«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников в соответствии с ФГОС»
материал на тему
Направление: физкультурно-оздоровительное.
Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
· Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, уточнить понятие «здоровьесберегающие технологии».
· Рассмотреть условия применения здоровьесберегающих технологий в системе работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
· Внедрить в систему работы по физическому воспитанию здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста.
Актуальность:
• Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др..
• Высокий уровень заболеваемости, малое количество детей с первой группой здоровья, необходимость повышения показателей развития физических качеств(по результатам мониторинга)
• Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие денег на приобретение нужного оборудования, самое главное, низкий температурный режим в спортивном зале, эти причины стали основанием для поиска новых эффективных и доступных форм работы с детьми в сложившихся условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_moy.docx | 48.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников в соответствии с ФГОС» |
Индивидуальная тема по самообразованию. |
Начало работы над темой: сентябрь 2014г. окончание работы: август 2016г. |
Воспитатель: Федосеева С.И.
Федосеева Светлана Ивановна
(Ф.И.О. педагога)
воспитатель
(специальность)
высшее
(образование)
1год
(стаж педагогической работы)
нет
(квалификационная категория)
«Организация образовательного процесса в разновозрастных группах в соответствии с ФГОС»
(курсы повышения квалификации)
Сентябрь 2014г.
(дата начала работы над темой)
Август 2016г.
(предполагаемая дата окончания работы)
Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников
в соответствии с ФГОС»
Направление: физкультурно-оздоровительное.
Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, уточнить понятие «здоровьесберегающие технологии».
- Рассмотреть условия применения здоровьесберегающих технологий в системе работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
- Внедрить в систему работы по физическому воспитанию здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста.
Актуальность:
- Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др..
- Высокий уровень заболеваемости, малое количество детей с первой группой здоровья, необходимость повышения показателей развития физических качеств(по результатам мониторинга)
- Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие денег на приобретение нужного оборудования, самое главное, низкий температурный режим в спортивном зале, эти причины стали основанием для поиска новых эффективных и доступных форм работы с детьми в сложившихся условиях.
Ожидаемые результаты внедрения здровьесберегающих технологий в ДОУ
Для детей:
- Сформированные навыки здорового образа жизни.
- Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости к инфекциям.
- Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
- Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
- Сформированная активная родительская позиция.
- Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три группы:
- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
ЭТАПЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1 ЭТАП Подготовительный (сентябрь- январь 2014г.) |
|
2 ЭТАП Практический (январь 2015г. - июль2016г.) |
|
3 ЭТАП Заключительный (август 2016г.) |
|
Здоровьесберегающие технологии
- система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.). О.В.Петров
В эту систему входит:
1.Использование данных мониторинга состояния здоровья воспитанников, проводимого медицинским работником, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2.Учет особенностей возрастного развития детей и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.
3.Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ
- Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых (ДОУ, районные соревнования).
- Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.
- Обсуждение вопросов о здоровьесбережении на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.).
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
- различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул);
- комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
- Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;
- оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, тактильные дорожки);
- организация рационального питания;
- медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Медико-профилактические:
- организация мониторинга здоровья дошкольников;
- разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
- закаливание;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.
Физкультурно–оздоровительные
Технологии
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая
- Физкультурные занятия.
- Фитболгимнастика,
- Проблемно-игровые : игротренинги, игротерапия
- Коммуникативные игры
- Серия занятий«Уроки здоровья»
- Точечный самомассаж
- Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Фонетическая ритмика
Здоровьесберегающие образовательные технологии
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия
технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения |
1.Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. | Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. |
2.Гимнастика пальчиковая | Проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). |
3.Подвижные и спортивные игры | Как часть непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр |
4.Релаксация | В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную музыку, звуки природы |
5.Гимнастика утренняя | Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах | В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др |
6. Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. |
7. Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. |
8. Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении ДК, школы и пр., оформлении помещений к праздникам и др. | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. |
9.Образовательная деятельность по физической культуре | 2-3 раза в неделю в спортивном зале и на улице младший возраст – 15 – 20 мин. | Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ . Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. |
10. Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах | Различные варианты проведения |
Литература:
- «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал;
ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.
- Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим».
– М.: ТЦ Сфера, 2004 (программа развития).
- Иова Е. П. «Утренняя гимнастика». – М.: Просвещение.
- Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» (методическое пособие).
– М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Программа воспитания и обучения Васильевой Л.А.
- «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал;
ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва
- «Здоровье дошкольника», научно-практический журнал;
ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва
- Примерная общеразвивающая программа дошкольного образования
«Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон
- Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику».-М.: Эксмо, 2008
Перспективный план
Содержание деятельности | Форма отчетности | Сроки проведения |
Методическая работа | ||
Изучение методической литературы по теме | Оформление и пополнение папки по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ | Постоянно |
Создание фотоальбома с изображениями различных видов спорта, атрибутов. | Наличие альбома | Октябрь |
Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения. | Наличие пособий | Ноябрь-февраль |
Консультация для педагогов на тему: «Задачи образовательной области: «Физическая культура» | Контроль заведующей | Ноябрь |
Разработка долгосрочного проекта «Сундучок здоровья» | Наличие проекта | Февраль |
Оформление картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждения, гимнастики для глаз, релаксационных упражнений и т.д. | Наличие картотек | Март-апрель |
Работа с детьми | ||
Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни | Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития | Постоянно |
Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации. | Контроль заведующей | Постоянно |
Создание комплекта демонстрационного и раздаточного материала для занятий | Оформление физкультурно-оздоровительного центра в группе | Ноябрь, декабрь |
Проведение «Недели здоровья» | Контроль заведующей | 1 раз в 3 месяца |
Изготовление коллажей по теме: «Здоровое питание», «Я и спорт» | Контроль заведующей | Ноябрь |
Беседы с детьми о ЗОЖ | Наличие конспектов бесед | Постоянно |
Проведение соревнований «В здоровом теле – здоровый дух» | Конспект развлечения | Апрель |
Разучивание с детьми пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ | Контроль заведующей | Постоянно |
Работа с родителями | ||
Выпуск периодической оздоровительной газеты | Наличие газет | 1 раз в 3 месяца |
Подготовка журналов для родителей «Неболей-ка!», «Здоровье в наших руках», «Сундучок здоровья» | Наличие журналов | Октябрь - ноябрь |
Изготовление информационных буклетов о здоровом образе жизни | Распространение буклетов среди педагогов ДОУ | Декабрь |
Анкетирование «Что мы знаем о здоровье» | Анализ анкет | Январь |
Проведение тематического родительского собрания «Азбука здоровья» | Протокол родительского собрания | Апрель |
Здоровье – это главное жизненное благо. Януш Корчак В современном российском обществе значимость здоровья детей неизмеримо возрастает, что обусловлено целым рядом факторов. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский справедливо указывал «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В последние десятилетия всё чаще на разных уровнях поднимается вопрос о здоровье детей. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения касается не только семьи, но и воспитателей. Действительно, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы сами будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут в большей степени здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. В связи с этим, сегодня ведется активный поиск здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих необходимые условия для образования и воспитания большинства детей, более того, появляется ряд учреждений, которые серьезно отнеслись к этой проблеме и работают именно в этом направлении. Данные технологии позволят сохранить и укрепить здоровье детей сегодня - вырастить и воспитать здоровое поколение России. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются Законом РФ «Об образовании» (ст. 51). Современный воспитатель должен уметь применять психолого- педагогические технологии, позволяющие построить воспитание и образование так, чтобы не нанести ущерб здоровью воспитанника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников.
Повышение знаний о значении физического развития и закаливания в жизни детей. Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование единого подхода к методам ...
План самообразования по теме: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
План по самообразованию направлен на создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспи...
«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение....
«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» (сказкотерапия)
На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающ...
«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранен...
Опыт работы на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
В данном материале я поделилась опытом работы по теме оздоровления детей в ДОУ....