Перспективное планирование трудовой деятельности по разделу труд в природе в ст.гр.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
планирование трудовой деятельности детей в уголке природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_trudovoy_deyatelnosti_po_razdelu_trud_v_prirode_v_st.gr_._.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАРШАЯ ГРУППА
ТРУД В ПРИРОДЕ
Сентябрь
«Наш уголок природы»
Знакомство с уголком природы.
Задачи:
-Знакомить детей с природным уголком, с его наполняемостью(комнатными растениями, животными, птицами, рыбками),познакомить с календарем погоды, дать представления о том, как с ним работать. Дать элементарные представления по уходу за комнатными растениями и животными. Уточнить знание обязанностей дежурного по уголку природы.
- Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить формулировать эти правила для себя и для других после детального обсуждения.
- Воспитывать наблюдательность в процессе труда в уголке природы. Воспитывать готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы.
Лексический материал:
Сущ.- природа, условия, содержание, особенности, календарь, погода, значки.
Прил. – условные, прихотливые, влаголюбивые, заботливые, внимательные, капризные.
Глаг. – наблюдать, опрыскивать, менять, кормить, заботиться.
Пропедевтическая работа:
- совместный подбор картинок о животных, растениях, временах года
- оформление альбома «Времена года».
Октябрь
«Угостим хомячка»
Посадка овса для кормления хомячка.
Задачи: - Дать представления о том, семена каких злаков нужно сажать для выращивания корма животным. Дать знания для чего нужно подкармливать хомяка молодой зеленью.
- Развивать умение четко излагать свои мысли и граматически правильно строить фразу при планировании и словесном отчете.
- Воспитывать правильное отношение детей к собственному труду, готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы.
Лексический материал:
Сущ. – овес, злаки, зерна, семена, почва, витамины, корм, всходы.
Прилаг. – полезные, пророщенные, рыхлая, влажная.
Глаг. – замочить, полить, прорыхлить, посадить, проростить, подкормить, ухаживать, наблюдать.
Пропедевтическая работа:
- циклическое наблюдение за хомячком. (наблюдение «Что любит есть хомяк?»)
- опыт: «Зависимость развития растений от окружающих условий».
«Наш гербарий»
Заготовка и сушка листьев для гербария, сбор семян в цветнике.
Задачи:
- Дать представление понятию «гербарий». Рассказать о том, где и какие листья нужно собирать для гербария (опавшие, сухие, красивые, чистые и т.д.)
- развивать сенсорно-перцептивную деятельность и формировать эталонные представления. На их основе учить давать аргументированную оценку в развернутой речевой форме
- воспитывать личные черты: ответственность, самостоятельность, целеустремленность.
Лексический материал:
Сущ. – гербарий, семена, осень, листопад, цветник.
Прилаг. – опавшие, сухие, разноцветные, крупные, мелкие, овальные, резные.
Глаг. – сушить, заготавливать, проглаживать, сортировать.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание гербария
- д/и «С какой ветки детки»
- целевая прогулка в сквер «Наблюдение за осенней листвой».
Ноябрь
«Поможем хомяку навести порядок».
Уборка клетки хомяка.
Задачи:
- формировать навыки по уходу за хомяком (смена опилок, приготовление корма, мытье кормушки и т.д.);
- развивать умение планировать последовательность выполнения работы, совместно со взрослым. Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить формулировать правила для себя после детального обсуждения.
- Воспитывать трудолюбие, готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы, стремление доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать заботливое, доброжелательное отношение к животным.
Лексический материал:
Сущ. – хомяк, грызун, клетка, кормушка, опилки, совок, щетка, корм, запах, очистки;
Прил. – свежие, трудолюбивые, заботливые
Глаг. – ухаживать, чистить, менять, насыпать, заметать, сгребать.
Пропедевтическая работа:
- цикл наблюдений за хомяком;
- рассматривание иллюстраций о жизни хомяка в природе.
«Зеленый уголок»
Уход за комнатными растениями.
Задачи:
- Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности; знакомить с новым видом ухода – рыхлением почвы, объяснить значение рыхления для жизни и роста растений.
- Развивать познавательную активность, обеспечить устойчивую положительную мотивацию в данной деятельности; активизировать и поощрять в речевом общении диалог познавательного содержания.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, организованности, целенаправленности.
Лексический материал:
Сущ. – герань, почва, корни, кислород, лопаточка.
Прил. – твердая, жесткая, рыхлая, сухая, влажная, рассыпчатая
Глаг. – рыхлить, ухаживать, заботиться, вытирать, складывать
Пропедевтическая работа:
- ежедневное дежурство и наблюдение в уголке природы;
- д/и «Отгадай, что за растение».
«Что такое календарь»
Работа с календарем природы.
Задачи:
- познакомить детей с различными разделами календаря природы.
- Учить своевременно отмечать погоду и итоги своих наблюдений в календаре.
- Формировать умение контролировать, регулировать и оценивать результат при выполнении заданий.
- Учить составлять небольшой рассказ о выполненной работе на каждом из ее этапов.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, организованности.
Лексический материал:
Сущ. – календарь, наблюдение, погода, осадки, день недели, модель, год, месяц, день, сутки, время года.
Прил. – дождливый, пасмурный, ясный, морозный, ночной, дневной, долгий, короткий.
Глаг. – отмечать, переводить, рисовать, переставлять, замечать, наблюдать, зарисовывать, штриховать.
Пропедевтическая работа:
- чтение В.В.Бианки «Синичкин календарь»
- рассматривание, зарисовка условных обозначений состояние погоды.
«Зеленый уголок».
Уход за комнатными растениями.
Задачи:
- уточнять и закреплять знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы.
- Закреплять недостаточно освоенный детьми прием рыхления; познакомить с новым видом ухода – опрыскиванием.
- Способствовать развитию произвольности психических процессов, самоконтроля; закреплять умение следовать заранее намеченному плану, составлять словесный отчет о проделанной работе.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию; способность доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать личные черты: ответственность, целеустремленность.
Лексический материал:
Сущ. – растения, стебель, листья, опрыскиватель, аспарагус, плющ, вода, кислород, палочка, клеенка, земля.
Прил. – зеленые, прохладная, чистая, влажная, сухая, твердая, рыхлая.
Глаг. – рыхлить, опрыскивать, ухаживать, заботиться, убирать, мыть, вытирать, складывать.
Пропедевтическая работа:
- ежедневные дежурства и наблюдения в уголке природы;
- д/и «Угадай растение по описанию».
«Наши пернатые друзья»
Подкормка птиц разными способами.
Задачи:
- закрепить знание детей о зимующих птицах; уточнить, чем и как их надо подкармливать; предложить детям самостоятельно изготовить кормушки;
- формировать мыслительную деятельность во взаимосвязи с развитием речи; учит грамматически правильно строить фразу при составлении словесного отчета о проделанной работе;
- воспитание гуманно-деятельного отношения к живым существам.
Лексический материал:
Сущ. – птицы, кормушки, корм, крошки, семечки, зернышки, семена, ягоды, угощение, стайки.
Прил. – большие, маленькие, легкие, тяжелые, осторожные, нахальные, сильные, слабые.
Глаг. – изготавливать, устрамвать, кормить, подкармливать, развешивать.
Пропедевтическая работа:
- беседа о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время;
- игра «Меню для птиц»;
- д/и «Птички на кормушках»;
- загадывание загадок про птиц.
Январь
«Выращиваем витамины».
Посев лука и петрушки.
Задачи:
- Учить приемам посева семян: сделать бороздки определенной глубины, положить семена, легко закрыть их землей. Подвести детей к пониманию условий необходимых для успешного развития растений.
- Развивать умение планировать последовательность выполнения работы, следовать намеченному плану. Развивать мелкую моторику рук.
- Вызвать желание саммим вырастить растения из семян. Закрепить умение трудиться коллективно.
Лексический материал:
Сущ. – семена, лук, петрушка, растение, посевы, бороздка, цепочка.
Прил. – легкие, мелкие, маленькие, рыхлая, влажная, неглубокая.
Глаг. – сеять, вырастить, проросли, поливать, ухаживать.
Пропедевтическая работа:
- д/и «Магазин «Семена»
- беседа с детьми о пользе витаминов для здоровья
Февраль
«Зеленый уголок»
Уход за комнатными растениями. Определение способов ухода.
Задачи:
- Уточнять закреплять знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы. Учить самостоятельно определять приемы ухода, необходимые растению.
- Учить обдумывать задание, планировать предстоящую деятельность и удерживать в памяти ее этапы.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию. Закреплять умение работать дружно, согласованно, оказывать помощь товарищам.
Лексический материал:
Сущ. – полив, опрыскивание, рыхление.
Прил. – влаголюбивые, засухоустойчивые.
Глаг. – опрыскивать, ухаживать, заботиться, определить, отбирать.
Пропедевтическая работа:
- Знакомство детей с растениями различных климатических зон: тропическими, субтропическими, пустынь, полупустынь. Определение способов ухода за данными растениями.
«Зеленый уголок»
Подкормка комнатных растений.
Задачи:
- Познакомить детей с новым видом ухода – удобрением (подкормкой) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора зависит от размера растения).
- Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил. Учить выделять этапы своей деятельности. Учить самостоятельно составлять рассказ ог выполненной работе на каждом из ее этапов.
- Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Лексический материал:
Сущ. – подкормка, удобрения, витамины, окраска.
Прил. – зеленые, красивые, цветущие, здоровые, больные, увядающие, слабые, яркие, бледные, удобренные.
Глаг. – поливать, подкармливать, удобрять, наблюдать, эксперементировать.
Пропедевтическая работа:
- д/и «Найти сходства и различия» (здоровое, ослабленное растение)
- д/и «На прием к Доктору Айболиту» (обследование комнатных растений)
Март.
«Юные натуралисты»
Срезание веток разных деревьев, установка в воду для наблюдения.
Задачи:
- формировать у детей представление о зависимости состояния растений от внешних условий ( в теплом помещении почки распускаются, а на улице нет). Помочь детям проследить последовательность распускания листьев. Учить отмечать свои наблюдения в дневнике.
- Учить задавать вопрсы познавательного содержания, развивать умение четко излагать свои мысли.
- Воспитывать любознательность.
Лексический материал:
Сущ. – ветки, липа, клен, листья, почки, чещуйки, корни, солнце, тепло, холод.
Прил. – гладкие, блестящие, резные, овальные, зеленые, коричневые, мягкие, крупные.
Глаг. – набухают, распускаются, сбрасывают, припекает.
Пропедевтическая работа:
- д/и «С каой ветки детки»
- игра «раз, два, три к дереву беги»
- наблюдение за деревьями на прогулке.
«Зеленый уголок»
Пересадка комнатных растений.
Задачи:
- Учить детей определять растения которым тесен горшок. Познакомить с агротехникой пересадки: подобрать нужный по размеру горшок, положить в него черепок, насыпать песок, землю, вынуть из старого горшка предварительно политое растение и пересадить его в новый горшок.
- Закреплять умение планировать свою деятельность, делить ее на этапы. Учить удерживать в памяти этапы работы. Закрепить умение вступать в речевое общение во время выполнения трудового поручения.
- Продолжать воспитывать интерес к растениям и желание выращивать их. Воспитывать ответственность, выдержку.
Лексический материал:
Сущ. – черепок, песок, земля, грунт, совочки, ножи, миски, лейки.
Прил. – тесный, крупный, рахлая, влажная, глубокий, мелкий, глиняный, пластиковый.
Глаг. – пересаживать, поливать, насыпать, вытирать, убирать.
Пропедевтическая работа:
- осмотр растений в уголке природы, определение нуждающихся в пересадке.
- Д/и «Вершки и корешки» (комнатные растения ).
«Зеленый уголок»
Посадка комнатных растений.
Задачи:
- Дать предсталение о различных видах размножения комнатных растений: детками (амарилис), отпрысками (узамбарская фиалка), усами (хлорофитум). Учить приемам пересадки растений.
- Способствовать развитию произвольности психических процессов, самоконтроля.закреплять умение планировать предстоящую работу. Учить придерживаться намеченного плана, составлять отчет о выполненной работе на каждом из ее этапов. Воспитывать желание самим вырастить растение. Воспитывать умение трудиться согласованно, доводить коллективный труд общими усилиями до нужного результата.
Лексический материал:
Сущ. – детки, отпрыски, усы, амарилис, фиалка, хлорофитум, корни, грунт.
Прил. – маленькие, длинные, зеленые, нежные, мягкие, влажные, молодые.
Глаг. – сажать, поливать, ухаживать, рассаживать, разделять.
Пропедевтическая работа:
- Наблюдение за растениями (хлорофитум, узамбарская фиалка, амариллис), как на них появляются детки.
«Наш огород»
Посадка на огороде семян и рассады.
Задачи:
- Учить детей высаживать рассаду в грунт. Закрепить приемы посева семян : сделать лунки определенной глубины, положить в них по одному семечку, закрыть их землей. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для развития растений.
- Развивать познавательную активность, обеспечивать устойчивую положительную мотивацию к трудовой деятельности. Закреплять умение давать аргументированную оценку в развернутой речевой форме.
- Воспитывать трудолюбие, готовность учавствовать в любом труде, не избегая неприятной работы, стремление доводить начатое дело до конца.
Лексический материал:
Сущ. – рассада, грунт, лунка, бороздки, семена, лопата, лейка, грядки.
Прил. – мелкие, глубокие, влажные, рыхлая.
Глаг. – высаживать, сажать, сеять, рыхлить, копать, поливать, присыпать.
СТАРШАЯ ГРУППА КРО
РУЧНОЙ ТРУД
СЕНТЯБРЬ
«Дары осени»
Цветочная композиция из листьев.
Задачи:
- Учить детей создавать художественные образы, используя природные материалы: листья, цветы, семена, ягоды. Развивать художественное творчество при создании оригинального образа (выражающего определенное настроение, отношение). Закрепить умение работать с природным материалом, клеем, бумагой, ножницами.
- Учить вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить формулировать их для себя. Учить на основе этих правил оценивать свою работу в развернутой речевой форме:соразмерять части по величине, подбирать по форме и т.д.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию. Учить поддерживать порядок на своем рабочем месте.
Лексический материал:
Сущ. – аппликация, семена, композиция, фон.
Прил. – овальные, круглые, узорчатые, хрупкие, желтые, яркие, бледные.
Глаг. – подбирать, составлять, наклеивать, вырезать, промакивать.
Пропедевтическая работа:
-экскурсия в осенний лес;
-сбор природного материала для занятий;
-чтение стихотворения «Осенью» О.Высоцкой (хрестоматия для детей старшего возраста)
«Вертолет»
Изготовление вертолета из природного материала (Грецкие орехи – скорлупа,семена).
Задачи:
- Знакомить детей с различными видами природного материала, познакомить с различными способами соединения деталей. Продолжать знакомить с конструктивными свойствами деталей и материалов.
- Учить планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана. Закреплять умение работать с опорой на образцы – аналоги. Развивать гибкость и оригинальность мышления при создании образа.
- Закреплять умение экономно использовать материалы. Учить детей самостоятельно готовить и убирать свое рабочее место.
Лексический материал:
Сущ. – поделка, скорлупа, семена, ясень, пластилин, стека, конструкция, детали, части.
Прил. – твердая, круглая, хрупкая, мелкие, крупные, устойчивые, легкая, прочная.
Глаг. – мастерить, соединять, примазывать, фантазировать, лепить.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание различных моделей вертолетов (игрушки);
- рисование вертолета с опорой на схемы;
- выкладывание вертолета из геометрических фигур.
«Наш новый друг – квадратик»
Из истории оригами, правила пользования материалами и инструментами. Техника оригами.
Задачи:
- Дать представления о изготовлении бумажных игрушек. Техника оригами. Познакомить с правилами пользования материалами и инструментами. Познакомить с терминами и условными обозначениями принятыми в оригами.
- Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки самоконтроля. Развивать слуховое внимание.
- Вызвать интерес к созданию затейливых игрушек из бумаги в свободной, самостоятельной деятельности.
Лексический материал:
Сущ. – Япония, оригами, искусство, бумага, сторона, угол, диагональ, базовая фигура, знак, штрих, стрелка, ножницы, заготовка.
Прил. – квадратный, правый, левый, верхний, нижний, прямоугольный, основной, центральный, вертикальный, прямой, тупой, острый.
Глаг.- сложить, согнуть, прогладить, срезать, примерить.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание выставки игрушек оригами;
- беседа на тему «откуда появилось оригами».
«Бабочка»
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Учить делать заготовку для создания игрушки. Дать понятие «базовая фигура» - треугольник. Учить складывать лист по диагонали, пополам, учить отгибать углы в разные стороны. Закрепить знания условных обозначений.
- Учить детей работать с опорой на схемы. Совместно с воспитателем составлять план работы, закрепить умение придерживаться намеченного плана. Расширять область творческих проявлений. Развивать моторику рук.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию. Воспитывать личные черты: настойчивость, выдержку, терпение.
Лексический материал:
Сущ. – оригами, форма, треугольник, половина, диагональ, угол, сгиб, бабочка, крылья, узор, туловище, усы.
Прил. – аккуратно, ровно, треугольный, сложенный, цветной.
Глаг. – складывать, отгибать, проглаживать, отмерять, сравнить.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание открыток с изображением различных бабочек;
- поделки из природного материала «Бабочки»;
- чтение А.Сарсеков «Бабочка, давай дружить».
«Рыбка»
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Закреплять умение мастерить игрушки из бумаги на основе базовой фигуры – треугольник. Закреплять способы складывания бумаги по диагонали, пополам. Закреплять умение работать ножницами.
- Продолжать учить детей планировать свою деятельность, закреплять умение самостоятельно составлять небольшой рассказ о выполненной работе на каждом из ее этапов.
- Развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Развивать художественное творчество.
Лексический материал:
Сущ. – рыбка, плавники, хвост, квадрат, окунь, карась, линия, сгиб, ножницы.
Прил. – водоплавающая, красивая, быстрая.
Глаг. – сгибать, отрезать, размечать.
Пропедевтическая работа:
- наблюдение за рыбками в аквариуме;
- аппликация «рыбки»;
- д/и «Кто, где живет» (морские, речные рыбы)
«Лягушка»
Изготовление игрушек из бумаги, Техника оригами.
Задачи:
- Продолжать знакомить с техникой оригами. Закреплять умение самостоятельно по плану-схеме изготавливать лягушку. Закрепить знания условных обозначений.
- Продолжать учить пользоваться планом-схемой. Учить составлять словесный отчет о проделанной работе. Учить четко излагать свои мысли и грамматичекси правильно строить фразу.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию. Учить завершать начатое дело до конца. Вызвать интерес к животному миру рек, озер.
Лексический материал:
Сущ. – лягушка, сгиб, половина, озеро, лапки, угол, схема.
Прил. – земноводные, тупой, острый, храбрый, дождливый.
Глаг. – прыгает, квакает, проглаживать, отгибать.
Пропедевтическая работа:
- наблюдение за поведением лягушки живущей в аквариуме;
- чтение «Лягушка-путешественница»;
- чтение А.Шестополова «Лягушонок»
«Самолет»
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Закреплять умение на основе базовой фигуры – треугольник складывать игрушку из бумаги – самолет. Создавать разные модели методом проб и ошибок.
- Развивать гибкость и оригинальность мышления. Учить составлять словесный отчет о проделанной работе. Учить четко излагать свои мысли и грамматически правильно строить фразу.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Учить получать удовольствие от проделанной работы, используя поделку в игре.
Лексический материал:
Сущ. - самолет, воздух, крылья, сгиб.
Прил. – парящий, бумажный, легкий, яркий.
Глаг. – складывать, отгибать, пробовать запускать, испытывать.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением самолетов;
- отгадывание загадок о самолетах;
- с/р игра «Мы летчики»
НОЯБРЬ.
«Заяц».
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Закреплять умение складывать лист бумаги по диагонали, четко совмещая стороны и углы. Закрепить умение пользоваться гладилкой.
- Закрепить умение пользоваться планом-схемой при изготовлении поделки. Учить придерживаться намеченного плана.
- Вызвать радость от умения сделать игрушку, желание применить ее в игре.
Лексический материал:
Сущ. – гладилка, диагональ, хвастун.
Прил. – быстрый, беленький, трусливый.
Глаг. – выравнивать, загладить, надрезать, отогнуть, сравнить, разметить.
Пропедевтическая работа:
- чтение «Заяц хвастун»;
- придумывание загадок про зайца;
- настольный театр «Заюшкина избушка»;
- рисование зайца по схеме;
«Корабль».
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Совершенствовать умение складывать лист по диагонали, закреплять умение выворачивать определенные детали, создавая объемную игрушку.
- Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с материалом, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
- Воспитывать личные черты: выдержку, терпение, усидчивость.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Лексический материал:
Сущ. – диагональ, сгиб, якорь, корма, причал, парус.
Прил. – объемная, отважный, бумажный.
Глаг. – выворачивать, отгибать.
Пропедевтическая работа:
- чтение И.Токмакова «Кораблик»;
- аппликация коллективная «Корабли в порту»;
- выкладывание корабля из палочек.
«Стаканчик».
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Закрепить навык складывания бумаги в различных направлениях.Воспитывать навык организации своего рабочего места.
- Учить детей во время работы опираться на зрительный, зрительно-тактильный образец. Закреплять умение действовать по намеченному плану. Составлять словесный отчет о проделанной работе.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к игре. Учить применять полученные знания, умения, навыки в свободной игровой деятельности.
Лексический материал:
Сущ. – посуда, стакан, диагональ, угол.
Прил. – прямой, бумажный, походный, находчивый.
Глаг. – загладить, отогнуть.
Пропедевтическая работа:
- чтение А.Шестопалова «Стаканчик»;
- д/и «Посуда»;
- с/р игра «Магазин посуды».
«Кошелек».
Изготовление игрушки из бумаги. Техника оригами.
Задачи:
- Закрепить приемы складывания бумаги в разных направлениях. Развивать воображение, художественный вкус.
- Продолжать формировать умение предварительно обдумывать последовательность выполнения действий. Закрепить умение удерживать в памяти этапы предстоящей работы, составлять отчет на каждом этапе.
- Воспитывать личные качества: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость.
Лексический материал:
сущ. – кошелек, магазин, покупатель, мелочь, середина, угол.
Прил. – верхний, нижний.
Глаг. – развернуть, сложить, загнуть.
Пропедевтическая работа:
- обыгрывание ситуации «В магазине игрушек»;
- беседа на тему «Что значит, быть вежливым»;
- чтение стихотворения «Веселый магазин» Э.Мошковского.
ДЕКАБРЬ.
«Из простой бумаги, мастерим как маги».
Знакомство детей с различными способами вырезания, основными свойствами бумаги и картона.
Задачи:
- Познакомить детей с различными свойствами бумаги. Учить готовить рабочее место для занятия. Закрепить правила безопасного пользования с инструментами (ножницы, клей, кисточка).
- Формировать способность к волевым усилиям; развивать мелкую оторику рук. Активизировать и поощрять в речевом общении диалог познавательного содержания.
- Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Лексический материал:
Сущ. – картон, бумага, ножницы, чертеж.
Прил. – писчая, крашеная, впитыающая, переводная, тонкая, жесткая, мятая, однослойный, многослойный.
Глаг. – рвать, резать, сгибать, сравнить.
Пропедевтическая работа:
- рассматривание альбома «Виды бумаги»;
- опыты по ознакомлению со свойствами бумаги.
«Гирлянда».
Работа с ножницами, клеем и бумагой.
Задачи:
- Учить детей разрезать лист бумаги на ровные полоски. Закреплять умение при разрезании бумаги на полоски ножницы разводить нешироко, концы вместе не сводить. Учить собирать цепочку. Закреплять умение аккуратно работать клеем.
- Закреплять умение анализировать образец, определять последовательность этапов работы, составлять коллективно схему последовательности ее выполнения.
- Воспитывать чувство ответственности за качество работы, умение доводить дело до конца, укладываться в отведенное время.
Лексический материал:
Сущ. – гирлянда, полоски, колечки.
Прил. – рлвные, тонкие, широкие, длинные, короткие.
Глаг. – разрезать, склеивать, размечать, сгибать, вдевать, намазывать.
Пропедевтическая работа:
- вырезание разных геометрических фигур;
- чтение «Елка» К.Чуковский.
«Фонарики».
Изготовление объемной игрушки из бумаги.
Задачи:
- Научить мастерить простые игрушки из бумаги, используя навыки разрезания, сгибания, склеивания бумаги. Учить делать разметки при помощи карандаша и линейки.
- Закреплять умение анализировать готовый образец. Определять последовательность этапов работы. Придерживаться намеченного плана. Развивать ручную умелость.
- Воспитывать стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.
Лексический материал:
Сущ. – фонарик, линия, сгиб, край, ручка, линейка, разметка.
Прил. – ровный, согнутый, проглаженный, боковой.
Глаг. – прогладить, разметить, расчертить, разрезать, склеить.
Пропедевтическая работа:
- чтение «Наша елка» Е.Ильина
- коллективная аппликация «Наша елка хороша».
«Снежинки»
Вырезание из бумаги.
Задачи:
- Учить рисовать окружность при помощи циркуля, складывать круг в несколько слоев. Рисовать на заготовке простой узор. Закреплять навыки работы ножницами.
- Закрепить умение вычленять правила выполнения действий, и на основе этих правил оценивать свою работу. Закреплять умение рассказывать о предстоящей работе опираясь на план-схему.
- Воспитывать настойчивость, выдержку.
Лексический материал:
Сущ. – окружность, циркуль, снежинка, узор.
Прил. – резная, ажурная, нежная, тонкая.
Глаг. - рисовать, вырезать, разворачивать, разглаживать.
Пропедевтическая работа:
- наблюдение за падающими снежинками;
- д/и «Найди пять отличий»;
- рисование снежинок красками и карандашами.
ЯНВАРЬ.
«Рукодельники».
Знакомство со способами и приемами работы на ткани.
Задачи:
- Дать представление о понятии – рукоделии. Познакомить с инструментами и приспособлениями необходимыми для рукоделия (иглы, пяльцы, ткани, нитки, планшеты и т.д.). Познакомить с правилами безопасного пользования этими инструментами.
- Способствовать развитию психических процессов (внимание, память, мышление).
- Формировать представление о труде взрослых. Вызвать интерес к рукоделию.
Лексический материал:
Сущ. – рукоделие, вышивка, вязание, пяльцы, штопка, планшет, игла, нитки, швы, рушник,скатерть, салфетка.
Прил. – древний, кропотливый, тяжелый, долгий.
Глаг. – вышивать, вязать, штопать, пришивать, вдевать, закреплять.
Пропедевтическая работа:
- подбор поделок для выставки «Рукодельники»;
- рассматривать интерьера русской избы с элементами рукоделия (рушник, скатерть);
- рассматривание альбома «Орнаменты народов мира».
«Волшебная иголочка».
Работа с бутафорской иголкой.
Задачи:
- Познакомить детей с бутафорской иглой, планшетом для вышивания. Учить вдевать шерстяную нить в ушко иглы, завязывать узелок. Познакомить со швами: вперед иголкой, назад иголка.
- Развивать ручную умелость. Способствовать развитию психических процессов ( внимание, память). Закреплять умение определять последовательность этапов работы.
- Воспитывать интерес к рукоделию. Желание добиваться положительной результата.
Лексический материал:
Сущ. – игла, ушко, узелок, планшет.
Прил. – зоркий, точный, крепкий, настойчивый.
Глаг. – вдеть, завязать, прицелиться, вышивать, пришивать, продевать.
Пропедевтическая работа:
- наблюдение за трудом костелянши;
- чтение «Песенка иголки» И. Молярова;
- игры для развития мелкой моторики рук «Собери бусы», «Шнурок и узелок».
«Пришьем пуговицу»
Пришивание пуговицы на планшете бутафорской иглой.
Задачи:
- Познакомить детей с разнообразием пуговиц: пластмассовые, костяные, стекляные, круглые, квадратные и т.д.. Рассказать о том, что пуговицы бывают двух видов: на ножке и без нее. Учить пришивать крупные пуговицы без ножки на планшете используя бутафорскую иглу.
- Закрепить умение планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана, анализировать проделанную работу.
- Воспитывать бережное отношение к своим вещам. Закрепить умение самостоятельно устранять непорядок в своей одежде, используя полученные знания и умения.
Лексический материал:
Сущ. – пуговица, игла, планшет, нить, ушко, одежда, изнанка, стежок.
Прил. – костяная, пластмассовая, деревянная, квадратная, круглая, бутафорская, толстая, шерстяная, крупная, мелкая.
Глаг. – вдевать, завязывать, закреплять, пришивать, оторвать.
Пропедевтическая работа:
- Д/и «Найди одинаковые пуговицы»;
- Чтение «Пуговицы» М.Майн, «Читаем детям» Ленинград,87.
ФЕВРАЛЬ.
«Подарок любимому папочке»
Изготовление панно из спичек.
Задачи:
- Закрепить умение готовить рабочее место, поддерживать его в порядке на протяжении всей деятельности. Учить выкладывать и наклеивать орнамент из спичек.
- Закреплять умение вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, учить фоормулировать эти правила для себя и других. Закреплять умение на основе воспроизведенных правил оценивать свою работу, привлекая к аргументированной оценке в развернутой речевой форме.
- Воспитывать желание сделать приятный сюрприз для папы. Воспитывать привычку к трудовому усилию, личные черты: настойчивость, терпение, самостоятельность.
Лексический материал:
Сущ. – панно, орнамент, сюрприз, сувенир, защитник, Отечество, Родина.
Глаг. – выкладывать, выравнивать, намазывать, наклеивать, экономить, промывать, придерживать.
Пропедевтическая работа:
- выкладывание узоров из палочек;
- чтение рассказа «Твои защитники» Л.А.Кассиль.
- рассматривание иллюстраций о военных профессиях.
«Красивые открытки»
Декоративное оформление панно.
Задачи:
- Учить подбирать открытку в соответствии с тематикой. Закрепить умение вырезать картинку по контуру. Закрепить умение наводить порядок на своем рабочем месте.
- Закрепить умение рассказывать об этапах предстоящей работы, удерживать их в памяти. Учить самостоятельно анализировать и оценивать свою работу при этом грамматически правильно строить фразу.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, настойчивость. Развивать эстетический, художественный вкус.
Лексический материал:
Сущ. – панно, открытка, контур, край, фон.
Прил. – праздничная, красочная, ровный, вырезанная, наклеянная.
Глаг. – подобрать, вырезать, срезать, наклеить, прижать, дарить, поздравить.
Пропедевтическая работа:
- д/и «Разрезные картинки»; «Найди одинаковые открытки»; «Четвертый лишний»
- вырезание фигур по контуру;
«Подарок любимой маме»
Работа с тканью. Изготовление салфеток.
Задачи:
- Учить обрабатывать край салфетки создавая бахрому путем выдергивания нитей, помогая себе заточенной палочкой 9или штопальной иглой). Закрепить знание правил безопасного пользования швейными инструментами.
- Закреплять умение планировать свою деятельность, удерживать этапы выполнения работы в памяти, составлять словесный отчет о проделанной работе.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, желание сделать приятный сюрприз.
Лексический материал:
Сущ. – ткань, хлопок, ситец, салфетка, край.
Прил. – квадратная, однотканная, накрахмаленная.
Глаг. – срезать, отрезать, выдергивать, намечать.
Пропедевтическая работа:
- чтение стихотворений посвященных Дню 8 марта;
- аппликация «салфетка»
- рисование эскиза своей салфетки.
«8 марта»
Аппликация из ткани. Декоративное оформление салфетки.
Задачи:
- учить обводить бумажную выкройку на накрахмаленную ткань, вырезать детали из ткани по контуру. Закрепить навык работы ножницами разного размера (маленькие ножницы для вырезания мелких деталей).
- Закрепить умение составлять план-схему предстоящей работы, используя карточки с изображением этапов. Формировать и закреплять действия самоконтроля на всех этапах деятельности (от практических действий к внутреннему самоконтролю).
- Воспитывать умение экономно расходовать материалы, аккуратность и самостоятельность при выполнении работы.
Лексический материал:
Сущ. – орнамент, узор, выкройка, контур, край, деталь.
Прил. – ровный, закругленный, наклеянный, вырезанный, картонный.
Глаг. – наложить, обвести, вырезать, приложить, рпиклеить, прогладить.
Пропедевтическая работа:
- д/и «Сложи узор», «Обведи по контуру»
- подготовка деталей выкройки из картона
- чтение рассказа Митяева А.В. «Сегодня праздник»
«Новая жизнь старых вещей»
Задачи:
- учить делать пумпоны разного размера изи разноцветных шерстяных ниток. Наматывать нити на заготовки из картона округлой формы.
- Закрепить умение составлять план действий. Удерживать его в памяти, составлять словесный отчет о проделанной работе. Развивать ручную умелость.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Лексический материал:
Сущ. – шерсть, заготовка, нить, окружность, пумпончик, деталь, пряжа.
Прил. – цветная, толстая, шерстяная, использованная, объемная.
Глаг. – наматывать, надрезать, продергивать, завязывать.
Пропедевтическая работа:
- игра для развития мелкой моторики рук «кто быстрее сматает клубочек»
- рассматривание картинок «бабушка и кот», составление по ним рассказа.
АПРЕЛЬ.
«Плетем коврики».
Знакомство с различными способами плетения.
Задачи:
- учить плести коврик из бумажных полосок способом «шахматный переплет». Учить делать заготовки для плетения: разлиновывать и разрезать квадрат на ровные полоски.
- Закреплять умение вычленять правила выполнения действий, применяя совместный разбор этих правил, формулировать их для себя и других после детального обсуждения. Закреплять умения на основе воспроизведенных правил оценивать свою работу.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, выдержку, терпение, самостоятельность, желание довести начатое дело до конца.
Лексический материал:
Сущ. – линейка, полоска, заготовка, коврик, сантиметр, отрезать.
Прил. – плетеный, узкая, широкая, узорчатый.
Глаг. – отчертить, разлиновать, отмерить, отрезать, переплести.
Пропедевтическая работа:
- беседа на тему «Из чего сделаны нитки»
- рассматривание коллекций промышленных образцов тканей и ниток
- опыты на выявление свойств ткани
«Закладки для книг»
Знакомство с различными способами плетения.
Задачи:
- учить делать закладки для книг. Закрепить навык плетения способом «шахматный переплет». Учить готовить основу для изготовление закладки делая прямые и наклонные надрезы ножницами. Закрепить знания правил безопасности при работе с ножницами.
- Закрепить умение удерживать в памяти этапы работы.
- Воспитывать самостоятельность, смекалку, умение доводить начатое дело до конца.
Лексический материал:
Сущ. – книга, закладка, страница, узор, надрез, заготовка, линия.
Прил. – прямоугольный, узкая, прямая, наклонная.
Глаг. – разчертить, сложить, надрезать, развернуть, переплести, подклеить.
Пропедевтическая работа:
- чтение стихотворения «Птичья школа» Б.Заходер
- чтение стихотворения «В школу» А. Барто
МАЙ.
«Рукодельники».
Знакомство с пяльцами, штопальной иглой, нитками «мулине».
Задачи:
- познакомить с инструментами необходимыми для вышивания на ткани (пяльцы, игла, нитки, мулине, наперсток).Учить заправлять ткань в пяльца, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, рисовать на ткани штрих-линии для тренировочного вышивания способом «шов вперед иголка».
- Закрепить действия самоконтроля, на всех этапах деятельности (от практических действий к внутреннему самоконтролю).
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, стремление доводить начатое дело до конца.
Лексический маиериал:
Сущ. – рукоделие, вышивание, пяльцы, мулине, наперсток, изнанка, скатерть, полотенце, орнамент, стиль.
Прил. – праздничная, нарядная, повседневная, пластмассовые, деревянные, изнаночная, лицевая.
Глаг. – заправлять, натягивать, завинчивать, вдевать, вышивать, закреплять, украшать.
Пропедевтическая работа:
- Беседа на тему «искусство вышивания»
- Организация выставки «Моя мама и бабушка рукодельницы»
- Загадки о ниточке и иголочке «1000 згадок», Ярославль.
«Учимся вышивать».
Знакомство с простейшими контурными швами.
Задачи:
- познакомить с правилами вышивания швов: 2вперед иголку», «назад иголку». Учить выполнять ряд стежков одинакового размера, выполненных с промежутками такойже величины. Закрепить умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.
- Закрепить умение вычленять правила и этапы выполнения действий, применяя совместный разбор, учить формулировать их для себя и для других. Закрепить умение на основе воспроизведенных правил оценивать свою работу при составлении словесного отчета.
- Воспитывать личные черты: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, выдержку.
Лексический материал:
Сущ. – шов, стежок, ряд, изнанка, расстояние, размер.
Прил. – изнаночная, лицевая, одинаковая, ровная.
Глаг. – вдеть, закрепить, вышивать, пришить.
Пропедевтическая работа:
- вышивание бутафорской иглой на планшете;
- чтение «заплатка», Н. Носов
* * *
Аналогично планируются занятия по ознакомлению со способами вышивания «стебельчатый шов», «шов шнурок», «шов через край».
«Учимся пришивать пуговицы»
знакомство с различными способами пришивания пуговиц.
Задачи:
- Познакомить со способами пришивания пуговиц с четырьмя дырочками «Крестик»; закрепить умение вдевать нитку иголку, закреплять ее при помощи узелка с изнаночной стороны, подбирать нитку в соответствии с цветом ткани, пуговицы. Закрепить правила безопасного пользования швейными инструментами.
- Закрепить умение составлять план предстоящей работы, используя карты-схемы.удерживать этапы работы в памяти, придерживаться намеченного плана, осуществлять самоконтроль опираясь на карты-схемы.
- Воспитывать привычку к трудовому усилию, личные черты: самостоятельность, настойчивость. Учить получать удовольствие от проделанной работы.
Лексический материал:
Сущ. – пуговица, ткань, одежда, способ.
Прил. – крупная, мелкая, оторванаая, пришитая.
Глаг. – пришить, закрепить, застегнуть, подобрать.
Пропедевтическая работа:
- пришивание пуговиц на планшете бутафорской иглой
- сочинение сказки на тему «Путешествие оторванной пуговицы»
* * *
Аналогично планируются занятия по ознакомлению со способами пришивания пуговиц «квадратик», «буква».
Перечень оборудования физкультурного уголка.
- Обручи – 4 шт.
- Скакалки – 4 шт.
- Кегли – 1 комплект.
- Набивные мячи (поролоно) – 10 шт.
- Мешочки (песок) – 10 шт.
- Гантели – 2 шт.
- Коррекционные дорожки – 5 шт.
- Кубы малые – 10 шт.
- Кубы большие – 4 шт.
- Веревка длинная – 1 шт.
- Веревочки – 12 шт.
- Кольцеброс – 1 комплект
- Ленточки – 10 шт.
- Флажки – 8 шт.
- Картотека п/и
- Маски, медальки к п/и
- Мячи резиновые – 6 шт.
- Игра «Посмотри и повтори» - 1
- Султанчики – 6 шт.
Оборудование зоны соц. – эмоционального воспитания.
- Игра «Пасьянс Эмоций»
- Игра «Хорошо-плохо» (1 вариант)
- Игра «Хорошо-плохо» (2 вариант)
- Д/и «Одень куклу Катю» -2 комплекта
- Д/и «Мои эмоции»
- Худ, литература серия «Добрый ребенок»; О.Л. Шалаева «Энциклопедия для воспитанных детей»
- Рабочие тетради к программе «Я, Ты, Мы» - 4 шт.
- Макет «Дерево настроения»
- Набор пиктограмм – 1 комплект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование трудовой деятельности во второй младшей группе
Трудовая деятельность...
Перспективное планирование трудовой деятельности (средняя группа)
Перспективное планирование трудовой деятельности (средняя группа)...
Перспективное планирование трудовой деятельности
Перспективное планирование трудовой деятельности включает в себя: временной отрезок, самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе....
Виды и формы трудовой деятельности в ДОУ: труд в природе
сообщение на педагогический совет...
Перспективное планирование трудовой деятельности дошкольников.
Трудовое воспитание....
Перспективное планирование трудовой деятельности во второй младшей группе
Перспективное планирование трудовой деятельности во второй младшей группе месяцВиды детского трудаФорма организации трудаЗадачиСодержание ...
Перспективное планирование трудовой деятельности в природе. Старшая группа
Перспективное планирование трудовой деятельности в природеСтаршая группаОзнакомить детей с оборудованием для труда в природе, его назначением, правилами безопасности во время труда. Вызвать желание пр...