобрести эти вещи.
Буратино предлагает ребятам отправиться в гости к его другу гному Эконому, также продавцу магазина (детям нужно сделать 10 шагов вперёд с закрытыми глазами).

Гном беседует с дошкольниками о том, где они видели магазины, что там можно купить, как узнать, что продаётся в каждом конкретном магазине. Оказывается, давным-давно над входом в магазин хозяин вешал знак, чтобы каждый издалека видел, что там продаётся, поскольку не все люди умели читать.
Уточняется понятие «продавец» и «покупатель».

Гном просит ребят оформить витрины для отдела с овощами и фруктами — распределить картинки.
Теперь нужно заполнить отделы товарами — лепка из пластилина овощей и фруктов (подгруппами).

Гном приглашает дошкольников в книжный магазин, чтобы Буратино мог купить Букварь (проходят к книжному стеллажу). Демонстрируется ценник (2 золотых) и чек за покупку, подсчёт сдачи.

Проводится физкультминутка:

  • Буратино потянулся,
    Раз нагнулся, два нагнулся,
    Руки в стороны развёл —
    Видно, ключик не нашёл.
    Чтобы ключик нам достать,
    Надо на носочки встать.

Поход в магазин одежды для покупки куртки для папы Карло. Она стоит 7 золотых. Дети выясняют, хватит ли оставшихся у Буратино монет на приобретение куртки, останется ли сдача.

Просмотр видеопрезентации о том, какие ещё бывают магазины.

Буратино благодарит ребят за помощь и прощается.
Цит. по:
http://www.maam.ru/detskijsad/-kakie-byvayut-magaziny-zanjatie-po-yekonomicheskomu-vospitaniyu.html 

Л. Г. Родионова,
«Путешествие в страну Экономика»

2. Воспитатель рассказывает детям о волшебной стране Экономике, где живут сказочные жители, и предлагает отправиться туда.

Первая остановка: житель — Муха-Цокотуха. Беседа о деньгах: зачем они нужны, какие бывают.
Муха предлагает дошкольникам поиграть в игру «Что можно купить за деньги»: если названный предмет можно купить за деньги, то нужно хлопнуть в ладоши. Демонстрируются картинки с изображением куклы, радуги, молока, ветра и т. д.

Появляется Красная Шапочка. Она рассказывает продолжение своей сказки. Бабушка переехала к ним жить. Мама Красной Шапочки — учительница в школе, за свой труд она получает зарплату. А сама девочка учится шитью одежды и за хорошие отметки получает стипендию. Бабушка же много лет проработала на фабрике и теперь получает пенсию. Повторяются понятия «семейный бюджет», «доход» и «расходы».
Проводится речевая игра «Доход-расход» (нужно дать верный ответ):

  1. Мама получила зарплату — доход.
  2. Бабушка заболела — расход.
  3. Выиграла приз — доход.
  4. Потеряла кошелёк — расход.
  5. Продала бабушка пирожки — доход.
  6. Заплатили за квартиру — расход.
  7. Нашла монетку — доход.
  8. Купили куклу — расход.

Весёлая разминка под песню из фильма про Красную Шапочку.

Приходит СМС-сообщение от героев сказки «Телефон» К. Чуковского. Они просят о помощи: злой Бармалей в их сказке всё перепутал, и теперь нужно всё вернуть на свои места.

  • У меня зазвонил телефон.
    —Кто говорит?
    — Слон…
    —Что вам надо?
    — Книжек!
  • А потом позвонил крокодил
    И со слезами просил:
    — Мой милый, хороший,
    Пришли мне перчатки,
    И мне, и жене, и Тотоше.
  • А потом позвонили зайчатки:
    — Нельзя ли прислать шоколадки?
  • А потом позвонили мартышки:
    — Пришлите, пожалуйста, галоши.

Дошкольники выкладывают правильные ответы на магнитной доске — парные картинки: крокодил — галоши и т. д.
Воспитатель отправляет зверям СМС-сообщение с правильными ответами, а потом подводит итог: все желания сказочных персонажей называются «потребности». Это то, в чём нуждаются. Потребности — также жители страны Экономика. Их можно разделить на две группы: «надо» (то, без чего нельзя обойтись) и «хочу» (без которых можно обойтись). Педагог просит дошкольников привести конкретные примеры из каждой группы.
Дети складывают картинки, которые разрезал Бармалей.

Возвращение в детский сад. Герои сказок дарят ребятам на память шоколадные монетки.

М. В. Козлова,
«Семейный бюджет и расходы семьи»,

3. Беседа о семье. Дети рассказывают о своих семьях. Они бывают большими и маленькими. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Ребята рассказывают, что делает мама, папа, как они помогают родителям, чем занимаются бабушка и дедушка.

Воспитатель просит дошкольников назвать продукты, из которых можно приготовить вкусный обед. Тут появляется игрушечный Незнайка и начинает мешать — произносить слова, не обозначающие продукты (этот персонаж сопровождает детей на всём протяжении занятия).

Педагог подводит итог, что семье необходимо постоянно совершать покупки. А товар не отдаётся бесплатно, а имеет свою стоимость. Поэтому необходимы деньги. Для этого мама и папа работают и получают за свой труд зарплату. Дети рассказывают о работе своих родителей.
Бабушка с дедушкой раньше тоже работали, но теперь они состарились, и государство выплачивает им пенсию. Если у кого-то из ребят есть старший брат или сестричка, и они учатся в техникуме либо институте, то каждый месяц они получают стипендию. Вот так в семье появляются деньги. Если сложить доходы всех членов семьи, то они составят семейный бюджет.

Разговор о расходах. За деньги можно приобрести продукты и другие товары. Незнайка называет ненужные вещи. Дети вместе с воспитателем делают вывод, что герой тратит деньги впустую. Очень важно тратить свой доход разумно и экономно, ведь деньги зарабатываются нелегко. Например, можно купить мороженое, а можно отложить эту сумму, чтобы постепенно накопить на стиральную машину. Стиральная машинка — это товар длительного пользования (как утюг, пылесос, автомобиль и пр.), а мороженое — кратковременного. Дошкольники называют другие товары кратковременного пользования.

Педагог рассказывает детям о расходах на услуги. Это оплата жилья, детского сада, поход в парикмахерскую, кинотеатр, отдых в санатории и т. д.

4. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в магазин, чтобы приобрести продукты, из которых приготовить еду, проявив при этом экономность. Организуется сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Е.В. Ильясова,
«Экскурсия по Экономинску»,

Воспитатель предлагает дошкольникам вместе с гномом Экономом отправиться на экскурсию в город Экономинск. В ходе путешествия гном будет премировать ребят жетонами за правильно выполненные задания.

Проспект пословиц и поговорок. Нужно правильно окончить фразу.

  • без труда… (не вытащить рыбку из пруда);
  • труд кормит, а… (лень портит);
  • каков работник – … (такова ему и плата);
  • не имей 100 рублей, а… (имей 100 друзей);
  • не пеняй на соседа, коли… (спишь до обеда).

Магазин «Сказка». Дети вспоминают, что такое товар, как называется тот, кто его продаёт и покупает. Нужно выполнить задание — отгадать, из какой сказки товары в корзинке гнома Эконома:

  • зеркало («Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»);
  • хрустальная туфелька («Золушка»);
  • воздушный шарик («Вини Пух и все-все-все»);
  • золотой ключик («Сказка о Буратино»);
  • кольцо («Волшебное кольцо»).

Дети отвечают на вопросы:

  1. Из какого произведения эти строки: «Дедушка, верни мне кувшинчик, мне ягоды некуда складывать»? («Дудочка и кувшинчик»).
  2. Как называется такой обмен другим словом? (Бартер).
  3. Можно ли в магазине менять товар на товар и когда это возможно?
  4. Встречаются ли в магазине товары из другой страны? Как называют такие товары? (Импортные).

3. Городской рынок. Беседа о рекламе. Загадка:
«Чтобы товар быстрее сбыть, со мною надо подружиться.
Я буду так товар хвалить, что долго он не залежится». Что это такое?

Реклама печатают в газетах и листовках, она звучит по радио и демонстрируется по телевидению. Рекламировать можно любой товар.
Баба-Яга продаёт игрушечного слона:

  • «Покупайте слона, он без уха и хвоста, с красным длинным языком и оранжевым звонком. Любит он сидеть в углу и трубить — ду-ду-ду-ду!»

Купят ли такой товар?
Драматизация сценки по стихотворению С. Михалкова «Как старик корову продавал».

Банк. Гном Эконом предлагает ребятам разгадать кроссворд. Вопросы:

  1. Денежная единица любой страны. (Валюта).
  2. Валюта России. (Рубль).
  3. Средство обмена, разрешённое государством. (Деньги).
  4. Место, где деньги дают в долг, меняют. (Банк).

Бюджетный перекрёсток. Дети решают задачу:

  1. В семье трёх медведей отец работает электриком и получает зарплату 12 тыс. руб.
  2. Мать работает медсестрой и получает за свой труд 8 тыс. руб.
  3. Мишутка ходит в детский сад и ничего не получает.
  4. Назовите месячный доход этой семьи. (20 тыс. руб.)
  5. Какова сумма расходов, если на продукты они тратят 7 тыс. руб., за оплату берлоги они отдают 5 тыс. руб., за детский сад 2 тыс. руб., на лесной трамвай 1 тыс. руб., на обновки 4 тыс. руб.? (19) Может ли семья медведей в этом месяце купить медвежонку велосипед за 2 тыс. руб.? Почему? Что нужно сделать?

Задание: из картинок с изображением товаров нужно вверху разместить те, что являются необходимыми, а внизу — те, что могут подождать. Дошкольники объясняют свой выбор.

Парк города Экономинска. Здесь в кафе «Лакомка» трудятся Том и Джерри. Они зашифровали слово. Воспитатель даёт детям код: каждой букве алфавита соответствует своя цифра. В итоге получается слово «цена».
В кафе продаются кондитерские изделия. Том печёт торты, а Джерри делает пирожные. Дошкольники должны сказать, на изготовление какого изделия уходит больше времени и почему. Какое изделие будет стоить дороже и почему?
Вопросы:

  1. Мальвина сдаёт в кафе яблоки. Летом она их сдаёт по 5 руб. за кг, а зимой по 8 руб. за кг. Почему цена так меняется?
  2. Если цена на муку станет выше, что произойдёт с ценой на пирожки?

7. Пруд. Гном предлагает немного порыбачить. На каждой рыбке написано слово, ребёнок должен назвать противоположное:

  • Дорого – …
  • Расход – …
  • Продавец – …
  • Ленивый – …
  • Розница – …
  • Импорт – …
  • Убыток – …

Дети читают гному стихи на экономическую тему:

  • С экономикой нас начали знакомить —
    Что такое «вклад» и «банк», как деньги экономить.
  • Мы доход своей семьи вместе подсчитаем.
    Знаем цену всем вещам, что мы покупали.
  • «Бизнес», «бартер» и «бюджет» – что это такое?
    От гремучих этих слов детям нет покоя.
  • Будем знанья получать, капитал накопим.
    И тебе, наш детский сад, в будущем поможем.

Гном предлагает детям обмен — заработанные ими жетоны меняет на сладкие призы.

Экономические сказки для дошкольников

      Обучение через сказки позволяет детям легче освоить азы экономической и финансовой грамотности, формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, умение рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, соотносить  «хочу» и «могу».

Примеры экономических сказок для дошкольников,  представленные  в журнале «Дошкольное воспитание»

(авторы - воспитатели Н. Андриевская, Т. Рылькова, Л. Сергиенко)

C:\Users\Desktop\Desktop\media\image2.jpegФинансовая грамотность
зайчонка Хрустика и лисенка Рыжий хвостик

C:\Users\Desktop\Desktop\media\image1.jpeg

Как зайчонок и лисенок узнали, что такое бартер

Далеко-далеко за горами, за долами, в лесу жил-поживал зайчонок Хрустик. Целыми днями он и его друг лисенок Рыжий хвостик играли, резвились, прыгали по солнечным полянкам. Лес, в котором жили малыши, был не простой, а волшебный. Все звери объединились в лесное братство, никто никого не ел, жили все дружно, каждый делал всё, что умеет.

Родители Хрустика были отличными огородниками. У зайцев на грядках радовались солнечным лучам морковь, свекла, лук, капуста, петрушка и укроп. А у Их соседей, лисьей семьи, был огромный фруктовый сад. Каких только фруктовых деревьев не было в чудесном саду: яблони и груши, вишни и черешни, персики и абрикосы - всё, что душе угодно!

В лесу ожидался большой праздник. Хозяйки собиралась угощать гостей прохладными компотами, ароматными джемами, вкусными пирогами. Друзья тоже решили приготовить угощение. Рыжий хвостик говорит:

  • Я испеку капустный пирог! Ведь я видел, как его готовит мама.
  • А я обещал угостить зверят ароматной шарлоткой, - ответил Хрустик.

И друзья побежали домой готовить чудесные пироги. Через полчаса они встретились на своей полянке.

  • У меня не получилось испечь пирог - в нашем доме не нашлось капусты! - сказал расстроенный лисенок.
  • А я нашел всего одно яблоко, а для шарлотки этого мало! - расплакался зайчонок.
  • Неужели мы не сможем испечь пироги и порадовать друзей? - переживали они.

Этот разговор услышала Мудрая сова, которая дремала в дупле.

  • Я помогу вам. Правда, ни капусты, ни яблок у меня нет, но я хочу вам дать совет. (Как вы думаете, какой совет дала сова друзьям?)
  • У зайчишки есть капуста, а у лисенка - яблоки. Поменяйтесь друг с другом! Такой обмен называется бартер, - сказала малышам умная птица.

Зверята рассмеялись:

- И как мы сами не догадались?

Совершив бартерный обмен, зайчонок Хрустик и его друг лисенок Рыжий хвостик побежали домой печь пироги.

А вечером малыши угощали лесное братство капустным пирогом и шарлоткой и рассказывали, что такое бартер.

Педагогу.

Бартер - форма безналичного расчета (без денег), при котором каждая сторона по договору выступает одновременно в роли продавца и покупателя. То есть бартер - это обмен товарами, равными по цене.

Как зайчонок и лисенок узнали, что такое рынок

Наступила осень. Год выдался урожайным: на огородах росла гигантская капуста, алели сочные помидоры. А как много было хрустящих огурцов! Ветки плодовых деревьев гнулись под тяжестью ароматных груш, сочных персиков, румяных яблок. Все садовники и огородники были рады такому щедрому урожаю.

 Родители Хрустика и Рыжего хвостика сделали запасы и заготовки на зиму, но в их кладовых осталось много лишних овощей и фруктов.

Шло время, и они стали портиться... А сколько было вложено сил, чтобы вырастить такой богатый урожай!

Родители наших друзей не знали, что делать. Хрустик сказал маме:

  • Не расстраивайся, мы с лисенком сбегаем к Мудрой сове и попросим у нее совета - ведь она умная, всё знает.

Совушка была рада новой встрече с малышами.

  • У вас опять возник вопрос, мои дорогие?
  • Да. Наши родители собрали очень большой урожай, нам его негде хранить, и он стал портиться. Они огорчены и переживают, а мы не знаем, как им помочь.
  • Сходите на рынок «Лесное братство» и продайте лишнее, - сказала Мудрая сова.
  • А что такое рынок? - спросил Хрустик.
  • Рынок - это место для торговли под открытым небом, там можно продать другим лесным жителям товар. И за это получить деньги. По-другому такое место называется базар.

Побежали Хрустик и Рыжий хвостик домой и рассказали всё своим родителям.

Собрав овощи и фрукты в корзины, семейства зайчонка и лисенка отправились на рынок. Они были удивлены тем, что их товар так быстро был распродан и они за него получили деньги. Довольные, они вернулись домой, о своих впечатлениях поделились с лесными друзьями.

Встреча с банкиром Волком

Заработав деньги на рынке, оба семейства на обратном пути решили зайти в магазин, чтобы купить игрушки своим малышам. Зайчонок Хрустик мечтал о железной дороге с яркими вагонами, а лисенок Рыжий хвостик - о велосипеде с большими колесами и громким звонком. Подойдя к кассе, мамы увидели господина Волка, который рассчитывался какой-то странной карточкой.

  • Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что это у вас за карточка? - спросила Лисица.
  • Это банковская карта, на которой хранятся деньги. С ее помощью я могу совершать покупки. Ведь носить в кармане деньги все время - это неудобно! - ответил господин Волк.
  • А где вы взяли эту чудо-карту? - спросила Зайчиха.
  • Я взял ее в банке.
  • А я и не знал, что в стеклянных банках можно найти такую карту! - удивленно сказал Зайчонок.

Родители и Волк засмеялись. Тогда господин Волк объяснил детворе, что банк - это дом, где «живут» деньги. В банке можно оплачивать счета и квитанции копить деньги, брать кредиты, получать и хранить зарплату. Тем, у кого деньги хранятся в этом банке, выдают пластиковые карты - их можно использовать для оплаты покупок.

  • Вот я там и работаю. Я банкир. Мой банк называется «Зеленый лес». Хотите, я свожу вас на экскурсию в банк? - предложил Волк своим новым друзьям.
  • Да! - в один голос ответили оба семейства.

Педагогу.

Банковская карта - пластиковая карта, обычно привязанная к одному или нескольким расчетным счетам клиента банка. Используется для оплаты товаров и услуг, в том числе через интернет, а также для снятия наличных.

Экскурсия в банк «Зеленый лес»

И вот наступил день, когда лисенок и зайчонок со своими родителями пришли на экскурсию в банк.

Их встретил господин Волк со своими помощниками, которые были одеты в одинаковую форму.

- Добрый день, друзья мои, - сказал Волк. - Прежде чем начать экскурсию, я расскажу детям о правилах поведения в банке, которым необходимо следовать.

Вы должны быть вежливыми, находиться рядом со взрослыми, бережно относиться к имуществу банка, разговаривать тихо. Прыгать, бегать, кричать нельзя; нужно соблюдать чистоту. Вы можете поиграть в детском уголке в тихие спокойные игры, пока взрослые заняты своими делами. Итак, начнем нашу экскурсию.

  • Вот первый зал, он называется залом самообслуживания. Здесь стоят банкоматы, с помощью которых взрослые могут снимать со своего счета деньги или класть их на свой банковский счет, совершать платежи. Для этого у них должна быть пластиковая карта.
  • Мы тоже хотим такую карту! - закричали малыши. - Где нам ее получить?C:\Users\Desktop\Desktop\media\image4.jpeg
  • Вы сможете получить карту, когда подрастете. Пойдемте дальше, - продолжал Волк.
  • Второй зал - операционный. Он называется так не случайно. Здесь проводят операции с деньгами, ценными бумагами и другими документами. Специалисты банка, которые тут работают, помогают посетителям оплачивать счета: за детский сад, за коммунальные услуги, мобильную связь, оказывают помощь по всем вопросам, связанным с деньгами. А еще здесь можно открыть вклад.
  • А что такое вклад? - спросил Хрустик.
  • Это значит, ты отдаешь на хранение десять рублей, а через год получаешь двенадцать рублей. Вклад - это гарантия того, что твои деньги будут приумножаться.

Родители зайчонка и лисенка решили открыть вклад, чтобы полученную прибыль потратить на семена будущего урожая.

  • Еще в банке есть хранилище, но туда попасть мы не сможем.
  • А почему не сможем? - поинтересовался лисенок.
  • В хранилище расположены банковские ячейки, в которых хранятся ценные бумаги, важные документы, семейные реликвии клиентов банка.C:\Users\Desktop\Desktop\media\image5.jpeg

И только те, кто положил эти вещи в ячейки, могут туда войти, - ответил господин Волк.

  • Спасибо, господин Волк, за такую полезную и познавательную экскурсию по банку! - поблагодарили родители.

А Хрустик сказал:

  • Когда я вырасту, я буду работать в банке, чтобы приумножать деньги лесного братства!

Таким образом, использование разнообразных форм работы с детьми  в практике работы педагога детского сада позволит:

  • в простой и доступной форме познакомить дошкольников с основными понятиями и законами экономики,
  • подготовить детей к жизни в мире экономических отношений, ориентируясь не на стяжательское потребительское отношение, а на разумное экономически целесообразное пользование,
  •  сформировать основы экономической культуры, владение основами которой является необходимым условием социальной успешности личности.

Источники:

  1. Шахматова А.Ш. Экономическое образование детей дошкольного возраста в современных условиях: проблемы и перспективы. Ж-л «Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения». № 3. 2020, с.27.
  2. Андриевская Н. Рылькова Т. , Сергиенко Л. «Экономические» сказки. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников. Ж-л «Дошкольное воспитание» № 6. 2020 , с.83.
  3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет.  Авт.-сост. Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С., Москва, Банк России. 2018
  4. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. Москва, 2019
  5. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике. Методические рекомендации. 3-е изд. испр. и доп. М. ТЦ Сфера, 2020
  6. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/zanyatie-po-ekonomike-dlya-doshkolnikov.html
  7.  http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7566/2/10Kedrova.pdf
  8. http://www.maam.ru/detskijsad/-kakie-byvayut-magaziny-zanjatie-po-yekonomicheskomu-vospitaniyu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экономическому воспитанию старших дошкольников "Гном Эконом"

Цель: формировать понимание детьми необходимости разумного распоряжения деньгами семьи....

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников».

В  данной  статье  рассматривается актуальность экономического воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста  средствами игры- сюжетно- ролевой  и дидактиче...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников»

В программе обосновывается актуальность экономического  воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста, разработан перспективный  план и картотеки по экономическому в...

Доклад"Экономическое воспитание старших дошкольников"

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориент...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Народные праздники в детском саду.

   Праздники являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Узнавая традиции и обряды русского народа, дети учатся различать добро и зло, впитывают все самое лучше...