"Кукла из прошлого"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шкарупова Ольга Владимировна

Вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Кукла из прошлого».

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе

Цель: вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, обычаям Белгородской области с целью сохранения культурного наследия региона.

Задачи:

1. Продолжать знакомить с народным художественным творчеством Белгородской области.

2. Познакомить с традицией крестьянской семьи Белгородской области – изготовлением тряпичной куклы.

3. Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни.

4. Научить пользоваться тряпичной куклой как игрушкой, как оберегом, как предметом культуры своего края.

5. Воспитывать детей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить и почитать обычаи Белгородской области.

Предварительная работа: изготовление дома с родителями тряпичных кукол, разучивание русской народной игры «Передай платочек», знакомство детей с элементами костюма Белгородской области.

Развивающая среда: куклы современные; куклы тряпичные, изготовленные детьми и родителями; мультимедийный проектор, презентация «Кукла из бабушкиного сундука»; звукозаписи русских народных мелодий; материалы для изготовления куклы – пеленашки, платочек для игры.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, безопасность.

Непосредственно образовательная деятельность проводится в русской избе.

Воспитатель в русском народном костюме: (у дверей) Милости просим, гости дорогие!

В старину когда-то

Время не теряли

Вечерами зимними

Много пряли, ткали.

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было -

Из того лепили.

Глиняное солнышко

Лыком украшали,

Лыковые коники

Избу охраняли,

Козы веселушки

Беды выметали

Куклы берегиньки

Деточек спасали.

Так из века в век

Род свой сохраняли

И культуру русскую

Нам передавали!

1. Под русскую народную мелодию песни «Ой, вы сени» дети заходят в избу.

- Ребята, сегодня мы с вами опять в гостях у нашей старой доброй знакомой бабушки Арины.

Бабушка: здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть всех вас сегодня в нашей избе. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

- Ребята, а что нового у нас появилось в избе?

Дети: (осматривают избу, сундук.

Бабушка: Посмотрите, какой он расписной, какие красивые на нем узоры. А что в нем в старину хранили, как вы думаете?

Ответы детей (одежду, занавески, рушники)

Издавна говорили, что матушка Русь богата не только лесами и реками. Красивы и необычны ее слова, праздники, песни, игрушки.

Какие народные игрушки вы знаете?

Ответы детей (свистульки, гармошки, матрешки)

«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.

Куколка тряпичная, очень симпатичная! »

Бабушка: достает из сундука тряпичную куклу и предлагает воспитателю вместе с детьми ее рассмотреть).

Дети: какая интересная кукла.

Воспитатель: Ребята, а эта кукла похожа на кукол, которыми вы играете в настоящее время.

Дети: нет, не похожа (дети сравнивают современную куклу с тряпичной)

Воспитатель: а чем они отличаются?

Дети (они сделаны из разных материалов, у них разные волосы, одежда, тряпичная кукла безликая)

Воспитатель: как одета современная кукла?

Дети: у современных кукол красивые платья из разных шелковых тканей, в волосах всяческие заколки, бантики.

Воспитатель: а как были одеты куклы прошлого века?

Дети: на них были сарафаны красного цвета, длинные платья, фартуки, на голове кокошники.

Воспитатель: правильно, в старину женщины и девочки носили одинаковые белые рубахи, которые назывались сорочки, поверх сорочки надевали длинный красный сарафан. Сарафаны были широкие и приталенные. Украшались вышивкой и бисером. Когда в таком сарафане шла русская красавица, о ней говорили «красна девица идет, словно лебедушка плывет».

Так какие же цвета преобладали в русском костюме?

Дети: белый, красный, черный.

Воспитатель: каждая кукла отображает свою эпоху, имеет свой колорит. Это проявляется и в костюме, и в одежде, и в фактуре материала, и ее предназначении.

Воспитатель: А сейчас бабушка Арина предлагает поиграть в интересную игру, в которую играли ваши прабабушки «Передай платочек» (ребята на предыдущих занятиях знакомились с элементами русского народного костюма Белгородской области)

Цель игры: закрепить знания детей об элементах русского народного костюма.

Предлагаю поиграть,

Во что одета кукла, рассказать.

Становитесь вы все в круг,

Платок передавайте,

Все элементы костюма называйте.

Ход игры

Кукла-женщина: рубаха, юбка-понева, завеска, пояс, бусы (гайтан, лапти, сорока - комплекс женского костюма.

Кукла-мужчина: рубаха, пояс, штаны-порты, лапти, онуча, картуз.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу и покажу, какие существовали в старину куклы в Белгородской области. (Презентация «Кукла из бабушкиного сундука»)

В крестьянском быту белгородского края особенно в детской (девичьей) среде одной из любимых игрушек была тряпичная кукла. Такие куклы имелись даже в самых бедных крестьянских семьях. Эта поделка приобщала ребёнка к труду и творчеству. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра. Девочки, которые были постарше, изготавливали её сами. Изготовление кукол в крестьянской семье поощрялось, т. к. считалось, что девочка, таким образом, училась шить, прясть, вышивать, вязать, а также постигала традиционное искусство одевания. С куклами играли в дочки-матери и «в свадьбу», тем самым «проживая» этот обряд, приобщаясь к традиции. Так куклы передавались из поколения в поколение и хранились в специальных коробках (у каждой девочки было до ста куколок) .

Куклы – обереги передавались от матери к дочери, они были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Куколки – потешки (закрутки) делались из лоскутков очень быстро и дарились близким родственникам.

Ребенок: Я тоже хочу попробовать сделать старинную куклу.

Воспитатель: Ребята, я думаю, вам всем хочется изготовить такую куклу (Дети совместно с воспитателем изготавливают кукол)

Технология процесса

1. Для изготовления возьмем белую ткань и аккуратно скрутим ее в валик.

2. Затем также аккуратно перетянем ее нитью. Это и есть основа куклы.

3. Для того чтобы сделать голову, необходимо кусочком белой ткани обвернуть верхний край валика и тоже стянуть нитью на уровне шеи. При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким.

4. А теперь можно одеть куклу. Повяжем косынку и опять затянем нитью на уровне шеи.

5. И последнее – куклу завернем в одеяльце и завяжем тесьмой

Бабушка: Молодцы, какие замечательные куклы у вас получились, не хуже чем у наших прабабушек. Давайте этих кукол поставим в наш музей и будем бережно их хранить, а они будут оберегать нас, приносить счастье, радость и удачу.

Как вы думаете, почему мы с вами будем их хранить?

Дети: мы – жители Белгородской области, а это наши исторические корни.

Бабушка: спасибо за работу, вы все трудолюбивые, старательные, отзывчивые. Мне было очень интересно с вами общаться и работать.

 Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня узнали?

- Что для каждого из вас было самым интересным увлекательным?

- Если вы узнали для себя что – то новое и интересное, то похлопайте в ладоши. А если вам было скучно и неинтересно, то потопайте ногами.

Как маленькие солнышки

Куколки стоят

И глазками невинными

На вас сейчас глядят.

Вы кукол не бросайте,

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить.

Тепло, добро и счастье ваше сторожить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия недели «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе, занятие по теме: «Путешествие в прошлое куклы»

ЦеееПривлекать внимание детей к  народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение  выделя...

«Путешествие в прошлое куклы»

Работа состоит из 2 частей: 1 часть- информация для воспитателей и родителей Цель:- развить кругозор (история народной куклы )- приобщить взрослых к народной культуре (кукла Пеле...

Презентация "Праздник кукол" - путешествие в прошлое куклы

В начале марта в Японии отмечается праздник кукол или как его еще называют - праздник девочек. К этому дню можно провести занятие, посвященное истории кукол. Показать, как менялись куклы, их внешний в...

Проект "Куклы из прошлого"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям, обычаям русского народа. Создание мини – музея тряпичной народной куклы....

Ознакомительная экскурсия для детей в мини - музей "Куклы из прошлого"

Содержание ознакомительной экскурсии для детей в мини - музей "Куклы из прошлого"...

Проект "Народная кукла: из прошлого в будущее""

quot;Из всех существующих в мире загадок тайна куклы - самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека" (М.Е.Салтыков-Щедрин)...