"«Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»
статья на тему

Муравьева Елена Геннадьевна

       Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_formy_vzaimodeystviya_dou_s_semey.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные формы взаимодействия  ДОУ с семьей»

Подготовила воспитатель

Муравьева Елена Геннадьевна

МБДОУ детский сад 58

Г. Апатиты

       Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует. 

      Что же такое взаимодействие? Термин "взаимодействие»,  предполагает  обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество  родителей и педагогов, которое строится на  взаимопонимании, взаимоуважении,  взаимопознании.     Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие    возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный,  непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.

      В  наше  современное время   семейное воспитание признано  ведущим, так как родители являются первыми педагогами своего ребенка.  Заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. – успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Но и главной задачей любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста.  Для достижения высоких результатов  в воспитании и развитии воспитанников  большое внимание необходимо уделять работе с родителями. Проблема взаимодействия  ДОУ и семьи в наше время остается актуальной. Любое недопонимание между семьей и детским садом  всей тяжестью ложится на ребенка.  Для решения этой проблемы надо найти такие формы взаимодействия с родителями,  которые смогли бы активно вовлечь их в жизнь ДОУ.  Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм  – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.  

В нашей группе мы используем традиционные и  нетрадиционные формы  работы с семьей. Традиционные формы  существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы: коллективные (родительские собрания, консультации, конференции), индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;  наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам относятся  устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры.  

Планируя ту или иную работу с родителями,  стараемся исходить из  современных представлениях о родителях,  которые стремятся к  саморазвитию и сотрудничеству.  Оригинальность,  востребованность, интерактивность -  это наши требования к формам взаимодействия.

 Живя в современном мире,  в своей работе стараюсь использовать новые,  перспективные формы работы с родителями.

К ним относятся:

  • информационно-аналитические (анкетирование, опрос);
  • наглядно – информационные  (информационные стенды, папки – передвижки,  фотоотчеты):
  • познавательные  (нетрадиционные родительские собрания, экскурсии, устные журналы);
  • досуговые  ( праздники, совместные досуги, акции, участие родителей в конкурсах и выставках).

     Очень полюбили и дети, и родители  такую форму взаимодействия  как метод проектов. Метод проектов является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:

  • становясь активными участниками  процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;
  •   у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и    

     гордость за них;

  •   развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного  

     возраста;

  •   возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью  

     занятий дома;

У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми. В процессе совместного обучения детей возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

 Что же ребёнок познаёт из общения с родителями, совместного участия в делах, наблюдений за действиями членов семьи?

  • участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое  

   удовольствие, благоприятствует их успехам;

  • расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели

   для подражания;

  • дети начинают относится  к  родителям,  как к источнику знаний и опыта;

В нашей группе реализовалось несколько проектов, больше уделяли внимания экологическим темам «Покормите птиц зимой», «Мир удивительных цветов», «Волшебница вода», «Птицы Севера», обсуждали вопросы о транспорте и дорожных знаках, «Дорожная азбука», «Как нам транспорт помогает» и другие.

Родительские собрания в группе мы стараемся проводить в нетрадиционных формах. Широко используем  презентации,  мастер – классы,  в форме «душевного разговора», семинар – практикумы.  Для активизации родителей на собраниях  побуждаем их к решению  проблемных задач,  знакомим с приемами ролевого обыгрывания различных  семейных ситуаций и  как в игры  можно  приобретать опыт партнерских отношений.

В заключении можно сказать, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.  Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

Данный материал содержит сообщение из опыта работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников...

отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников

отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников...

Современные формы взаимодействия с семьей

Консультация для педагогов ДОУ. " Соременные формы взаимодейтвия с семьей "...

Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО....

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостно...

Отчёт об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для...