Проектная деятельность с учетом особенностей детей раннего дошкольного возраста
проект (младшая группа) по теме
Применение метода проектирования в работе с детьми раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_ispolzuetsya_v_rabote_s_detm1.docx | 839.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новогеоргиевская НОШ»
Проектная деятельность с учетом особенностей детей раннего дошкольного возраста
Титова Э.Ю.
Воспитатель младшей группы
МБОУ «Новогеоргиевская НОШ»
Ленинск -Кузнецкий район, д.Новогеоргиевка
2015 г.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
- формирование эмоциональной заинтересованности;
- знакомство с предметами и действиями с ними;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- осознание поставленной цели;
- овладение различными способами решения поставленных задач;
- способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
- поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
- формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеологическое древо»);
познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Меня заинтересовала проектная деятельность, потому что она позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы ребят. Процесс совместной деятельности педагога и детей становится более увлекательным.
Каждый проект по-своему уникален и предоставляет педагогу возможность проявить на практике свои профессиональные знания, интуицию, фантазию и оригинальность. Метод проектирования позволяет превратить даже планирование работы в творческий процесс, а каждую встречу с детьми делает яркой и незабываемой.
Конечно, по отношению к самым маленьким нашим воспитанникам проектная деятельность во многом упрощена. Однако осуществление на практике метода проектирования позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей малышей. При этом необходимо учитывать, что ребенок на данном этапе только начинает осмысленно познавать собственное «Я» и экспериментировать с ним.
Применение метода проектирования в работе с детьми раннего возраста помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Ведь свободный творческий труд – это такая форма деятельности, в которой мы проживаем каждый этап всем существом.
В творчестве затрагиваются одновременно и интеллект, и чувства человека. Соединение двух аспектов – педагогического и психологического, дающее толчок быстрому накоплению социального опыта, и явилось определяющим в моем выборе направления работы.
Занимаясь детьми раннего возраста, я на практике убедилась, насколько важно не упустить возможность использования именно этого периода для освоения ребенком новых форм взаимодействия с педагогом. Педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности воспитателя и малыша с опорой на собственный опыт последнего.
Постановка цели и выбор наиболее подходящих средств для их достижения, а затем и использование этих средств должно быть последовательными и систематичными.
Выдающийся итальянский педагог и психолог М.Монтессори в своей книге «Разум ребенка» писала: «…необходимо помнить, что умственное развитие начинается не в стенах университета, а с момента рождения, и наиболее интенсивно оно протекает а первые три года жизни. Именно в этот период, более чем в какой-либо другой, детей следует окружить неусыпной заботой».
Важным моментом является то, что на третьем году жизни существенно изменяется понимание ребенком речи окружающих. Ему ясен смысл сказанного взрослым, известно большинство названий предметов, с которыми он взаимодействует и которые связывает со своими переживаниями. Эмоциональная реакция малыша на обучение играет решающую роль, от нее зависит, как он усвоит и закрепит в сознании то, чему мы его учим.
Ни в коем случае нельзя не принимать во внимание то, что ребенок быстро утомляется от однообразных действий.
Еще в середине 17 века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, чтобы постоянно детям было что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы игр.»
В работе с малышами по методу проектов я применяю такие формы организации педагогического процесса:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования (начальный этап);
- частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим).
При разработке занятий по методу проекта для групп раннего возраста необходимо:
- используя алгоритм создания проблемной ситуации, определить тему проекта и его цель;
- составить перспективный план продвижения к цели;
- сформулировать задачи и обсудить их с участниками проекта;
- продумать игры и другие виды деятельности.
Кроме детей, участниками проектов могут быть как специалисты ДОУ, так и родители (им предстоят домашние задания, совместные занятия). Вся семья, включая детей, получает «Задания на дом» (прочитать нужную для работы сказку, вырезать подходящие картинки и наклеить их в альбом; повторить пальчиковую гимнастику или замесить соленое тесто).Эта подготовка к интересным событиям в группе не проходит напрасно. Остается только придумать сами «события».
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К описанию проекта «Новая книжка для петуха»
На мысль о создании этого проекта меня натолкнул случай из практики. Работая с малышами, я столкнулась с такой проблемой. Прочитав с детьми новую книжку и увидев, что она вызвала массу положительных эмоций, я с огорчением обнаружила – на следующий день книжка была порвана. Это заставило меня задуматься. Ведь на самом деле ребятишкам нравится рвать бумагу, слышать при этом необычные звуки, ощущать в руках новый материал, исследовать его.
Но книжки действительно рвать нельзя! Как объяснить ребенку, почему нельзя?
Значит, малыша нужно научить рвать бумагу, «которую можно рвать», и одновременно представить книгу как ценный продукт деятельности, который надо беречь.
Результатом проекта стала книга, которую делали мы с детьми в течение пяти занятий. Создавая книгу своими руками, мои подопечные не только испытывали радость, но и учились любить и беречь книги.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПРОЕКТА
«Встреча с собакой»
- Введение игровой ситуации.
- Принятие решения – помочь петуху вернуться в книжку.
Цель: создать страницу книги (эта страница будет второй в книжке).
Задачи:
- Развивать активную речь детей:
- побуждать произносить предложения, правильно называть и показывать части тела собаки;
- продолжать учить подражать голосам животных.
- Поддерживать интерес к сказкам.
- Учить правильно рвать бумагу и скручивать ее (развивать мелкую моторику пальцев рук).
- Стимулировать интерес к подвижным играм.
- Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать.
- Формировать эстетическое отношение к продукту деятельности.
Предварительная работа.
Чтение сказки В. Сутеева «Петух и краски».
Материал: заранее приготовленная схема сказки; большой белый лист бумаги с нарисованным на нем черно-белым петухом – первая страница будущей книги; чистый лист – для второй страницы; цветная бумага, клей, карандаши.
Ход занятия.
Педагог приносит в группу лист бумаги с нарисованным на нем петухом.
Воспитатель. Из какой сказки этот петух? (Обращает внимание ребят на то, что петух не раскрашен.)
Дети (узнают сказку В. Сутеева). «Петух и краски»!
Воспитатель. Почему же у нас только одна картинка? Сколько, ребята, было картинок в книжке?
Дети. Много!
Воспитатель. Кто порвал книжку так, что осталась всего лишь одна страница?
Дети. Котенок!
Вместе с воспитателем принимают решение сделать одну страницу; вспоминают по схеме, что в сказке сначала была встреча с собакой. Дают описание собаки: называют части тела, говорят, какая у нее шерсть, показывают, как собака подает голос.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, каким способом можно изобразить собаку? (Ответы детей.)
- А хорошо ли поступил кот, когда порвал книгу?
Дети. Нет! Плохо! Книги рвать нельзя.
Педагог предлагает малышам показать, какую «специальную» бумагу можно рвать на кусочки и полоски и как она может пригодиться для создания страницы книги.
- У собачки шерсть длинная, с кудряшками. А какого цвета может быть шерсть у собаки? (Дети выбирают цвет бумаги.)
Воспитатель показывает малышам, как отрывать полоски и накручивать их на палочку. Дети старательно рвут бумагу. Вместе с педагогом считают, у кого одна полоска, у кого две. Взрослый поощряет всех. Готовые полоски приклеивают на лист бумаги (страницу книги), создавая силуэт собаки.
Педагог предлагает закончить картинку – дорисовать травку, покормить собачку.
Подвижная игра «Собачки»
Цель: развивать умение передавать в движениях настроение собаки, ее повадки, действия. (Спит, гуляет, сердится, кусается, лижется, виляет хвостиком.)
В заключение проводится анализ деятельности, планирование следующего занятия. Воспитатель хвалит детей:
- Какие вы сегодня молодцы! Сделали целую страницу нашей книги. Какая замечательная получилась у вас собачка, и даже шерсть у нее как настоящая!
Посмотрите, кажется, наш петух немного повеселел, потому что теперь с ним рядом собачка. А что сказала петуху собака, когда они встретились в сказке? (Ответы детей.)
- Но это еще не вся книга, нашему петуху надо встретиться с красками. Завтра приходите пораньше в садик: петушок будет ждать вас с нетерпением. Ведь нам нужно показать ему дорогу к краскам.
ВТОРОЙ ДЕНЬ ПРОЕКТА
«Отражение в воде»
Цель: по схеме сказки воспроизвести содержание следующей (третьей) страницы книжки и создать эту страницу.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями.
- Закреплять представления о домашних птицах (плавает – не плавает).
- Формировать представления о воде.
- Упражнять малышей в работе с краской.
- Вызвать у детей положительные эмоции.
- Побуждать самостоятельно находить решение пробле6мы и выражать свою мысль.
Предварительная работа.
Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Материалы: емкости с водой; бумага для изготовления кораблика; большой лист бумаги, краски, кисти; записи со спокойной музыкой; иллюстрации или фотографии реки.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они делали предыдущую страницу. Вызывает у малышей желание продолжить работу. Просит подумать, что же будет на следующей странице.
Воспитатель. Давайте посмотрим на схему сказки. Дети по схеме восстанавливают последовательность событий.
Воспитатель (напоминает). Петушок посмотрелся в воду. А где в группе есть вода?
Дети. В чайнике! Течет из крана!
Воспитатель. Как же петух увидел себя в воде?
Переходят к игре с водой.
Игра с водой
Цель.
- Показать малышам отражение в воде.
- Продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Ход игры.
Педагог вносит в группу большую емкость с водой. Все вместе переливают воду, слушают звук льющейся жидкости. Дети наблюдают в воде за своим отражением.
Воспитатель рассказывает, где есть вода в природе, показывает иллюстрации, рассматривает с детьми обитателей водоемов.
Потом просит малышей показать, как плавают рыбки. Дети под музыку имитируют движения рыбок.
Затем педагог предлагает ребятам нарисовать на большом листе бумаги (следующей странице будущей книги) речку. Дети все вместе рисуют на листе волнистые линии (рисование по мокрому листу).
Воспитатель. Вот и река готова. А как вы думаете, ребята, умеет ли петух плавать? А летать далеко он умеет?
Дети. Нет.
Воспитатель. Тогда как же петух перебирается через реку? На чем можно плавать?
Дети. На кораблике.
Воспитатель. Давайте подарим петуху кораблик. (Делает из бумаги кораблик.)
Дети и педагог приклеивают кораблик к синей речке, нарисованной на листе.
Воспитатель. Вот и следующая страница у нас готова. Молодцы! Вы сами нарисовали речку, помогли петуху перебраться через нее. Вы хорошо потрудились. Когда отдохнете, наберетесь сил, мы будем снова помогать петушку.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПРОЕКТА
«Дорога в лесу»
Цель: создать четвертую страницу, указать петуху дорогу к краскам.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами песка, обогащать их тактильный опыт.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Отрабатывать графику прямых линий.
- Побуждать самостоятельно придумывать движения для создания образа.
- Формировать представления об объектах, которые можно встретить в лесу.
- Обучать работе с природным материалом.
- Вызвать желание экспериментировать с ним.
Предварительная работа.
Знакомство детей со свойствами песка, рисование карандашами. Работа по картинкам с изображением диких животных.
Материалы: подносы с песком, цветные карандаши, пластилин, природный материал, шапочка лисы; большой лист бумаги – страница будущей книги.
Ход занятия.
Педагог показывает детям предыдущие, уже сделанные ими страницы, хвалит за выполненную работу.
Глядя на схему сказки, малыши вспоминают, что произошло дальше.
Воспитатель. Давайте, дети, вспомним, к кому пошел петух. (К краскам.) Дорога к краскам шла через лес.
- Помните, как мы рисовали дорожки? На чем мы их рисовали? (На песке.)
- Наш петух не знает дорогу к краскам. Покажем ему дорогу!
Педагог ставит на столы подносы с песком (по одному на двоих ребятишек). Дети пальчиками рисуют на песке дорожки.
- Сколько в лесу дорожек? (Много.) Нарисуйте пальчиками много дорожек.
Но помните (показывает на схему), дорога в сказке шла через лес. А кого встретил петух в лесу? (Лисичку.)
Давайте и мы с вами поиграем в петушков и лисичку.
Подвижная игра «Петушки и лиса»
Цель.
- Развивать внимание, умение двигаться не спеша, замирать по команде.
- Поддерживать интерес к подвижным играм.
Ход игры.
Педагог берет на себя роль лисы. Дети – петушки. Они медленно настороженно оглядываются. По команде «Лиса идет» - замирают. Лиса нюхает, смотрит, чтобы петушки не двигались. Игра повторяется. Педагог хвалит детей за внимательность.
Воспитатель. Вот так и шел наш петушок по лесу. Что же будет у нас на новой странице?
Дети дают ответы, при затруднении взрослый обращается к схеме. Предлагает сделать лес из пластилина и природного материала. Ребята лепят елочки, деревья (рельефные изображения), педагог помогает расположить работы на странице, подрисовать травку (рисование карандашами линий).
Воспитатель. Посмотрите, как вы постарались! Уже получилась новая страница. Завтра наш петух дойдет по дорожке к краскам. Интересно, какой будет следующая страница книжки? Сегодня вы были такими дружными, и все вместе создали вот такой густой и нарядный лес.
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ПРОЕКТА
«Знакомство с красками»
Цель.
- Продолжать знакомить детей с основной цветовой палитрой.
- Закончить первую страницу книги.
Задачи.
- Продолжать знакомить детей с театрализованной деятельностью.
- Учить сочетать аппликацию и рисование, изображать фигуру частей.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Закреплять умение наклеивать готовые формы на большой силуэт.
- Поддерживать радостное настроение в процессе работы.
Предварительная работа.
Обучение детей коллективной работе с готовыми аппликационными формами.
Материалы: вырезанные из бумаги перышки (по три на каждого ребенка): длинные – хвост, средние – крыло, маленькие – грудка; клей, краски (желтая, зеленая, синяя), кукла Красная краска.
Ход занятия.
Педагог предлагает детям рассмотреть предыдущую страницу, где они нарисовали дорожки в лесу.
- Вот, ребята, сказка уже приближается к концу, осталось сделать совсем немного, а петух у нас так и не раскрашен. (Показывает лист с изображением петуха.)
- А скажите-ка мне, что должно быть на следующей странице? Пришел петух в лес, пошел по дорожке и… (Встретил краски.)
- Что надо сделать, чтобы перышки у петушка стали цветными? (Покрасить, раскрасить!)
- Правильно. А кто же нам поможет это сделать?
Сюрпризный момент: появляется Красная краска – кукла за ширмой. Ее роль исполняет кто-нибудь из родителей. Педагог выступает в роли петуха. Происходит встреча персонажей сказки.
Петух. Здравствуй, Красная краска! Раскрась меня, пожалуйста!
Воспитатель. Ребята, подскажите гостье, что у петуха красного цвета. (Гребешок и бородка.)
Красная краска раскрашивает петуху гребешок и бородку.
Краска. Мои сестры, разные краски, узнали про книгу, которую вы, ребята, делаете, и прислали вам в подарок баночки с красками. Какого еще цвета были краски в сказке?
Дети. Синяя, желтая, зеленая…
Кукла-краска из-за ширмы дает малышам баночки с красками. Дети благодарят Красную краску за подарки.
Педагог предлагает каждому ребенку по три перышка: длинное, среднее и короткое.
Воспитатель. Дети, давайте вспомним, каким цветом надо красить петуху хвост. Длинное перышко – это хвост, будьте внимательны. Найдите среди перышек, которые я вам дала, самое длинное. Покрасим его в синий цвет!
Каждому малышу педагог наносит на палитру синюю краску. Дети раскрашивают перышки (техника рисования краской и кистью). Напоминает воспитатель и о том, что кисть надо каждый раз отмывать от краски в воде.
Таким же образом дети раскрашивают зеленые и желтые перышки.
Физкультурная минутка
Игра «Кружок»
(закрепление знаний о цвете)
Ход игры.
Дети идут по кругу со словами:
Ой, кружок, кружок, кружок,
Покатился наш кружок,
Он катился, он катился,
Вдруг кружок остановился.
Педагог вступает в игру, говорит, показывая на флажки, лежащие в центре круга:
Выйди (имя) в кружок,
Возьми (цвет) флажок.
Пока малыши играли, раскрашенные ими перышки просохли. Педагог предлагает ребятам приклеить эти перышки к изображению петуха. Намазывает нарисованного петуха клеем. Помогает детям в случае затруднений, поощряет аккуратное выполнение работы.
Дети рассматривают петуха, благодарят Красную краску. Она хвалит ребят, прощается и уходит.
Воспитатель. Наш петух стал нарядным, веселым, но ему хочется, наверное, увидеть своих друзей на птичьем дворе. Завтра с новыми силами примемся за работу. Но сегодня петушок еще повеселится с нами.
Дети танцуют под веселую музыку.
ПЯТЫЙ ДЕНЬ ПРОЕКТА
«Новая книга»
(заключительное занятие)
Цель.
- Изготовить коллаж «Птичий двор».
- Создать последнюю страницу книги.
Задачи:
- Закреплять представления детей о домашних птицах.
- Продолжать знакомить малышей с техникой составления коллажа.
- Способствовать формированию понятий «один – много».
- Воспитывать бережное отношение к книге.
- Вызвать эмоциональный отклик на результат коллективного труда.
Предварительная работа.
Знакомство с техникой составления коллажа; работа по картинкам «Домашние птицы»; домашнее задание родителям: вместе с детьми вырезать из старых журналов фотографии различных зверей и птиц; подготовка воспитателем страницы будущей книги с изображением обстановки птичьего двора.
Материалы: клей, вырезки из старых журналов с фотографиями птиц и зверей, полуготовая последняя страница книги.
Ход занятия.
Педагог предлагает детям просмотреть все страницы книги, которые они уже сделали. Отмечает, как красиво ребята рисуют, аккуратно работают с клеем.
Воспитатель. Вот почти и готова наша книга для петуха. Посмотрите, какой у вас получился красивый петух. Он вам хочет сказать спасибо за такие нарядные перышки. Давайте посмотрим еще раз картинки, которые мы сделали.
Все вместе просматривают страницы, отмечают, кому что больше понравилось делать.
Воспитатель. Ребятки, а помните, зачем петух пришел на птичий двор? Да, чтобы показать, какой он стал настоящий. Так было в сказке. Вот и наш петушок тоже хочет показать себя другим домашним птицам. Какие это птицы? Назовите их. (Ответы детей.)
Далее педагог беседует с детьми, предлагает малышам показать, как двигаются птицы.
Воспитатель. Давайте теперь посмотрим картинки, которые вы принесли из дома, и выберем, кто буде рядом с петухом на нашей следующей странице.
Дети выбирают фотографии с изображением домашних птиц. Все вместе под руководством педагога составляют коллаж.
Воспитатель. Посмотрите! Сколько птиц у нас на птичьем дворе! Кто это? (Показывает наклеенные на последнюю страницу книги фигурки птиц. Выслушивает ответы детей.)
Заключительный этап: сшивание страниц.
Педагог раздает детям шнурки разных цветов, каждому по одному. В заранее проделанные дырочки в страницах книжки дети продевают свои шнурки. Взрослый завязывает узелки.
Воспитатель. Наш петушок стал веселым, потому что вы ему помогли – придумали для него новую книжку. Давайте ее еще раз посмотрим.
Вы такие молодцы! Петух благодарит вас и просит, чтобы вы, ребятки, берегли книги, смотрели картинки аккуратно. Теперь вы знаете, как надо потрудиться, чтобы сделать книгу. А нашей книге давайте найдем место на полке.
Можно закончить занятие известной загадкой:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
«Новые друзья Карлсона»
(игровое занятие с включением проблемной ситуации)
Проблемная ситуация.
У Карлсона сломался пропеллер, и он не может полететь к Малышу поиграть.
Цель: провести игру с Карлсоном.
Задачи:
- В занимательной форме рассказать ребятам о транспорте.
- Используя игровую ситуацию, учить малышей ориентироваться в предложенных обстоятельствах.
- Закреплять знания детей о функциях и названиях предметов, об основных цветах.
- Развивать умение работать с готовыми аппликационными формами.
- Вызвать эмоционально приподнятое настроение при встрече с новой игрушкой.
Материалы: игрушка Карлсон, картонные цветные вагончики с окошками разных очертаний и билетики, соответствующие по форме окошкам (принцип вкладышей), игрушки в группе, музыкальные записи, клей, кисти.
План занятия.
- Игровая ситуация: педагог вносит в группу новую игрушку, знакомит с ней детей. Рассказывает, что Карлсон умеет летать и очень любит играть с малышами.
- Проблемная ситуация: Карлсон грустный потому, что у него сломался пропеллер и он не может полететь к своему другу Малышу, чтобы поиграть с ним.
- Привлечение детей к участию в разрешении проблемной ситуации: ребята с подачи педагога решают, какие игры могут понравиться Карлсону.
- Основная часть:
- Беседа о транспорте;
- Физкультминутка «Паровоз, паровоз…»;
- Дидактическая игра «Найди свой вагончик»;
- Работа с готовыми аппликационными формами (дети приклеивают свои билетики к окошкам вагончика - соотнесение по форме);
- Игровое упражнение – поезд приехал в магазин игрушек (дети приносят по одной игрушке в магазин, приглашают поиграть Карлсона, рассказывают, как играть с определенной игрушкой (предмет – действие)).
- Заключительная часть:
Новая игрушка остается у малышей, и надо найти Карлсону место, где он будет жить.
Если дети не устали, можно прочитать им стихотворение Э. Успенского
Берегите Игрушки!
Грузовик без колес!
У ежика отклеен нос!
Стали черными цыплята!
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
«У чайника день рождения»
(игровое занятие с включением проблемной ситуации и использованием типового приема фантазирования)
Проблемная ситуация. У чайника день рождения, он хочет быть нарядным.
Цель: устроить праздничное чаепитие.
Задачи.
- Продолжать формировать представления о предметах быта (чайная посуда), о названиях и назначениях предметов.
- Продолжать обучать малышей навыкам экспериментирования.
- Закреплять знания детей о цвете, приемы пользования кистью и красками, приемы лепки.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать проявлению каждым ребенком творческой инициативы и самостоятельности.
- Вызвать у ребят положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
- Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников.
Предварительная работа.
Работа по картине «Посуда», экскурсия на выставку декоративно-прикладного творчества, организованную в старших группах.
Материалы: чайник эмалированный, ленточка для него; одноразовая посуда (белого цвета); гуашь, палитра, кисти; мука, соль, вода, масло, формочки для теста, фартуки.
Ход занятия.
Педагог вносит в группу чайник, на нем нарисованы грустные глазки. Все вместе рассматривают чайник.
Воспитатель (рассказывает историю про чайник). Жил-был чайник. Он стоял на полке рядом с красивой и нарядной посудой. А у нас есть такая посуда? (Дети показывают гжельскую посуду.)
Воспитатель (продолжает). Сегодня, оказывается, у этого чайника день рождения. Посмотрите, какой он грустный. Почему? (Ответы детей.)
- Что вы делаете, когда у вас день рождения?
Дети. Надеваем красивое платье, ждем гостей.
Воспитатель. Может быть, мы чайник тоже нарядим? Знаете, как? Посуда, на которой нарисованы картинки, расписана художниками. Художники – это такие люди, которые рисуют кисточкой и красками на холсте, на бумаге и даже на посуде. Хотите побыть художниками и помочь нашему чайнику? (Ответы детей).
Педагог дает детям краски и кисти. Расписывают чайник.
Воспитатель. На праздник всегда приглашают гостей. Как вы думаете, ребята, у чайника есть друзья? Вот сейчас мы позовем его друзей и поиграем с ними.
Подвижная игра «Кружок»
Цель: закреплять представление о том, что такое посуда и каково ее предназначение.
Материалы: картинки с изображениями чашки, стакана, блюдца, тарелки.
Ход игры.
Дети идут по кругу вслед за воспитателем:
Ой, кружок, кружок, кружок,
Покатился наш кружок.
Он катился, он катился,
Вдруг кружок остановился.
(Останавливаются.)
Воспитатель (говорит тихо).
Выйди (имя ребенка) в кружок,
Покажи нам картинку с … (название предмета).
Дети хлопают в знак одобрения ответа.
Воспитатель. Вот сколько друзей у нашего чайника, и они все пришли к вам. Только давайте эту посуду тоже раскрасим.
Раздает детям одноразовую посуду. Каждый ребенок подходит и берет то, что ему больше нравится, называет предмет. Дети раскрашивают посуду. Педагог обращает внимание малышей на узоры, которыми можно разрисовать посуду: точки, полоски, цветы. Хвалит ребят за работу. Дети ставят украшенную посуду и чайник на поднос.
Воспитатель. Что же это у нас на празднике нет угощения? Что можно приготовить к праздничному чаепитию?
Дети. Печенье, торт, пироги.
Педагог предлагает самим приготовить угощение. Под руководством взрослого дети замешивают тесто, называют каждый компонент и действие, например: масло – наливаем, муку – насыпаем. Каждый ребенок берет себе кусок теста, раскатывает его и делает печенье с помощью специальных формочек. Педагог включает веселую музыку.
Воспитатель. Молодцы! Теперь испечем угощение на кухне, а помогут нам наши повара!
Продолжением занятия может быть экскурсия на кухню.
ПРОЕКТ «Моя любимая мама».
Ко Дню Матери.
Младшая группа возраст детей: от 2 до 3 лет.
Сроки проекта: с 12 ноября по 29 ноября – день Матери.
ЦЕЛЬ: Социально – личностное развитие детей. Усвоение общественного опыта.
ЗАДАЧИ: Становление навыков предметно – игровой деятельности, продуктивных её видов.
Формирование гендерной, семейной принадлежности, развитие навыков трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к домашнему труду матери. Формирование первичных представлений о домашнем труде, своей роли в его осуществлении.
Этапы проекта
СОДЕРЖАНИЕ:
1 этап:
Постановка цели: узнать о том, как мама трудится дома, как ей нужно помогать.
Создать творческую работу в подарок мамам к празднику – праздничную газету.
2 этап:
Включение дополнительных сил для осуществления проекта (работа с родителями).
Определение источников информации.
Организация деятельности детей. (Планирование видов деятельности)
Информирование родителей: информация на стенде, подключение к выбору источников информации. Собрать фотографии по темам: «Как я маме помогаю», «Как я мамочку люблю».
Выполнение творческих работ (аппликация, лепка, рисование).
Формирование игровой среды в группе.
3 этап:
Деятельность педагога:
Выполнение запланированной деятельности детей.
Построение продуктивной деятельности детей по разделам:
1. Общая информация о том, кто такая мама.
2. Знакомство с произведениями художественной литературы.
3. Творческие работы детей: аппликация – «Варим суп» , лепка – «Лепим фрукты», аппликация открытки «Цветы для мамы».
4. Продукты деятельности родителей – фотографии детей.
5. Создание праздничной газеты из продуктов детской деятельности и домашних фотографий.
4 этап:
Анализ результата, получение у детей и родителей эмоционального отклика от сделанной работы.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА:
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ, ЗАДАЧИ, ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ:
Образовательная область: «Социализация»
Формировать представление о домашнем труде матери и посильной помощи ребёнка.
Побуждать желание узнать больше о домашней работе.
Создание фотографий о том, как ребенок дома помогает маме.
Игровая деятельность:
Развивать игровые навыки детей во время игр: «Семья», «Магазин», «Прогулка мамы с детьми», «Варим обед», «Ждем гостей».
Общение со сверстниками и взрослыми: Побуждать детей к общению, формировать навык сговора на игру: «Я – мама, ты – папа».
Дидактические игры:
«Что мы купим в магазине», «Как накроем на стол», «Выбери нужную игрушку».
Формирование гендерной принадлежности:
Учить применять полученные знания при организации полоролевых игр: «Мальчики – папы, девочки – мамы, куклы – дети».
Творческая игра: «Поездка в магазин», «Прогулка мамы с детьми».
Образовательная область: «Труд»
Поощрять желание помогать убирать игрушки на место. Мотивация: делаю, как мама.
Образовательная область: «Безопасность»
Формировать навыки безопасного поведения во время игры: «Мамы на прогулке с детьми», Формирование знаний о сигналах светофора.
Игра подвижная: «Сигнал светофора».
- ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Образовательная область «Познание»:
Развивать познавательные способности, желание узнать самостоятельно что – либо о том, как трудится мама дома, как ей нужно помогать. Поощрять интерес к источникам информации: иллюстрациям, картинкам, фотографиям.
Образовательная область «Коммуникация»:
Учить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности. Активировать речь детей во время игр, учить проговаривать свои действия, закреплять умение договориться об игре: «Я – мама, ты – папа».
- РЕЧЬ:
Активизировать речь детей при составлении рассказов (по повтору за взрослым), при составлении предложений из 2, 3 слов. Формировать желание произносить слова правильно.
Рассматривание картины: «Мама варит обед», иллюстраций о домашнем труде.
Образовательная область: «Чтение художественной литературы»
Прививать интерес к литературным произведениям, стихам.
Поощрять самостоятельное общение с литературными источниками – книге о маме, проявление положительных эмоций при рассматривании знакомых иллюстраций, фотографий.
Стихотворение о маме, рассказ о маме, песенки колыбельные.
- ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Образовательная область: «Художественное творчество»
Развивать творческие способности детей во всех видах деятельности: лепке, аппликации, рисованию.
Аппликация: «Суп в кастрюле».
Аппликация: «Цветочки для мамы».
Изготовление цветков и открыток для мам
Лепка: «Фрукты».
Создание праздничной газеты из продуктов детской деятельности и домашних фотографий.
- ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Образовательная область «Здоровье»
С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей проявлять свои положительные эмоции в игре, продуктивной деятельности.
Формировать умение с опорой на сенсорные каналы восприятия проявлять эмоциональный отклик во время речевых пальчиковых игр.
Игра пальчиковая: «Семья», «Как я мамочку люблю, как её я назову».
Подвижная игра: «Мама курочка и цыплята».
Дидактическая игра «Найди фрукты и овощи»
ИТОГ ПРОЕКТА: Анализ результата проектной деятельности: положительная оценка творчества детей и родителей.
Паспорт проекта «Новогодняя игрушка»
для детей младшей группы
Автор проекта: Титова Э.Ю.
Вид проекта: познавательно-творческий
Длительность: 1 месяц
Участники проекта: дети группы «Семицветик», воспитатели, родители.
Цель проекта: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям;
обогащение детских впечатлений.
Задачи проекта:
1. Познакомить с разнообразием новогодних игрушек и традицией украшать
новогоднюю ёлку.
2. Способствовать взаимодействию детей и родителей в изготовлении и
коллекционировании новогодних игрушек.
3. Развитие умений и навыков продуктивной деятельности.
Ожидаемый результат:
- Расширение знаний детей о новогодних традициях;
- Сенсорное развитие (закрепление цвета, формы, величины);
- Получение удовольствия от совместной деятельности со взрослыми и детьми,
получение ярких впечатлений.
Продукт проекта:
выставка новогодних украшений, изготовленных совместно с
родителями и детьми подготовительной группы;
нарядная новогодняя ёлочка в группе
Проблемная ситуация. В детский сад принесли ёлочку, очень красивую,
пушистую, но не нарядную. Чем же мы будем её наряжать?
I этап проекта – подготовительный
Беседа с детьми о новогодних игрушках, их разнообразии.
Рассматривание игрушек на картинках, на слайдах. Какие бывают игрушки по
цвету? По форме и величине? На что они похожи?
Дидактические игры и загадки по теме «Новогодние игрушки»
Рисование, лепка новогодних игрушек, бус, флажков и т.д.
Давайте для нашей ёлочки тоже сделаем новогодние игрушки. Попросим
наших мам и пап помочь вам сделать красивые новогодние украшения.
II этап проекта – этап активной деятельности
Планирование работы
Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность с взрослым | Самостоятельная деятельность детей | Создание развивающей среды |
Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие | Беседа на тему «Зима. Характерные признаки зимы» | Рисование, лепка снеговика, зимних картинок, рассматривание иллюстраций. | Украшение окон по зимней тематике. Ситуативный разговор о мерах безопасности. |
Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие. | Изготовление и аппликация большого Снеговика и обезьянок, п/игра «Снежки», беседа о пользе игр на свежем воздухе. | Изготовление снежков из гофрированной бумаги. | Украшение приемной детскими и совместными работами |
Художественно-эстетическое, речевое развитие | Беседа «Как одеваться зимой» Разучивание песни о зиме. | Составление предложений о зиме. Д/игра «Времена года» | Подборка картин для составления рассказов. |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. | Беседа с детьми «Осторожно, скользко!» Экспериментирование «Цветные льдинки» П/игра «На катке» | Рассматривание льдинок и игры с цветными льдинками | Оборудование центра экспериментирования. |
Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие. | НОД «Разноцветные шары» Разучивание пальчиковых игр. Чтение стихов про новогоднюю ёлку | Д/игра «Укрась елочку» Постройка дворца для Деда Мороза из конструктора | Дидактический материал для игры. Подборка соответствующих теме деталей конструктора. |
Художественно-эстетическое, речевое | Освоение смешанной техники с использованием парафина ( рисунок «Рождественская ночь») | Пальчиковое рисование веточек, елочек | Украшение приемной детскими работами |
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие. | Рассматривание старинных и современных игрушек (разный материал, может разбиться, гладкие на ощупь или нет и т.д.). П/игра «Подбеги к игрушке…» | Разрезные картинки – «Собери разбитую игрушку» (по образцу) | Выставка фотографий, и иллюстраций старинных ёлочных игрушек. |
Художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие. | Изготовление новогодней игрушки «Колокольчик» | Изготовление разноцветной цепочки на елку | Показ игрушек, сделанных детьми подготовительной группы |
IIIэтап – презентация
1. Создание коллекции новогодних игрушек, изготовленных совместно с
родителями дома своими руками.
2. Украшение детьми новогодней ёлки в группе
3. Хороводные игры вокруг ёлки, украшенной самодельными игрушками.
Поделка «Колокольчик»
Символ года своими руками (совместная работа воспитателя с детьми)
Снеговик (совместная работа воспитателя с детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ)
Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результа...
Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...
Использование проектной деятельности в работе с детьми раннего дошкольного возраста. Детский проект «Почему падают листочки» в 1 младшей группе (2-3 года).
Организация проектной деятельности в ДОУ связана с идеей о направленности познавательной работы ребенка на результат, достигаемый в ходе сотрудничества с педагогом, родителями. Педагогический процесс ...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста (от 1.5 до 2 лет)"
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста (1.5 до 2 лет)"...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 2 лет)"
В этой консультации "Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 2 лет)" я хочу обратить внимание родителей на возрастные особенности детей 1.5 - 2 лет, как должен р...
Консультация для родителей: «Особенности детей раннего дошкольного возраста».
Консультация для родителей: «Особенности детей раннего дошкольного возраста»....
Анатомо-физиологические особенности детей раннего дошкольного возраста и их учет при проведении физкультурно-оздоровительной работы.
Тема: Анатомо-физиологические особенности детей...