Семинар – практикум «Игра для подготовки к школе»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Форма проведения; семинар-практикум. Основная мысль - социально-личностная готовность к школе через игры на самостоятельность и произвольность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_igr_dlya_rod-y_.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум «Игра для подготовки к школе»
Цель: познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью которых они могли бы помочь ребенку подготовится к школе, ознакомление родителей с важными сторонами психического развития дошкольников для успешного школьного обучения и более легкой адаптации детей к школе.
План.
1. Вступление, приветствие.
2. Теоретическая часть: Что такое игра (сокращенно).
3. Практическая часть: игры и игровые упражнения.
4. Заключительная часть: упражнение «Дождь».
1. Вступление, приветствие.
На приветствие использовать игру: «Комплименты»
1.1 Здесь проводим анкетирование, готовы ли вы отдать своего ребенка в школу? Анкета для родителей «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?» (приложение ).
Итак, для того чтоб начать разговор о готовности детей к школе, необходимо узнать, а готовы ли вы сами, родители, отдать своих детей в школу? (Родители отвечают на вопросы анкеты, подсчитывают балловые результаты, зачитывается интерпретация.) А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.
Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов – это означает, что у вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайней мере вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребёнка;
5-9 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребёнок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребёнка, но есть ещё время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребёнок не найдёт контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные и сюжетно-ролевые игры.
5 – ребёнок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.
1.2 Упражнение «Как выбрать школу?»
Цель: помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах.
Инструкция: «В таблице выделены некоторые суждения о том, какая школа может быть. Обведите номера тех суждений, которые устраивают вас полностью.
Вывод: С помощью предлагаемой таблицы вы можете сформулировать для себя желаемый образ школы, соотнести идеальный вариант с теми, что имеются в реальности, взвесить свои возможности и принять ответственный и осознанный выбор».
2. Мини-лекция «Игра для подготовки к школе».
Наверное, каждому воспитателю каждый день приходится отвечать на вопрос родителей: «Как вел себя мой ребенок на занятии? Как справился с задание?». Все эти вопросы родители напрямую связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребенок? Умеет ли он играть в различные игры?» Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и имен но в ней должны формироваться важнейшие личностные и психические новообразования, необходимые для успешного обучения в школе. Наблюдая за игрой, можно многое сказать об уров не развития ребенка в целом. Каждая игра – это общение ребенка с окружающими. В играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи. Если ребенок пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию, это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка.
Для того чтобы ребенок был умным, веселым, дружелюбным и уверенным в себе, не обязательно ему читать лекцию на эту тему (да и не действенно это), надо просто играть в полезные для его возраста игры.
3. Практическая часть.
Игра «Солдатики» (на развитие произвольности, самоконтроля). В эту игру можно играть дома и на улице. По приказу командира – взрослого солдатик-ребенок поворачивается налево, направо, поднимает левую руку и пр. По аналогии можно играть в робота – ребенок должен дотронуться до правого уха, до левой щеки, и пр. можно с предметами. Если ребенок затрудняется, необходимо ему помочь.
Упр-е «Закончи предложение» Игроки поочередно бросают друг другу мяч, произнося начало предложения, поймавший мяч формулирует вариант ответа. Можно несколько раз повторить одно и то же начало, с различными окончаниями.
Игра «Передай движение». Дети становятся в круг и закрывают лаза. Ведущий придумывает какое-нибудь движение, затем будит своего соседа и показывает ему движение. Тот будит своего соседа и показывает ему так. Как запомнил. Так все по кругу просыпаются.
<ИграИгра «ЧЕРЕПАХИ» Цель: <Научить ><детей ><контролировать ><свои ><действия, ><слу ><шать ><и ><понимать ><инструкцию ><взрослого.>
Содержание: <Дети ><встают ><по ><одну ><сторону ><ковра. ><Воспитатель> <встает ><напротив ><них ><по ><другую ><сторону ><ковра. ><По ><его> <команде ><дети ><должны ><двигаться ><к ><нему. ><Их ><задача ><-> <идти ><как ><можно ><медленнее. ><Побеждает ><тот, ><кто ><при><дет ><последним. ><Стоять ><на ><одном ><месте ><нельзя.>
<Игра Игра Игра «Головомяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и трой ках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, что бы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Поло жите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нуж но его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате». Для детей 4 — 5 лет правила упрощаются: например, в ис ходном положении можно не лежать, а сидеть на корточ ках или стоять на коленях
Игра «Прогулка с компасом» Цель: формирование у детей чувства доверия к окружаю щим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («ту рист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игро вое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помога ет ведомому держать направление, избегая препят ствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чув ствовали, когда были с завязанными глазами и полага лись на своего партнера.
Упражнение «Ток» ( с 5 лет)
Дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).
Игра «Да и нет не говорите»
Цель: развитие произвольности, умения контролировать свои действия.
Водящий задает участникам различные вопросы, участникам необходимо отвечать правильно и быстро на вопросы, но не употреблять слова «да» и «нет».
Примерные вопросы:
- Вы ходите в детский сад?
- Вы живете в Африке?
- Вы любите мороженое?
- Вы умеете ходить на руках?
- Ночью солнце светит?
- Люди ходят по потолку?
- Корова умеет летать?
- Снег горячий?
- Вы пришли в куртке?
- Арбузы вкусные? и прочие вопросы.
Игра «Каскад слов». Игра развивает память, объем памяти, речь, мышление. Проводится по типу «Снежного кома». Выбирается тема, например: фрукты. Первый игрок говорит слово на эту тему: апельсин. Второй повторяет слово предыдущего игрока и добавляет свое: апельсин, яблоко. Третий повторяет все слова, сказанные ранее и добавляет свое: апельсин, яблоко, груша. Игра продолжается, пока ребенок повторяет слова, сохраняя их порядок. Далее выбирается новая тема, игра повторяется.
Игра «Сходства и различия». Игра развивает воображение, логическое и ассоциативное мышление, речь. Необходимо найти не меньше пяти сходств и различий разных понятий, например: молоко – вода (), самолет – поезд, стул – стол, и т.д.
Игра «Бег ассоциаций». Игра развивает ассоциативное мышление, слуховую память, связную речь, воображение. Необходимо связать высказыванием любые названные предметы. Например: 1 игрок называет слова «крыса», «табуретка». 2 игрок составляет предложение «Папа бросил табуреткой в крысу», и называет третье слово «молоко». Следующий игрок связывает 2-е и 3-е слова, например: «На табуретке было пролито молоко» и называет следующее слово.
Игра «Бусы из слов». Развивает произвольность поведения, память, умение слушать других, работать сообща. Выбирается стихотворение, которое все хорошо знают, играющие читают его, произнося по одному слову по очереди. Вариант: стихотворение разбивается на стихотворные строчки.
Игра «Где применить?». Игра расширяет личный опыт ребенка, развивает его связную речь, мышление, воображение.
Газета нужна для чтения. Для чего еще может быть нужна газета? (Необходимо придумать не менее пяти способов использования предмета)
- Книга;
- Тетрадь;
- Консервная банка и т.д.
4. Заключительная часть.
В игре к ребенку вместе с удовольствием приходит ощущение эмоционального комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности, в которых заключен мощный импульс детского развития. Игра для растущего ребенка – необходимый механизм «запуска» самых разных сторон его личности, является наиболее «плодородной почвой» для благополучного и своевременного «прорастания» как личностных качеств, так и опыта социальной компетентности в общении с окружающими людьми.
Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих успешнее адаптируются в школе, взрослые лучше справляются с жизненными проблемами. Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослым, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии. Только благодаря игре он ощущает настоящую внутреннюю свободу от положения своей зависимости в мире взрослых с многочисленными социальными нормами и правилами, которые в реальном мире ребенку далеко не все подвластно, а в мире игровых ролей и отношений становятся доступными.
Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть (Ф. Роджерс).
Игра – естественный язык ребенка.
Упр-е «Австралийский дождик».
Приложение
Как выбирать школу?
Цель: помочь родителям составить собственное представление о близлежащих школах.
Напротив каждого пункта поставьте оценку:
1 - соответствует вашему идеальному образцу школы; 2 – вы могли бы согласиться; 3 - для вас это неприемлемо.
Примерные критерии | описание | оценка |
Территория школы |
| |
Внешний вид здания |
| |
Внутренний климат |
| |
Педагогические кадры |
| |
Порядок записи в школу |
| |
Внешний вид школьников |
| |
Особенности обучения в школе |
| |
Внешкольные занятия |
|
Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?
Тест для родителей.
- Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.
- Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
- На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
- Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
- Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
- Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать, писать.
- Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.
- Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.
- Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
- Мой ребёнок не ходит в детский сад, и никогда не расстанется с матерью.
- Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.
- Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
- Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
- Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.
- Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!».
Занесите свои ответы в табличку: если вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1/ 6/ 11/ | 2/ 7/ 12/ | 3/ 8/ 13/ | 4/ 9/ 14/ | 5/ 10/ 15/ | |
Всего |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Игра для подготовки к школе»
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе. Форма проведения; семинар-практикум. Основная мысль - социально-личностная готовность к школе через игры на самостоятельность и произ...
Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»
В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на тему: «Подготовка руки ребенка к письму»
В данной работе представлен материал для родителей детей подготовительной к школе группе, в котором описываются игры и упражнения, помогающие подготовить руку ребенка к письму....
Круглый стол для родителей "Обогащение словарного запаса ребенка с ОВЗ в домашних условиях" в рамках проекта "Ресурная школа" (семинар-практикум "Играя, развиваем")
Знакомство родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей с ОВЗ в домашних условиях. Родителям представлены игры, которые могут активно пременяться в домашних условиях с целью ра...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Игра для подготовки к школе»
Материал для детей по подготовке к обучению в школе...
Родительское собрание в форме семинара-практикума на тему «Подготовка к школе»
Цель: Сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Приветствую вас н...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Развиваем ребенка вместе или полезные игры для подготовки к школе"
Цель:Повысить родительскую психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания дошкольников....