"Особенности организации образовательной деятельности. Образовательная ситуация."
учебно-методический материал на тему
Семинар для работников дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 728.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: Игровую; Познавательно-исследовательскую; Двигательную; Художественно-эстетическую.
В ФГОС термин «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена - Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственной организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы и т.д.).
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.
Параметры для характеристики Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности Направленность на решение образовательных задач Освоение новых способов деятельности, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение. Продолжительность в течение дня 15 мин – млад. гр. - 10 образовательных ситуаций 20 мин – ср.гр. - 11 образовательных ситуаций 25мин - старшая гр. - 13 образовательных ситуаций 30 мин - подготовительная гр.- 15 образовательных ситуаций Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности.
Форма образовательной ситуации Фронтальная и подгрупповая Позиция педагога Передача социального опыта Позиция ребенка Активность направлена на освоение социального опыта.
Виды образовательных ситуаций: игровые образовательные ситуации реально-практические условно-вербальные.
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, игровой). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада. Образовательные ситуации используются в организованной деятельности – требуют формирование у детей новых умений в разных видах деятельности. Могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях.
Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения. Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Проблемная ситуация специально создается путем применения особых методических приемов: Подведение дошкольников к противоречию Рассмотрение различных точек зрения Создание ситуаций выбора Провокации Проблемные задачи Таким образом, соотношение игровых и практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи.
Структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности. Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образовательной области, ее структура соответствует данному виду деятельности. В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяет решение задач разных видов деятельности и является более сложной. Также, такой подход предполагает и смену видов деятельности детей (стоя, сидя на ковре, за столами и пр.). Такие ситуации способствуют поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждают утомляемость.
С чего начинается образовательная ситуация? Образовательная ситуация как правило, имеет 3 части, которые конструирует педагог: Завязка игрового сюжета, появление предмета, его рассматривание. демонстрация предмета, вычленение его строения, связанное с назначением. Дидактический материал, у которого отсутствуют те или иные части. Выбор предмета всеми детьми, закрепление новых знаний.
В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В младших группах – решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуациях, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте – перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.
Педагогическое сопровождение процесса обучения. Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием учебно-познавательных умений, привлечение личного опыта детей, использование обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.
Завершение образовательной ситуации. Завершение образовательной ситуации требует подведение итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, в старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отельных детей, привлекает их самих к оценке, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-400030-1391768689.jpg)
Сценарий образовательной деятельности. Образовательная деятельность «Познание, коммуникация» «Волшебные превращения»
Программное содержание:Проконтролировать знания детей о воздухе, воды, льда, умение находить свойствах общее свойство: прозрачность, применять полученные знания на практике, проверить навыки дет...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-566334-1421446046.jpg)
Конспект организации интегрированной непостредственно образовательной деятельности (образовательная область «Познание») по мотивам сказки "Три медведя» во второй младшей группе
Конспект НОД для детей второй младшей группы разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Интегрируется пять образовательных областей. Целью НОД является: закрепление знания содержания сказки "Три м...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-69155-1369504685.jpg)
Образовательная деятельность "Образовательная деятельность на тему : "Весенние цветы""
Образовательная деятельность на тему : "Весенние цветы" к индивидуальной программе педагогического развития "Экологическое воспитанме через народные приметы и традиции русского народа&q...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-227068-1366560830.jpg)
Конструкт организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Спасибо за победу!»
Актуальность: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/06/picture-662990-1441564987.jpg)
Непрерывная образовательная деятельность. Образовательная деятельность художественно - эстетическое развитие. Аппликация "Цветной домик".
С данной презентацией по разделу "Аппликация" непрервная образовательная деятельность пройдёт легко и успешно. В данной презентации представлен материал для актуализации знаний и дан подробный план вы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/04/picture-871300-1483517315.jpg)
Организованной образовательной деятельности Образовательная деятельность «Познание» и «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Зимующие птицы»
Зимующие птицы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/29/picture-1352144-1648578133.jpg)
Ежедневное планирование: организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей (3 - 4 года, младшая группа).
Ежедневное планирование работы с детьми во 2 младшей группе детского сада...