Педагогический совет "Девочки и мальчики - почему они разные"
методическая разработка на тему

Тетова Светлана Евгеньевна

Педагогический совет в нетрадиционной форме в виде КВН, а также использование ИКТ - презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_5_sad.doc133.5 КБ
Файл pedsovet.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 г. Беслана»

Педагогический совет

«Девочки и мальчики  - почему они разные»

подготовила

старший воспитатель

Тетова Светлана Евгеньевна

Беслан, 2015г.

Педагогический совет

«Девочки и мальчики  - почему они разные».

Цель:  повышение уровня компетентности педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.
  2. Развивать способности и готовность педагогов к проектированию деятельности  с учетом гендерного подхода к воспитанию детей
  3. Стимулировать педагогов на творчество в их педагогической деятельности.
  4. Определять стратегию сотрудничества с родителями с позиции гендерного подхода.
  5. Выявить проблемы и наметить пути их решения

Предварительная  работа:

  1. Семинар «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста» (Психологические особенности мальчиков и девочек).
  2. Семинар – практикум «Игровые ситуации, конспекты занятий».
  3. Консультации:

«Руководство игровой деятельностью девочек и мальчиков».

«Народные традиции осетин в воспитании девочек и мальчиков».

  1. Оперативный контроль «Организация гендерной предметно – развивающей среды».
  2. Изучение методической литературы по гендерному воспитанию

Повестка:

  1. Психолого-педагогические условия воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье.
  2. Итоги анкетирования педагогов, родителей.
  3. Итоги оперативного контроля «Организация гендерной предметно-развивающей среды в ДОУ»
  4. КВН
  5. Отчет педагогов по самообразованию.
  6. Задание. Изучение мет. литературы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников».
  7. Проект  решения педсовета.

Ход педсовета:

Восточная легенда рассказывает,
что Создатель сотворил человека единым,
но, разгневавшись на него,
разрубил на две половинки.
Одна стала мужчиной, а другая - женщиной.
С тех пор они такие разные,
ищут по свету друг друга,
чтобы обрести полноту существования...

  1. Психолого-педагогические условия воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Происходит повсеместная феминизации образования (домашнего, дошкольного, школьного и вузовского). «Феминизация» воспитания детей способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них необходимых качеств, испытывают дополнительные трудности при службе в армии; вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу и часто перекладывают ответственность на плечи женщины за семью и воспитание детей, что порождает многие семейные конфликты. У представительниц женского пола не формируется терпеливость, умение поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости гендерного воспитания,  начиная с детского сада, с момента, когда ребенок начинает различать пол.

Хочется остановиться на роли родителей в половой идентификации ребёнка.
Семья образует весь мир человека, это самая близкая к человеку социальная среда. Родители ждут не просто ребёнка вообще. Они пытаются загадать, какого пола он будет. Им очень важно, будет это сын или дочка, потому что, пока он не родился, они представляют его, то малышом, топающим рядом, то малышкой, с красивым, пышным бантом… Но вот он родился. Счастливые родители те, которые имеют детей разного пола. Ведь уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Во все времена родители интуитивно чувствовали разницу в их зарождающейся психике. И немного по-разному разговаривали с сыном и дочкой, используя немного отличающиеся жесты и мимику, по-разному пели колыбельные.

Специалисты и родители из многодетных семей отмечают, что мальчиков, даже совсем маленьких чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, сделай, перестань...), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый...), мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить. 
Итак, все дети развиваются по-разному. Но, одинаковые ли результаты мы получим, одинаково воспитывая мальчика и девочку? Да нет одинакового воспитания! Отец и мать по-разному видят и осуществляют воспитание своих общих детей. И именно родители ответственны за половое воспитание своих детей, так как только они могут научить их взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей — главный воспитывающий фактор воздействия на ребёнка. И здесь очень уместно высказывание поэта Виктора Ивановича Кочеткова: « Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок».

Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего, сами должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности и женственности. Перед ребёнком всегда должен быть положительный пример для подражания.

Считается, что отцы больше, чем матери строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и играют большую роль в половой идентификации ребенка. Матери относятся к сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой принадлежности, хотя в дошкольный период мужественность отца и женственность матери, по-видимому, одинаково влияют на формирование половой идентификации у ребенка того же пола.

Педагоги ДОУ должны донести эту информацию до родителей.

Гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно-ориентированного образования, учитывающая индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая на основании этого определение содержания, форм и методов воспитания, создание гендернокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом.

Интересные факты: в конце 60-х годов прошлого века было установлено, что девочки, родившиеся у матерей, получавших для предотвращения выкидыша гормональный препарат прогестин, отличались высоким интеллектом, по физическому развитию походили на мальчиков, играли в войну, дрались, были независимы и самоуверенны. Такие девочки становились руководящими работниками, у них слабо выражался материнский инстинкт, они были агрессивны и неуживчивы в семье. Известно также, что мальчики родившиеся в блокадном Ленинграде, отличались мягким, покладистым характером, играли в куклы. Скорее всего, женские черты в их поведении были связаны со стрессами, перенесенными матерями во время беременности.

  1. Итоги анкетирования педагогов, родителей.
  2. Итоги оперативного контроля «Организация гендерной предметно-развивающей среды в ДОУ». Презентация.

Необходимо начать создавать «Копилку материалов по гендерному воспитанию» - подборка художественного слова для мальчиков и девочек, картотека игр, дидактические игры, схемы-действия.

  1. КВН

Звучит музыка «Мы начинаем КВН».

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать  в этом зале всех поклонников клуба Весёлых и находчивых. Тема сегодняшнего педагогического КВНа «Гендерный подход к воспитанию и обучению дошкольников».

Вам необходимо поделиться на две команды и придумать названия команд в контексте сегодняшней темы. Но для начала хочу представить жюри (объявляется состав жюри).

Пожелаем нашим командам блестяще выступить и покорить своим шармом жюри. Максимальная оценка за каждый конкурс 3 балла.

Итак, мы начинаем КВН!

Разминка  «Чудесная коробочка»

         Чтобы иметь представление, о чём мы с вами будем говорить, давайте проведём для начала разминку. Команды по очереди отвечают на вопросы:

  1. В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?
         Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего  физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.
         Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

  1.  Выделите отличительные черты полоролевого и гендерного подходов:              Биологический аспект (строение тела)

          Психологический аспект (особенности развития психических процессов)

Внешний вид

Стереотипы поведения мужского или женского

Социальный аспект (взаимодействие природных задатков и соответсвующей социализации)

Биологический аспект (строение тела, внешний вид)

                       

  1. К какому возрасту формируется гендерная устойчивость? Поясните.

С 4 до 5 лет детям становиться понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка.

  1.  В какой деятельности происходит усвоение детьми гендерного поведения?

В игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра).

Оценка жюри

Экзамен

       Ведущий: Чтобы определить насколько уважаемые коллеги знают тему: «Гендерный подход к воспитанию и обучению дошкольников», объявляется следующий конкурс-экзамен.

  1. Командам предлагается по описанию определить пол, соответственно  распределив карточки.

ДЕВОЧКИ

МАЛЬЧИКИ

Рождаются более зрелыми на 3-4 недели

Начинают ходить на 2-3 месяца позже

Чувствительны к шуму

Начинают говорить на 4-6 месяцев позже

Больше развита чувствительность кожи

Более подвижны

Опираются на ближнее зрение

Трудновоспитуемы

Раскладывают игрушки возле себя

До 8 лет острота слуха выше

Смотрит при ответе на вопрос в глаза

Игры опираются на дальнее зрение

Вопросы задаются для установления контактов

При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает

Всё надо объяснять конкретно

Вопросы задаются конкретно, для получения информации

Лучше развиты беглость речи и скорость чтения

Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний

Мозг готов к ответу на любую неприятность

Лучше решают задачи

Лучше отгадывают кроссворды

Более раздражительны

Более возбудимы

Более нетерпимы

  1. Придумать интересную форму работы с родителями по данной проблеме и представить её нам. В течение 5 минут команды должны придумать название мероприятия с родителями, определить его цели, разработать план его проведения.

Оценка жюри

Эстафета

  1. Игра-соревнование. Кто быстрее распределит  качества, характеризующие мальчика и  девочку. Качества: лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость, душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность, уступчивость, кокетливость.
  2. Игра «Разложи игрушки». Надо разложить игрушки в 2 объединенных круга: для мальчиков и для девочек, в середину те игрушки, которые подходят и для мальчиков, и для девочек.

Оценка жюри

Слово жюри, подведение общего итога, награждение команды -победительницы

  1. Отчет педагогов по самообразованию.
  2. Задание. Изучение мет. литературы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников».

  1. Решение педагогического совета

1. Продолжать планировать работу:

- по формированию представлений детей о социальных функциях мужчин и женщин в семье;

-  по взаимодействию с семьей по вопросам полоролевого воспитания (родительское собрание, консультацию, текстовую информацию).

- Преобразовать предметно-развивающую среду, с учётом гендерных особенностей. 

  Ответственные   -  воспитатели  групп

  Срок – постоянно

2. Продолжать работу по пополнению предметной среды атрибутами для игр мальчиков и девочек, дидактическими играми, пособиями, альбомами  по полоролевому воспитанию.

Ответственные   -  воспитатели  групп

         Срок – в течение года

  1. Начать создавать «Копилку материалов по гендерному воспитанию» - подборка художественного слова для мальчиков и девочек, картотека игр, дидактические игры, схемы-действия. Разработать рекомендации для воспитателей для реализации предметно-развивающей среды, с учётом гендерных особенностей. 

         Ответственные   -  творческая группа

         Срок – в течение года

4.  Продолжать изучение нормативных документов, методической литературы по данному вопросу.

Ответственные   -  воспитатели  групп

         Срок – в течение года

.

Справка.

Оперативный контроль.

Тема: «Организация гендерной предметно-развивающей среды в ДОУ»

Дата: 27.10.2015г.

Проверка проводилась с целью определения преобразования предметно-развивающей среды в группах, с учётом гендерных особенностей. 

Были обследованы 6 групп. В ходе проверки были получены следующие результаты:

- предметно - развивающая среда реализована полностью и способствует гендерной социализации ребенка во 2 младшей группе (58 б.) и 2 старшей группе (72 б.)

- частично реализована, допущены лишь небольшие неточности, не влияющие на общее состояние показателя в 1 средней группе (35 б.) и подготовительной (38 б.)

- предметно- развивающая среда должным образом не реализована, требования, заключенные в формулировке показателя, выполняются не полностью, эпизодически либо формально во 2 младшей группе (25 б.).

 Рекомендации: Необходимо продолжить преобразование предметно-развивающей среды в группах, с учётом гендерных особенностей. Особое внимание уделить атрибутам для игр мальчиков и девочек, дидактическим играм, пособиями, альбомам  по полоролевому воспитанию, а также пополнить уголки ряженья костюмами для мальчиков. Необходимо начать создавать «Копилку материалов по гендерному воспитанию» - подборка художественного слова для мальчиков и девочек, картотека игр, дидактические игры, схемы-действия.

Полоролевой подход                                          Гендерный подход

ДЕВОЧКИ

МАЛЬЧИКИ

Рождаются более зрелыми на 3-4 недели

Чувствительны к шуму

Больше развита чувствительность кожи

Опираются на ближнее зрение

Раскладывают игрушки возле себя

Смотрит при ответе на вопрос в глаза

Вопросы задаются для установления контактов

Всё надо объяснять конкретно

Лучше развиты беглость речи и скорость чтения

Мозг готов к ответу на любую неприятность

Начинают ходить на 2-3 месяца позже

Начинают говорить на 4-6 месяцев позже

Более подвижны

Трудновоспитуемы

До 8 лет острота слуха выше

Игры опираются на дальнее зрение

При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает

Вопросы задаются конкретно, для получения информации

Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний

Лучше решают задачи

Лучше отгадывают кроссворды

Более раздражительны

Более возбудимы

Более нетерпимы

лидерские качества

 агрессивность

 порывистость

смелость

душевность

эмоциональная чувствительность

 доброта

покорность

уступчивость

кокетливость

девочки

мальчики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет «Девочки и мальчики - почему они разные» Составила старший воспитатель Тетова Светлана Евгеньевна

Слайд 2

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах гендерного воспитания детей. Задачи: Систематизировать знания педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста. Развивать способности и готовность педагогов к проектированию деятельности с учетом гендерного подхода к воспитанию детей Стимулировать педагогов на творчество в их педагогической деятельности. Определять стратегию сотрудничества с родителями с позиции гендерного подхода. Выявить проблемы и наметить пути их решения

Слайд 3

Повестка: Психолого-педагогические условия воспитания и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста в детском саду и семье. Итоги анкетирования педагогов, родителей. Итоги оперативного контроля «Организация гендерной предметно-развивающей среды в ДОУ» КВН Отчет педагогов по самообразованию. Задание. Изучение мет. литературы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников». Проект решения педсовета.

Слайд 4

Итоги оперативного контроля «Организация гендерной предметно-развивающей среды в ДОУ» В ходе проверки были получены следующие результаты: - предметно - развивающая среда реализована полностью и способствует гендерной социализации ребенка во 2 младшей группе (58 б.) и 2 старшей группе (72 б.) - частично реализована, допущены лишь небольшие неточности, не влияющие на общее состояние показателя в 1 средней группе (35 б.) и подготовительной (38 б.) - предметно- развивающая среда должным образом не реализована, требования, заключенные в формулировке показателя, выполняются не полностью, эпизодически либо формально во 2 младшей группе (25 б.). Рекомендации: Необходимо продолжить преобразование предметно-развивающей среды в группах, с учётом гендерных особенностей. Особое внимание уделить атрибутам для игр мальчиков и девочек, дидактическим играм, пособиями, альбомам по полоролевому воспитанию, а также пополнить уголки ряженья костюмами для мальчиков. Необходимо начать создавать «Копилку материалов по гендерному воспитанию» - подборка художественного слова для мальчиков и девочек, картотека игр, дидактические игры, схемы-действия.

Слайд 5

КВН Разминка «Чудесная коробочка» 1. В чем различие понятий половое и гендерное воспитание? Половое воспитание – воспитание , основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине. Понятие « гендерное воспитание» используется в педагогике. Под « гендером » понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Слайд 6

2. Выделите отличительные черты полоролевого и гендерного подходов: Биологический аспект (строение тела), Психологический аспект (особенности развития психических процессов) , Внешний вид , Стереотипы поведения мужского или женского, Социальный аспект (взаимодействие природных задатков и соответствующей социализации), Биологический аспект (строение тела, внешний вид)

Слайд 7

3. К какому возрасту формируется гендерная устойчивость? Поясните. С 4 до 5 лет детям становиться понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребёнка. 4. В какой деятельности происходит усвоение детьми гендерного поведения? В игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра).

Слайд 8

Экзамен Командам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки. ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ Рождаются более зрелыми на 3-4 недели Начинают ходить на 2-3 месяца позже Чувствительны к шуму Начинают говорить на 4-6 месяцев позже Больше развита чувствительность кожи Более подвижны Опираются на ближнее зрение Трудновоспитуемы Раскладывают игрушки возле себя До 8 лет острота слуха выше Смотрит при ответе на вопрос в глаза Игры опираются на дальнее зрение Вопросы задаются для установления контактов При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает Всё надо объяснять конкретно Вопросы задаются конкретно, для получения информации Лучше развиты беглость речи и скорость чтения Можно недообъяснить , чтобы организовать ситуацию поиска знаний Мозг готов к ответу на любую неприятность Лучше решают задачи Лучше отгадывают кроссворды Более раздражительны Более возбудимы Более нетерпимы

Слайд 9

Придумать интересную форму работы с родителями по данной проблеме и представить её нам. В течение 5 минут команды должны придумать название мероприятия с родителями, определить его цели, разработать план его проведения.

Слайд 10

Эстафета Игра-соревнование. Кто быстрее распределит качества, характеризующие мальчика и девочку. Качества: лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость, душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность, уступчивость, кокетливость. Игра «Разложи игрушки». Надо разложить игрушки в 2 объединенных круга: для мальчиков и для девочек, в середину те игрушки, которые подходят и для мальчиков, и для девочек.

Слайд 11

Отчет педагогов по самообразованию. Задание. Изучение мет. литературы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников». Решение педагогического совета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мальчики и девочки - почему они разные?

Мальчики и девочки - почему они разные? Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и девочек....

"Мальчики девочки -такие разные"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипл гендерному воспитаниб в старшей группе....

мальчики и девочки, почему они разные

рекомендации для родителей...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Девочки и мальчики: мы такие разные»

Представленная разработка включена в раздел «Уверенность в себе» программы социально-эмоционального развития дошкольников «Я – Ты – Мы» О.Л. Князевой, реализуемой в дошкольном образовательном учрежден...

Доклад на педагогическом совете " Воспитание девочек и мальчиков в традициях разных народов". Старшая группа.

Подготовила тему для коллег. С темой познакомила коллег для всестороннего развития....

Родительское собрание Тема: «Девочки и мальчики - почему они разные?»

Повысить компетентность родителей в формировании соответствующего полоролевого поведения мальчиков и девочек...

Конспект НОД по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки: разные или похожие?»

Конспект НОД по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....