Рабочая программа «Развитие мелкой моторики детей посредством нетрадиционных техник рисования»
рабочая программа (средняя группа) на тему
разработан план по работе кружка "Очумелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
I Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, а следовательно, необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.
Цель программы: Создать условия для развития у детей мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Углублять и расширять знания детей о разных видах художественного творчества;
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки;
- Активизировать познавательную и творческую деятельность;
Развивающие:
- Формировать эстетический и художественный вкус;
- Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, усидчивость, терпение, целеустремлённость, умение довести начатое дело до конца.
Принципы и подходы реализации программы
- Наглядность: объяснение всех приемов на демонстрационном материале, использование готовых образцов работ.
- Научность: в совместной деятельности с детьми используется научная литература, периодические издания.
- Последовательность: от простого к сложному.
- Учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Приобщение детей к социокультурным нормам.
- Самостоятельность выбора.
- Доступность и простота изучаемого.
1.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы
После освоения рабочей программы дети готовы и способны:
- Использовать различные нетрадиционные техники рисования;
- Применять полученные навыки рисования во время самостоятельной деятельности;
- Соблюдать правила безопасности труда при работе с указанными инструментами;
- Называть материалы и их назначение;
- Любоваться красотой рисунков;
- Организовать рабочее место в соответствии с выбранным материалом и поддерживать рабочее место в порядке.
II Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематическое планирование
Тема | Техника рисования | Задачи | Материал | |
октябрь | ||||
1 «Золотая осень». | Рисование способом тычка. | Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |
2 «Осенние листочки». | Отпечаток листьев. Набрызг. | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. | Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования | |
ноябрь | ||||
1 «Ежик» | Метод тычка | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Бумага, гуашь, жесткие кисти | |
2 «Черепашка». | Аппликация из крупы. | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость. | Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА. | |
декабрь | ||||
1 «Волшебный снег». | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, цветные краски, салфетки | |
2 «Елочка». | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. | |
3 «Дед Мороз». | Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. | |
январь | ||||
1 «Узоры на окнах». | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка | |
2 «Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. | |
3 «Снегири на ветке». | Рисование способом тычка. | Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования | |
февраль | ||||
1 «Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. | |
2 «Подарок папе». | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации | |
3 «Подарок папе» (продолжение) | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации | |
март | ||||
1 «Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. | |
2 «Облака». | Рисование по сырому фону | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. | |
апрель | ||||
1 «Звездное небо». | Печать поролоном по трафарету; набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. | |
2 «Пасхальное яйцо» | Аппликация из салфеток. | Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. | Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень. | |
3 «Солнышко». | Рисование ладошками | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие | Листы бумаги, гуашь, салфетки. | |
май | ||||
1 «Букет к 9 мая». | Пластилинография. | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин. | |
2 «Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
2.2 Способы поддержки детской инициативы
- Оформление выставок детского творчества;
- Участие в конкурсах.
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования».
- Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования для детей 4-5 лет»
- Помощь родителей в изготовлении штампиков и обеспечении необходимым материалом (пенопласт, листья деревьев, ватные палочки).
III Организационный раздел:
3.1 Материально-техническое обеспечение
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением.
Материалы:
- Листы бумаги;
- Гуашь;
- Трафареты;
- Кисточка с коротким ворсом (тычок);
- Ватные палочки;
- Тампон;
- Стекло или пластик;
- Нитки;
- Щётка и стека;
- Крупа;
- Подносы;
- Использованные фломастеры;
- Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
3.2 Место реализации программы в режиме дня.
- Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня в ходе кружка «Очумелые ручки»
- Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием непосредственной образовательной деятельности.
- Дети занимаются в кружке 1 раз в неделю.
- Продолжительность занятия -20 минут.
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В группе организован уголок творчества, который содержит весь необходимый материал для самостоятельного творчества детей.
Список литературы
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
- Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование»
- Н. В. Шайдурова «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: учебное пособие»
- Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
- К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
- И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Список детей
- Коновалов марк
- Кукленко арина
- Лазарева вика
- Бердников илья
- Зайцева ирина
- Бибнева марина
- Плахин влад
- Даньшина катя
Рабочая программа кружка «Очумелые ручки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822813-1475171261.jpg)
Рабочая программа «Развитие мелкой моторики детей по средствам нетрадиционных техник рисования»
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822813-1475171261.jpg)
Отчет о реализации программы «Развитие мелкой моторики детей посредством нетрадиционных техник рисования» Педагога МБДОУ № 30 Лагута Людмилы Александровны
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/27/picture-555198-1498575674.jpg)
Презентация педагогического проекта "Развитие мелкой моторики детей средствами нетрадиционных техник рисования"
Перзентация педагогического проекта "Развитие мелкой моторики детей средствами нетрадиционных техник рисования"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-1026341-1522605013.jpg)
"Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования"
В представленной работе рассматриваются принципы и содержание развития моторики у детей дошкольного возраста средствами проектирования и реализации занятий с нетрадиционными техниками рисования. В ста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/29/picture-1017386-1635537579.jpg)
Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем боль...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-726774-1589282128.jpg)
Консультация "Развитие мелкой моторики руки посредством нетрадиционных техник рисования"
Консультация "Развитие мелкой моторики руки посредством нетрадиционных техник рисования"...