Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему


Согласно закону "Об оборазовании" одной из актуальных задач является формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств детей дошкольного возраста. О формировании эстетических качеств и пойдет речь в нашей статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.

Понятие «эстетическое воспитание» многогранно. Сюда можно отнести воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни.

Согласно определению Б. Т. Лихачева, эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Н. А. Ветлугина рассматривает эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать,   понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

По мнению В. Н. Шацкой, эстетическое воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве».

Н. В.  Мосина утверждает, что эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. 

Т. С. Комарова утверждала: «эстетическое воспитание должно пронизывать всю жизнь растущего и формирующегося человека: эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания и образования и прежде всего с нравственным, социальным, умственным, сенсорным и эмоциональным развитием: и особенно важно помнить, что эстетическон воспитание основывается на прекрасном в жизни и искусстве. И все это обеспечивает формирование детей на всем протяжении их жизни».

Рассматривая понятие «эстетическое воспитание», нам необходимо определить его задачи, в контексте дошкольного образования.

С точки зрения Н. А. Ветлугиной задачи эстетического воспитания в дошкольном образовании следующие:

1.  Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические
чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт
способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную
отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2.   Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их
художественным первоначальным знаниям, практическим умениям,
воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить
элементы прекрасного в окружающую среду, общественные
отношения.

3.   Формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4.   Развивать художественно - творческие способности детей. Их
деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть
непринужденной, насыщенной радостным устремлением,
творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

Как мы уже отмечали ранее, эстетическое воспитание детей развивает их эстетическую культуру, которая включает в себя определенную степень развития чувств, сознания, поведения и деятельности ребенка, а именно:

- эмоционально- чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и
трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в
поведении и деятельности, а также способность управлять своими
чувствами;

- знания и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные
представления, суждения, убеждения, связанные с эстетическим
восприятием произведений искусства и явлений жизни;

- овладение культурным наследием прошлого, отношение к искусству, его тенденциям развития;

- степень развития творческих способностей, интерес и стремление к
эстетическому освоению мира;

- мера причастности к художественному творчеству, практическое
участие в создании прекрасного в жизни и искусстве;

- потребность и стремление жить "по законам красоты", утверждать
идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной
деятельности.

Следует отметить, что особенность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что оно воспитывает не только ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....

Авторские стихотворения как эффективный инструмент нравственно- этического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

               Использование данного опыта в практике педагогов, психологов, воспитательной деятельности родителей будет способствовать в дальнейшем эффе...

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

художественно-эстетического воспитание детей старшего дошкольного возраста

художественно- эстетическое воспитание- часть всестороннего развития ребенка...

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Русские народные музыкальные инструменты и игра на них – увлекательный вид музыкальной деятельности...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...