Выступление на педагогическом совете «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»
материал по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_svyaznoy_rechi.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»
Выполнила воспитатель: Котусова Т.Е.
Своевременное овладение ребенком речью – одно из важных направлений в педагогической работе дошкольной образовательной организации. Необходимо создавать условия для формирования у дошкольников коммуникативных умений и навыков, выражения своих мыслей. Развитие связной речи включает: освоение звуковой стороны языка, лексико-грамматического строя речи и происходит в тесной взаимосвязи всех сторон речи.
Проблема развития связной речи нашла отражение в исследованиях К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого. Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева. Они указывают на сложную организацию связной речи и необходимость специального речевого воспитания.
Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е.А. Флериной, О. И. Соловьевой и др. Исследователи раскрывают содержание понятия «связная речь, как смыслового развернутого высказывания, обеспечивающющего общение и взаимопонимание.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалог протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени. Монолог не рассчитан на немедленную реакцию слушателей. Имеет более сложное строение, выражает мысли одного человека. Поэтому высказывание развернуто, т.е. содержит полную формулировку сообщаемой информации. Для монолога характерны: внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые и определенные речевые средства: жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, выразительно, но они занимают подчиненное место. Монологу присущи следующие особенности: литературная лексика; развернутость высказывания, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов). Связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Данные формы речи отличаются мотивами. Монолог стимулируется внутренними мотивами. Содержание и языковые средства используемые в монологе выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами, например: ситуацией, в которой происходит диалог, реплики собеседника.
Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев).
Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог в свою очередь может приобретать диалогические свойства. Взаимосвязь диалогической и монологической речи важно учитывать в методике обучения детей русскому языку, в частности в развитии связной речи. Навыки и умения необходимые в диалоге являются основой овладения монологической речью. В ходе обучения диалогу создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает связность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В дошкольном возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию данных форм речи проходит параллельно.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его фонетическим, лексико-грамматическим строем. В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания ребенка. Он учится мыслить общаясь с ровесниками и взрослыми и совершенствует свою речь в процессе мыслительной деятельности.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать взаимосвязь с окружающим миром, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание дошкольников. Пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Следует отметить, что развитие связной речи дошкольников происходит постепенно, вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающим миром. Так, например: для детей старшего дошкольного возраста характерны следующие особенности развития связной речи:
- активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе; характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности;
- пересказывают сказки и короткие рассказы.
- не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей;
- их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики;
- предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (например: словами еще, потом).
В этом возрасте совершенствуется монологическая речь. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой и без на наглядный материал. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части дошкольников эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в их языковом оформлении.
Огромная роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре – ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в ней реализуются потребность общения и познания ребенком окружающего мира.
В игре развивается воображение, фантазия, создаётся основа для формирования инициативной, пытливой личности. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность. «Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации». Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, значению в воспитании и обучении. Рассмотрим подробнее игры, направленные на развитие связной речи ребенка-дошкольника. Например:
Сюжетно-ролевая игра.
Цель: расширить словарный запас, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.
Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, старается действовать как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим отождествляет себя с ним. Игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Принято различать сюжет и содержание игры.
Сюжет игры – область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка, знакомством с окружающим миром.
Содержание игры – воспроизведение ребёнком важных моментов в человеческих отношениях в которых живёт ребёнок. Они определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.
Игры на развитие мелкой моторики.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В научных трудах: Т.Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М. Кольцовой, Т.А. Ткаченко доказано, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук взаимосвязаны с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей в развитии речевой функции, познавательной деятельности.
Простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. В коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше идет развитие мелкой моторики, раньше и лучше развивается его речь. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:
Пальчиковый театр – увлекательная дидактическая игра, которая:
– стимулирует развитие мелкой моторики;
– знакомит ребенка со следующими понятиями: форма, цвет, размер;
– развивает воображение, память, мышление, внимание;
– помогает совершенствовать словарный запас и активизирует речевые функции;
Например: Игры – шнуровки, содействуют развитию:
– сенсомоторной координации;
– пространственного ориентирования, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
– творческих способностей.
Игры с крупой и семенами.
Крупа – универсальный материал. Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на «доске» линии, а ребенок повторяет. Затем можно нарисовать простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги, домик, солнышко.
Мешочки с крупой – упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук. Упражнения направлены на развитие: мелкой моторики, внимания, памяти. Например: игра «Волшебный мешочек». Для игры понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков. Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. Назовите ребенку предмет, который ему нужно найти. Предложите по очереди ощупать все мешочки и определить в котором из них находится нужный предмет, не открывая мешочки.
Упражнения с бусинами.
Отлично развивает мелкую моторику разнообразное нанизывание. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, ягод рябины и др. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка.
Дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, правила, действия.
Для развития связной речи детей используют следующие виды дидактических игр:
– игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);
– настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
– словесные игры.
Приведем примеры дидактических игр, направленных на развитие связной речи дошкольников.
Игра «Отвечай быстро».
Цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...
Педагогический совет Формирование связной речи у дошкольников в процессе освоения образовательных областей посредством внедрения инновационных методов
Сценарий педагогического совета в ДОУ "Формирование связной речи дошкольников в процессе освоения образовательных областей посредством внедрения инновационных методов...
Сценарий Педагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»
СценарийПедагогического совета по теме: «Формирование связной речи у дошкольников в процессе игровой деятельности»...
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности. Связная речь подразумевает умение ребенка выстраива...
Выступление на педагогическом совете «Использование связной речи у дошкольников в проектной деятельности»
Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления - самый благородный; Путь подражания - самый лёгкий; Пу...
Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.Связная речь подразумевает умение ребенка выстраиват...
Выступление на педагогическом совете "Использование связной речи у дошкольников в проектной деятельности"
Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необх...