Игра и подготовка к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Чайкина Татьяна Викторовна

В игре готовимся к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_i_podgotovka_k_shkole.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

                       В игре готовимся к школе 

                         Игра и подготовка к школе

   Мне, как воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходится много раз отвечать на такие вопросы родителей: «Как ведет себя мой ребенок на занятии? Как он справляется с заданиями? Не отстает ли от других?» Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребенок? Умеет ли он играть в разные игры?» В представлении многих взрослых подготовка к школе и игра – вещи несовместимые. Нередко приходится слышать: «Сколько можно играть, займись делом!» Выходит, что игра – это баловство, пустая трата времени.

   Игра имеет непосредственное отношение к подготовке к школе. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития личности. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками. В игре ребенок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие черты свободной игровой деятельности – выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника.

   Существуют разные игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, игры с правилами, которые играют положительную роль в воспитании будущего школьника. Но каждый вид игр вносит свой особый вклад в подготовку к школе. Сюжетно-ролевые игры влияют на развитие социально-нравственной, эмоциональной и интеллектуальной сфер будущего школьника. В игре происходит моделирование детьми поведения взрослых людей, осуществляется перевод реальных отношений на новый язык – язык игровых образов. А это сложная интеллектуально-практическая деятельность. В сюжетно-ролевой игре переплетаются реальное и фантастическое. Идет постоянное замещение реальных предметов символами, происходит перекодирование информации. Целые события могут быть заменены просто одним словом или жестом, условным символом. А все играющие должны принять этот условный язык, достигнуть взаимопонимания общности взглядов – без этого нет игры. Поэтому в сюжетно-ролевых играх происходит формирование целого комплекса качеств, необходимых для школьного обучения: освоение различных знаково-символических средств (замещение, моделирование), развитие механизмов социального поведения (общение, взаимодействие, сотрудничество), расширение и углубление чувств и переживаний.

   Подготовка к школе – это прежде всего полноценное личностное развитие ребенка. Сила сюжетно-ролевой игры – в ее самостоятельности и коллективном характере. В играх формируется детское общество. В разновозрастных составах игр осваивается особая субкультура детства: обмен игровыми традициями, способами игрового поведения. Правила здесь устанавливаются самими играющими и действуют достаточно жестко: не подчиняешься правилам – выходи из игры! Здесь происходит социализация ребенка, формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым, закаляются воля, настойчивость. А совместное планирование, создание воображаемой ситуации, достоверное воплощение роли? Какие жаркие споры порой возникают при этом. Это ли не социальная практика общения, так необходимая будущему школьнику в его контактах со сверстниками и взрослыми?

   Сюжетно-ролевая игра всегда предполагает воображаемую ситуацию. Для этого необходимо умение творчески воссоздать определенный «отрезок» жизни, воображать себя в новой роли. Сколько здесь проявляется фантазии, изобретательности, мастерства! Какие захватывающие чувства переживают играющие! Их воображение проявляет себя очень активно. И в связи с этим хотелось бы подчеркнуть необходимость поощрения игр-фантазий. Для них не требуется каких-то особых игрушек, условий. Вот сидят в укромном уголке участка несколько детей, и фантазия переносит их в самые удивительные места: «Давайте придумаем, как будто мы попали в пустыню и у нас кончается вода» или «Давайте как будто вы прилетели на другую планету, а я, инопланетянин, пришел к вам…»

   «Как будто» - без этого невозможно творчество. Из этого детского «как будто» начинаются истоки творческих замыслов будущих изобретателей, писателей, художников. В детской фантазии развиваются важные черты мышления – гибкость, образность, ассоциативность, без которых невозможна успешная учеба в школе. Игры ребенка – важный показатель общего развития. Не случайно  К. Д. Ушинский призывал внимательно наблюдать за детскими играми. Если ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию – это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка и, к сожалению, неутешительный прогноз для школьного обучения. Часто примитивное игровое поведение сочетается с общей интеллектуальной пассивностью, задержкой развития, и, следовательно, есть реальные основания сомневаться в возможности такого ребенка успешно учиться в школе.

   Значение дидактических, подвижных, настольно-печатных игр в подготовке к школе вообще трудно переоценить, Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее  влияние на личность будущего школьника, то игры с правилами самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В центре учебной деятельности всегда стоит учебная задача, которую необходимо принять ребенку. Для ее реализации нужно освоить систему определенных способов действий, адекватных поставленной задаче. Только при этом условии возможно получение правильного результата. В учебной деятельности всегда присутствуют определенные правила, направляющие активность учащегося. Нарушение их приводит к отрицательным последствиям. К примеру, если ребенок не может выделить учебную задачу  или, даже выделив, пытается решить ее неадекватными способами (например, заменяет действия сложения простым пересчетом слагаемых), учебная деятельность фактически не складывается. В этих играх как бы отрабатываются механизмы будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.д.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку – потом достань»).

   Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, исполнения одновременно нескольких правил (точно следовать в отсчете движения фишки показаниям брошенного кубика; ориентироваться на условно-знаковые сигналы на игровом поле; следить за действиями других играющих и т.д.). В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения с  взрослыми и сверстниками. Игры с правилами дают большую информацию о готовности ребенка к школе. Многие методики оценки готовности к школе построены по типу игр с правилами. То, как ребенок понимает условия игры, ее игровую задачу, способен ли он учитывать в игре и сознательно придерживаться всех ее правил, замечает ли и вовремя ли исправляет свои ошибки или неточности, свидетельствует о степени его подготовленности к школе.

   Предстоящая учебная деятельность предполагает наличие у старшего дошкольника определенных качеств: умения понимать игровую или практическую задачу, точно следовать правилам, сосредоточивать внимание на содержании деятельности, контролировать себя, произвольно управлять своим поведением. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития произвольности поведения, неумением поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль. Поэтому в детском саду в своей практике как можно шире я использую  игры и игровые задания, вырабатывающие у  ребенка способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия. Такие игры я использую широко как на занятиях, так в свободной игровой деятельности детей.

   При проведении игр соблюдаются следующие условия. Нужно:

   - четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

   - занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

   -вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

   - давать возможность каждому ребенку быть в роли как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

   - варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

   - осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых занятий и правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Игра для подготовки к школе»

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Форма проведения; семинар-практикум. Основная мысль - социально-личностная готовность к школе через игры на самостоятельность и произ...

Семинар – практикум «Игра для подготовки к школе»

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Форма проведения; семинар-практикум. Основная мысль - социально-личностная готовность к школе через игры на самостоятельность и произ...

Консультация для родителей «Игры для подготовки к школе детей 5 – 7 лет»

Как готовить ребенка к школе, чтобы не пропал интерес к обучению? Что делать, чтобы ребенок рос полноценной личностью и стремился к получению знаний? На эти вопросы нет однозначных ответов. И все-таки...

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Игра для подготовки к школе»

Материал  для детей по подготовке  к обучению в школе...