Семинар-практикум "Развитие творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"
презентация к уроку (подготовительная группа)
В презентации представлены цели, задачи и этапы обучения технологии ТРИЗ. А также описаны игры- триз для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.pptx | 618.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения .
ЗАДАЧИ : • формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера; •формировать у дошкольников умение рассуждать, объяснять, доказывать; •развивать творческие способности, умение нестандартно мыслить; •развивать способность быстро входить в новые предметные области; • развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли; •развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью; • воспитывать творческую личность.
ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер .
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ - технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Этапы обучения 1 этап: -занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования предмета. Например: мяч- как можно использовать
2 этап- это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо- плохо». 3 этап- разрешение противоречий. Например, задача: «Как перенести воду в решете?»
4 этап- изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии,в соображении, в придумывании чего-то нового. Например : придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и д р.
5 этап:- это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся работа включает в себя разные виды детской деятельности- игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.
6 этап- опираясь на полученные знания, интуицию, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.
Предлагаем вам сыграть в игру для детей 3-4 лет «Что умеет делать?», которая направлена на формирование умения выявлять функции объекта. Правила игры: ведущий называет объект (показывает или загадывает с помощью игры " Да-Нет " или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. ТРИЗ- игры для младших дошкольников.
Игра «Что будет, если…» направлена на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. Правила игры. Эта игра построена на вопросах и ответах. В.: Что будет, если в ванну с водой упадет бумага? Камень? В.: Что будет, если летом пойдет снег? Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: В.: Что будет, если ты окажешься на Луне?
Игра «Маша- растеряша» Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам? Я буду в роли Маши (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит): Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть?
Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО)– это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания. МФО используют для преодоления шаблонов мышления при модификации устройств, создании рекламы и написании статей. Этот метод подходит для развития воображения у детей от 5 лет.
МФО, план действий: Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект) Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо» Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций. Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.
МФО прост в освоении и универсален, а выдвигаемые идеи будут далеки от шаблонов. Конечно, не все варианты новых сочетаний свойств объекта будут удачными, поэтому важно критически оценить полученные варианты, отобрав наиболее сильные. Пример создания нового объекта с помощью МФО Совершенствуемый объект : стол Случайные объекты : еж, льдинка, лампа
Следующий метод, про который мы поговорим, называется «Мозговой штурм». С детьми мозговой штурм возникает не запланировано при решении возникшей задачи (бытовой или сказочной), во время игры, образовательной деятельности, при обсуждении какого-либо поступка, случая или чтения художественной литературы. Мозговой штурм относится к методам коллективной выработки какой-либо идеи.
Темами мозгового штурма могут быть: -как не промокнуть под дождем; -как выгнать лису из заячьей избушки; -как сделать разноцветную льдинку и т. д. Предлагаем вам с помощью мозгового штурма решить следующую задачу: вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Давайте определим, что есть в условии задачи? (Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи).
В ключение в образовательную деятельность методов и приемов ТРИЗ технологии позволяет успешно решить задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируется умение слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ игры, видят мир во всем его многообразии. Использование данной методики учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
Семинар- практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ» Подготовила: Лебедева О.А. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Волгодонска. Волгодонск 2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...
Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Всем детям присуща умственная активность, свойственны интерес к новизне, стремление попроб...
статья "Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"
Статья в сборнике «Инновации в образовательном пространстве» IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2013г....
Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"
Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....
программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей посредством ТРИЗ-РТВ технологий "Юный интеллектуал"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный интеллектуал»составлена на основе программ «ТРИЗ в детском саду» для ...
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством ТРИЗ - технологии»
В настоящее время актуальность коммуникативных способностей дошкольников в общении не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение, как один из основных показателей уровня развития умственн...