Практическое занятие педагога-психолога с родителями воспитанников детского сада "Наша дружная семья"
план-конспект занятия на тему
Вашему вниманию представлено занятие №3 "Школы молодого родителя" из серии "Бесконфликтное общение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhnaya_semya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие педагога-психолога с родителями воспитанников детского сада
(Занятие № 3 «Школы молодого родителя»)
Тема: «Наша дружная семья»
Цели и задачи:
- развивать умение прислушиваться друг к другу, понимать друг друга, учитывать различные точки зрения, договариваться, принимать особенности каждого члена семьи, видеть положительные стороны и качества супруга и ребенка, уметь сосредотачивать на них внимание, говорить друг другу комплименты;
- помочь осознанию важной роли семьи в жизни каждого человека, особенно ребенка;
- способствовать формированию благоприятного психологического климата в семье, сплочению членов семьи, повысить уровень взаимодействия членов семьи, дать возможность проявить творческие способности.
Участники: несколько семей (обязательно оба родителя - мама и папа, и обязательно ребенок), число участников 8- 12 человек взрослых (4-6 семей) и 4 – 8 детей.
Материал: ручки и бумага на каждого участника, мяч, бланки анкеты обратной связи, музыкальное сопровождение «Народные плясовые мелодии», заготовки гербов для разрисовывания и образцы с разной символикой, цветные карандаши по коробке на семью, стендовая информация на тему «Высказывания великих о семье», фотовыставка «Наша дружная семья»
Домашняя заготовка: семейные фото для фотовыставки «Наша дружная семья»
Вводная часть.
Упражнение «Герб моей семьи». Ведущий предлагает придумать и создать герб своей семьи, показывает образцы некоторых известных династий, поясняет символику, предлагает создать и придумать свои символы, свой девиз, раздает заготовки из картона в форме гербов. Участники разбиваются на команды (семьи), совместно обсуждают замысел и вместе рисуют. Далее представляют свои герб и девиз, поясняют символику.
Вопросы для обсуждения: учитывались ли мнения всех членов семьи или чье-то мнение было главенствующим, кто взял на себя главенствующую роль, кто подал основную идею, была ли возможность у ребенка полностью проявить себя, не было ли обиды на партнеров, не было ли чувства, что ваше мнение недооценивают, им пренебрегают, всем ли членам семьи нравится результат или они хотели бы что-то изменить, одинакова ли степень участия каждого в принятии решения и в его воплощении, как выбирали того, кто будет представлять работу публике, какие чувства испытывали при выполнении работы (скука, раздражение, интерес, страх быть хуже всех, желание поразить всех, радость творчества, радость от того, что вся семья вместе) – не обязательно высказывать их вслух, можно молча проанализировать, чем вызваны такие чувства и сделать выводы для себя.
Основная часть.
Упражнение «Любимое блюдо моей семьи» (дополнено и изменено автором). Ведущий предлагает обсудить с членами своей семьи и выбрать любимое блюдо семьи, чтобы поделиться рецептом с другими участниками. Представители каждой семьи представляют любимое блюдо, рассказывают о его преимуществах и вкусовых качествах (не дорогое, быстро готовить, легкое в приготовлении, диетическое, нежное на вкус, острое, сладкое, тает во рту, сытное, низкокалорийное, витаминное, празднично выглядит, ароматное и пр.)
Вопросы к участникам: для всех ли членов семьи представленное блюдо является любимым, или хотя бы 1 из любимых; как производили отбор блюда; для кого из членов семьи оно самое любимое. У кого из членов семьи оно 1 из любимых, но самое любимое – другое? Чье блюдо (из представленных другими участниками) вашей семье больше понравилось? Считаетесь ли вы в повседневной жизни со вкусами членов своей семьи или руководствуетесь при выборе блюд тем, что на ваш взгляд оно более полезно или экономно. Чем чаще всего вы руководствуетесь при выборе блюд (соображениями экономии, преимуществами вкусовых качеств, быстротой приготовления, пользой для здоровья, калорийностью и пр.?). Миниатюра «В ресторане». Обсуждение.
Упражнение «Танец змейками». Члены одной семьи встают друг за другом, образуют змейку, и двигаются свободно по залу, стараясь не сталкиваться с другими «змейками», ведущие «змеек» при этом показывают танцевальное движение, остальные участники его повторяют, по сигналу, ведущие «змеек» встают в хвост и новый ведущий показывает следующее движение. У каждой змейки свой ведущий.
Вопросы к участникам. Когда комфортней себя чувствовали - в роли ведущего или подражателя, принимали ли движения ведущего или они казались вам нелепыми, насколько легко вам было перенимать движения ведущего, считали ли вы себя не способным быть в роли ведущего, что у вашего супруга или ребенка роль получится лучше, почему вы так думали?
Упражнение «Реклама».
Ведущий предлагает выбрать представителя от каждой семьи и попытаться представить его (разрекламировать) остальными членам семьи в качестве какого либо предмета бытовой техники, в рекламе перечислять только его достоинства, преимущества, положительные качества. Например, мужа представляют в образе холодильника: надежный, вместительный, высокий, мощный, красивый дизайн, легко вписывается в интерьер любой кухни, прост в эксплуатации, почти не требует ухода, много автоматических функций, с новой супермодной голосовой системой. Мама в образе мультиварки: долговечная, работает в режиме бесперерывном многочасовом, многофункциональна, одновременно может выполнять несколько операций, с музыкальным сопровождением – поет во время приготовления пищи, превратит любые продукты в полезную и питательную пищу, может готовить практически из ничего, дополнительная функция – пришивание пуговиц, украсит собой любую кухню, станет изюминкой интерьера, не занимает много места, может работать на батарейках – можно брать с собой в путешествие.
Упражнение «Ты у нас самая(ый)…».
Ведущий предлагает вспомнить и перечислить друг другу все самые положительные качества членов своей семьи. Сначала выбирают первого представителя семьи, например, маму, папа с ребенком по-очереди продолжают фразу «ты у нас самая…», далее аналогично комплименты делают ребенку (папа с мамой) и папе (мама с ребенком). Выполняют одновременно сразу все семьи. Затем участники делятся впечатлениями: легко ли было подпирать эпитеты, вспоминать положительные качества супруга, ребенка (если трудно – не значит, что в вашем партнере больше негативных черт, просто вы более сосредоточены на том, чтобы видеть только плохое, это только ваш настрой, вам надо поменять угол зрения), приятно ли было слышать комплименты, что чувствовали в момент выполнения упражнения.
Заключительная часть.
Упражнение «Как мы проведем выходные» (авторское).
Каждый участник пишет, как бы он хотел провести ближайшие выходные, каковы его планы, список дел и развлечений (дети рисуют свои планы). Далее в кругу семьи они обсуждают планы каждого и составляют общий коллективный план на выходные, который бы устраивал всех, стараясь учесть все пожелания. Анализ: от чего пришлось отказаться, чей индивидуальный план более совпал с коллективным, всех ли устраивает общий план, легко ли было прийти к общему решению? Какой способ решения использовал каждый? (компромисс, сотрудничество, избегание, конкуренция и пр.).
Заключительное слово ведущего: «Конечно, посетив наши занятия, вы не станете тут же супербесконфликтным человеком, дипломатичным и предупредительным, никогда не поддающимся эмоциям и всегда держащим себя в руках, но мы надеемся, что наши занятия помогут вам задуматься, понять себя и своих близких, более чутко относится к членам семьи, двигаться в нужном направлении в работе над собой. Желаем вам семейного благополучия и взаимопонимания! Хороших вам выходных!»
Обмен мнениями, просмотр фотовыставки.
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Социальное самочувствие семьи.// Дошкольное воспитание, 2004, №6, с. 57.
2. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. Беседы с руководителем д/у о сотрудничестве с семьей. М.:Линка-Пресс, 2001.
- . Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития./ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
4. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. М.: «Скрипторий 2003», 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
(для оформления стендовой информации)
- Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. /В.А. Сухомлинский/
- Главный замысел и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
/В.А. Сухомлинский/
- В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. /В.А. Сухомлинский/
- Чтобы оценить семейное счастье, необходимо терпение; нетерпеливые натуры предпочитают несчастье. /Джордж Сантаяна/
- В семейной жизни самый важный винт — это любовь. /Чехов А. П./
- Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью. /Жюль Ренар/
-В семейной жизни главное — терпение. Любовь продолжаться долго не может. /Чернышевский Н. Г./
-Обеспечить нормальное течение своих семейных дел часто нелегче, чем управлять провинцией. /Публий Корнелий Тацит/
-Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач. /Роб ин Скиннер/
-Лучшее, что отец может сделать для своих детей, - это любить их мать. /Т.Хесберг/
-Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. /А.Моруа/
- Брак – это долгий разговор, прерываемый спорами./Р.Стивенсон/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие педагога-психолога с детьми средней группы детского сада «Дружба начинается с улыбки».
Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива....
Занятие педагога-психолога для детей средней группы детского сада «Дружба начинается с улыбки».
Занятие с использованием мультемидийного оборудования, направлено на формирование благоприятного социально-психологического климата в группе, сплочение детского коллектива. Презентация &q...
Конспект активного занятия с родителями воспитанников средней группы «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки»
Цель: Показать родителям ценность семейных отношений, значимость дружной семьи. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.Задачи:- Продолжать знакомить родителей с программ...
Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и подготовительной группы "Мир семьи".
Конспект развивающего занятия педагога-психолога по теме: «Мир семьи».Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее чл...
Методическая разработка практического занятия педагога-психолога с ребенок с ТНР
Предоставлен конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с дошкольником с ТНР старшего дошкольного возраста....
Сборник памяток педагога-психолога для консультирования родителей воспитанников в детском саду
В разработку собраны несколько памяток педагога-психолога по типичным темам для консультирования родителей и педагогов....
Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и подготовительной группы "Мир семьи" посредством песочной терапии.
Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков.Задачи:Учить детей быть внимательными к...