Содержание работы по подготовке ребенка к обучению письму.
консультация на тему

Маклакова  Наталья Владимировна

Как подготовить руку ребенка к письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon подготовка руки к письму49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы по подготовке ребенка к обучению письму.

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

В формировании навыка письма выделяют 3 этапа:

1-й этап – аналитический. Это вычленение и овладение отдельными элементами действия (т.е. умение видеть составные части элемента).

2-й этап – синтетический. Соединение отдельных элементов в целое действие.

3-й этап – автоматизация.  Образование навыка действия.

Первых два этапа – это осознанная деятельность. Третий – механические упражнения.

   Каждый ребенок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития от которого и зависит как быстро ребенок овладеет навыком письма.

   В старшем дошкольном возрасте интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Поэтому еще не закончен рост и формирование костей скелета, грудной клетки, которые могут деформироваться при неправильном положении тела. Неправильная посадка может достаточно быстро привести к серьезным изменениям, которые нарушат рост и физическое развитие ребенка.

    Рука дошкольника физиологически не совершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Детям трудно дается захват карандаша. Карандаш является своеобразным продолжением кисти, поэтому ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. Так формируется неправильный захват карандаша, что скажется на рисовании и письме.

   Тонус – это длительно сохраняющееся состояние упругости (возбуждение) мышц.

Дети со слабым тонусом пишут тонкие, ломаные, прерывистые линии.

    Нервная регуляция движений еще несовершенна (недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу). Контроль за выполнением движений ведет зрение. Ребенок фиксирует движения в поле деятельности, поэтому дети старательно выводят буквы. Гораздо легче рисовать, печатать  крупные  буквы, чем писать в узкой строке. Именно в этот период дети осваивают пространственные соотношения. Совершенствуется слуховая чувствительность (различение звуков разной высоты, ритм, темп, воспроизведение ритмического рисунка).

   Мышление дошкольника наглядно-образное. Появляются элементы наглядно-схематического (ребенок способен нарисовать простую схему, понять схематическое изображение).

   Итак, письмо – сложный навык и в полном объеме не доступен ребенку-дошкольнику. Поэтому проводится целенаправленная работа.

Подготовка к обучению письму:

I.развитие руки:

1.сформировать правильный захват орудия письма;

2.упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки;

3.развивать мелкую моторику руки.

II. подготовка к технике письма:

1.развивать пространственную ориентировку;

2.воспитывать чувство ритма в движении;

3.знакомить с разлиновкой.

III. упражнение в аналитико-синтетической деятельности

IV. формирование элементарных графических умений.

I. РАЗВИТИЕ РУКИ.

1. Как сформировать правильный захват орудия письма?

Правильный захват карандаша – тремя пальцами (щепотью): большим, указательным и средним. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

Упражнения:

«Посолим суп» (складывание пальцев в щепоть и имитирование движений с сопровождением историй);

«Катание шарика» (шарик или горошина для детей до 5 лет диаметр 15 мм, для 5-7 лет – 10 мм. - катание шарика щепотью 1 минуту, сначала в медленном темпе, затем навык убыстряется, возможно сопровождение стихами);

«Скакалочка» (дети сидят, ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения в одну и другую стороны).

2. Как упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки?

Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение и быстрое чередование силового напряжения и расслабления т. е. последовательность смены тонуса мускулатуры рук.

Упражнения:

«Штампы» (упражнять ребенка в умении удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами – щепотью. Быстрая смена тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение).

Вырезание ножницами. Упражняет ребенка в быстром чередовании напряжения и расслабления. На начальном этапе не требовать вырезания по контуру.

Обрывание листа бумаги. Показывает содружество обеих рук в работе.

3. Как развивать мелкую моторику рук?

Игра «Чудесный мешочек» -  тактильные ощущения.

«Ниткопись» - выкладывание ниток по контуру различных изображений, которые нанесены на бархатную бумагу или вырезаны из нее.

«Бисерография» - выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью нити с бисером.

«Бумажные комочки» - выкладывание рисунка с помощью комочков из скомканных бумажных салфеток.

«Бумажные шарики» - скатывание салфеток в шарики и изготовление из них поделок.

II. ПОДГОТОВКА К ТЕХНИКЕ ПИСЬМА.

1. Как развивать пространственную ориентацию?

В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится: ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека стоящего напротив. Предложите ребенку встать и показать правую руку, левую ногу и т.д. Затем такие упражнения с закрытыми глазами. Для ориентировки относительно другого человека используют флажок и построение лицом друг к другу. Используя рисунки и картинки закрепляется ориентировка на листе бумаги.

2. Как развивать чувство ритма?

Процесс письма тесно связан с ритмом. Ритм как движение и навык письма (рисунка).Упражнение «Бордюры», «Зарисовка ритмического рисунка», «Штриховка».

3. Как познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней?

  • Знакомят с понятием « разлиновка» (линии которые служат для чего-то опорой).
  • Знакомят с разлиновкой «линейка» (рассмотреть лист с разлиновкой).
  • Ориентация в разлиновке «линейка» (упражнения на ориентировку в линейке).
  • Познакомить с написанием горизонтальных и вертикальных линий.

III. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Это анализ и синтез графических образов букв.

АНАЛИЗ: из каких элементов состоит этот рисунок, сколько каких элементов, все ли элементы одинаковы по величине (длине), изобрази эти элементы.

СИНТЕЗ: собери из этих элементов предмет.

Упражнения:

«Сосчитай элементы в букве»

«Собери букву из элементов»

«Подбери такую же букву»

«Определи на ощупь»

«Цепочка букв»

«Сравни буквы».

IV. ГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ.

Печатание букв не является письмом. Дошкольник не пишет, а рисует буквы, так же как рисует образы животных, растений. Научившись проводить анализ и синтез графических элементов, а затем и букв, можно перейти к печатанию в строке (используя опорные точки). Школьный шрифт не рекомендуется использовать в дошкольном возрасте. А вот подготовить руку к написанию элементов необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Подготовка дошкольника к обучению письму, как особой форме речи

Развитие "ручной умелости" - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе....

Самомассаж для подготовки ребенка к обучению письму

Данный самомассаж рекомендуется для развития мелкой моторики, для улучшения работы кистей рук, что необходимо дошкольнику....

Содержание работы по подготовке ребёнка к обучению письму.

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путём начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи....

Подготовка дошкольников к обучению письму - консультация

Анализ методик по подготовке к обучению письма показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных осо...

Подготовка руки ребенка для обучения письму

Подготовка руки ребенка к письму. Консультация для родителей и воспитателей...

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста

 Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте  детей дошкольного возраста является...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...