Содержание работы по подготовке ребенка к обучению письму.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Содержание работы по подготовке ребенка к обучению письму.
Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.
В формировании навыка письма выделяют 3 этапа:
1-й этап – аналитический. Это вычленение и овладение отдельными элементами действия (т.е. умение видеть составные части элемента).
2-й этап – синтетический. Соединение отдельных элементов в целое действие.
3-й этап – автоматизация. Образование навыка действия.
Первых два этапа – это осознанная деятельность. Третий – механические упражнения.
Каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития от которого и зависит как быстро ребенок овладеет навыком письма.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Поэтому еще не закончен рост и формирование костей скелета, грудной клетки, которые могут деформироваться при неправильном положении тела. Неправильная посадка может достаточно быстро привести к серьезным изменениям, которые нарушат рост и физическое развитие ребенка.
Рука дошкольника физиологически не совершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Детям трудно дается захват карандаша. Карандаш является своеобразным продолжением кисти, поэтому ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. Так формируется неправильный захват карандаша, что скажется на рисовании и письме.
Тонус – это длительно сохраняющееся состояние упругости (возбуждение) мышц.
Дети со слабым тонусом пишут тонкие, ломаные, прерывистые линии.
Нервная регуляция движений еще несовершенна (недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу). Контроль за выполнением движений ведет зрение. Ребенок фиксирует движения в поле деятельности, поэтому дети старательно выводят буквы. Гораздо легче рисовать, печатать крупные буквы, чем писать в узкой строке. Именно в этот период дети осваивают пространственные соотношения. Совершенствуется слуховая чувствительность (различение звуков разной высоты, ритм, темп, воспроизведение ритмического рисунка).
Мышление дошкольника наглядно-образное. Появляются элементы наглядно-схематического (ребенок способен нарисовать простую схему, понять схематическое изображение).
Итак, письмо – сложный навык и в полном объеме не доступен ребенку-дошкольнику. Поэтому проводится целенаправленная работа.
Подготовка к обучению письму: | |||
I.развитие руки: 1.сформировать правильный захват орудия письма; 2.упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки; 3.развивать мелкую моторику руки. | II. подготовка к технике письма: 1.развивать пространственную ориентировку; 2.воспитывать чувство ритма в движении; 3.знакомить с разлиновкой. | III. упражнение в аналитико-синтетической деятельности | IV. формирование элементарных графических умений. |
I. РАЗВИТИЕ РУКИ.
1. Как сформировать правильный захват орудия письма?
Правильный захват карандаша – тремя пальцами (щепотью): большим, указательным и средним. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.
Упражнения:
«Посолим суп» (складывание пальцев в щепоть и имитирование движений с сопровождением историй);
«Катание шарика» (шарик или горошина для детей до 5 лет диаметр 15 мм, для 5-7 лет – 10 мм. - катание шарика щепотью 1 минуту, сначала в медленном темпе, затем навык убыстряется, возможно сопровождение стихами);
«Скакалочка» (дети сидят, ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения в одну и другую стороны).
2. Как упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки?
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение и быстрое чередование силового напряжения и расслабления т. е. последовательность смены тонуса мускулатуры рук.
Упражнения:
«Штампы» (упражнять ребенка в умении удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами – щепотью. Быстрая смена тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение).
Вырезание ножницами. Упражняет ребенка в быстром чередовании напряжения и расслабления. На начальном этапе не требовать вырезания по контуру.
Обрывание листа бумаги. Показывает содружество обеих рук в работе.
3. Как развивать мелкую моторику рук?
Игра «Чудесный мешочек» - тактильные ощущения.
«Ниткопись» - выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены на бархатную бумагу или вырезаны из нее.
«Бисерография» - выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью нити с бисером.
«Бумажные комочки» - выкладывание рисунка с помощью комочков из скомканных бумажных салфеток.
«Бумажные шарики» - скатывание салфеток в шарики и изготовление из них поделок.
II. ПОДГОТОВКА К ТЕХНИКЕ ПИСЬМА.
1. Как развивать пространственную ориентацию?
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится: ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека стоящего напротив. Предложите ребенку встать и показать правую руку, левую ногу и т.д. Затем такие упражнения с закрытыми глазами. Для ориентировки относительно другого человека используют флажок и построение лицом друг к другу. Используя рисунки и картинки закрепляется ориентировка на листе бумаги.
2. Как развивать чувство ритма?
Процесс письма тесно связан с ритмом. Ритм как движение и навык письма (рисунка).Упражнение «Бордюры», «Зарисовка ритмического рисунка», «Штриховка».
3. Как познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней?
- Знакомят с понятием « разлиновка» (линии которые служат для чего-то опорой).
- Знакомят с разлиновкой «линейка» (рассмотреть лист с разлиновкой).
- Ориентация в разлиновке «линейка» (упражнения на ориентировку в линейке).
- Познакомить с написанием горизонтальных и вертикальных линий.
III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Это анализ и синтез графических образов букв.
АНАЛИЗ: из каких элементов состоит этот рисунок, сколько каких элементов, все ли элементы одинаковы по величине (длине), изобрази эти элементы.
СИНТЕЗ: собери из этих элементов предмет.
Упражнения:
«Сосчитай элементы в букве»
«Собери букву из элементов»
«Подбери такую же букву»
«Определи на ощупь»
«Цепочка букв»
«Сравни буквы».
IV. ГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ.
Печатание букв не является письмом. Дошкольник не пишет, а рисует буквы, так же как рисует образы животных, растений. Научившись проводить анализ и синтез графических элементов, а затем и букв, можно перейти к печатанию в строке (используя опорные точки). Школьный шрифт не рекомендуется использовать в дошкольном возрасте. А вот подготовить руку к написанию элементов необходимо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи
Развитие "ручной умелости" - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе....
Самомассаж для подготовки ребенка к обучению письму
Данный самомассаж рекомендуется для развития мелкой моторики, для улучшения работы кистей рук, что необходимо дошкольнику....
Содержание работы по подготовке ребёнка к обучению письму.
Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путём начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи....
Подготовка дошкольников к обучению письму - консультация
Анализ методик по подготовке к обучению письма показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных осо...
Подготовка руки ребенка для обучения письму
Подготовка руки ребенка к письму. Консультация для родителей и воспитателей...
Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста
Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста является...
Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»
Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...