мальчики и девочки, почему они разные
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Мальчики и девочки
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. ДВА РАЗНЫХ МИРА
Первый крик ребенка... И первый радостно-тревожный вопрос мамы: "Кто у меня, мальчик или девочка?" Мы понимаем, что от того, будет наш малыш мальчиком или девочкой, зависит, как сложится его, да и наша жизнь. Но вот он родился. Наконец все родные, друзья и знакомые уже знают, что у вас сын или дочь. Страсти утихли, и началась полная забот жизнь, которая, казалось бы, мало еще зависит от того, какого пола ваш ребенок. А может, и действительно у малышей до какого-то возраста нет разницы, и мальчики развиваются так же, как девочки?
Записывая биотоки мозга у совсем крошечных малышей (новорожденных и детей первых месяцев жизни), мы убедились, что мозг мальчиков и девочек уже в этом нежном возрасте работает неодинаково и в большинстве случаев, проанализировав взаимодействия электрических потенциалов разных областей коры мозга (моторных, зрительных, слуховых или ассоциативных), мы можем с большой долей вероятности сказать, какого пола этот ребенок. Но ведь они только родились! Мы еще так мало успели дать им, мы еще почти не начали их воспитывать, а они уже разные. Их мозг готов впитывать информацию, готов воспринимать и анализировать все, что его окружает. Но уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются.
А как же наше одинаковое воспитание маленького сына и маленькой дочки? Да нет одинакового воспитания! Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствуем разницу в их зарождающейся психике. И немного по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.
Но есть и другая сторона. Свое отношение к ребенку мы подчиняем выработанным педагогическим правилам и тогда... прощай интуиция. "Ребенок в 2 года должен уметь..." И мы все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребенок - мальчик или девочка? В педагогической литературе этот вопрос обычно даже не ставится. А ведь это важно.
Даже очередность созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне "оречевления". А у мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. И это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического, или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки.
Но во многих методических пособиях, рекомендациях, учебниках, книгах мы видим неумолимое: "Ребенок в 1 год должен..., в 4 года должен..., к 7 годам должен...". И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. А вот таблицы таких сравнительно мало существенных для будущей жизни ребенка (да простят нас педиатры) показателей, как рост и вес, составлены отдельно для мальчиков и девочек. Значит, вес тела разный, вес мозга, соответственно, разный, а все то, ради чего существует это тело и этот мозг, то, что является результатом их деятельности (произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление, память и т.д.) одинаковое? Конечно, нет.
Ксожалению, каждый из нас сам смог побывать только в одном из миров: кто-то из вас еще помнит, как был маленькой девочкой, а кто-то - мальчишкой. Да и то, многое уже забылось. Нам не дано самим побывать в мире иного пола, пожить его проблемами, почувствовать его переживания, поболеть его болезнями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений, негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что этого второго мира и нет.
Может быть, на словах мы и согласны, а чувства, не получившие уроков той другой, чужой жизни, жизни представителей противоположного пола, противятся. Но если не дано нам пожить в этом чужом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим понять ребенка, помочь, 'а не помешать ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола и не сумевших приобрести несвойственные им ценности чужого пола.
Итак, вот они перед нами: мальчики и девочки. Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и мира девочек.
Хорошо ли им вместе
С тем, что все дети разные, не спорит никто. Однако педагоги со студенческих времен знают обычно только о возрастных различиях детей. Ребенок в 3 года должен уметь и знать одно, в 4 другое, в 7 третье. Для любого возраста вплоть до выпуска из школы существуют определенные нормативы уровня психического развития. Однако, во-первых, все мы знаем, что так называемый "паспортный" возраст у вполне здорового ребенка всегда несколько отличается от биологического возраста и это нормально. А во-вторых, существуют индивидуальные особенности развития таких психических функций, как восприятие, мышление, память, речь, эмоции и др. Эти индивидуальные особенности определяются в первую очередь биологическими, врожденными, генетическими факторами, на которые накладываются факторы социальные.
Можно выделить определенные типы детей, которые отличаются особенностями своей психики, что в свою очередь определяется спецификой функциональной организации мозга: уровнем развития его проекционных и ассоциативных систем, функциональной специализацией левого и правого полушария, степенью межполушарных взаимосвязей и так далее. Среди таких разных нейропсихологических, нейрогенетических типов выделяются два самых больших: это мальчики и девочки. Разный пол - это не только отличия по первичным и вторичным половым признакам, это, в первую очередь, разный мозг, разная психика, разные "эволюционные ветви" развития человека.
Доктор биологических наук В.А.Геодакян предложил стройную теорию, которую назвал теорией асинхронной эволюции полов. Из нее следует, что для определенного этапа эволюции необходимо существование двух подсистем: одной консервативной, которая опирается на уже апробированные признаки организма, обеспечивающие максимальную выживаемость и приспособляемость к окружающей среде (адаптивность), и прогрессивной, основой которой является появление новых признаков, мутации, изменения, часть из которых окажется вредной, а часть будет двигать эволюцию дальше. Прогрессивная подсистема более уязвима, менее жизнестойка, отягощена различными отклонениями, менее адаптивна в обычных условиях, но зато может оказаться приспособленной к другим условиям меняющейся жизни. В одном организме обе подсистемы существовать не могут, и в эволюции появились два типа организмов: женские и мужские. Так как количество потомства зависит в основном от количества женских особей и некоторый недостаток или избыток мужских сказывается на нем незначительно, то природа, "сберегая" женский пол, отвела ему роль консервативной подсистемы, а мужскому полу рискованную роль прогрессивной.
Итак, девочки и женщины биологически запрограммированы на большую устойчивость к разным жизненным ситуациям, адаптируемость к тем условиям, которые им созданы дома, в детском саду, школе, на работе, большую выносливость, меньшую подверженность вредным влияниям, большую однотипность. Поэтому средняя девочка лучше учится в школе, даже если методика обучения не вполне соответствует ее индивидуальным особенностям, более послушна, воспитуема и обучаема.
На мальчиках и мужчинах природа пробует эволюционные новинки. Они более уязвимы физически и психически, значительно менее одинаковы (больше гениев, больше идиотов), хуже приспосабливаются, менее воспитуемы и на первых этапах обычно хуже учатся. У них более прогрессивный и требующий более долгого развития мозг: больше функциональные различия между полушариями, меньше дублируемость функций, - длительнее все стадии развития, а значит они младше по биологическому возрасту, чем девочки.
Если девочки лучше справляются с типовыми, стандартными заданиями, с упором на исполнительскую сторону работы, то мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие поиска, а не только извлечения из памяти стандартных решений. Исполнительская часть работы при этом страдает. Они не могут работать по схемам, шаблонам, формулам и правилам, не понимая и не "прочувствовав" их. Поэтому требования механического заучивания не для них. Они могут первыми сообразить, как решить задачу, но запутаться в вычислениях и получить "двойку", увидеть мысленно нарисованный предмет в трехмерном пространстве (полкласса, особенно девочки, срисуют с их черновика), но так изобразить на чертеже, что учитель скажет в их адрес немало гневных слов.
Вообще у мужчин и мальчиков лучше развито пространственное мышление (правое полушарие специализируется по этой функции у мальчиков, в отличии от девочек, уже к 6 годам). У девочек и женщин лучше развита исполнительская часть речи (но не глубинные уровни речевого мышления). Мальчику обычно труднее облечь свою мысль в форму грамматически правильно построенного высказывания.
У мужчин левое полушарие мозга (рационально-логическое, речевое) и правое полушарие (эмоционально-образное, интуитивное, пространственное) более специализированы. Но пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, тоньше, чем у женщин, что еще более усугубляет их функциональную специализацию. У мальчиков такая высокая специализация еще только создается, а обмен информацией между полушариями затруднен. Девочки в детстве находятся в лучшей ситуации: информация, попавшая в разные полушария мозга через парные органы чувств (с правой стороны в основном в левое полушарие, а с левой в правое), легко доступна обоим полушариям через мощный пучок связывающих их нервов. Если, например, они пишут правой рукой, то информация от пишущей руки доступна не только левому (речевому), но и правому полушарию и пользоваться при письме информацией, хранящейся в правом полушарии, а не только в левом, тоже, по-видимому, достаточно легко. Большинству мальчиков в такой ситуации значительно труднее. Им требуется больше времени и больше усилий. Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических - образные и эмоциональные. Мальчикам легче пространственные задачи решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее). Но учителя, а чаще - женщины-учительницы, требуют и здесь речевых форм решения. В школе, где работают в основном женщины, геометрия становится наукой, основанной на речевых выкладках, а литература - логическими построениями. И все это происходит на фоне разного биологического возраста, разных темпов и колебаний в развитии, разной последовательности созревания психических функций, разного времени вступления в пубертатный возраст и при разных проявлениях его протекания в сфере психики.
Итак, проблема воспитания и обучения детей разного пола связана, ? первую очередь, с особенностями организации и развития?их мозг? и психики. Но есть и вторая сторона проблемы. Любой педагогический процесс всегда двухсторонний, и его успех определяется в равной мере как самим воспитуемым и обучаемым, так и тем, кто его воспитывает и обучает, то есть педагогом, родителем или другим взрослым. Но условия успешного протекания педагогического процесса предполагают оптимальное взаимодействие партнеров, то есть совместимость их типов восприятия, мышления, запоминания и воспроизведения из памяти, способов передачи мысли, их эмоций и так далее. При этом "совместить" эти процессы должен педагог, приспосабливаясь к возрасту, полу, динамике развития психических функций. Но и мальчиков, и девочек воспитывают и обучают чаще женщины (дома, в детском саду и школе), опираясь на свойственные им типы организации мозга и психики.
Кроме того мальчики и девочки по-разному взаимодействуют с педагогом. Девочки больше настроены на общение. В эволюции это качество помогало женским особям выжить. Девочкам очень важен личный контакт с педагогом, который поддерживается через мимику, жестикуляцию, интонации речи. Отвечая урок, девочка улавливает малейшее движение бровей, глаз, губ. Она следит за тем, качнула ли учительница головой, пожала плечами, кивнула, и по ходу дела корректируют свой ответ. Попробуйте удивленно поднять брови или отрицательно покачать головой - большинство девочек сразу собьются, хотя отвечали правильно. А мальчики, скорее всего, будут отстаивать правильность своего ответа, конечно, если они, выучили урок.
Учительница на уроке тоже в основном ориентируется на девочек - на их лицах легче найти ответ на вопрос, устали или нет, понятен ли материал, устраивает ли темп. Кроме того девочки более речевые и сами скажут учителю о своих затруднениях, если конечно, стиль учителя не жестко авторитарный.
Если суммировать все вышесказанное, то придется удивиться тому, что мальчики и девочки вообще умудряются учиться вместе. Конечно, есть мальчики, которые в чем-то развиваются по женскому типу (а взрослым зачастую это очень удобно) и девочки, развивающиеся по мужскому. Кроме того, и среди мальчиков, и среди девочек существует огромное индивидуальное разнообразие в организации мозга и психики. Да и учителя, одни легче работают с девочками, а другие с мальчиками.
И все же существование двух разных нейропсихологических типов людей: мужчин и женщин, - не подлежит сомнению. Но тогда сразу встает вопрос, а не стоит ли учить их раздельно? Но ведь это уже было в нашей истории и даже не единожды. Существовали когда-то школы для мальчиков и школы для девочек. Значит, они себя не оправдали, раз от них отказались?
На самом деле ответ на этот вопрос не так прост и однозначен. И совместное, и раздельное обучение имеют свои плюсы и минусы. Мы же должны выбрать наилучший вариант, при котором минусов бы было как можно меньше, а плюсов как можно больше. Начнем с минусов. Основные из них касаются сферы взаимоотношений мальчиков и девочек. В малодетных семьях, при отсутствии дворов и площадок дети часто не имеют возможности с ранних лет создавать свои разнополые и разновозрастные группы. Именно в таких группах проигрываются роли "младшего" и "старшего", в них они учатся понимать и принимать ребенка другого пола, исподволь приходят к пониманию того, что люди другого пола по-другому говорят, мыслят, общаются и проявляют свои эмоции. Подростковые компании здесь не в счет, они не заменяют разновозрастных игровых групп. Если еще и в школе дети оказываются изолированными от другого пола, то выйдя за ее порог, они могут оказаться неготовыми к встрече, общению, совместной работе и к созданию семьи с представителями малознакомого им другого пола.
Есть и еще одна опасность. Мальчики и девочки учатся друг у друга разным приемам, методам, подходам к получению знаний, умений и навыков. Девочки получают от мальчиков уроки поисковой стратегии деятельности, а мальчики у девочек учатся опоре на речевые метки, способу речевого упорядочивания материала, исполнительской дисциплине. Правда, этому может так же научить учитель или воспитатель. Кроме того, в классе девочек всегда найдутся такие, которые обладают скорее мальчишечьими типами познавательной деятельности, а в классе мальчиков ребята, которым свойственны скорее женские типы познания. Мастерство учителя в том, чтобы продемонстрировать классу разные способы работы: одни из них выручат учеников в будущем в одних ситуациях или помогут овладеть одной профессией, а другие способы будут необходимы и востребованы в других ситуациях и в других профессиях. Нет плохих и хороших типов функциональной организации мозга, типов мышления, типов познания. Все они оказываются наилучшими в определенных ситуациях.
Педагогическую науку создавали мужчины, и по своему содержанию школьное образование - мужское. Но со временем педагоги-мужчины из школы вымывались. В результате, оставшись мужской по содержанию, наше образование по предъявлению и по организации - женское.
Итак, что же тогда: нужно продолжать учить совместно мальчиков и девочек в одной и той же школе, в одном классе, за одной партой? В одной школе - да. А вот насчет одного или разных классов - об этом еще стоит подумать. Опыт прошлого века или опыт других стран имеет некоторые ограничения, так как наши социальные и культурные условия значительно отличаются. Но существует опыт школ разных городов России, которые в течение ряда лет учат мальчиков и девочек в одной школе, но в разных классах. При этом дети имеют возможность общаться на переменах, на внеурочных занятиях (танцевальная и ИЗО-студия в школе, совместная организация праздников, спортивные занятия, хор и т.д.), на некоторых совместных уроках, например, на уроках этики в начальной школе.
В нашей стране есть такие школы, в которых уже прошли выпуски из девятого класса мальчиков и девочек, обучавшихся раздельно с первого класса. В частности, это школа № 103 города Железногорска (Красноярская область). Их опыт показывает, что при раздельном обучении выигрывают и мальчики, и девочки, но мальчики значительно больше. У детей снижается тревожность, повышается успеваемость и познавательная активность, легче протекает пубертатный возраст. Учитель, работая с детьми одного пола, вынужден перестраивать свой подход к обучению, свои методы и способы подачи материала. А учителя-энтузиасты (а таких большинство) активно ищут и находят оптимальные варианты обучения и воспитания, направленные не на усредненного бесполого ребенка, а на мальчика или девочку определенного возраста. Коллектив этой школы под руководством директора Елены Николаевны Дубровской, начиная свою работу, ставили главной целью здоровье ребенка и постепенно пришли к выводу, что для обеспечения нормального физического и психического развития мальчиков и девочек необходимо обучать раздельно.
А как же быть с проблемой общения полов? В начальной школе мальчики и девочки обычно друг другу не нужны, что подтверждают социометрические исследования. У них свои игры и свой мир. Девочки жалуются, что мальчики очень шумят, дерутся и толкаются, а мальчики - что девочки визжат, щиплются, дразнятся и ябедничают. Ближе к пятому классу постепенно появляется желание в активном общении. По мере вступления в пубертатный возраст девочки все больше тянутся к мальчикам, но не столько к одноклассникам (они еще дети), сколько к старшеклассникам. У мальчиков активное желание общаться с девочками возникает позже, а их сверстницы в этом возрасте уже давно мечтают о принцах. Поэтому подрастающие юноши часто и охотно общаются с более младшими девочками.
Психологи говорят о том, что в классах мальчиков легче воспитывать уважение к девочке и женщине. Если в смешанном классе мальчикам говорят о девочках как о нежных, хрупких, слабых и женственных, то почти всегда слышат: "Это эти-то верзилы нежные и слабые?!" Да, в определенном возрасте девочки крупнее, выше и, может быть, даже сильнее мальчиков. Как тут говорить о возвышенных существах. А девочки, когда им говорят о том, что мальчики, мужчины - сильные, мужественные, опора в жизни, тоже лишь усмехаются: "Эти-то мелкие? Да еще троечники!" В раздельных классах такое временное несоответствие не так заметно.
Тот же опыт Железногорска показывает, что когда наступает возраст взаимных симпатий, девочки чаще заглядываются на мальчиков из раздельных классов (а в школе существуют и обычные смешанные классы), а мальчики тоже чаще выбирают девочек из девичьих классов.
Я присутствовала на блестящих уроках у старшеклассников в классах мальчиков и девочек. Но наиболее интересным, на мой взгляд, был совместно-раздельный урок рисования в восьмых классах, который проводили педагоги - муж и жена Ковель. Начало урока было совместным. Мальчики и девочки сидели вместе: мальчики принимали девочек, ухаживали за ними, а те притворно стеснялись - все как положено. Задание состояло в том, чтобы изменить типовой проект школы. Всем раздали большие листы с чертежом типового здания. Объяснили возможные варианты: другая форма окон, необычная окраска и украшение стен, оформление участка перед школой, фонтаны и т.д. Работать можно было в группах или индивидуально. Затем девочки ушли в свой класс, а мальчики остались в своем. Школьники быстро разбились на группы и работа началась.
Девочки первым делом взялись за краски. - "Давай, вот это будет зеленым, а здесь красное". - "Давай". "Ты тут фонтанчики рисуй, а я деревья сбоку". - "Ладно". В ходе работы возникали диалоги, касающиеся личности: "Ну и фигню ты, Лена придумала". (Простим девушкам подростковый жаргон). У мальчиков работа шла иначе. Откуда-то из школьных сумок появились мятые листки, на которых сначала в спорах рождался проект, принципиальное решение. А лишь затем приступили к рисованию. Диалоги касались в основном разработки проекта и способов его воплощения, но не личностей. Цвета пока не было. Только когда педагог предупредил, что осталось десять минут, в ход пошли краски.
И вот все готово. Все рисунки вывешены в коридоре: рисунки мальчиков на одной стене, девочек - на другой. Все вместе рассматривают рисунки и присуждают первые места в разных номинациях. У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. Все, о чем говорил учитель, присутствует: и фигурные окна, и фонтаны, и деревья, и необычные цветовые решения. У мальчиков почти каждый рисунок - новое, неожиданное принципиальное решение: школа - космический корабль, школа, стоящая на трех слонах, школа, обвитая огромной лианой с огромными прекрасными цветами ( и это тоже мальчики!) и так далее. Кстати, в этой школе считают ( и это доказано специальными исследованиями), что необходимым элементом школьного обучения должно быть музыкальное, художественное, эстетическое воспитание. Оно не только гармонично развивает личность ребенка, но и позволяет лучше, успешнее овладевать математикой, физикой и другими "техническими" дисциплинами. Именно искусство дает целостное восприятие мира.
В Санкт-Петербурге тоже есть опыт раздельного обучения мальчиков и девочек. Так, в школе № 106 Приморского района уже восемь лет существуют классы мальчиков и девочек, а также смешанные классы, но пока только в начальных классах. Идея раздельного обучения родилась у самих педагогов, и результат вполне оправдал ожидания. Уже во втором классе количество троек по математике и в классе мальчиков, и в классе девочек оказалось вдвое меньше, чем у мальчиков и девочек смешанных классов. И этот результат повторяется все восемь лет.
Анализ успеваемости по русскому языку не был таким впечатляющим. Но зато преимущества трехлетнего раздельного обучения неожиданно проявились в пятом классе, когда мальчики и девочки уже учились вместе: к концу года и мальчики, и девочки из бывших раздельных классов имели в 2-2,5 раза меньше троек, чем их одноклассники, обучавшиеся в начальной школе в смешанных классах.
Все восемь лет дважды в году проводилось психологическое обследование всех детей начальной школы (психолог И.С.Бордакова). Тестирование показало, что развитие психических функций у детей из раздельных классов было выше, причем к третьему классу у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, хотя по успеваемости картина обратная. У первоклассников школьная адаптация проходит легче в раздельных классах, у детей более положительное отношение к школе. В смешанных классах процесс адаптации более болезненный.
Наша школа более ориентирована на обучение девочек: учителя чаще женщины, школьные задания требуют умения решать типовые задачи при сведении поисковой деятельности к минимуму, и задание, и ответ требуют четкого грамматического оформления мыслей. А исполнительская сторона речи, ее грамматическое оформление лучше и раньше развиваются у девочек. Это потом мальчики догонят и перегонят девочек, когда их мозг пройдет свой более долгий и сложный путь совершенствования. А пока им даже текст учебника понять обычно труднее - ведь учебники чаще пишут левополушарники - люди логического типа мышления (напомним, центры устной и письменной речи находятся в левом полушарии). А они зачастую страдают тем, что облекают свои мысли в такую сложную грамматическую оболочку, что даже взрослый (особенно правополушарного типа) не может добраться до этой мысли сквозь нагромождение сложных речевых оборотов.
Когда в классе нет девочек. Учитель вдруг с удивлением понимает, что в смешанных классах учил преимущественно девочек, а мальчиков надо учить иначе. Конечно, есть учителя, которые наоборот - и в смешанном классе работают в основном на мальчиков, и это они понимают только попав в класс девочек, но такое случается реже. Разумеется, первые месяцы работы в таких классах тяжелы для учителя. Но как же раскрываются дети! И дело не только в том, что они учатся лучше.
Мы просили учителей, работающих в смешанных и в раздельных классах, заполнить опросник "Полярный профиль личности" на всех детей класса. Причем часть учителей в один год оценивали детей смешанного класса, а через год уже работали в однополом классе и оценивали его. Что же мы увидели? Учителя класса мальчиков значительно чаще характеризовали мальчиков как позитивных, уверенных в себе, терпимых, спокойных, старательных, ловких, быстрых, активных, разговорчивых, лидеров. В смешанных классах учителя чаще оценивали мальчиков как негативных, неуверенных в себе, неспокойных, неряшливых, переменчивых, раздражительных, нетерпимых, неловких, медлительных, пассивных и очень редко оценивали их как лидеров.
В отношении девочек характеристики учителей совпадали. Лишь в классе девочек, по сравнению с девочками смешанного класса, чаще встречались такие характеристики, как неспокойная и неряшливая. В смешанных классах на фоне мальчиков почти все девочки были спокойными, старательными и опрятными.
На вопрос о том, на какие темы разговаривают мальчики с учителем во внеурочное время, многие учителя смешанных классов честно отвечали: "Вообще почти не разговаривают". Учителя же классов мальчиков рассказывали целые поэмы: оказывается, мальчики очень наблюдательны, и круг их интересов очень широк. Они даже дают советы учителю в отношении ее одежды и прически.
К учителю работа в однополых классах предъявляет тоже особые требования. В классе девочек она пример женственности, кладезь советов, необходимых девочке. В смешанных классах обычно не ведут беседы на темы, которые обсуждает учительница и ее девочки из девичьего класса. Здесь учительница не имеет права не следить за своей внешностью, одеждой, речью и даже походкой - девчонки все копируют.
В классах мальчиков, даже первоклассников, учительница всегда чувствует себя женщиной. Ей не дадут передвинуть что-то тяжелое, поднимут рассыпанные бумаги, донесут пачки тетрадей. Конечно, она сама должна не забывать о том, что воспитывает мужчин. Важно отметить, что учителя, поработавшие в раздельных классах, придя вновь в смешанный класс, уже по-другому видят и мальчиков, и девочек, по-другому работают с ними.
Итак, опыт, накопленный в разных городах и странах, позволяет утверждать: раздельное обучение мальчиков и девочек в общей школе дает возможность каждому полу полнее реализовать их познавательные способности, оптимальнее использовать те типы восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации, которые определяются особенностями развития женского и мужского мозга. Все те отрицательные моменты, которые существуют при изолированном обучении и воспитании детей разного пола, сводятся к минимуму, если классы мальчиков и девочек организованы в одной и той же школе, где созданы условия для их нормального общения.
А как сами дети относятся к раздельному обучению? Дадим слово школьникам.
Мальчики:
В смешанном классе с девчонками скучно.
Девчонки всегда думают, что они правы.
Девчонки все время говорят и тем самым вносят хаос в нашу организацию.
Девчонки задиристые и наверняка не давали бы нам полностью посвящать себя урокам.
Девчонки на уроках визжат, на переменах щипаются и дергают за волосы.
С девчонкой неловко, а с пацаном - совсем другое дело.
В классе мальчиков можно в любое время урока выйти в туалет, никого не стесняясь.
В классе мальчиков можно, не боясь, раскрыть свои истинные чувства или поговорить о проблемах.
Я считаю, что мы должны учиться раздельно, потому что девчонки иногда смущают нас и становится не по себе.
Девчонки - болтушки и отвлекают на уроках, не дают хорошо учиться.
У девчонок свои мысли и взгляд на мир и вообще они в детстве тупые и у них сквозняк в голове.
Когда мы в разных классах, девочки не знают, как я учусь.
Девочки:
Класс девочек - это как большая семья.
Мы более дружны.
Не боимся высказывать свое мнение и делиться впечатлениями.
Девочки без мальчиков больше заботятся об учебе, а не о том, как поярче накрасить глаза, чтобы выглядеть повзрослее и покруче.
Никто не отвлекает, не дергает за косички.
Никто не несется галопом в столовую, все идут спокойно, как истинные леди.
То, что мы учимся отдельно от мальчиков, еще не значит, что мы вообще не общаемся с ними, что ненавидим мужчин. Мы не монашки и не амазонки. Мы влюбляемся и думаем о них.
Если бы мне предоставилась возможность перейти в комплексный класс, я бы не согласилась.
Здесь у нас нет никаких комплексов и боязней, что нас обидят, обзовут или оскорбят.
Мы устраиваем праздники, как обычная дружная семья и всегда рады любой обновке нашего класса.
Мне нравится раздельное обучение, потому что в классе девочек обстановка тихая и спокойная, а в классах мальчиков всегда шумно, и они дерутся между собой.
Не стесняемся на уроках.
У нас разные интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мальчики и девочки - почему они разные?
Мальчики и девочки - почему они разные? Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и девочек....
« Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному»
Мальчики и девочки – почему они разные.Воспитываем мальчика. Воспитываем девочку.Мальчик и девочка – это два разных мира и развиваются они по-разному. Уже к году различия в развитии психик...
Мальчики и девочки : учить по - разному, любить по- разному
Мальчики и девочки - это два разных мира. И если мы не учитываем этого то, очень часто не понимаем, что стоит за их поступками. А значит и не правильно, на эти поступки реагируем. ...
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ: УЧИТЬ ПО-РАЗНОМУ, ЛЮБИТЬ ПО-РАЗНОМУ
Цель: расширить представление педагога об асимметрии мозга, особенностях воспитания мальчиков и девочек....
Памятка "Мальчики и девочки: учите по-разному, любите по-разному!"
В памятке отражены некоторые особенности воспитания мальчиков и девочек....
Практическое занятие с родителями: " Мальчики и девочки: - воспитывать по-разному, - любить по-разному".
Практическое занятие с родителями"Мальчики и девочки: - воспитывать по-разному, - любить по-разному".План проведения:1. Приветствие в кругу. Эмоциональный настрой.2. Упр. «Минутка добр...
Семинар-практикум «Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному»
Информация для педагогов...