Рекомендации родителям
материал (младшая группа) на тему
Рекомендации родителям по развитию речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребенка
Рекомендации для родителей
по развитию речи детей раннего возраста.
Подготовила: воспитатель
1 квалификационной категории
группы № 7:
Агафонова Ирина Леонидовна
Город Урай
2016 год
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи взрослого и ребенка.
В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.
Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу - логопеду).
Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом.
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.
На первом году жизни ребенка происходит процесс его подготовки к овладению родным языком. Упражнение речевого аппарата ребенка начинается уже с первых дней жизни: крик, плач, гуление, далее постепенно переходящее в лепет.
Второй год жизни - ответственный период в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его со взрослыми.
Детям до 1 года 3 месяцев - 1 года 4 месяцев жизни целесообразно предлагать наряду с названием предмета или действия, так называемые облегченные слова, которые он может легко воспроизвести (киса, ам-ам и т.п.). Затем от них постепенно отказываются. В противном случае задерживается овладение не только словарем, но и грамматическим строем речи, а также затрудняется общение ребенка с окружающими.
Во втором полугодии второго года жизни детей развивается и понимание ими речи. Первоначально речь непосредственно связана с наглядной ситуацией, но постепенно отделяется от нее. Ребенка учат слушать простейшие рассказы, стихи, побасенки, не сопровождая их наглядными иллюстрациями. Взрослые учат его понимать связную речь вне наглядной ситуации, рассказывая о хорошо знакомом, много раз виденном.
Ребенок к концу второго года жизни и сам может рассказать (с помощью взрослых) о том, что видел на прогулке, и др. Подобные задания полезны - детей учат задавать вопросы, передавать словами полученные ранее впечатления.
Благодаря развитию понимания и активной речи она постепенно становится регулятором поведения ребенка, средством формирования положительных взаимоотношений с детьми, средством воспитания.
Таким образом, создание необходимых педагогических условий для оптимального овладения речью детьми раннего возраста приобретает особо важное значение в связи с ее решающей ролью не только в собственно лингвистическом, но и в общем психическом развитии ребенка.
Подводя итог, следует отметить, что формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, - не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В этот период он учится строить первые предложения, первые обобщения. У него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения.
Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период появляется так называемая автономная речь - искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словотворчество - изобретение собственных новых слов для предметов и явлений.
Общение взрослого с ребенком на занятиях подчинено определенным задачам в выполнении программных требований, что и обеспечивает его развивающее воздействие. Ребенок учится предвосхищать результат своих действий с предметами, у него развиваются элементы прогнозирования ситуации. Все это значительно обогащает умственную активность ребенка, который на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе начинает познавать мир, окружающий его. Воспитатель в процессе общения с ребенком развивает познавательную активность малыша, ставит его в ситуацию активных действий, посильной самостоятельности, побуждает к целенаправленности в достижении конкретного результата. Общение с детьми раннего возраста требует от взрослого больших духовных сил, педагогического такта, вдумчивого руководства, ответственности. Организация деятельности общения с ребенком в условиях детского учреждения является одной из главных задач в осуществлении педагогического процесса.
Список литературы
1. Бородин A. M. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2004.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2005.
3. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред.Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 2006.
4. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. - М.: Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
Рекомендации родителям для адаптации детей с ОВЗ в детском саду. Правила проведения занятий с ребёнком по рекомендациям учителя-дефектолога в домашних условиях.
Рекомендации для родителей детей ОВЗ. Рекомендации учителя-дефектолога занятий дома....
Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"
Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....
Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»
Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...
Рекомендации для родителей «Рекомендации родителям по экологическому воспитанию детей»
Рекомендации для родителей...
Рекомендации родителям по воспитанию детей «Рекомендации родителям о ПДД»
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения....