Методические материалы "Организация детско-родительского клуба на базе дошкольного образовательного учреждения".
методическая разработка на тему
Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей (законных представителей) как детско-родительский клуб раскрывает сегодня качественно новые возможности, как для семьи, так и для дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_detsko.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация детско-родительского клуба на базе дошкольного образовательного учреждения.
Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей (законных представителей) как детско-родительский клуб раскрывает сегодня качественно новые возможности, как для семьи, так и для дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Семья дошкольника остро нуждается в компетентной помощи, а клубная работа – оптимальный вариант дифференцированного сопровождения и просвещения родителей (законных представителей).
Наряду с этим, клубная работа раскрывает перед ДОУ широчайшие возможности для организации совместной работы, поскольку позволяет:
- отказаться от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;
- вместо ориентировки на общий контингент, организовать дифференцированные группы в зависимости от особенностей и потребностей каждой семьи;
- отказаться от "добровольно-принудительной" основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей (законных представителей) в мероприятиях;
- перейти от разовых бессистемных мероприятий к планомерной, систематической, последовательной работе с семьями воспитанников.
Цель деятельности детско-родительского клуба – комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогом ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений.
Основными задачами работы детско-родительского клуба являются:
- психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей конкретной семьи;
- создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия родителей (законных представителей) с ребенком;
- построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями (законными представителями) в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях ДОУ и семьи;
- подключение "родительского ресурса" к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию;
- создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей.
Технология организации и функционирования детско-родительского клуба имеет четкую структуру, включающую определенные компоненты. Так, методологический компонент включает актуальность, целеполагание, новизну и критерии оценки эффективности работы. На основе методологического компонента определены составляющие процессуального компонента технологии: этапы, а также задачи, содержание, формы и методы работы на каждом из них.
На первом – подготовительном – этапе работа строится по следующим направлениям:
- создание условий для организации детско-родительского клуба;
- разработка положения о детско-родительском клубе;
- распределение обязанностей специалистов ДОУ;
- деятельность по планированию работы детско-родительского клуба;
- информирование родителей (законных представителей) о работе детско-родительского клуба;
- изучение особенностей, потребностей семей.
Второй – основной – этап реализуется в двух взаимосвязанных блоках: инвариантном (взаимодействие со всем контингентом родителей (законных представителей)) и вариативном (взаимодействие с дифференцированными группами родителей (законных представителей)).
Инвариантный блок – это фундамент их дальнейшего дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения. В процессе взаимодействия родителям (законным представителям) оказывается помощь в овладении системой психолого-педагогических знаний об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка дошкольного возраста, обогащения палитры содержательного взаимодействия с ребенком для его разностороннего развития. Кроме того, у них формируется умение применять психолого-педагогические знания в практике повседневного взаимодействия со своим ребенком, согласовывать свои действия с действиями других взрослых членов семьи.
На основе полученных в результате изучения семей данных, формируется вариативный блок, подразумевающий работу с дифференцированными группами родителей (законных представителей). Содержание, формы и методы отбираются в зависимости от выявленных особенностей, трудностей и потребностей семей. Основой организации любой формы взаимодействия является принцип добровольности.
На третьем – контрольном – этапе происходит оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.
Показателями эффективности работы детско-родительского клуба являются:
- снижение конфликтности в работе педагогов и родителей (законных представителей);
- повышение посещаемости мероприятий;
- более высокая активность родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательном процессе;
- увеличение количества индивидуальных консультаций педагога-психолога и других специалистов ДОУ;
- изменение характера запросов при консультировании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка "Фитбол-гимнастика на занятиях в дошкольно-образовательном учреждении.
Фитбол-зто особый мяч, изобретённый швейцарским врачом-физиотерапевтом,Сюзан Кляйнфогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50-е годы и стал очень популя...
Методические рекомендации по развитию одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях
Методические рекомендации по развитию одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях...
Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...
Возможности IT - технологии для организаөии учебного проөесса (непосредственно-образовательная деятельность) на базе дошкольного образовательного учреждения
В данной статье говорится о информациионных технологиях, которые можно использовать в детском саду....
методический проект "Методическое сопровождение введение ФГОС ДО в практику дошкольного образовательного учреждения"
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в ду...
«Возможности IT – технологии для организации учебного процесса (урочная деятельность) на базе дошкольного образовательного учреждения».
Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности....