Проект по познавательному развитию «Осень разноцветная» для второй младшей группы
проект (средняя группа) на тему

Содержание.

1. Введение.

2. Информационная карта проекта.

2.1 Цели проекта.

2.2 Задачи проекта.

2.3 Актуальность проекта.

2.4 Направление деятельности проекта.

3. Формы проведения проекта.

4. Ожидаемые результаты.

5. Интеграция образовательных областей.

6. Этапы реализации проекта.

6.1 Подготовительный этап.

6.2 Перспективный план проекта.

6.3 Практический этап.

6.4 Аналитический этап.

7. Заключение.

Список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_2_ml.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления детей

с аллергическими заболеваниями №69»

Проектная работа

«Осень разноцветная»

                                             

Выполнили

воспитатели  группы №6

Хакимова Г.З

Ермакова Е.Б.

Г. Нижнекамск

2015г

Проект по познавательному развитию «Осень разноцветная» для второй младшей группы

 

Содержание.

1. Введение.

2. Информационная карта проекта.

2.1 Цели проекта.

2.2 Задачи проекта.

2.3 Актуальность проекта.

2.4 Направление деятельности проекта.

3. Формы проведения проекта.

4. Ожидаемые результаты.

5. Интеграция образовательных областей.

6. Этапы реализации проекта.

6.1 Подготовительный этап.

6.2 Перспективный план проекта.

6.3 Практический этап.

6.4 Аналитический этап.

7. Заключение.

Список использованной литературы.

 

1. Введение

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться». Учитывая, что представления детей четвертого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе будет способствовать организация проектной деятельности «Осень разноцветная». Она даст возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения.

2. Информационная карта проекта.

Полное название проекта: «Осень разноцветная».

Автор проекта: воспитатель дошкольной группы Хохлова А.С.

Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательско-творческий.

2.1 Цель:

  • выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;
  • заинтересовать проблемой;
  • провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;
  • поддержать естественный интерес ребенка к природе;
  • сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
  • укрепить здоровье, расширить двигательный опыт детей.

2.2 Задачи проекта:

Обучающие:

  • формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;
  • формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

  • развивать умственные операции сравнения и обобщения;
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;
  • приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
  • развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональное отношение к природе;
  • воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

2.3 Актуальность:

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

2.4 Направление деятельности проекта: 

  • исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени
  • творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

Краткое содержание проекта:

Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.

Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно – исследовательской.

Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

Сроки проведения: 1 неделя.

Количество участников проекта: 21

Возраст детей: 3-4 года.

Форма проведения:

  • образовательные ситуации;
  • дидактические игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций
  • наблюдения на прогулке;
  • работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
  • совершенствование экологической среды группы;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • оформление картотеки наблюдений;
  • конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
  • выставка поделок из природного материала.

5.Интеграция образовательных областей

Образовательные области программы

Виды детской деятельности.

 

Познавательное развитие

Беседы об осени.

Занятие-игра «Овощи и фрукты».

Игра-занятие «Овощи на грядке».

Описание природы в сентябре – октябре – ноябре.

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».

Дидактическая игра с осенними листьями «Собери листья».

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».

Рассматривание сюжетных картин.

Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».

Художественно-эстетическое развитие

НОД по художественному творчеству Рисование «Осеннее дерево».

Пословицы, загадки, поговорки, потешки.

Чтение и заучивание стихотворений об осени.

Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи».

Чтение художественной литературы М.Пришвин «Осенние листики».

Чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Осень».

Чтение художественной литературы «Осенние грибы».

Чтение художественной литературы О.Иваненко «Спокойной ночи».

Слушание: И.П.Чайковского «Времена года».

Разучивание песен об осени.

Рисование «Осеннее дерево».

Лепка «Веточки рябины».

Аппликация «Ковер из осени».

Социально-коммуникативное развитие

Игра – импровизация по сказке «Репка».

Занятие «Что нам осень принесла».

Игра-занятие «Овощи и фрукты».

Игра-занятие «Овощи на грядке»

Физическое развитие

«Дары осени» - сбор природного материала на прогулке.

Подвижные игры на прогулке.

6. Этапы реализации проекта.

6.1 Подготовительный этап.

  • Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
  • Составление перспективного плана, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями
  • Выбор оборудования и материалов;

6.2 Перспективный план проекта:

Понедельник

Беседы об осени.

Занятие-игра «Овощи и фрукты».

Чтение художественной литературы «Осенние грибы» Н.Павлова.

Заучивание стихотворения Ю. Тувим «Овощи».

Вторник

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью».

Дидактическая игра с осенними листьями «Собери листья». Чтение художественной литературы Г.Скребицкий «Осень» НОД по художественному творчеству Рисование «Осеннее дерево».

Заучивание песни «Осенняя песенка».

Среда

Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».

Рассматривание сюжетных картин.

Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».

Чтение художественной литературы М.Пришвин «Осенние листики».

Заучивание стихотворения «Листопад» И.Бунин.

Четверг

НОД по художественному творчеству. Аппликация «Осенний ковер».

Чтение художественной литературы О.Иваненко «Спокойной ночи».

Занятие - игра «Овощи на грядке».

 

Пятница

Лепка «Веточки рябины».

Дидактическая игра «Узнай листок по описанию».

Итоговое занятие «Что нам осень принесла?».

6.3 Практический этап - реализация комплексного проекта «Осень разноцветная» с участниками проекта. В работе с детьми будут использованы разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы, экологические задачи.

В уголке природы разместить дары осени - овощи и фрукты, ягоды. Дети научатся различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть.

Организовать с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей сложится представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учить детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом. Наблюдения за явлениями неживой природы связать с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показать детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращать внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточнять представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращать внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщать детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Организовывать разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами.

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству сделать четыре дерева на разное время года .Это позволит объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечить психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.

Работа с родителями.

Формы и методы работы с родителями:

Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».

Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала

Участие родителей в субботниках.

Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

6.4 Аналитический этапанализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс поможет обогатить его содержание. Обеспечит развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствует накапливанию у детей конкрето-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомятся с растительным и животным миром Московской области, особенностями наступления осени в данной местности. Работа по проекту поможет развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята будут передавать в рисунках. Сделанная подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дадут возможность развить чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшится развитие мелкой моторики рук, они получат возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

7. Заключение

Надеюсь, что дети с большим интересом включатся в различные виды деятельности, смогут самостоятельно решать проблемные задачи, проявят чувство ответственности за природу, себя и других.

Создавая проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.  Думаю, что мне это удалось.

 

Список использованной литературы.

1. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцева М. М. Методика ознакомления с природой в детском саду: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». — М.: Просвещение, 1991.

2. Комарова Т. «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа.», Мозаика-Синтез.2014г.

3. Масленникова О., Филиппенко А. «Экологические проекты в детском саду», изд. «Учитель». 2014г.

4. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Мозаика- Синтез, 2014.

6. Теплюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2–4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия (познавательное развитие- ручной труд)во второй младшей группе по теме "Путешествие с Лунтиком на его родную планету."

Вступительная часть.Организационный момент.Привлечь внимание детей, поздороваться с гостями, настроить на дальнейшую работу.Беседа.- Ребята, завтра очень важный праздник – День космонавтов и соз...

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая» во второй младшей группе

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логиче...

Конспект занятия по познавательному развитию «Чудесное дерево» во второй младшей группе

1.     Закрепить представление детей о геометрических фигурах, умение распознавать на ощупь геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.2.     Закрепить зн...

Конспект по развитию речи "Разноцветная сказка" (вторая младшая группа)

Цели:1. Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. Упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существованием в роде, числе, падеже.2. Развивать св...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация). «Разноцветная гусеница». Вторая младшая группа.

конспект разработан для детей младшей группы , где дети учатся изготавливать гусеницу в виде объемной аппликации....

Проект познавательного развития «СемьЯ» для детей второй младшей группы

Ведение Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина",  «Откуда я родом?».  Вопрос с виду простой,...

Конспект НОД по познавательному развитию "Осень золотая" во второй младшей

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.Задачи:Образовательные:1. Расширять знания детей об осени, как времени года.2. Закреплять знания цветов: желтый, красный, зелёный.3. Про...