Коллекционирование - как способ развития познавательной активности дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Овдина Елена Александровна

Классификация (коллекционирование) создает условие для реализации развивающей задачи освоение родо-видовых (иерархического) отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kollektsiya_klassifikatsiya.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема: Коллекционирование (классификация)  как способ развития познавательной активности дошкольников.

1 слайд. Коллекционирование (классификация) создает условия для реализации развивающей задачи освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.).

2 слайд. Темы коллекций (классификаций) могут быть связанны с живой природой, явлениями социальной жизни, с детьми помимо наблюдения за окружающим, раскрываем в контексте «коллекционирование (классификация)».

3 слайд. Темы могут варьироваться воспитателем (какие-то темы исключить, ввести, соединить, разбить на несколько подтем и т. п.).

4 слайд. Исходя из педагогической целесообразности и конкретных интересов детей группы.

5 слайд. Работая по ООП разработанной с учетом общеобразовательной программы «От рождения до школы» создаются коллекции на следующие темы «Материалы», которые включают в себя дерево, ткань, бумагу, глину, «Перья»,

6 слайд. «Часы», «Профессии», «Игрушки-заменители» и др.

7 слайд. Организуя занятия, используем материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего (родового) понятия. В зависимости от конкретной темы это реальный материал (например, виды транспорта) или образный — множество иллюстративных карточек-вырезок (например, виды жилища, изображения различных видов транспорта, виды профессии, отдельная профессия – артист классифицируется на четыре группы по жанру: артисты театра и кино, артисты цирка и эстрады, музыканты и танцоры, и персонажи мультфильмов). Вместе с детьми обсуждаем материал, ищем черты сходства и различия между объектами, нащупываем в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки в игровой форме.

8 слайд. Н.А. Короткова предлагает использовать классификационную таблицу, где дети сортируют и закрепляют мелкие иллюстрации-«метки».

Это лист ватмана с обозначенным вверху «родовым» именем сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения дети размещают виды объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (к примеру, транспорт — воздушный, водный, наземный; профессии – связанные с техникой, руками, людьми). В работе принимают участие все дети (карточки-метки – раздаются всем), подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице. Если исследовались реальные объекты (автомобили) или образные (профессии), то на классификационную таблицу прикрепляются их картинки.

9 слайд. Эту часть исследовательской работы участники осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, в зависимости от материала.

Классификационная таблица должна быть достаточно велика по размеру и «открыта» для дополнения. На занятии она заполняется лишь отчасти и остается в групповом помещении. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить в дальнейшем, найдя подходящие иллюстрации дома. Эта продолженная жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для ее обсуждения в свободное от занятий время.

Для классификационных таблиц, следует найти постоянное место на стенах группового помещения, так, чтобы вне занятий к ним легко было подойти (рассмотреть, поработать). При этом они должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу, на большом столе для дальнейших «исследований».

10 слайд. Иллюстративный материал: от правильного его подбора зависит успешность занятия. Для рассматривания, анализа-сравнения, сортировки следует использовать предметы или карточки-иллюстрации размером примерно в половину стандартного листа (формат А4). Это иллюстрации многоразового использования. Чтобы они были долговечнее, можно наклеить их на картон или ламинировать.

Для группировки и наклеивания на классификационные таблицы нужны картинки-вырезки меньшего размера, примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см; эти картинки используются только один раз. Весь материал можно подобрать, воспользовавшись художественными открытками и фотографиями, разнообразными иллюстрированными журналами, изданиями познавательного характера и т. п. Помощь в подборе материала могут оказать и родители (ненужные иллюстрированные издания есть в каждом доме). На усмотрение и фантазию педагога.

11 слайд. Кроме карточек-иллюстраций необходимо также подбирать иллюстрированные энциклопедии, детские журналы, художественные альбомы, которые поддержат интерес детей к тематике проведенного занятия. Из принесенных дошкольниками вещей, коллекций организовываем собственный музей, снабдив экспонаты ярлычками-надписями.

12 слайд. Коллекционирование (классификация) может найти свое продолжение в изготовлении собственной коллекции (например, коллекции моделей кораблей или автомобилей, или космического транспорта).

В рамках тематических недель, как итоговое мероприятия очень удачная форма: в течение недели создание классификации (коллекции) и в итоге работа с классификационной таблицей, охвачены и родители и дети.

Стоит отметить, что дошкольникам не надо «преподавать» систематические курсы (по экологии, истории, географии). Задача — на отдельных ярких темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников

Данный проект позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разно...

«Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Коллекционирование как способразвития познавательной активностидошкольников»...

Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников-консультация для воспитателей

Коллекционирование-это одна из форм инновационных педагогических технологий....

"Коллекционирование, как способ развития познавательной активности дошкольников"

Исподьзование технологии коллекционирование в образовательном процессе дошкольников...

Статья "Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников".

В статье описаны особенности коллекционирования детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников»

Консультация для родителей, в которой Вы узнаете, что такое коллекционирование. Получите полезные советы и ответы, на интересующие Вас вопросы....