Перспективное планирование трудовой деятельности по разделу труд в природе в ст.гр.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
планирование трудовой деятельности детей в уголке природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАРШАЯ ГРУППА
ТРУД В ПРИРОДЕ
Сентябрь
«Наш уголок природы»
Знакомство с уголком природы.
Задачи:
-Знакомить детей с природным уголком, с его наполняемостью(комнатными растениями, животными, птицами, рыбками),познакомить с календарем погоды, дать представления о том, как с ним работать. Дать элементарные представления по уходу за комнатными растениями и животными. Уточнить знание обязанностей дежурного по уголку природы.
- Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить формулировать эти правила для себя и для других после детального обсуждения.
- Воспитывать наблюдательность в процессе труда в уголке природы. Воспитывать готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы.
Лексический материал:
Сущ.- природа, условия, содержание, особенности, календарь, погода, значки.
Прил. – условные, прихотливые, влаголюбивые, заботливые, внимательные, капризные.
Глаг. – наблюдать, опрыскивать, менять, кормить, заботиться.
Пропедевтическая работа:
- совместный подбор картинок о животных, растениях, временах года
- оформление альбома «Времена года».
Октябрь
«Угостим хомячка»
Посадка овса для кормления хомячка.
Задачи: - Дать представления о том, семена каких злаков нужно сажать для выращивания корма животным. Дать знания для чего нужно подкармливать хомяка молодой зеленью.
- Развивать умение четко излагать свои мысли и граматически правильно строить фразу при планировании и словесном отчете.
- Воспитывать правильное отношение детей к собственному труду, готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы.
Лексический материал:
Сущ. – овес, злаки, зерна, семена, почва, витамины, корм, всходы.
Прилаг. – полезные, пророщенные, рыхлая, влажная.
Глаг. – замочить, полить, прорыхлить, посадить, проростить, подкормить, ухаживать, наблюдать.
Пропедевтическая работа:
- циклическое наблюдение за хомячком. (наблюдение «Что любит есть хомяк?»)
- опыт: «Зависимость развития растений от окружающих условий».
«Наш гербарий»
Заготовка и сушка листьев для гербария, сбор семян в цветнике.
Задачи:
- Дать представление понятию «гербарий». Рассказать о том, где и какие листья нужно собирать для гербария (опавшие, сухие, красивые, чистые и т.д.)
- развивать сенсорно-перцептивную деятельность и формировать эталонные представления. На их основе учить давать аргументированную оценку в развернутой речевой форме
- воспитывать личные черты: ответственность, самостоятельность, целеустремленность.
Лексический материал:
Сущ. – гербарий, семена, осень, листопад, цветник.
Прилаг. – опавшие, сухие, разноцветные, крупные, мелкие, овальные, резные.
Глаг. – сушить, заготавливать, проглаживать, сортировать.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание гербария
- д/и «С какой ветки детки»
- целевая прогулка в сквер «Наблюдение за осенней листвой».
Ноябрь
«Поможем хомяку навести порядок».
Уборка клетки хомяка.
Задачи:
- формировать навыки по уходу за хомяком (смена опилок, приготовление корма, мытье кормушки и т.д.);
- развивать умение планировать последовательность выполнения работы, совместно со взрослым. Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить формулировать правила для себя после детального обсуждения.
- Воспитывать трудолюбие, готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы, стремление доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать заботливое, доброжелательное отношение к животным.
Лексический материал:
Сущ. – хомяк, грызун, клетка, кормушка, опилки, совок, щетка, корм, запах, очистки;
Прил. – свежие, трудолюбивые, заботливые
Глаг. – ухаживать, чистить, менять, насыпать, заметать, сгребать.
Пропедевтическая работа:
- цикл наблюдений за хомяком;
- рассматривание иллюстраций о жизни хомяка в природе.
«Зеленый уголок»
Уход за комнатными растениями.
Задачи:
- Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности; знакомить с новым видом ухода – рыхлением почвы, объяснить значение рыхления для жизни и роста растений.
- Развивать познавательную активность, обеспечить устойчивую положительную мотивацию в данной деятельности; активизировать и поощрять в речевом общении диалог познавательного содержания.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, организованности, целенаправленности.
Лексический материал:
Сущ. – герань, почва, корни, кислород, лопаточка.
Прил. – твердая, жесткая, рыхлая, сухая, влажная, рассыпчатая
Глаг. – рыхлить, ухаживать, заботиться, вытирать, складывать
Пропедевтическая работа:
- ежедневное дежурство и наблюдение в уголке природы;
- д/и «Отгадай, что за растение».
«Что такое календарь»
Работа с календарем природы.
Задачи:
- познакомить детей с различными разделами календаря природы.
- Учить своевременно отмечать погоду и итоги своих наблюдений в календаре.
- Формировать умение контролировать, регулировать и оценивать результат при выполнении заданий.
- Учить составлять небольшой рассказ о выполненной работе на каждом из ее этапов.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, организованности.
Лексический материал:
Сущ. – календарь, наблюдение, погода, осадки, день недели, модель, год, месяц, день, сутки, время года.
Прил. – дождливый, пасмурный, ясный, морозный, ночной, дневной, долгий, короткий.
Глаг. – отмечать, переводить, рисовать, переставлять, замечать, наблюдать, зарисовывать, штриховать.
Пропедевтическая работа:
- чтение В.В.Бианки «Синичкин календарь»
- рассматривание, зарисовка условных обозначений состояние погоды.
«Зеленый уголок».
Уход за комнатными растениями.
Задачи:
- уточнять и закреплять знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы.
- Закреплять недостаточно освоенный детьми прием рыхления; познакомить с новым видом ухода – опрыскиванием.
- Способствовать развитию произвольности психических процессов, самоконтроля; закреплять умение следовать заранее намеченному плану, составлять словесный отчет о проделанной работе.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию; способность доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать личные черты: ответственность, целеустремленность.
Лексический материал:
Сущ. – растения, стебель, листья, опрыскиватель, аспарагус, плющ, вода, кислород, палочка, клеенка, земля.
Прил. – зеленые, прохладная, чистая, влажная, сухая, твердая, рыхлая.
Глаг. – рыхлить, опрыскивать, ухаживать, заботиться, убирать, мыть, вытирать, складывать.
Пропедевтическая работа:
- ежедневные дежурства и наблюдения в уголке природы;
- д/и «Угадай растение по описанию».
«Наши пернатые друзья»
Подкормка птиц разными способами.
Задачи:
- закрепить знание детей о зимующих птицах; уточнить, чем и как их надо подкармливать; предложить детям самостоятельно изготовить кормушки;
- формировать мыслительную деятельность во взаимосвязи с развитием речи; учит грамматически правильно строить фразу при составлении словесного отчета о проделанной работе;
- воспитание гуманно-деятельного отношения к живым существам.
Лексический материал:
Сущ. – птицы, кормушки, корм, крошки, семечки, зернышки, семена, ягоды, угощение, стайки.
Прил. – большие, маленькие, легкие, тяжелые, осторожные, нахальные, сильные, слабые.
Глаг. – изготавливать, устрамвать, кормить, подкармливать, развешивать.
Пропедевтическая работа:
- беседа о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время;
- игра «Меню для птиц»;
- д/и «Птички на кормушках»;
- загадывание загадок про птиц.
Январь
«Выращиваем витамины».
Посев лука и петрушки.
Задачи:
- Учить приемам посева семян: сделать бороздки определенной глубины, положить семена, легко закрыть их землей. Подвести детей к пониманию условий необходимых для успешного развития растений.
- Развивать умение планировать последовательность выполнения работы, следовать намеченному плану. Развивать мелкую моторику рук.
- Вызвать желание саммим вырастить растения из семян. Закрепить умение трудиться коллективно.
Лексический материал:
Сущ. – семена, лук, петрушка, растение, посевы, бороздка, цепочка.
Прил. – легкие, мелкие, маленькие, рыхлая, влажная, неглубокая.
Глаг. – сеять, вырастить, проросли, поливать, ухаживать.
Пропедевтическая работа:
- д/и «Магазин «Семена»
- беседа с детьми о пользе витаминов для здоровья
Февраль
«Зеленый уголок»
Уход за комнатными растениями. Определение способов ухода.
Задачи:
- Уточнять закреплять знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы. Учить самостоятельно определять приемы ухода, необходимые растению.
- Учить обдумывать задание, планировать предстоящую деятельность и удерживать в памяти ее этапы.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию. Закреплять умение работать дружно, согласованно, оказывать помощь товарищам.
Лексический материал:
Сущ. – полив, опрыскивание, рыхление.
Прил. – влаголюбивые, засухоустойчивые.
Глаг. – опрыскивать, ухаживать, заботиться, определить, отбирать.
Пропедевтическая работа:
- Знакомство детей с растениями различных климатических зон: тропическими, субтропическими, пустынь, полупустынь. Определение способов ухода за данными растениями.
«Зеленый уголок»
Подкормка комнатных растений.
Задачи:
- Познакомить детей с новым видом ухода – удобрением (подкормкой) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора зависит от размера растения).
- Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил. Учить выделять этапы своей деятельности. Учить самостоятельно составлять рассказ ог выполненной работе на каждом из ее этапов.
- Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Лексический материал:
Сущ. – подкормка, удобрения, витамины, окраска.
Прил. – зеленые, красивые, цветущие, здоровые, больные, увядающие, слабые, яркие, бледные, удобренные.
Глаг. – поливать, подкармливать, удобрять, наблюдать, эксперементировать.
Пропедевтическая работа:
- д/и «Найти сходства и различия» (здоровое, ослабленное растение)
- д/и «На прием к Доктору Айболиту» (обследование комнатных растений)
Март.
«Юные натуралисты»
Срезание веток разных деревьев, установка в воду для наблюдения.
Задачи:
- формировать у детей представление о зависимости состояния растений от внешних условий ( в теплом помещении почки распускаются, а на улице нет). Помочь детям проследить последовательность распускания листьев. Учить отмечать свои наблюдения в дневнике.
- Учить задавать вопрсы познавательного содержания, развивать умение четко излагать свои мысли.
- Воспитывать любознательность.
Лексический материал:
Сущ. – ветки, липа, клен, листья, почки, чещуйки, корни, солнце, тепло, холод.
Прил. – гладкие, блестящие, резные, овальные, зеленые, коричневые, мягкие, крупные.
Глаг. – набухают, распускаются, сбрасывают, припекает.
Пропедевтическая работа:
- д/и «С каой ветки детки»
- игра «раз, два, три к дереву беги»
- наблюдение за деревьями на прогулке.
«Зеленый уголок»
Пересадка комнатных растений.
Задачи:
- Учить детей определять растения которым тесен горшок. Познакомить с агротехникой пересадки: подобрать нужный по размеру горшок, положить в него черепок, насыпать песок, землю, вынуть из старого горшка предварительно политое растение и пересадить его в новый горшок.
- Закреплять умение планировать свою деятельность, делить ее на этапы. Учить удерживать в памяти этапы работы. Закрепить умение вступать в речевое общение во время выполнения трудового поручения.
- Продолжать воспитывать интерес к растениям и желание выращивать их. Воспитывать ответственность, выдержку.
Лексический материал:
Сущ. – черепок, песок, земля, грунт, совочки, ножи, миски, лейки.
Прил. – тесный, крупный, рахлая, влажная, глубокий, мелкий, глиняный, пластиковый.
Глаг. – пересаживать, поливать, насыпать, вытирать, убирать.
Пропедевтическая работа:
- осмотр растений в уголке природы, определение нуждающихся в пересадке.
- Д/и «Вершки и корешки» (комнатные растения ).
«Зеленый уголок»
Посадка комнатных растений.
Задачи:
- Дать предсталение о различных видах размножения комнатных растений: детками (амарилис), отпрысками (узамбарская фиалка), усами (хлорофитум). Учить приемам пересадки растений.
- Способствовать развитию произвольности психических процессов, самоконтроля.закреплять умение планировать предстоящую работу. Учить придерживаться намеченного плана, составлять отчет о выполненной работе на каждом из ее этапов. Воспитывать желание самим вырастить растение. Воспитывать умение трудиться согласованно, доводить коллективный труд общими усилиями до нужного результата.
Лексический материал:
Сущ. – детки, отпрыски, усы, амарилис, фиалка, хлорофитум, корни, грунт.
Прил. – маленькие, длинные, зеленые, нежные, мягкие, влажные, молодые.
Глаг. – сажать, поливать, ухаживать, рассаживать, разделять.
Пропедевтическая работа:
- Наблюдение за растениями (хлорофитум, узамбарская фиалка, амариллис), как на них появляются детки.
«Наш огород»
Посадка на огороде семян и рассады.
Задачи:
- Учить детей высаживать рассаду в грунт. Закрепить приемы посева семян : сделать лунки определенной глубины, положить в них по одному семечку, закрыть их землей. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для развития растений.
- Развивать познавательную активность, обеспечивать устойчивую положительную мотивацию к трудовой деятельности. Закреплять умение давать аргументированную оценку в развернутой речевой форме.
- Воспитывать трудолюбие, готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы, стремление доводить начатое дело до конца.
Лексический материал:
Сущ. – рассада, грунт, лунка, бороздки, семена, лопата, лейка, грядки.
Прил. – мелкие, глубокие, влажные, рыхлая.
Глаг. – высаживать, сажать, сеять, рыхлить, копать, поливать, присыпать.
СТАРШАЯ ГРУППА КРО
РУЧНОЙ ТРУД
СЕНТЯБРЬ
«Дары осени»
Цветочная композиция из листьев.
Задачи:
- Учить детей создавать художественные образы, используя природные материалы: листья, цветы, семена, ягоды. Развивать художественное творчество при создании оригинального образа (выражающего определенное настроение, отношение). Закрепить умение работать с природным материалом, клеем, бумагой, ножницами.
- Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить формулировать их для себя. Учить на основе этих правил оценивать свою работу в развернутой речевой форме:соразмерять части по величине, подбирать по форме и т.д.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию. Учить поддерживать порядок на своем рабочем месте.
Лексический материал:
Сущ. – аппликация, семена, композиция, фон.
Прил. – овальные, круглые, узорчатые, хрупкие, желтые, яркие, бледные.
Глаг. – подбирать, составлять, наклеивать, вырезать, промакивать.
Пропедевтическая работа:
-экскурсия в осенний лес;
-сбор природного материала для занятий;
-чтение стихотворения «Осенью» О.Высоцкой (хрестоматия для детей старшего возраста)
«Вертолет»
Изготовление вертолета из природного материала (Грецкие орехи – скорлупа,семена).
Задачи:
- Знакомить детей с различными видами природного материала, познакомить с различными способами соединения деталей. Продолжать знакомить с конструктивными свойствами деталей и материалов.
- Учить планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана. Закреплять умение работать с опорой на образцы – аналоги. Развивать гибкость и оригинальность мышления при создании образа.
- Закреплять умение экономно использовать материалы. Учить детей самостоятельно готовить и убирать свое рабочее место.
Лексический материал:
Сущ. – поделка, скорлупа, семена, ясень, пластилин, стека, конструкция, детали, части.
Прил. – твердая, круглая, хрупкая, мелкие, крупные, устойчивые, легкая, прочная.
Глаг. – мастерить, соединять, примазывать, фантазировать, лепить.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание различных моделей вертолетов (игрушки);
- рисование вертолета с опорой на схемы;
- выкладывание вертолета из геометрических фигур.
«Наш новый друг – квадратик»
Из истории оригами, правила пользования материалами и инструментами. Техника оригами.
Задачи:
- Дать представления о изготовлении бумажных игрушек. Техника оригами. Познакомить с правилами пользования материалами и инструментами. Познакомить с терминами и условными обозначениями принятыми в оригами.
- Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки самоконтроля. Развивать слуховое внимание.
- Вызвать интерес к созданию затейливых игрушек из бумаги в свободной, самостоятельной деятельности.
Лексический материал:
Сущ. – Япония, оригами, искусство, бумага, сторона, угол, диагональ, базовая фигура, знак, штрих, стрелка, ножницы, заготовка.
Прил. – квадратный, правый, левый, верхний, нижний, прямоугольный, основной, центральный, вертикальный, прямой, тупой, острый.
Глаг.- сложить, согнуть, прогладить, срезать, примерить.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание выставки игрушек оригами;
- беседа на тему «откуда появилось оригами».
«Бабочка»
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Учить делать заготовку для создания игрушки. Дать понятие «базовая фигура» - треугольник. Учить складывать лист по диагонали, пополам, учить отгибать углы в разные стороны. Закрепить знания условных обозначений.
- Учить детей работать с опорой на схемы. Совместно с воспитателем составлять план работы, закрепить умение придерживаться намеченного плана. Расширять область творческих проявлений. Развивать моторику рук.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию. Воспитывать личные черты: настойчивость, выдержку, терпение.
Лексический материал:
Сущ. – оригами, форма, треугольник, половина, диагональ, угол, сгиб, бабочка, крылья, узор, туловище, усы.
Прил. – аккуратно, ровно, треугольный, сложенный, цветной.
Глаг. – складывать, отгибать, проглаживать, отмерять, сравнить.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание открыток с изображением различных бабочек;
- поделки из природного материала «Бабочки»;
- чтение А.Сарсеков «Бабочка, давай дружить».
«Рыбка»
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Закреплять умение мастерить игрушки из бумаги на основе базовой фигуры – треугольник. Закреплять способы складывания бумаги по диагонали, пополам. Закреплять умение работать ножницами.
- Продолжать учить детей планировать свою деятельность, закреплять умение самостоятельно составлять небольшой рассказ о выполненной работе на каждом из ее этапов.
- Развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Развивать художественное творчество.
Лексический материал:
Сущ. – рыбка, плавники, хвост, квадрат, окунь, карась, линия, сгиб, ножницы.
Прил. – водоплавающая, красивая, быстрая.
Глаг. – сгибать, отрезать, размечать.
Пропедевтическая работа:
- наблюдение за рыбками в аквариуме;
- аппликация «рыбки»;
- д/и «Кто, где живет» (морские, речные рыбы)
«Лягушка»
Изготовление игрушек из бумаги, Техника оригами.
Задачи:
- Продолжать знакомить с техникой оригами. Закреплять умение самостоятельно по плану-схеме изготавливать лягушку. Закрепить знания условных обозначений.
- Продолжать учить пользоваться планом-схемой. Учить составлять словесный отчет о проделанной работе. Учить четко излагать свои мысли и грамматичекси правильно строить фразу.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию. Учить завершать начатое дело до конца. Вызвать интерес к животному миру рек, озер.
Лексический материал:
Сущ. – лягушка, сгиб, половина, озеро, лапки, угол, схема.
Прил. – земноводные, тупой, острый, храбрый, дождливый.
Глаг. – прыгает, квакает, проглаживать, отгибать.
Пропедевтическая работа:
- наблюдение за поведением лягушки живущей в аквариуме;
- чтение «Лягушка-путешественница»;
- чтение А.Шестополова «Лягушонок»
«Самолет»
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Закреплять умение на основе базовой фигуры – треугольник складывать игрушку из бумаги – самолет. Создавать разные модели методом проб и ошибок.
- Развивать гибкость и оригинальность мышления. Учить составлять словесный отчет о проделанной работе. Учить четко излагать свои мысли и грамматически правильно строить фразу.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Учить получать удовольствие от проделанной работы, используя поделку в игре.
Лексический материал:
Сущ. - самолет, воздух, крылья, сгиб.
Прил. – парящий, бумажный, легкий, яркий.
Глаг. – складывать, отгибать, пробовать запускать, испытывать.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением самолетов;
- отгадывание загадок о самолетах;
- с/р игра «Мы летчики»
НОЯБРЬ.
«Заяц».
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Закреплять умение складывать лист бумаги по диагонали, четко совмещая стороны и углы. Закрепить умение пользоваться гладилкой.
- Закрепить умение пользоваться планом-схемой при изготовлении поделки. Учить придерживаться намеченного плана.
- Вызвать радость от умения сделать игрушку, желание применить ее в игре.
Лексический материал:
Сущ. – гладилка, диагональ, хвастун.
Прил. – быстрый, беленький, трусливый.
Глаг. – выравнивать, загладить, надрезать, отогнуть, сравнить, разметить.
Пропедевтическая работа:
- чтение «Заяц хвастун»;
- придумывание загадок про зайца;
- настольный театр «Заюшкина избушка»;
- рисование зайца по схеме;
«Корабль».
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Совершенствовать умение складывать лист по диагонали, закреплять умение выворачивать определенные детали, создавая объемную игрушку.
- Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с материалом, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
- Воспитывать личные черты: выдержку, терпение, усидчивость.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Лексический материал:
Сущ. – диагональ, сгиб, якорь, корма, причал, парус.
Прил. – объемная, отважный, бумажный.
Глаг. – выворачивать, отгибать.
Пропедевтическая работа:
- чтение И.Токмакова «Кораблик»;
- аппликация коллективная «Корабли в порту»;
- выкладывание корабля из палочек.
«Стаканчик».
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Закрепить навык складывания бумаги в различных направлениях.Воспитывать навык организации своего рабочего места.
- Учить детей во время работы опираться на зрительный, зрительно-тактильный образец. Закреплять умение действовать по намеченному плану. Составлять словесный отчет о проделанной работе.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к игре. Учить применять полученные знания, умения, навыки в свободной игровой деятельности.
Лексический материал:
Сущ. – посуда, стакан, диагональ, угол.
Прил. – прямой, бумажный, походный, находчивый.
Глаг. – загладить, отогнуть.
Пропедевтическая работа:
- чтение А.Шестопалова «Стаканчик»;
- д/и «Посуда»;
- с/р игра «Магазин посуды».
«Кошелек».
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Закрепить приемы складывания бумаги в разных направлениях. Развивать воображение, художественный вкус.
- Продолжать формировать умение предварительно обдумывать последовательность выполнения действий. Закрепить умение удерживать в памяти этапы предстоящей работы, составлять отчет на каждом этапе.
- Воспитывать личные качества: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость.
Лексический материал:
сущ. – кошелек, магазин, покупатель, мелочь, середина, угол.
Прил. – верхний, нижний.
Глаг. – развернуть, сложить, загнуть.
Пропедевтическая работа:
- обыгрывание ситуации «В магазине игрушек»;
- беседа на тему «Что значит, быть вежливым»;
- чтение стихотворения «Веселый магазин» Э.Мошковского.
ДЕКАБРЬ.
«Из простой бумаги, мастерим как маги».
Знакомство детей с различными способами вырезания, основными свойствами бумаги и картона.
Задачи:
- Познакомить детей с различными свойствами бумаги. Учить готовить рабочее место для занятия. Закрепить правила безопасного пользования с инструментами (ножницы, клей, кисточка).
- Формировать способность к волевым усилиям; развивать мелкую оторику рук. Активизировать и поощрять в речевом общении диалог познавательного содержания.
- Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Лексический материал:
Сущ. – картон, бумага, ножницы, чертеж.
Прил. – писчая, крашеная, впитыающая, переводная, тонкая, жесткая, мятая, однослойный, многослойный.
Глаг. – рвать, резать, сгибать, сравнить.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание альбома «Виды бумаги»;
- опыты по ознакомлению со свойствами бумаги.
«Гирлянда».
Работа с ножницами, клеем и бумагой.
Задачи:
- Учить детей разрезать лист бумаги на ровные полоски. Закреплять умение при разрезании бумаги на полоски ножницы разводить нешироко, концы вместе не сводить. Учить собирать цепочку. Закреплять умение аккуратно работать клеем.
- Закреплять умение анализировать образец, определять последовательность этапов работы, составлять коллективно схему последовательности ее выполнения.
- Воспитывать чувство ответственности за качество работы, умение доводить дело до конца, укладываться в отведенное время.
Лексический материал:
Сущ. – гирлянда, полоски, колечки.
Прил. – рлвные, тонкие, широкие, длинные, короткие.
Глаг. – разрезать, склеивать, размечать, сгибать, вдевать, намазывать.
Пропедевтическая работа:
- вырезание разных геометрических фигур;
- чтение «Елка» К.Чуковский.
«Фонарики».
Изготовление объемной игрушки из бумаги.
Задачи:
- Научить мастерить простые игрушки из бумаги, используя навыки разрезания, сгибания, склеивания бумаги. Учить делать разметки при помощи карандаша и линейки.
- Закреплять умение анализировать готовый образец. Определять последовательность этапов работы. Придерживаться намеченного плана. Развивать ручную умелость.
- Воспитывать стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.
Лексический материал:
Сущ. – фонарик, линия, сгиб, край, ручка, линейка, разметка.
Прил. – ровный, согнутый, проглаженный, боковой.
Глаг. – прогладить, разметить, расчертить, разрезать, склеить.
Пропедевтическая работа:
- чтение «Наша елка» Е.Ильина
- коллективная аппликация «Наша елка хороша».
«Снежинки»
Вырезание из бумаги.
Задачи:
- Учить рисовать окружность при помощи циркуля, складывать круг в несколько слоев. Рисовать на заготовке простой узор. Закреплять навыки работы ножницами.
- Закрепить умение вычленять правила выполнения действий, и на основе этих правил оценивать свою работу. Закреплять умение рассказывать о предстоящей работе опираясь на план-схему.
- Воспитывать настойчивость, выдержку.
Лексический материал:
Сущ. – окружность, циркуль, снежинка, узор.
Прил. – резная, ажурная, нежная, тонкая.
Глаг. - рисовать, вырезать, разворачивать, разглаживать.
Пропедевтическая работа:
- наблюдение за падающими снежинками;
- д/и «Найди пять отличий»;
- рисование снежинок красками и карандашами.
ЯНВАРЬ.
«Рукодельники».
Знакомство со способами и приемами работы на ткани.
Задачи:
- Дать представление о понятии – рукоделии. Познакомить с инструментами и приспособлениями необходимыми для рукоделия (иглы, пяльцы, ткани, нитки, планшеты и т.д.). Познакомить с правилами безопасного пользования этими инструментами.
- Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
- Формировать представление о труде взрослых. Вызвать интерес к рукоделию.
Лексический материал:
Сущ. – рукоделие, вышивка, вязание, пяльцы, штопка, планшет, игла, нитки, швы, рушник,скатерть, салфетка.
Прил. – древний, кропотливый, тяжелый, долгий.
Глаг. – вышивать, вязать, штопать, пришивать, вдевать, закреплять.
Пропедевтическая работа:
- подбор поделок для выставки «Рукодельники»;
- рассматривать интерьера русской избы с элементами рукоделия (рушник, скатерть);
- рассматривание альбома «Орнаменты народов мира».
«Волшебная иголочка».
Работа с бутафорской иголкой.
Задачи:
- Познакомить детей с бутафорской иглой, планшетом для вышивания. Учить вдевать шерстяную нить в ушко иглы, завязывать узелок. Познакомить со швами: вперед иголкой, назад иголка.
- Развивать ручную умелость. Способствовать развитию психических процессов ( внимание, память). Закреплять умение определять последовательность этапов работы.
- Воспитывать интерес к рукоделию. Желание добиваться положительной результата.
Лексический материал:
Сущ. – игла, ушко, узелок, планшет.
Прил. – зоркий, точный, крепкий, настойчивый.
Глаг. – вдеть, завязать, прицелиться, вышивать, пришивать, продевать.
Пропедевтическая работа:
- наблюдение за трудом костелянши;
- чтение «Песенка иголки» И. Молярова;
- игры для развития мелкой моторики рук «Собери бусы», «Шнурок и узелок».
«Пришьем пуговицу»
Пришивание пуговицы на планшете бутафорской иглой.
Задачи:
- Познакомить детей с разнообразием пуговиц: пластмассовые, костяные, стекляные, круглые, квадратные и т.д.. Рассказать о том, что пуговицы бывают двух видов: на ножке и без нее. Учить пришивать крупные пуговицы без ножки на планшете используя бутафорскую иглу.
- Закрепить умение планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана, анализировать проделанную работу.
- Воспитывать бережное отношение к своим вещам. Закрепить умение самостоятельно устранять непорядок в своей одежде, используя полученные знания и умения.
Лексический материал:
Сущ. – пуговица, игла, планшет, нить, ушко, одежда, изнанка, стежок.
Прил. – костяная, пластмассовая, деревянная, квадратная, круглая, бутафорская, толстая, шерстяная, крупная, мелкая.
Глаг. – вдевать, завязывать, закреплять, пришивать, оторвать.
Пропедевтическая работа:
- Д/и «Найди одинаковые пуговицы»;
- Чтение «Пуговицы» М.Майн, «Читаем детям» Ленинград,87.
ФЕВРАЛЬ.
«Подарок любимому папочке»
Изготовление панно из спичек.
Задачи:
- Закрепить умение готовить рабочее место, поддерживать его в порядке на протяжении всей деятельности. Учить выкладывать и наклеивать орнамент из спичек.
- Закреплять умение вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить фоормулировать эти правила для себя и других. Закреплять умение на основе воспроизведенных правил оценивать свою работу, привлекая к аргументированной оценке в развернутой речевой форме.
- Воспитывать желание сделать приятный сюрприз для папы. Воспитывать привычку к трудовому усилию, личные черты: настойчивость, терпение, самостоятельность.
Лексический материал:
Сущ. – панно, орнамент, сюрприз, сувенир, защитник, Отечество, Родина.
Глаг. – выкладывать, выравнивать, намазывать, наклеивать, экономить, промывать, придерживать.
Пропедевтическая работа:
- выкладывание узоров из палочек;
- чтение рассказа «Твои защитники» Л.А.Кассиль.
- рассматривание иллюстраций о военных профессиях.
«Красивые открытки»
Декоративное оформление панно.
Задачи:
- Учить подбирать открытку в соответствии с тематикой. Закрепить умение вырезать картинку по контуру. Закрепить умение наводить порядок на своем рабочем месте.
- Закрепить умение рассказывать об этапах предстоящей работы, удерживать их в памяти. Учить самостоятельно анализировать и оценивать свою работу при этом грамматически правильно строить фразу.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, настойчивость. Развивать эстетический, художественный вкус.
Лексический материал:
Сущ. – панно, открытка, контур, край, фон.
Прил. – праздничная, красочная, ровный, вырезанная, наклеянная.
Глаг. – подобрать, вырезать, срезать, наклеить, прижать, дарить, поздравить.
Пропедевтическая работа:
- д/и «Разрезные картинки»; «Найди одинаковые открытки»; «Четвертый лишний»
- вырезание фигур по контуру;
«Подарок любимой маме»
Работа с тканью. Изготовление салфеток.
Задачи:
- Учить обрабатывать край салфетки создавая бахрому путем выдергивания нитей, помогая себе заточенной палочкой 9или штопальной иглой). Закрепить знание правил безопасного пользования швейными инструментами.
- Закреплять умение планировать свою деятельность, удерживать этапы выполнения работы в памяти, составлять словесный отчет о проделанной работе.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, желание сделать приятный сюрприз.
Лексический материал:
Сущ. – ткань, хлопок, ситец, салфетка, край.
Прил. – квадратная, однотканная, накрахмаленная.
Глаг. – срезать, отрезать, выдергивать, намечать.
Пропедевтическая работа:
- чтение стихотворений посвященных Дню 8 марта;
- аппликация «салфетка»
- рисование эскиза своей салфетки.
«8 марта»
Аппликация из ткани. Декоративное оформление салфетки.
Задачи:
- учить обводить бумажную выкройку на накрахмаленную ткань, вырезать детали из ткани по контуру. Закрепить навык работы ножницами разного размера (маленькие ножницы для вырезания мелких деталей).
- Закрепить умение составлять план-схему предстоящей работы, используя карточки с изображением этапов. Формировать и закреплять действия самоконтроля на всех этапах деятельности (от практических действий к внутреннему самоконтролю).
- Воспитывать умение экономно расходовать материалы, аккуратность и самостоятельность при выполнении работы.
Лексический материал:
Сущ. – орнамент, узор, выкройка, контур, край, деталь.
Прил. – ровный, закругленный, наклеянный, вырезанный, картонный.
Глаг. – наложить, обвести, вырезать, приложить, рпиклеить, прогладить.
Пропедевтическая работа:
- д/и «Сложи узор», «Обведи по контуру»
- подготовка деталей выкройки из картона
- чтение рассказа Митяева А.В. «Сегодня праздник»
«Новая жизнь старых вещей»
Задачи:
- учить делать пумпоны разного размера изи разноцветных шерстяных ниток. Наматывать нити на заготовки из картона округлой формы.
- Закрепить умение составлять план действий. Удерживать его в памяти, составлять словесный отчет о проделанной работе. Развивать ручную умелость.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Лексический материал:
Сущ. – шерсть, заготовка, нить, окружность, пумпончик, деталь, пряжа.
Прил. – цветная, толстая, шерстяная, использованная, объемная.
Глаг. – наматывать, надрезать, продергивать, завязывать.
Пропедевтическая работа:
- игра для развития мелкой моторики рук «кто быстрее сматает клубочек»
- рассматривание картинок «бабушка и кот», составление по ним рассказа.
АПРЕЛЬ.
«Плетем коврики».
Знакомство с различными способами плетения.
Задачи:
- учить плести коврик из бумажных полосок способом «шахматный переплет». Учить делать заготовки для плетения: разлиновывать и разрезать квадрат на ровные полоски.
- Закреплять умение вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, формулировать их для себя и других после детального обсуждения. Закреплять умения на основе воспроизведенных правил оценивать свою работу.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, выдержку, терпение, самостоятельность, желание довести начатое дело до конца.
Лексический материал:
Сущ. – линейка, полоска, заготовка, коврик, сантиметр, отрезать.
Прил. – плетеный, узкая, широкая, узорчатый.
Глаг. – отчертить, разлиновать, отмерить, отрезать, переплести.
Пропедевтическая работа:
- беседа на тему «Из чего сделаны нитки»
- рассматривание коллекций промышленных образцов тканей и ниток
- опыты на выявление свойств ткани
«Закладки для книг»
Знакомство с различными способами плетения.
Задачи:
- учить делать закладки для книг. Закрепить навык плетения способом «шахматный переплет». Учить готовить основу для изготовление закладки делая прямые и наклонные надрезы ножницами. Закрепить знания правил безопасности при работе с ножницами.
- Закрепить умение удерживать в памяти этапы работы.
- Воспитывать самостоятельность, смекалку, умение доводить начатое дело до конца.
Лексический материал:
Сущ. – книга, закладка, страница, узор, надрез, заготовка, линия.
Прил. – прямоугольный, узкая, прямая, наклонная.
Глаг. – разчертить, сложить, надрезать, развернуть, переплести, подклеить.
Пропедевтическая работа:
- чтение стихотворения «Птичья школа» Б.Заходер
- чтение стихотворения «В школу» А. Барто
МАЙ.
«Рукодельники».
Знакомство с пяльцами, штопальной иглой, нитками «мулине».
Задачи:
- познакомить с инструментами необходимыми для вышивания на ткани (пяльцы, игла, нитки, мулине, наперсток).Учить заправлять ткань в пяльца, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, рисовать на ткани штрих-линии для тренировочного вышивания способом «шов вперед иголка».
- Закрепить действия самоконтроля, на всех этапах деятельности (от практических действий к внутреннему самоконтролю).
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, стремление доводить начатое дело до конца.
Лексический маиериал:
Сущ. – рукоделие, вышивание, пяльцы, мулине, наперсток, изнанка, скатерть, полотенце, орнамент, стиль.
Прил. – праздничная, нарядная, повседневная, пластмассовые, деревянные, изнаночная, лицевая.
Глаг. – заправлять, натягивать, завинчивать, вдевать, вышивать, закреплять, украшать.
Пропедевтическая работа:
- Беседа на тему «искусство вышивания»
- Организация выставки «Моя мама и бабушка рукодельницы»
- Загадки о ниточке и иголочке «1000 згадок», Ярославль.
«Учимся вышивать».
Знакомство с простейшими контурными швами.
Задачи:
- познакомить с правилами вышивания швов: 2вперед иголку», «назад иголку». Учить выполнять ряд стежков одинакового размера, выполненных с промежутками такойже величины. Закрепить умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.
- Закрепить умение вычленять правила и этапы выполнения действий, применяя совместный разбор, учить формулировать их для себя и для других. Закрепить умение на основе воспроизведенных правил оценивать свою работу при составлении словесного отчета.
- Воспитывать личные черты: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, выдержку.
Лексический материал:
Сущ. – шов, стежок, ряд, изнанка, расстояние, размер.
Прил. – изнаночная, лицевая, одинаковая, ровная.
Глаг. – вдеть, закрепить, вышивать, пришить.
Пропедевтическая работа:
- вышивание бутафорской иглой на планшете;
- чтение «заплатка», Н. Носов
* * *
Аналогично планируются занятия по ознакомлению со способами вышивания «стебельчатый шов», «шов шнурок», «шов через край».
«Учимся пришивать пуговицы»
знакомство с различными способами пришивания пуговиц.
Задачи:
- Познакомить со способами пришивания пуговиц с четырьмя дырочками «Крестик»; закрепить умение вдевать нитку иголку, закреплять ее при помощи узелка с изнаночной стороны, подбирать нитку в соответствии с цветом ткани, пуговицы. Закрепить правила безопасного пользования швейными инструментами.
- Закрепить умение составлять план предстоящей работы, используя карты-схемы.удерживать этапы работы в памяти, придерживаться намеченного плана, осуществлять самоконтроль опираясь на карты-схемы.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, личные черты: самостоятельность, настойчивость. Учить получать удовольствие от проделанной работы.
Лексический материал:
Сущ. – пуговица, ткань, одежда, способ.
Прил. – крупная, мелкая, оторванаая, пришитая.
Глаг. – пришить, закрепить, застегнуть, подобрать.
Пропедевтическая работа:
- пришивание пуговиц на планшете бутафорской иглой
- сочинение сказки на тему «Путешествие оторванной пуговицы»
* * *
Аналогично планируются занятия по ознакомлению со способами пришивания пуговиц «квадратик», «буква».
Перечень оборудования физкультурного уголка.
- Обручи – 4 шт.
- Скакалки – 4 шт.
- Кегли – 1 комплект.
- Набивные мячи (поролоно) – 10 шт.
- Мешочки (песок) – 10 шт.
- Гантели – 2 шт.
- Коррекционные дорожки – 5 шт.
- Кубы малые – 10 шт.
- Кубы большие – 4 шт.
- Веревка длинная – 1 шт.
- Веревочки – 12 шт.
- Кольцеброс – 1 комплект
- Ленточки – 10 шт.
- Флажки – 8 шт.
- Картотека п/и
- Маски, медальки к п/и
- Мячи резиновые – 6 шт.
- Игра «Посмотри и повтори» - 1
- Султанчики – 6 шт.
Оборудование зоны соц. – эмоционального воспитания.
- Игра «Пасьянс Эмоций»
- Игра «Хорошо-плохо» (1 вариант)
- Игра «Хорошо-плохо» (2 вариант)
- Д/и «Одень куклу Катю» -2 комплекта
- Д/и «Мои эмоции»
- Худ, литература серия «Добрый ребенок»; О.Л. Шалаева «Энциклопедия для воспитанных детей»
- Рабочие тетради к программе «Я, Ты, Мы» - 4 шт.
- Макет «Дерево настроения»
- Набор пиктограмм – 1 комплект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492105-1412499658.jpg)
Перспективное планирование трудовой деятельности (средняя группа)
Перспективное планирование трудовой деятельности (средняя группа)...
Перспективное планирование трудовой деятельности
Перспективное планирование трудовой деятельности включает в себя: временной отрезок, самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/27/picture-1036795-1553699797.jpg)
Перспективное планирование трудовой деятельности во второй младшей группе
Перспективное планирование трудовой деятельности во второй младшей группе месяцВиды детского трудаФорма организации трудаЗадачиСодержание ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-267820-1521121309.jpg)
Перспективное планирование трудовой деятельности в природе. Старшая группа
Перспективное планирование трудовой деятельности в природеСтаршая группаОзнакомить детей с оборудованием для труда в природе, его назначением, правилами безопасности во время труда. Вызвать желание пр...