Сценарий досуга к дню единства "Все мы разные, но все мы равные"
материал
Сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_edinstva.docx | 59 КБ |
vse_my_raznye_no_vse_my_ravnye.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Сценарий досуга
ко Дню единства
«Все мы разные, но все равные!»
Подготовила педагог-организатор
Мальцева М.С.
г. Покачи
4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Это праздник взаимопомощи и единения. Этот день связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. 4 ноября 1612 года ополченцы Кузьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. И победили! Победить врага можно было только, объединив народ России.
Сегодня особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia – терпение (снисходительность к чему-либо).
В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
Толерантное отношение к другому – это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста.
Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире друг с другом.
Толерантность в обобщающем варианте:
-сотрудничество, дух партнёрства;
-готовность мириться с чужим мнением;
-уважение человеческого достоинства;
-принятие другого таким, какой он есть;
-способность поставить себя на место другого;
-уважение права быть другим;
-признание многообразия;
-признание равенства других;
-терпимость чужим мнениям, верованиям и поведению;
- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.
Черты толерантной личности:
-расположение к другим;
-снисходительность;
-терпение;
-чувство юмора;
-чуткость;
-доверие;
-альтруизм;
-терпимость к различиям;
-умение владеть собой;
-доброжелательность;
-умение не обсуждать других;
-гуманизм;
-умение слушать и слышать;
-способность к сопереживанию.
ТВОИ 10 ШАГОВ К ТОЛЕРАНТНОСТИ:
- Стремиться стать лучше.
- Уметь ставить себя на место других.
- Не осуждать и не оценивать.
- Видеть шире:
- Замечать мелочи и тонкости, замечать особенности ситуации, внимание на предысторию, видеть, что скрывается за этим.
- Подключать свой опыт, интуицию и воображение.
- Расширять свой круг общения.
- Знакомиться с другими культурами (традициями), через понимание языка, рисунков, литературы, архитектуры, костюмов (одежды), кухни, музыки, танцев, песен:
- Общаться с представителями других культур.
- Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
- Менять точки зрения.
- Уметь наблюдать.
- Развивать в себе умение слушать.
- Направить общение «на понимание».
- Сопереживать.
- Не зацикливаться и быть активным.
Правила толерантного общения:
1. Уважай собеседника
2. Старайся понять то, о чем говорят другие
3. Отстаивай свое мнение тактично
4. Ищи лучшие аргументы
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
6. Стремись учитывать интересы других
Развитие ребенка происходит в социокультурном пространстве
В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества. Чувство национального самосознания зарождается задолго до начала обучения в школе.
Цель: формирование у детей представления о России как многонациональной стране.
Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.
Задачи:
1. Создание положительного эмоционального настроя у детей и родителей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения. Расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире Приобщение детей к русской культуре, языку, традициям, промыслам, устному народному творчеству. Знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой; воспитание уважения к обычаям, взглядам и традициям других людей.
2. Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей, живущих в России. Формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
3. Развитие внимания, памяти, мышления, связанной речи. Развитие двигательные навыков: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой и с взрослыми людьми.
4. Воспитание в детях любви и уважения к своей национальности, своему народу, любовь и уважение к своей родине, дружелюбия, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания.
Предварительная работа.
Чтение художественных произведений, стихотворений:
В. Степанова «Что мы родиной зовем».
Н. Носова «Незнайка»;
А.Л. Барто «Не одна», «Всё на всех»;
Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»;
сказки народов мира «Айога», «Гора смешливая, справедливая», «Белый слон»;
стихи, посвященные теме толерантности, сострадания, сочувствия: «Толерантность» А. Калининой, «Встреча» Б. Заходера, «Ах, сколько на свете детей» С. Черного.
Используя компьютерные средства обеспечения знакомить детей с культурой, традициями, национальными костюмами народов России:
Русские
Татарские
Дагестанские
Народов севера
Чтение национальных пословиц, поговорок, стихов.
Работа воспитателей с родителями (информирование о предстоящем событии), воспитателя с детьми (беседы о многонациональности России и знакомство с народными играми).
Осуществлялся подбор литературы по проблематике межнациональной толерантности.
Считалки и приговорки разных народов России.
Игры народов России.
Рисунки детей на тему «Моя семья», «Страна, где я живу».
Цель:
Воспитывать в детях толерантность, уважение к национальным культурам разных народов России.
Ход досуга
Дети входят в музыкальный зал под музыку «Волшебники двора», повторяют движения за ведущим.
Ведущий:Добрый день, дорогие друзья! 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины.
Ведущий:
Это праздник взаимопомощи и единения.
Если забыть о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь,
Всем вместе сплотиться враги будут биты!
От мощи единства земля задрожит.
Ведущий: Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Ведущий: Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Ведущий: Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!
Ведущий: ОТЕЧЕСТВОМ мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.
РОДИНОЙ мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.
Ведущий: А МАТЕРЬЮ потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает нас от всех врагов!
Девочка:
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России.
В дальних селах, городах!
Мальчик:
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей!
Девочка:
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Ведущий: На нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди.
Ведущий:
Россия большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Все – мы разные, все мы – равные!
Ведущая:
Наша дружба, наша вера.
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля.
Не погибнет никогда!
Ведущий:
И пока на белом свете
Солнце светит нам в след,
Россиянам всем желаем,
Быть едиными навек!
Ведущая:
Для вас исполняется прекрасный татарский танец.
Ведущий:
Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.
Ведущая:
Только живя в мире счастливы народы. Для вас исполняется песня «Солнечный круг».
Ведущий:
- Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.
Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы.
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды,
Опасаться что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность – слово для живых.
1Реб. Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты, садик, быт наш и уют.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
2 Реб. Чувствовать, думать, любить, как другие,
Сердцем умея понять солидарность,
Напрочь отбросить – "Они не такие",
Этому учит нас толерантность.
3 Реб. Есть белые дети, есть черные дети,
Есть желтые дети на нашей планете.
Но дело не в цвете, а в том, что на свете
Друг другу всегда улыбаются дети!
4 реб.. Хочу я чтоб общими были на веки –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
Все вместе: Пусть будут все люди на веки друзьями!
Ведущий: - Нет в мире детей, которые не любили бы играть. Некоторые игры общеизвестны и знакомы вам. Но есть у каждого народа и свои народные игры. Сегодня мы будем играть и знакомиться с любимыми играми детей народов.
Ребенок:
- И пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Добро пожаловать, игра!».
Ребенок:
- Нас солнце луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
У нас сегодня с вами праздник,
И главный гость на нём – игра.
Ребенок:
- Она, наш друг большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
Ребенок:
- Расскажет про героев книжных,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос как-то ближе,
Она на всё ответ найдёт.
Ведущий:
- Ребята подрастают на севере, на юге,
Поют они, играют и помнят друг о друге.
Татары и русские, давайте играть!
В Эстонии и Грузии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом.
Играйте вместе с нами, а мы вам споем.
Дети исполняют песню «Светит солнышко для всех» А. Ермолова.
Звучит татарская мелодия. Заходит женщина - татарка в национальной одежде, примеряет украшения, смотрится в зеркало. Танцует, приветствует гостей на татарском языке.
- Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где так бы почитали их.
(А. Анисимов)
- Татарская земля располагается на бескрайних равнинах, по берегу реки Волги, согреваемая солнцем и обдуваемая ветрами. Татары – очень древний народ, имеющий свою историю.
- Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием. Поэтому обувь у татар с загнутыми носами, чтобы не царапать мать-землю, потому что она кормит. В национальной одежде у татар очень много украшений из бирюзы. Считается, что бирюза лечит и приносит счастье в семейной жизни. Украшения передавались по наследству.
- У татар много народных праздников, один из них – Сабантуй. Веселый праздник, когда проводится много игр на скорость, ловкость.
Ведущий: - Нам пора уже начать игру, но сначала мне ребята понадобится ваша помощь. Кто из вас знает считалки и может нас посчитать для участия в играх?
Ребенок проводит считалку.
Играют в татарские игры.
Звучит кавказская мелодия. Ведущий рассказывает окавказском народе.
Ведущий: - Ребята, а знаете ли вы, что на Кавказе дети с большим удовольствием играют в игру. Давайте познакомимся с традициями и играми Кавказа.
Дети играют в кавказскую игру.
Ведущий: - Ребята, посмотрите какой красивый национальный костюм, носят кавказские девушки и юноши.
Дети рассматривают кукол в кавказских костюмах.
Звучит русская народная мелодия. Входит Педагог в русском народном костюме.
- Мир вашему дому. Бог вам в помощь. Русский язык полон поговорками и пословицами. И всегда русский народ прославлял труд: Всякая работа мастера славит. Мала пчелка, да и то работает.
- Восхвалял смелость: Смелость города берет. Тот герой, кто за родину горой.
- Воспевал любовь к родине России - матушке: Родина- краше солнца, дороже золота.
- Нет края на свете красивей,
Нет родины в мире светлей,
Россия, Россия, Россия -
Что может быть сердцу милей!
Ведущий: - Посмотрите, какой красивый национальный костюм носят русские девушки и юноши.
Показывает куклы мальчика и девочки в русских костюмах.
Ведущий: - Пришел черед поиграть в русские народные игры.
Ребенок проводит считалку.
Дети играют в русскую народную игру «Кот и мышь».
Правила игры:
Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход-нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши.
Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара.
Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
Ведущий: Отправляемся дальше.
Ведущий: Мы делаем остановку на Севере. Здесь живут коренные народы ханты и манси. Погода здесь очень суровая, все время дуют холодные сильные ветра. А живут там рыбаки и охотники которые каждый день выходят в лес и на реку, охотятся и ловят рыбу. Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Рыбаки и рыбки».
Игра «Рыбаки и рыбки»
Две шеренги напротив друг друга, одни рыбаки, другие-рыбки. Говорят: рано утром у реки собирались рыбаки. Рыбку вкусную ловить, её жарить и варить. 1,2,3,4,5 - быстро рыбке уплывать!!! Рыбки убегают, рыбаки-догоняют, затем меняются ролями и играют ещё раз.
Ведущий: Понравилась вам игра, ребята?!
Ведущий: - Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России. Все народы дружны, все терпимы друг другу.
Дети читают стихи:
- Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас.
И добротой бескорыстной своей
Помогает нам каждый сейчас.
- Пусть будет небо голубое,
А солнце ясным.
Пусть человек не будет злым,
А мир будет прекрасным.
- Выйдите, люди, из своих квартир!
Слова вам наши хорошо слышны?
Люди! Доброта и толерантность спасут мир!
И вы нам поверить должны!
Педагог предлагает детям выбрать понравившийся шаблон национального костюма и раскрасить его.
Итог: все мы дети одной страны. Поощрение детей.
Показ мультимедиа-клипов на песни «Большой хоровод», «Дружба».
Ведущий:
- Мы сегодня поиграли,
Много новых игр узнали.
А теперь скорей бегите
И другим всем расскажите.
Под музыку «Подари улыбку миру» А. Варламова дети за взрослым выходят из музыкального зала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русские национальные костюмы Русские головные уборы Русская национальная обувь Народные промыслы России Русские национальные блюда Татарские национальные костюмы Татарские головные уборы Татарская национальная обувь Татарские национальные блюда Украинские национальные костюмы Украинские головные уборы Украинские национальные блюда Кавказские национальные костюмы Кавказские головные уборы и обувь Кавказские национальные блюда Национальные костюмы народов Севера Головные уборы и обувь Национальная кухня народов Севера Жилища народов Севера Мальцева М.С. МАДОУ ДСКВ "Рябинушка"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о воспитании толерантности:" Все мы разные, но все мы равные".
Статья о воспитании толерантности :«Все мы разные, но все мы равные».В этом году в детском саду№ 1330 был организован проект « Дети в музее». Во всех группах были созданы...
"Мы все разные,но мы все равны"
В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Да, мы можем быть похожими внешне, у нас могут быть одинаковые взгляды на некоторые вещи, но все равно во всем быть схожими люди не могут. У каждого с...
Сценарий досуга с родителями "Мамы разные нужны, а спортивные важны"
Весёлое развлечение совместно с мамами: игры, шутки, стафеты. Мамы доказали, как важно быть не только умной, красивой, заьотливой, но и спортивной....
Сценарий мероприятия, посвященного Международному дню инвалидов "Все мы разные, но все мы равные"
Сценарий мероприятия, посвященного международному дню инвалидов....
Правовое воспитание дошкольников Старшая группа Тема: Мы все разные, но мы все равны.
Правовое воспитание дошкольниковСтаршая группаТема: Мы все разные, но мы все равны.Цель: создать условия для формирования у детей понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все о...
Конспект беседы на тему «Мы все разные, но мы все равны» в подготовительной группе
Беседа «Мы все разные, но мы все равны»Цель:Развивать у детей терпимость к различиям между людьми.Задачи:Формировать толерантное, уважительное отношение друг к другу.Познакомить воспитанни...
Конспект занятия в средней группе, посвященного Дню народного единства "Все мы разные, но все мы равные"
Целью занятия является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности.Задачи данной работы направлены на расширение представлений детей о нашей Родине, о территории России, народах её...