Доклад к педагогическому совету «Эффективные средства формирования у детей элементарных математических представлений, направленных на развитие математического мышления. Использование дифференцированных технологий»
консультация на тему
Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь дети в значительной мере отличаются друг от друга. Одним из требований деятельности воспитателя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_differentsirovannyy_podhod_v_obuchenii_detey_v_dou.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»
Доклад
к педагогическому совету «Эффективные средства формирования у детей элементарных математических представлений, направленных на развитие математического мышления. Использование дифференцированных технологий»
«Дифференцированный подход в обучении дошкольников»
Автор-составитель:
Е.Н.Кривошеева,
педагог-психолог
Моршанск 2015
Л.С. Выготский отмечал: «Ребенок по своим особенностям способен к тому, чтобы какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой».
Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь дети в значительной мере отличаются друг от друга. Одним из требований деятельности воспитателя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися. Можете представить, сколько занятий нужно еще дать воспитателю, чтобы ребенок второй, а особенно третьей группы, усвоил новый материал? Воспитатель может быть и рад позаниматься с ними, но подгоняемый программой, идет дальше, приступает к изучению новой темы.
Индивидуальное развитие детей проявляется и в уровне умственной работоспособности.
Примечательно, что дети с низкой умственной работоспособностью чаще других попадают в ряд отстающих, хотя в большинстве своем вовсе не страдают умственной недостаточностью или отсутствием интереса к обучению. Нет, им просто нужен другой темп работы.
Именно работоспособность как низкая, так и высокая является показателем принадлежности ребенка к определенному типу нервной системы. Дети со слабой нервной системой выполняют работу медленно, но очень обстоятельно. Им, естественно, требуется гораздо больше времени. Они педантичны, очень чувствительны и ранимы. Поэтому их неудачи следует оценивать очень осторожно, избегая резких выражений, оскорбительных упреков. Полной противоположностью являются дети с сильной нервной системой, именно на них главным образом рассчитано традиционное обучение.
Вместе с тем, статистические показатели состояния здоровья детей дошкольного возраста показывают, что только 20% детей являются здоровыми.
Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних детей преобладает практически действенное мышление, у вторых - наглядно-образное, а у третьих - словесно-логическое.
В реальной жизни все три вида мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них.
Наличие детей с различными типами мышления предъявляет особое требование к изложению учебного материала, оно должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным, ярким, вызывающим у учащихся определенные представления, ассоциации, зрительные образы.
Все сказанное достаточно убедительно говорит о широком разбросе индивидуальных различий дошкольников. Возникает сложная проблема перед воспитателем - учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого.
Кроме этого в нынешней системе образования уделено недостаточно внимания индивидуальному аспекту обучения в дошкольном возрасте.
Это, прежде всего, относится к жесткой системы учебного плана и программы, одинаковой для всех детей, преобладание таких форм и методов обучения, которые практически не оставляют возможности для творческой работы педагога, рассчитанной на учет их умственной работоспособности, сохранение, формирование и развитие индивидуальности детей дошкольного возраста.
Отсюда цепочка вытягивается и в другие отрицательные явления в воспитательной работе: слабая мотивация детей старшего дошкольного возраста, их пассивность, усвоение знаний ниже своих возможностей.
Традиционная система обучения и предложенные подходы к ее модернизации затрагивают главное противоречие в образовании - между высокими потребностями общества к качеству образования всех его членов и психо - физиологическими особенностями детей.
В настоящее время в мировой педагогике все больше осознается, что кризис, вызванный вышеуказанными противоречиями, не может быть решен в рамках старой системы и требует изменения технологии обучения.
В связи с этим, необходимо создать оптимальные условия для развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, наиболее полного учета его индивидуальных различий.
Путь создания этих условий - дифференциация обучения.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - это форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа) и это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию образовательного процесса для различных групп детей.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп с целью учета особенностей их контингента; это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Цель дифференциации:
- обучение каждого на уровне его возможностей, способностей;
- адаптации обучения к особенностям различных групп детей.
И.Унт в своих исследованиях выделяет следующие цели дифференциации:
– обучающая цель - содействие реализации учебно-воспитательных программ посредством повышения уровня знаний и навыков каждого ребенка в отдельности, уменьшение его отставания, углубление и расширение знаний исходя из интересов и способностей умственного и психологического развития;
– развивающая цель - формирование и развитие логического мышления дошкольников, умение трудиться при опоре на зону ближайшего развития;
– воспитывающая цель - создание предпосылок для развития интересов и способностей ребенка.
В методике развития речи дифференциация нередко не направлена на решение всех указанных целей и осуществляется с учетом уровня именно речевого развития.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- возрастному составу (разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные группы, команды);
- личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);
- уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха);
- области интересов (музыкальные, хореографические, языковые, математические и т.д.).
Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной дидактике однозначной оценки; в ней имеются на ряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Положительные аспекты уровня умственного развития дифференциации:
– исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и усреднение детей;
- у воспитателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; отсутствие в группе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
- появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных детей быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- повышается уровень «Я - концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать радость от успеха, избавиться от комплекса неполноценности;
- повышается уровень мотивации обучения в сильных группах;
- в группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче обучаться.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:
- деление детей по уровню развития негуманно (слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, поучать от них помощь, соревноваться с ними; высвечивается социально-экономическое неравенство; перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства);
- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;
- понижается уровень «Я - концепции» (в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости);
- понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения:
- внутрипредметная дифференциация (автор Гузик Н.П.);
- уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (автор Фирсов В.В.);
- культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (автор Закатова И.В.).
Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым ребенком, предупреждение неусваемости программного материала, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Алгоритмы в развитии логического мышления». Старшая группа.
Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Занятие с использованием алгроритмов для развития логического мышленияПрограммное содержание:1.Закрепить и уточнить ...
Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления
в перспективном планировании выстроена система использования дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...
Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Математическое странствие» с использованием мультимедиа
Предлагаю вам конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Математическое странствие». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной категории...
Опыт работы "Развитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игр с использованием педагогической технологии Л.Г. Петерсон"старший возраст
В наше время обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышение...
Методическая разработка на конкурс "Воспитатель года 2020". Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на основе проблемного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий
В ходе ООД у детей продолжают формироваться элементарные математические представления. Дети продолжают учиться решать простейшие задачи на сложение и вычитание. Продолжается раб...
Методическая разработка. Формирование элементарных математических представлений в первой младшей группе (с использованием игровых технологий )
Методическая разработка Формирование элементарных математических представлений...
Сообщение на педагогическом совете на тему: " Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края".
Саратовская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе систем...