Памятка для педагогов - Профилактика конфликтов (буклет)
консультация на тему

Яковлева Наталья Александровна

Правила поведения и реагирования на конфликтующего человека:

1. Нельзя сразу и полностью отрицать чье-либо мнение, не совпадающее с вашим, принимать заданные провокатором конфликта тон, резкость и агрессивность и отвечать на атаку атакой (как только общение переходит на повышенные тона, никого уже не слышат, кроме себя).
 

2. Следует проявлять внимание и доброжелательность к собеседнику, терпимость к его особенностям, показывать свое искренне сочувствие. Внимательно выслушайте такого человека, не прерывая и не показывая, что вам уже известно то, что он намерен сказать, поскольку это раздражает еще сильнее. Хороший эффект дает техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного - тем самым человеку дается понять, что он услышан и понят. 

3. Как только оппонент иссякнет, следует спокойно высказать мнение о том, "что его позиция очень даже интересная, и ее можно было бы принять" и тому подобные одобрения, которые влияют в сторону снижения агрессии, гнева, возмущения и изначального пыла. Тут же мягко добавить, что "именно эта идея (план, позиция, желание и т.д.) и разрабатывается (рассматривается, обсуждается, принимается и т.д.), но имеются некоторые нюансы, которые требуют уточнения и мешают..." - это обезоруживает даже самого ярого, враждебно настроенного противника.   

4. Необходимо избегать столкновений личного характера. Не следует воспринимать ненормативную лексику и словесные оскорбления в свой адрес, уяснив для себя, что этого человека нужно воспринимать таким, каким он себя подает, не пытаясь урезонить его или призвать к соблюдению приличия. 
 

5. Стараться быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику. Кроме всего прочего, сдержанность и спокойствие снижает общий накал страстей.
 

6. Говорить с оппонентом нужно на понятном ему языке, медленно и правильно, избегая слов-паразитов. Не следует демонстрировать свое интеллектуальное превосходство. 
 

7. В уже развивающемся конфликте нельзя спешить с ответной реакцией. Лучше всего выдерживать паузы, как бы "пропускать мимо ушей" любые реплики и требования. Вместо ответа на заявленные вопросы задать свой вопрос, совершенно не по "теме", чтобы выиграть время для обдумывания своей тактики и стратегии. 

8. Полезно отвлечь внимание партнера от болезненного вопроса, хотя бы на короткое время, при этом могут быть использованы любые приемы - от просьбы пересесть на другое место, позвонить, записать что-то до высказывания какой-нибудь нелепой мысли, шутки и т.п. 
 

9. Желательно высказывать собеседнику не готовые оценки и мнения, а свои чувства, состояния, вызываемые его словами: это заставит вашего партнера отвечать не односложно, а развернуто, мотивированно, с пояснением своей позиции. Прежде чем отвечать на критику, замечания, упреки, нужно четко уяснить, что конкретно имеется в виду; вы должны быть уверены, что правильно все поняли. 
 

10. Следует избегать закрытых поз, например, не складывать руки на груди.
 

11. Нельзя смотреть оппоненту прямо в глаза - в этом случае может возникнуть агрессия.

Для своевременного распознавания конфликта и принятия правильного решения необходимо ответить на следующие вопросы:

Как воспринимается проблема противной стороной? 

Что лежит в основе проблемы, и ее значение для каждой из сторон? 

Насколько велика вероятность перерастания данной ситуации в конфликтную? 

Что скрывается за реакциями другого человека? 

Соответствует ли поведение каждого из оппонентов сложившейся ситуации  (исследования показывают, что сила реакции обычно не соответствует значимости конфликта)? 

Что необходимо сделать, чтобы не допустить конфликт? 

Что необходимо предпринять, если противная сторона поведет себя не так, как 
 хотелось бы? 

Каковы возможные последствия при благоприятном и неблагоприятном развитии 
ситуации? 

Какова степень физической опасности для вас?

 Каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него. Но все-таки знание рекомендаций психологов значительно упростит эту задачу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pamyatka.pdf432.7 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

способы снятия внутреннего напряжения у педагогов...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе"

Представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения....

Семинар-практикум для профилактики конфликтов между педагогами

Повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов. Как общаться с конфликтными людьми, какими бывают конфликты в коллективе и как их избегать....

Рекомендации психолога для педагогов: "Профилактика конфликтов в ДОУ".

Рекомендации психолога по урегулированию конфликтов...

Памятка для педагогов "Профилактика конфликтов"

Памятка для педагогов "Профилактика конфликтов"...

Памятка для педагогов: "Профилактика стресса".

Памятка предлагает педагогам спсобы снятия стрессовых состояний....