Коллекционирование как прием развития познавательной активности дошкольников.
материал (подготовительная группа) на тему
Доклад из опыта работы по развитию познаваткльной активности детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektsionirovanie.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллекционирование как прием развития
познавательной активности дошкольников.
Доклад из опыта работы
МБДОУ «Теремок»,
город Тулун Иркутской области
Никитюк О.В.,
воспитателя
первой квалификационной категории
Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе
дошкольных учреждений. Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям. Когда меняется ДОУ, меняются люди: они должны приобретать новые знания, получать больше информации, решать новые задачи, совершенствовать навыки, умения, а часто менять рабочие привычки, ценности.
Педагогическая наука и педагогическая практика отреагировали на эти изменения возникновением новой образовательной парадигмы, получившей название личностно-ориентированной педагогики.
Личностно-ориентированная педагогика стала мощным импульсом для развития инновационной деятельности образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Детский сад сегодня является идеальным полем для развертывания личностно-ориентированных технологий, так как он, в отличие от школы, не ориентирован на жестко фиксированный результат и по сути своей призван быть развивающим и охранительным с точки зрения психического и физического здоровья ребенка.
Инновация определяется как нововведение в любой области. Таким образом, любая инновация – это изменение того, что уже существует. Инновация педагогического процесса – частный случай изменения дошкольного образовательного учреждения, вставшего на путь развития.
Изменения в дошкольном учреждении могут касаться любого аспекта или фактора:
- в основной структуре – организационно-правовая основа, собственность, источник финансирования;
- в применяемой технологии – программы, методика воспитания и обучения и др;
- в материально-техническом, методическом обеспечении – оборудование, орудия труда, средства связи, компьютеризация;
- в управленческих структурах и процессах – внутренняя организация, трудовые процессы, процессы, процессы принятия решений и управления, информационные системы;
- в организационной культуре – ценности, традиции, неформальные отношения, мотивы, стиль руководства;
- в людях – руководство, педагогический и обслуживающий персонал, их компетентность, отношения, мотивация, поведение и эффективность в работе, психологический климат в коллективе;
- в эффективности работы организации - финансовые, экономические, социальные, показывающие, как организация связана с окружающей средой, выполняет вою задачу и пользуется новыми возможностями; в престиже организации в профессиональных кругах и в обществе.
Разработка педагогических технологий представляется сегодня одной из самых актуальных задач. И одной из важнейших проблем, оказавшихся в фокусе внимания педагогических коллективов стала проблема взаимодействия взрослых и детей. Дошкольное образование понимается в этом случае как система, в которой центральное место занимает не содержание и не форма, а процесс взаимодействия в подсистемах «взрослые — дети», «дети — дети», «взрослые — взрослые». Новый взгляд на педагогическую деятельность побуждает по-иному взглянуть и на их отношения с окружающим социумом. В этом контексте детский сад начинает восприниматься как открытый социально-воспитательный институт, как школа коммуникативной дидактики, как центр культурной деятельности сообщества, позволяющий взрослым и детям реализовать свой личностный потенциал.
Одной из таких инновационных технологий, которую стали применять в последнее время педагоги детских садов, стало коллекционирование.
Коллекционирование – это систематизированное собрание однородных предметов, представляющее какой-то интерес, направление
Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования.
Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что «оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, — словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства». Коллекционировать можно все что угодно, на чем остановится взгляд. Главное: интерес к предмету коллекционирования.
Я решила внедрить коллекционирование, используя его как прием активизации у дошкольников познавательного интереса и любознательности. Но вначале я решила выяснить сущность коллекционирования, потому что большинство людей считает, что коллекционирование, как форма познавательной деятельности, не имеет эффективности. Такое суждение можно объяснить тем, что педагоги не уверены в возможности создания коллекции в группе из-за трудностей финансового плана. Я изучила много литературы, различные публикации по этому вопросу и поняла, что коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, способствует развитию мотивации и целеустремленности. А кроме этого, предметы коллекции
- придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизирует имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам);
- в процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству;
- развиваются познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение - наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
- совершенствуется владение умением поиска аналогов, комбинирования.
Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, и часто именно с него начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Если родители, воспитатели поддерживают интерес ребенка, направляют познавательную деятельность ребенка, то у него формируются ценнейшие черты личности: любознательность, пытливость, наблюдательность.
Инициатива создания коллекций в группе принадлежала мне. Однажды я рассказала детям о том, что можно собирать игрушки из «Киндер-сюрприза» и предложила детям устроить в группе выставку каких- либо предметов из этой серии. Детям понравилась эта идея, и они с удовольствием стали приносить различные игрушки. Дети не просто приносили игрушки, а придумывали и рассказывали различные истории про свои игрушки: события из семейства львов, перевертышей, семейки гномов, пингвинов, путешествий машинок и другие.
Я старалась поддерживать интерес детей к собирательству и вызвать интерес к созданию собственной коллекции.
Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом, я привлекала к этому родителей. Просила изготовить различное оборудование для хранения таких коллекций (сделать небольшой ящик для маленьких игрушек), альбом для открыток, вместе с детьми завести картотеку на каждый экспонат, порыться в книгах, чтобы узнать историю того или иного экспоната.
Старалась сделать так, чтобы содержание детских коллекций отвечало духу современности, направляла интересы детей. Так у нас появилась коллекция моделей автомобилей, фигурок динозавров, появились игрушки-монстры, фишки, наклейки. Родители поддержали такое начинание, стали сами приносить свои коллекции, которые собирали с детства: монеты, календарики, значки, открытки, фантики от конфет и т.п. Дети с огромным интересом рассматривали такие коллекции, сравнивали рисунки фантиков, открыток, сохранившихся от прежних времен с современными. Во время такой работы отследили даже традицию семьи в коллекционировании ракушек и открыток киноартистов.
Достоинством работы по коллекционированию я также считаю его интегрированность,
т. е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира, а также развиваются такие важные составляющие качества творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.
Коллекционирование оказало неоценимую помощь в тот момент, когда мы с детьми начали изучать историю происхождения вещей и предметов быта. Родители подключили своих родственников и у нас появились коллекции часов, очков, пуговиц.
А в настоящее время всем коллективом группы мы готовим экспозицию «Музей русской старины», где хотели бы представить предметы обихода народов, населяющих Сибирь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
Проект «Коллекционирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»
Использование коллекционирования в опытной эксперементальной деятельности позволяет вызвать интерес у детей....
Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников
Данный проект позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разно...
Проект: Коллекционирование как способ развития коммуникативной активности дошкольников.
Достоинство коллекционирования – его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим во...
Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
Консультация для воспитателей...
«Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Коллекционирование как способразвития познавательной активностидошкольников»...
Коллекционирование - как способ развития познавательной активности дошкольников
Классификация (коллекционирование) создает условие для реализации развивающей задачи освоение родо-видовых (иерархического) отношения....