Семинар-практикум на тему «Стили педагогического общения»
методическая разработка по психологии
В условиях детского сада существует специфическая система взаимоотношений: «воспитатель — ребенок». Где во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя с его опытом, знаниями, убеждениями, нравственными взглядами, ценностными ориентации и т. п., и мир ребенка с его проблемами и противоречиями развития, формированием личности: стремлением все познать, попробовать. И от того какой стиль общения с ребенком использует воспитатель, зависит развитие ребенка, его самооценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_stili_obshcheniya.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
на тему «Стили педагогического общения»
Цель:
- познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
- предложить выявить свой стиль общения.
- Познакомить с невербальными средствами общения.
Ход семинара
2 слайд
Уважаемы коллеги! Разрешите начать мне семинар с одной древней истории.
Предание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.
Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить.
2 слайд
В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.
#1040;вторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2. Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
3 слайд
Давайте немного поиграем:
- Угадайте няню или воспитателя:
- Какой стиль общения у няни Малыша из мультфильма «Малыш и Карлсон»?
- Почему вы так думаете?
Ответы педагогов
4 слайд
- Какой стиль общения у Мэри Попинс? Почему вы так думаете?
Ответы педагогов
5 слайд
- Какой стиль общения у Маргатиры Егоровны? Почему вы так думаете?
Ответы педагогов.
6 слайд
Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:
- Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
- Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
- Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
- Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
- Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
- Принуждающий, основанный на давлении.
Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.
Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения.
ПРИТЧА ОБ УЧИТЕЛЕ И ТОЧКЕ (можно показать)
Однажды Учитель показал ученикам чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка, и спросил: «Что вы видите?»
Первый ученик: «Точку».
Второй: «Черную точку».
Третий: «Жирную точку».
Тогда Учитель ответил: «Вы все увидели только точку, и никто не заметил большого белого листа!».
Вот так же мы судим о человеке по его мелким недостаткам.
- Постарайтесь увидеть доброе в ребенке! Хвалите его лучшие стороны. Учите этому родителей!
2. Часть
Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ (анкета).
Однажды седобородый философ и одноглазый вор вели на языке жестов беседу о смысле жизни. Философ показал вору один палец; в ответ вор показал два пальца; тогда философ показал три пальца, а вор ответил тем, что показал кулак; после этого философ сделал жест, имитирующий процесс питья из большой чаши; вор в ответ показал ему луковицу. На этом беседа завершилась, и собеседники разошлись, очень довольные собой и друг другом.
Один из любопытных свидетелей беседы обратился к философу за разъяснением её содержания. "Мой собеседник оказался очень мудрым человеком", - сказал философ. Сначала я сказал ему, что плохо жить одному. На что он мне ответил, что, конечно, вдвоем жить лучше. Тогда я сказал ему, что еще лучше, когда в семье трое, имея в виду ребенка. Он согласился и заметил, что ребенок сплотит семью. И жизнь пойдет полной чашей, отметил я напоследок, а он, показав луковицу, как бы сказал, что тогда даже мелкие неприятности не будут омрачать радости жизни".
Свидетель усомнился в интерпретации философа и пошел за разъяснениями к одноглазому. "Он - ничего, парень смелый, но куда ему против меня!", - сказал вор. " Сначала он говорит мне: Эй ты, одноглазый черт", на что я отвечал: "А ты со своими двумя не очень-то задавайся". А он никак не уймется: "А ведь на двоих-то у нас всего три глаза". Тут я показал ему кулак. Он испугался и решил мириться. "Выпьем что ли? - предложил он, на что я ответил: "Иди за бутылкой, закуска найдется".
- Как вы думаете, почему общаясь языком жестов, собеседники поняли друг-друга по-разному?
7 Слайд
Выразительность речи зависит от умелого использования людьми невербальных средств общения – мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление от звучащей речи.
Невербальная сторона является значимой частью процесса общения. Поза, положение рук, жестикуляция, мимика, взгляд, интонация голоса - все это создает смысловой фон общения. Невербальная коммуникация помогает понять собеседника, информирует нас о том, как собеседник нас слушает.
Средства невербального общения всегда нужным образом задействованы в ходе воспитательного процесса, несмотря на то, что, чаще всего, педагог не осмысливает их значения. Общепринято, что во взаимосвязи педагога с детьми, как, впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение происходит по нескольким каналам:
• мимика;
• прикосновение;
• взгляд;
• жесты.
Немного остановимся на разборе каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «педагог-ребенок».
9 Слайд
Мимическая сторона общения очень важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а вОвремя появившаяся улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению может весомо помочь в установлении контактов.
А. С. Макаренко говорил так: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».
Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает детей, лишает открытости. Доброжелательность лица располагает к активному взаимодействию.
Многие педагоги считают обязательным создавать «особое выражение лица» для воздействия на детей.
10 Слайд
Часто - это требовательное выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, придуманный образ, считается, что оно способствует хорошему поведению детей, облегчает управление группой. Так же, существует достаточно известное явление – «определенное лицо для определенного ребенка». Но, как профессионал, воспитатель обязан владеть своим поведением в такой мере, чтобы этого избегать.
Важнейшей для коммуникативной функции для Л. Н. Толстого является улыбка.
11 Слайд
Лев Николаевич описывал около ста разновидностей улыбки. Педагогу необходимо понимать, что насмешливая, издевательская, снисходительная мимическая - отталкивает детей. Слайд И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка – привлекает.
Сейчас мы с вами проведем упражнение в прочтении мимики и управлении мимикой: «Как поживаете?» Играет первый ряд.
Вы должны мимически отреагировать на вопрос «Как поживаете?» следующим образом: первый спрашивает у следующего «Как поживаете?», тот отвечает мимикой. Первый должен ответить правильно ли он его понял. («Спасибо, хорошо»; «неважно»; «не могу даже, и ответить»; «очень хорошо живу»; «мерзко»; «более хорошо, чем плохо»; «супер»; «да так себе»; «хотелось бы лучше»).
Молодцы, отлично справились с упражнением.
12 Слайд
Следующее средство невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Применение прикосновения очень важно при работе с детьми. При помощи прикосновения можно привлечь внимание, установить связь, показать свое отношение к ребенку.
Не прерывая занятие, педагог может вернуть к работе отвлекшегося ребенка, коснувшись его руки, плеча, успокоить возбужденного, отметить удачный ответ.
Стоит проследить за диапазоном прикосновений неприятных, цель которых - что-либо забрать у ребенка, прервать его шалость и пр. Они оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют его избегать педагога. Неприятно для ребят прикосновение, несущее оттенок давления, силы - это заставляет готовиться к отпору.
Прикосновения, способствующие контакту должны быть мягкие, спокойные, как бы случайные, необязательные.
13 Слайд
Особое место в системе невербального общения педагога имеет взгляд, которым он выражает свое отношение к ребенку, его поведению.
Воздействие взгляда педагога зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, дает возможность педагогу увидеть сразу всех детей, но не позволяет вглядываться в каждого из них в отдельности. Действие взгляда, тем сильнее, чем ближе к воспитателю находится ребенок.
Особенно большое влияние оказывает пристальный взгляд, который может быть и неприятным.
Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ребенка дает право поддерживать обратную связь.
Известно, что каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с воспитателем, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство дискомфорта.
Упражнение «Взгляд».
Уважаемые педагоги, распределитесь парами. Один из вас воспитатель, другой – ребёнок. Потом поменяетесь. Воспитатель должен продемонстрировать взгляд на ребенка:
1. С настойчивым запретом.
2. С безмерным удивлением.
3. С гневом.
4. С радостью.
5. С презрением.
Теперь поменяйтесь ролями
6. С жалостью.
7. С любовью.
8. С гордостью.
9. С обожанием.
10. С тревогой.
14 Слайд
Особое место в системе невербального общения педагога занимает система жестов. Жесты могут рассказать: о национальности, характере, о темпераменте, об отношении к партнеру, oб эмoциoнaльном состоянии человека.
Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем педагог всегда обязан помнить.
Если движения педагога порывисты и нервны, то в результате возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.
Значительными возможностями концентрации внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, чаще всего, привлекает внимание детей. Среди средств организации внимания почти всеми педагогами активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания.
Жесты могут сопровождать рассказ педагога, с их помощью может реализовываться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.
Совместная деятельность педагога и детей предполагает обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста педагог часто «включает» ее, повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки, или завершает контакт. Жесты являются неотъемлемым компонентом обратной связи, без понимания которого трудно адекватно оценивать состояния ребенка, его отношения к педагогу, сверстникам.
Жесты в комплексе с другими невербальными коммуникациями применяются педагогом для обеспечения контроля за деятельностью детей. С этой целью чаще всего применяют оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.
Жесты педагога часто становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного применения жестов, которые отвлекают их от выполняемых разного рода заданий. К культуре невербального поведения педагога в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.
15 слайд
- Угадайте эти жесты.
Любовь. Боль. Голод. Холод. Еда. Солнце. Эти жесты можно использовать в общении с детьми раннего возраста, когда они еще не могут выразить свои чувства словами.
16 слайд
- Угадайте жесты няни Малыша (умиление)
17 слайд
- Угадайте жесты няни Малыша (подавление, гнев, «Я сказала»)
18 слайд
- Угадайте жест (Закрытая поза. Недоверие. Строгость. Я права).
19 слайд
- Угадайте жест (Сейчас же отдай мою плюшку. Я тебе покажу). Надеюсь такие жесты в вашей практики не встречаются.
Игра «Найди пару»
Сейчас, я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Вы должны прочитать, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Затем карточку можно убрать.
Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами невербального общения, нельзя ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось». Для данного упражнения мне нужно 10 человек. Раздаю карточки.
После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
20 Слайд
Еще я хотела бы сделать акцент на внешнем виде педагога, который играет важную роль в создании общего впечатления. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие – затрудняет общение.
В структуру невербального поведения входят и запахи – естественные и искусственные, они являются дополнительным индикатором культуры педагога. Поэтому не следует злоупотреблять духами.
21 слайд
Следует обратить внимание на речь, интонацию.
Речь педагога должна быть доступной пониманию, внятной, аргументированной, целенаправленной, целесообразной и этически корректной. Педагог должен относиться к собеседнику как к ценности, придерживаться норм культуры речи и культуры общения. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.
22 Слайд
Итак, можно сделать вывод – невербальный аспект общения занимает значимое место в процессе взаимодействия педагога с детьми. Для того, чтобы сделать свою работу легче и приятнее, воспитатель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь очень строго контролировать свое невербальное поведение.
Хотелось бы, уважаемые коллеги, чтобы у Вас
- интонация была изменчивой и подвижной;
- дикция – четкая, разборчивая;
- темп речи умеренный;
- мимика выразительная;
- соблюдался контакт глаз;
- жестикуляция - сдержанная;
- позы - свободные;
- внешний облик - эстетичный.
Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства педагога. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания.
Спасибо за внимание!
Анкета
Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.
1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:
а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;
б) говорить Вам только то, что сам захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять
нужное решение;
б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажите его работу;
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;
в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».
4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:
а) заставите его громко при всех поздороваться;
б) не обратите на это внимания;
в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:
а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами в группе.
6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит
обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его
можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться
бережно с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и
воспитать его;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого
должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и
поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.
8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:
а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и
воспитание;
в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:
а) сказали бы: «Ну и не надо»;
б) заставили бы выполнить работу;
в) предложили бы другое задание.
10. Какую позицию Вы считаете более правильной:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;
б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь
пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ключ для обработки ответов воспитателей.
Варианты ответов:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
| 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
C | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Значение баллов:
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;
20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;
10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.
Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ . Семинар с элементами тренинга для педагогов (с презентацией)
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ .Семинар с элементами тренинга для педагогов (с презентацией)Аудитория: педагоги ДОУВедущий: педагог – психолог Стырова Е. В.Цель: Изучение проблемы педагогического...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения»
Рассказать педагогам об основных стилях общения с детьми; показать эффективность стилей общения, на примере результатов деятельности в процессе занятия по изготовлению салфеток (с педагогами)....
Семинар-практикум «Пальчиковая гимнастика в стиле фольклора»
Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Воспитатель и родители. Навыки конструктивного общения»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:Развивать умение конструктивного взаимодействия педагогов с родителями.Повысить п...
Консультация на тему «Стили педагогического общения»
В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также и...