Играя - учимся, играя - познаем
материал на тему
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_seminar.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Быстрякова А.М.- воспитатель г. Нижнекамск МБДОУ №39
«Играя- учимся, играя - познаем».
Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
(Сухомлинский В. А.)
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, так как возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции.
Согласно стандарту ФГОС Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. 1155 одним из методов педагогических технологий является – метод проектов - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Из этого следует, что получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ,различных предметных областей.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
- Проект – это 6 «П»:
- Проблема;
- Проектирование или планирование;
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
- Портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
- Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
- Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
- По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков) .
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
В старшем возрасте ребенок уже способен играть в игры с другими детьми, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Здесь ребенок уже учится взаимодействовать с разными людьми, часто совсем не похожими на него самого, т.е. узнает разные характеры, учится договариваться, искать компромиссы. В процессе такой деятельности возрастают возможности ребенка – его коммуникативные навыки и речь.
Планируя работу над проектом, игровая деятельность в ДОУ, мы предполагаем обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Мы ставим задачу развития творческих способностей детей, формирование положительных взаимоотношений, расширение кругозора, умения проводить исследовательскую работу под руководством взрослого для развития игры; формирования организации игр, распределение ролей самими детьми; реализации полученных знаний и умений в игре. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Игра бывает эффективной при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в воспитательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;
-создания комфортных психологических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности
Примерная схема осуществления проекта «Семья» (ст. дош. возраст)
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Салон одежды для дома» и т.д. |
Социальное развитие | Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка. |
Речевое развитие | Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папой)», «Как я помогаю дома», |
Физическое Развитие | Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |
Мир, в котором мы живём | Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания). |
Природа | Коллажи «Домашние любимцы». |
Начала грамоты | Математика «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет». |
Конструирование | «Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы». |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
Худ.литература | Пословицы и поговорки о семье. |
ИЗО и дизайн | Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру». |
Театр | Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги». |
Благополучное детство и дальнейшая судьба маленького человека во многом зависит от мудрости, огромного терпения, заботливого внимания, творческого потенциала и профессионального мастерства воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим, играем ,познаем"
методические рекомендации для родителей и педагогов к разделу "Познавательная деятельность старших дошкольников"...
Презентация к родительскому собранию "Учимся, играем, познаем"
презентация помогает раскрыть основные вопросы по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...
Собрание для родителей "Учимся, играем, познаем"
Собрание для родителей...
Играя учимся, играя - познаем.
Данная работа посвящена детской игре. В настоящее время эта тема является очень актуальной. Порой взрослым кажется, что, играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как п...
Консультация для родителей. Возраст детей 4-5 лет. Тема: «Играя – учимся, играя – познаем!».
Проблема: внешний интерес детей и родителей к игровой деятельности.Цель: формирование заинтересованности и ответственности у родителей за развитие своих детей.Задачи: донести до родите...
Проект "Учимся, играем, познаем"
Познавательно - исследовательский проект...
Родительское собрание Тема : " Учимся,играем,познаем"
Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей....