консультация для воспитателей
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Создание предметно-развивающей среды
в группах для духовно-нравственного
воспитания дошкольников "
Подготовила: воспитатель нац. группы МКДОУ № 26 Сариева Б. Н.
Элиста 2013
Духовно-нравственное воспитание складывается из многих моментов, это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных ценностей, воспитание любви к своей малой родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Правильно организованная развивающая среда в группах позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста - уголки социально-нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста - уголки нравственно-патриотического воспитания. В каждой возрастной группе следует продумывать рациональную и целесообразную расстановку мебели с выделением различных уголков. Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически меняться, постоянно обогащаться.
Можно изготовить дидактические пособия по духовно-нравственному воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад; представить различные виды театра по народным сказкам; создать макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны, превратить традиционные уголки по изобразительной деятельности в настоящие творческие мастерские.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах имеет смысл разместить периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования необходимо пополнить атрибутами для подвижных народных игр.
Для нравственно-эстетического развития детей в каждой группе можно организовать музыкально-театральные уголки, в которые подобрать соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально - дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.)
Для духовно-нравственного воспитания необходимо оформить и периодически пополнять уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, республики, родного города; альбомы с фотографиями родного города, страны; предметы декоративно-прикладного искусства; литература по патриотическому воспитанию.
Также следует накапливать методический материал по духовнонравственному воспитанию дошкольников: картотеки народных игр, циклы бесед и занятий, конспекты досугов и развлечений, материал по работе с семьёй.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливую работу необходимо проводить систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных; видах деятельности.
Духовно-нравственное воспитание многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения.
Знакомство с историей Родины начинается с занятий, которые помогают обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого расскажите детям, как и почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение фамилий», «Мой дом, моя семья». Покажите иллюстрации, оформите семейные фотоальбомы, записывайте детские рассказы об интересных событиях в семье, проводите увлекательные вечера досуга.
Периодически необходимо организовывать прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, сопровождая рассказами о происхождении названий улиц, о труде взрослых. Для того чтобы экскурсии стали безопасными в группе следует создать уголок безопасности, где совместно с детьми изучать правила дорожного движения, макет микрорайона, где находится сад. Рекомендую воспитателям с детьми старшей и подготовительной к школе групп посещать Национальный музей, проводить целевые прогулки и экскурсии.
Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед о духовнонравственном воспитании, родительские собрания с предварительным анкетированием или в нетрадиционной форме, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на комплексные занятия.
«Все второстепенно в сравнении с заботой о детях». Если бы это утверждение Иоанна Златоуста стало нормой нашей жизни, исчезли бы многие проблемы, связанные с воспитанием детей. И мы, педагоги, должны думать, как сделать подрастающее поколение невосприимчивым к злу, как разбудить в них доброту, отзывчивость, взаимопонимание, честность, порядочность. Сделать это можно лишь одним способом - планировать и реализовывать работу с дошкольниками по духовно-нравственном воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...