Проект "Дорогою добра" Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
проект (старшая группа) на тему

Гаденова Надежда Анатольевна

Проект предполагает воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Воспитывает уважение к нравственным нормам христианской морали; учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды; знакомит детей с основными православными праздниками, формирует у детей первоначальные представления о духовном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dorogoyu_dobra.docx282.4 КБ

Предварительный просмотр:

голуби hint4.me: Вопросы и Ответы

Дорогою добра.

Проект

«Духовно-нравственное воспитание

детей дошкольного возраста»

автор: Гаденова Н.А.

Новокузнецк 2015

Из всех наук, которые должен знать человек,

 главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла

 и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающему поколению все более свойственны бездуховность, безверие, агрессивность.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.  

Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

На рубеже 21 века целью обучения становится успешность и карьера, позволяющая человеку приспособиться к жизни в обществе, но исключающая возможности для его духовного роста.

Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В настоящее время наблюдается отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений, что является одной из серьезных проблем нашего времени.

Возникает необходимость такой системы образования, которая позволила бы в полной мере передать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, опыт духовной жизни, национальные ценности. Становится неминуемым обращение школы и детского сада к православной традиции, позволяющей сочетать культуросообразный и научный подходы, создающей условия для освоения национальных духовно-нравственных традиций.

Поэтому сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Так как дошкольное воспитание - важнейший период в становлении личности маленького человека, поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо проводить уже в этом возрасте, как минимум, по следующим причинам:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Поэтому перед нами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности дошкольника.

        На основании вышесказанного считаем актуальным разработку и внедрение проекта по духовно нравственного воспитанию детей дошкольного возраста.

Объект исследования:

Воспитательно-образовательный процесс, проводимый в ДОУ в старшей группе.

Предмет исследования:

Процесс влияния духовно-нравственного воспитания на становление нравственных ценностей.

Гипотеза исследования:

Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию детей, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Цель проекта:

создание условий и внедрение программы «духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Задачи:

• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

• Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

• Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

• Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых (Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла), заступничестве Богородицы.

• Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

• Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

• Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

• Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Методы исследования:

  • Анализ документов и продуктов деятельности детей;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Устный и письменный опрос родителей (законных представителей);
  • Анализ, сравнение, систематизация полученных результатов;
  • Формирующий и констатирующий эксперименты.

Исследовательская база:

Старшая группа ДОУ.

Теоритическая и практическая значимость:

Реализация программы (проекта) позволит определить роль духовно-нравственного воспитания в становлении эмоциональной сферы личности ребенка.

Практическая значимость заключается в:

  • Создание воспитательно-образовательной среды, основанной на духовно-нравственной традиции;
  • Определение содержания деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию;
  • Разработка программно-методического комплекса по духовно-нравственному воспитанию.

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

Форма организации: экскурсии, беседы, игры,  проведение мастер – классов, ху-дожественно-творческая, продуктивная деятельность.

Состав проекта: воспитатель,  воспитанники старшей группы, родители.

Основные принципы работы

• Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»),

• Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам. (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).

• Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).

• Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры).

• Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).

• Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения).

Этапы проектной деятельности:

  1. Констатирующий (организационный и проектировочный), июль, август, сентябрь 2013года.

Содержание деятельности этапа:

  • создание оптимальных условий для проектной деятельности;
  • анкетирование родителей (законных представителей) с целью выяснения их отношения к духовно-нравственному воспитанию и образованию;
  • определение исходных данных для дальнейшего исследования, формулировка проблем;
  • подготовка   программно-методического   обеспечения   проектной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  •  анализ анкетирования родителей (законных представителей);
  • готовность участников эксперимента к работе;

  1. Внедренческий этап,  с октября 2013года по май 2014 года.

Содержание деятельности этапа:

  • воспитание и  обучение  на  основе  внедрения (апробации) программы  духовно-нравственного воспитания с целью проверки гипотезы;
  • определение эффективности программы духовно-нравственного воспитания в условиях детского сада;
  • сравнение полученных результатов с первоначальными планами эксперимента.

Предполагаемые результаты:

  • апробация различных форм занятий;
  • представление материалов по теме эксперимента на педсовете для педагогов и воспитателей детского сада;
  • оформление отчета о ходе эксперимента;
  • проведение мониторинга воспитанников и анализ пакета диагностических документов;
  • анализ программы воспитательной работы по внедрению программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
  1. Сравнительный (обобщающий) этап, май 2014 года.

 Содержание деятельности этапа:

  • анализ мониторинга экспериментальной деятельности;
  • формулировка вывода о подтверждении или неподтверждении выдвинутых положений гипотезы.

Предполагаемые результаты:

  • описание результатов экспериментальной деятельности проекта.

Критерии оценки полученных результатов и диагностический инструментарий

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий:

- диагностика межличностных отношений в коллективе – социометрическая методика «Выбор в действии»;

В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками.

- для диагностики эмоционально - нравственного компонента – Методика «Изучения эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках»

Адекватность самооценки

Высокий

8-9 баллов

Средний

4-7 баллов

Низкий

2-3 балла

    - для выявления нарушений в сфере межличностных отношений «ребенок – ребенок» - Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки;

Отзывчивость, желание помочь близкому.

Высокий

Высокие показатели эмоциональной отзывчивости, обнаружены в форме содействия ребенку сверстнику;

Средний

Средние показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме сопереживания или сочувствия ребенка сверстнику;

Низкий

Низкие показатели эмоциональной отзывчивости или полное ее отсутствие.

- для диагностики самооценки старших дошкольников  - Методика «Какой Я?».

Критериями развития: адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников.

Адекватное определение хорошего и плохого

Высокий

5 – 4,5

Средний

3,9 – 2,9

Низкий

2,8 – 2

- для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана;

Сформированность представлений о нравственных качествах

Высокий

ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Средний

правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

Низкий

ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны

- для диагностики эмоционально-нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р.Калининой.

Итоги исследования на начало эксперимента:

После проведения анкетирования родителей (законных представителей) можно сделать вывод о том, что большинство родителей, а именно 57%, крестили своих детей, но не соблюдают традиции православных праздников, не знакомят детей с духовными ценностями, не рассказывают о святых и о Боге.

Всего 2 семьи приобщают детей к православной культуре, читают притчи, иногда посещают церковь.

Несмотря на различные мнения, всем родителям хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности.

Результаты исследования сформированности духовно-нравственных ценностей выражены в диаграмме (см. рисунок 1)

Рисунок 1. Уровень сформированности духовно – нравственных качеств на начальном этапе.

Практически все опрошенные положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником проекта, в качестве воспитуемого. Четыре семьи выразили свое безразличие, но были не против привлечения их детей к воспитательному процессу, направленному на ознакомление с традициями русского народа.

 Также родители выразили свое положительное отношение на расширение знаний детей о родном крае и стране, в которой мы все проживаем.

Итоги исследования на конец эксперимента:

После проведения анкетирования родителей (законных представителей) можно сделать вывод, что все семьи в течение года приобщались к традиционным православным праздникам, дома проводились беседы, что дало положительную динамику нашего эксперимента. Родители отмечают, что заметно изменилось поведение детей, она стали оглядываться на свои поступки, могут прийти на помощь, оценить поведение, поступки адекватнее, чем это было на начало года. Атмосфера общения в группе детского сада стала доброжелательней, дети меньше ссорятся, помогают друг другу, оказывают поддержку.

Результаты исследования сформированности духовно-нравственных ценностей, выражены в диаграмме (см. рисунок №2), подтверждают наши выводы:

Рисунок №2. Уровень сформированности духовно-нравственных качеств после проведения эксперимента.

Также было отмечено, что у детей был вызван интерес к родному краю, воспитанники с удовольствием откликались на разные формы работы, связанные с городом, страной.  Дети с удовольствием делились своими впечатлениями о местах путешествия по своей стране.

Выводы:

По результатам исследования на начало и конец эксперимента можно сделать вывод, что эксперимент был проведен успешно, гипотеза, выдвинутая нами была доказана. При создании условий для духовно-нравственного воспитания детей, была достигнута наша цель.

Хотелось бы заметить, что работа в данном направлении не должна быть кратковременным явлением. Следует продолжать работу по приобщению детей к традициям, культуре русского народа, а также формировать чувство сопричастности к русскому народу, формировать чувство патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...