Игры для дошкольников
картотека (подготовительная группа) по теме
Игры направлены на развитие интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_intellekt_igr.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра 1. Составление предложений
Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
Ответы могут быть:
– стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»);
– сложными с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»);
– творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Игра 2. Поиск общего
Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
Задача педагога – распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами для того, чтобы дети четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки.
Игра 3. Исключение лишнего слова
Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.
Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.
Задача педагога – стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить слово «собака», так как помидор и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.
Игра 4. Поиск аналогов
Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.
Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка – все они летают; вертолет, автобус, поезд – это транспортные средства).
Игра 5. Поиск «противоположных» предметов
Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами; сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом – сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом – поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого – в другом и т. д.).
Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам
Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два–три названных педагогом предмета. Например, «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например, дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».
Игра 7. Поиск соединительных звеньев
Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.
Игровое задание. Называются два предмета, например, лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю, как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль); человек (он может копать лопатой и иметь автомобиль) и т. д.
Допускается использование двух–трех соединительных звеньев (лопата–тачка–прицеп–автомобиль). В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки.
Игра 8. Способы использования предмета
Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.
Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например, книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения).
Игра 9. Формулирование определений
Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.
Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления (например, дырки), которое обязательно включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него подпадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.
Игра 10. Перечислить возможные причины
Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого-либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.
Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, например, «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь...» Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных – «забыл закрыть дверь» – и кончая нетривиальными – «марсиане прилетели»).
Игра 11. Сократить рассказ
Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.
Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально кратко – в двух–трех предложениях, сохранив основное его содержание.
В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.
Игра №12. Разложи предметы
Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки.
Ход игры:
Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые».
Игра №13. Летает – не летает
Ход игры:
Педагог предлагает детям быстро назвать предметы, которые летают, когда он скажет слово «летает», а затем назвать предметы, которые не летают, когда он скажет слово «не летает».
Игру можно проводить на прогулке.
«Съедобное – не съедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Педагог произносит слова «съедобное», «не съедобное».
Игра №14. Будь внимательным
Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово». Например, матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
Игра №15. Новоселье у матрешек
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
Игра №16. Что тяжелее?
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее, осеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.
По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»
Игра №17. Угадай-ка: плывет – тонет?
Ход игры:
Ребенку предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог называет попарную группу предметов: деревянная палочка – гвоздь, деревянная и металлическая линейки, деревянный и металлический шарики, деревянный и металлический корабли, металлическое и деревянное колечки и т.д. В случае затруднений педагог организует практические действия с этими предметами. Предметы даются в случайном порядке, а не попарно. В конце игры следует предложить ребенку обобщить, какие же предметы плавают, а какие тонут, почему?
Игра №18. Рассказы – загадки
«В детском саду воспитатель подошел к окну и сказал: «дети, посмотрите в окно, все вокруг белое – земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?». Что ответили дети?».
«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула: «ой, какой пошел сильный дождь!». Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?».
«Два друга – Олег и Никита взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнышко. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему?».
|
Игра №19. Чем похожи и чем отличаются?
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.
Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.
Игра №20. Подбери пару к слову
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например, «Кукла».
Игра №21. Что это? Кто это?
Цель: развитие мышления и речи.
Оборудование: 24 предметные картинки.
Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.
Игра №22. Разложи карточки
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка); поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка).
На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.
Игра №23. Разложи картинки по группам
Цель: развитие навыков анализа и синтеза.
Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.
Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные).
Игра №24. Придумай загадку
Цель: развитие речи и мышления.
Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.
На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.
Игра №25. Составь предложение по двум картинкам
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: бабушка – кофта, чашка- ваза, девочка – кролик, лыжи – мальчик, кот- девочка, велосипед - коньки, аист – гнездо и т. д.
Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.
Игра №26. Любимая еда
Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
Оборудование: предметные картинки, например, корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.
Игра №27. Скажи мне наоборот
Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.
Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например, большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для дошкольников по дорожному движению "Игры на ходу"
Игры для дошкольников по дорожному движению...
Психологические игры для дошкольников.Игры серии «Доброе солнышко»
В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. По...
Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры.
Дидактические игры для дошкольниковПальчиковые игры....
"Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»
Методическая разработка … «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренеб...
Развивающие занятия по типу ролевой игры для дошкольников подготовительной группы «Играем в школу»
Задачи:· развитие воображения, мышления, образных и пространственных представлений;· развитие речи и мелкой моторики;· обогащение словарного запаса;· развитие произвольной сферы и внимания;· формирова...
Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...
Сценарий интеллектуальной игры для дошкольников с участием родителей "Что? Где? Когда?" Тема:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в детском саду и семье».
Сценарий игры "Что? Где? Когда?" для семейной команды участников....