Коллекционирование как прием развития познавательной активности дошкольников.
материал (подготовительная группа) на тему

Никитюк Ольга Витальевна

Доклад из опыта работы по развитию познаваткльной активности детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektsionirovanie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

 Коллекционирование как прием развития

познавательной активности дошкольников.

Доклад из опыта работы

МБДОУ «Теремок»,

город Тулун  Иркутской области

Никитюк О.В.,

                                                                                                                                             воспитателя

первой  квалификационной  категории

Изменения, происходящие в обществе, влекут  за собой изменения в работе

дошкольных учреждений. Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия  для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Когда меняется ДОУ, меняются люди: они должны приобретать новые знания, получать больше информации, решать новые задачи, совершенствовать навыки, умения, а часто менять рабочие привычки, ценности.

Педагогическая наука и педагогическая практика отреагировали на эти изменения возникновением новой образовательной парадигмы, получившей название личностно-ориентированной педагогики.

Личностно-ориентированная педагогика стала мощным импульсом для развития инновационной деятельности образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Детский сад сегодня является идеальным полем для развертывания личностно-ориентированных технологий, так как он, в отличие от школы, не ориентирован на жестко фиксированный результат и по сути своей призван быть развивающим и охранительным с точки зрения психического и физического здоровья ребенка.

Инновация  определяется как нововведение в любой области. Таким образом, любая инновация – это изменение того, что уже существует. Инновация педагогического процесса – частный случай изменения дошкольного образовательного учреждения, вставшего на путь развития.

Изменения в дошкольном учреждении могут касаться любого аспекта или фактора:

  • в основной структуре – организационно-правовая основа, собственность, источник финансирования;
  • в применяемой технологии – программы, методика воспитания и обучения и др;
  • в материально-техническом, методическом обеспечении – оборудование, орудия труда, средства связи, компьютеризация;  
  • в управленческих структурах и процессах – внутренняя организация, трудовые процессы, процессы, процессы принятия решений и управления, информационные системы;
  • в организационной культуре – ценности, традиции, неформальные отношения, мотивы, стиль руководства;
  • в людях – руководство, педагогический и обслуживающий персонал, их компетентность, отношения, мотивация, поведение и эффективность в работе, психологический климат в коллективе;
  • в эффективности работы организации -  финансовые, экономические, социальные, показывающие, как организация связана с окружающей средой, выполняет вою задачу и пользуется новыми возможностями; в престиже организации в профессиональных  кругах и в обществе.

          Разработка педагогических технологий представляется сегодня одной из самых актуальных задач. И одной из важнейших проблем, оказавшихся в фокусе внимания педагогических коллективов  стала проблема взаимодействия взрослых и детей.     Дошкольное образование понимается в этом случае как система, в которой центральное место занимает не содержание и не форма, а процесс взаимодействия в подсистемах «взрослые — дети», «дети — дети», «взрослые — взрослые». Новый взгляд на педагогическую деятельность побуждает по-иному взглянуть и на их отношения с окружающим социумом. В этом контексте детский сад начинает восприниматься как открытый социально-воспитательный институт, как школа коммуникативной дидактики,  как центр культурной деятельности сообщества, позволяющий взрослым и детям реализовать свой личностный потенциал.

      Одной из таких  инновационных технологий, которую стали применять в последнее время педагоги детских садов,  стало  коллекционирование.

Коллекционирование – это систематизированное собрание однородных предметов, представляющее какой-то интерес, направление

      Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования.

     Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что «оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, — словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства». Коллекционировать можно все что угодно, на чем остановится взгляд.  Главное: интерес к предмету коллекционирования.

Я решила внедрить  коллекционирование, используя его  как прием активизации у дошкольников познавательного интереса и любознательности. Но вначале я  решила выяснить сущность коллекционирования,  потому что большинство людей считает, что коллекционирование, как форма познавательной деятельности, не имеет эффективности. Такое суждение можно объяснить тем, что педагоги не уверены в возможности создания коллекции в группе из-за трудностей финансового плана. Я изучила много литературы, различные публикации по этому вопросу и поняла, что  коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, способствует развитию мотивации и целеустремленности. А кроме этого, предметы коллекции

  • придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизирует имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам);  
  • в процессе коллекционирования развиваются  способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству;
  • развиваются познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение - наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
  • совершенствуется владение умением поиска аналогов, комбинирования.

Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, и часто именно с него начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят  его своим пренебрежительным отношением.  Если родители, воспитатели поддерживают интерес ребенка,  направляют познавательную деятельность ребенка, то у него формируются ценнейшие черты личности: любознательность, пытливость, наблюдательность.

Инициатива создания  коллекций в группе   принадлежала мне.      Однажды  я рассказала детям о том, что можно собирать игрушки из  «Киндер-сюрприза» и предложила  детям устроить в группе выставку каких- либо предметов из этой серии. Детям понравилась эта идея, и они с удовольствием стали приносить различные игрушки.  Дети не просто приносили игрушки, а придумывали и рассказывали различные  истории про свои игрушки: события из семейства львов, перевертышей, семейки гномов, пингвинов, путешествий машинок и другие.

Я  старалась поддерживать  интерес детей к собирательству и вызвать интерес к созданию собственной коллекции.

Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом, я привлекала к этому   родителей. Просила изготовить различное оборудование для хранения таких коллекций  (сделать небольшой ящик для маленьких игрушек), альбом для открыток, вместе с детьми завести картотеку на каждый экспонат, порыться в книгах, чтобы узнать историю того или иного экспоната.

Старалась сделать так, чтобы содержание детских коллекций отвечало духу современности, направляла интересы детей. Так у нас появилась коллекция  моделей  автомобилей, фигурок динозавров,  появились игрушки-монстры, фишки, наклейки. Родители поддержали такое начинание, стали сами приносить свои коллекции, которые  собирали с детства: монеты, календарики, значки, открытки, фантики от конфет и т.п. Дети с огромным интересом рассматривали такие коллекции, сравнивали рисунки фантиков, открыток, сохранившихся от прежних времен с современными.  Во время такой работы отследили даже традицию семьи в коллекционировании ракушек и открыток киноартистов.

      Достоинством  работы по коллекционированию я также считаю его интегрированность,

т. е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В  процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира, а также развиваются  такие важные составляющие  качества  творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

   Коллекционирование оказало неоценимую помощь в тот момент, когда мы с детьми  начали изучать историю происхождения вещей и предметов быта.  Родители подключили своих родственников и у нас появились коллекции часов, очков, пуговиц.

    А в настоящее время всем коллективом группы мы готовим экспозицию «Музей русской старины», где хотели бы представить предметы обихода народов, населяющих Сибирь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Проект «Коллекционирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»

Использование коллекционирования в опытной эксперементальной деятельности позволяет вызвать интерес у детей....

Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников

Данный проект позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разно...

Проект: Коллекционирование как способ развития коммуникативной активности дошкольников.

Достоинство коллекционирования – его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим во...

«Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Коллекционирование как способразвития познавательной активностидошкольников»...

Коллекционирование - как способ развития познавательной активности дошкольников

Классификация (коллекционирование) создает условие для реализации развивающей задачи освоение родо-видовых (иерархического) отношения....