Освоение федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учреждении
статья по теме

Принятие Стандарта приведёт к более резкому росту социального статуса детства. А это значит, что возрастёт социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей – и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню.

Детство нашей стране обойдётся недешево – государственная политика в части финансирования детства также найдёт своё отражение в Стандарте. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osvoenie_fgos_do.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Освоение федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовательном учреждении

 

В течении ряда лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций. В настоящее время инновационный процесс,  в связи с введением в практику дошкольных учреждений федерального государственного стандарта (Далее ФГОС ДО), приобретает особый статус. Впервые в истории  дошкольное образование становится полноценным уровнем системы образования Российской Федерации. В связи с этим освоение педагогами новых целевых ориентаций воспитательно-образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников становятся необходимым условием деятельности дошкольных организаций.

ФГОС ДО – это стандарт качества дошкольного образования. Дошкольное образование выступает как институт социализации и индивидуализации.

«Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».

ФГОС устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

ФГОС – это документ регламентирующий деятельность дошкольных образовательных организаций, который они обязаны реализовывать.

ФГОС ДО вступил в силу с 1 января 2014 года.

Этому предшествовала следующая работа:

1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;

2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?

2) В чем уникальность Стандарта?

3) Каковы будут результаты?

4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения?

5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь?

Основания для появления ФГОС ДО:

1) Закон «Об образовании РФ»;

2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан на следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ;

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг».

ФГОС ДО закрепляет права и гарантии:

1) Доступность и бесплатность дошкольного образования (закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования);

2) Закрепляет права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей;

3) Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг;

4)  Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;

5)  Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня).

ФГОС ДО реализовывается с учетом:

- Индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

- Индивидуальные потребности отдельных категорий детей;

- Возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации;

- Интересы и мотивы детей, членов их семей;

-  Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- Возможности педагогического коллектива;

- Сложившиеся традиции Организации или группы.

Основные понятия ФГОС ДО:

1) Единство образовательного пространства: обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования, носит гуманистический характер образования, учитывает  особые образовательные потребности детей различных категорий (ОВЗ, одарённые, мигранты) (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания);

2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей;

3) развивающая предметно-пространственная среда;

4) социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

- пространственно-временные – пространство и игрушки;

- социальные – система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

- деятельностные – детские виды деятельности.

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Это условия направленные на социальную ситуацию развития ребенка (сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми).

Стандарт выдвигает три группы требований образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа):

- к структуре Программы;

- к условиям реализации Программы;

- к результатам освоения Программы.

1. Требования к структуре Программы:

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования (набор парциальных программ, реализуемых в ДОО).

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. На основе Программы ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей по направлениям их развития и образования:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка:

- двигательная,

- игровая,

- коммуникативная,

- познавательно-исследовательская,

- элементарная трудовая,

- изобразительная,

- музыкальная,

- конструирование из различных материалов,

- восприятие художественной литературы и фольклор.

Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа состоит из двух частей, которые являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

1) обязательная часть Программы  – 60% (комплексный подход, обеспечивающий развитие детей в пяти образовательных областях);

2) часть, формируемая участниками образовательных отношений – 40% (выбранные/разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Дополнительный раздел Программы (краткая презентация), ориентирован на родителей (законных представителей) детей и доступен для ознакомления.

2. Требования к условиям реализации Программы:

1) Психолого-педагогические;

2) Кадровые;

3) Материально-технические;

4) Финансовые;

5) К предметно-развивающей среде.

Психолого-педагогические условия  подразумевают поддержку инициативы, самостоятельности, доброжелательные отношения, уважение  человеческому достоинству воспитанников, учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.

Стандарт гарантирует поддержку самоценности детства.

Программа определяется как Программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, а не обучения.

Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога.

Критерии оценки профессиональной деятельности педагога:

- динамика развития интегративных качеств педагога;

- положительное отношение ребенка к детскому саду;

- высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.

Предметно-развивающая среда. Сегодняшние дети – это не те дети, что были вчера. Дети – информационные акселераты, поэтому в соответствии с развитием и запросами современных детей должна быть организована развивающая среда.

3. Требования к результатам освоения Программы представлены в Стандарте в виде целевых ориентиров:

- Инициативность;

- Самостоятельность;

- Уверенность в себе;

- Воображение;

- Физическое развитие;

- Волевые усилия;

- Любознательность;

- Интерес ребенка.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга).

Основной результат – это социализация детей.

1) Результат социализации;

2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС ДО предусматривает одну группу результатов – личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные).

В организации может проводиться оценка развития детей. Мониторинг динамики развития ребенка, нужен для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог с согласия родителей (законных представителей) ребенка.

Главное условие стандарта – это не подготовка ребенка к школе.

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.

Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Будет оцениваться:

1) Педагогический процесс;

2) Условия (социальная ситуация развития), которые созданы для развития ребенка

3) Педагогические кадры.

Родители вправе выбирать любую форму получения образования  (частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации»).

Родители будут вовлечены в образовательную деятельность, посредством создания совместных образовательных проектов.

Стандарт ставит цель повысить ответственность дошкольных организаций и педагогов перед родителями за реализацию образовательной программы.

Принятие стандарта приведет к более резкому росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей – и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню.

Детство нашей стране обойдется недешево – государственная политика в части финансирования детства также найдет свое отражение в стандарте. 

Источники

http://tc-sfera.ru/sites/default/files/fgos_do_21.11.2013.pdf

http://www.pandia.ru/text/78/658/20441.php

http://www.youtube.com/watch?v=X6LeJ9WVX8I 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. (федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении).

Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи:·...

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

Презентация к родительскому собранию на тему: «Внедрение Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта в Дошкольном Общеобразовательном Учреждении.

Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ. Задачи: дать представление о...

«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

  Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...

Как разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по федеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном образовательном учреждении

Воспитатели  являются практиками, поэтому, для них сложная задача составить конспект непосредственно образовательной деятельности правильно по требованиям федерального государственного образовате...