Методическая разработка на конкурс "Воспитатель года 2020". Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на основе проблемного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)
В ходе ООД у детей продолжают формироваться элементарные математические представления. Дети продолжают учиться решать простейшие задачи на сложение и вычитание. Продолжается работа на закрепление количественного счета, умение сочетать числительные с существительными. Формируются умения различать плоские и объемные геометрические фигуры, выкладывать плоские геометрические фигуры в определенной последовательности (круг, квадрат, треугольник).
У детей развивается логическое мышление, сообразительность, внимание, любознательность. Продолжается развитие коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым.Формируется потребность в здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области
Конспект образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений на основе проблемного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий
Автор: Черкасова Н.А., воспитатель
с. Староюрьево
Цель: . Продолжать формировать у детей элементарные математические
представления.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать учить решать простейшие задачи на сложение и вычитание.
2.Закрепить количественный счет, умение сочетать числительные с существительными.
3.Формировать умения различать плоские и объемные геометрические фигуры, выкладывать плоские геометрические фигуры в определенной последовательности (круг, квадрат, треугольник).
4. Закреплять и расширять словарный запас детей:
Развивающие.
1. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, любознательность.
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым.
3. Формировать потребность в здоровом образе жизни.
4. Формировать умение самостоятельно решать задачи.
Воспитательные.
1.Воспитывать самостоятельность, активность, взаимопомощь.
2.Воспитывать интерес, желание активно участвовать в ходе занятия.
3.Воспитывать нравственные качества личности дошкольников, ответственность.
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Практический (работа с карточками, составление из геометрических фигур). Поощрение, рефлексия занятия.
Предварительная работа: чтение сказок с героями - Незнайкой, крокодилом
Геной, Чебурашкой и рассматривание иллюстраций о них. Изготовление
пособий для дидактических игр совместно с детьми.
Дидактические игры с математическим содержанием. Составление и решение
задач на сложение и вычитание. Разучивание физкультминуток, игры с
пальчиками.
Демонстрационный материал: сказочные игрушки - крокодил Гена,
Чебурашка, Незнайка; домик; корзинка с угощением, доска; таблица с
геометрическими фигурами; красивый мешочек с объемными и
плоскими геометрическими фигурами.
Раздаточный материал: карточки с нарисованными карандашами на
каждого ребенка, коробки с цветными карандашами на каждого ребенка,
конверты с геометрическими фигурами (круги, овалы, квадраты,
треугольники).
Методическое обеспечение: слайдовая презентация
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ожидает очень интересное путешествие
в мир сказок и чудес. Но чтобы оно прошло хорошо, нужно иметь хорошее
настроение. Так давайте его себе создадим.
Доброе утро, улыбнитесь скорее
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щечки
Будем мы красивыми, как цветочки.
Разотрем ладошки сильнее – сильнее,
А теперь похлопаем смелее – смелее.
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова – будьте все здоровы!
Вот теперь мы с вами здоровы и с хорошим настроением.
- Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого и что
там написано? Сейчас мы его распечатаем и прочитаем.
«Здравствуйте ребята! Пишет вам, воспитанный и в меру упитанный
Карлсон. Я хочу сделать вам сюрприз, но я его спрятал. А чтобы его найти,
надо отправиться в страну «Математика». Вас ожидают интересные
приключения. Счастливого вам пути!»
- Вы согласны отправиться в путешествие? Но прежде, чем отправиться в
путь, надо одеться по погоде. А что это значит? (Ответы детей)
- Для чего нужно одеваться по погоде? Правильно, чтобы не простудиться и
не заболеть. Если мы хотим быть бодрыми, здоровыми, и веселыми, не
простудиться в дороге, надо сделать зарядку:
Рано утром на полянку, друг за другом мы идем.
И все дружно по порядку упражнения начнем.
Раз – подняться, потянуться (встать на носки, поднять руки
вверх)
Два – согнуться, разогнуться (наклон, встать, руки в стороны)
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире (руки в стороны)
Пять – руками помахать (взмахи руками)
Шесть – на место тихо встать.
- Молодцы! Вот теперь можно и отправиться в путешествие. Подумайте, на
чем можно добраться до страны «Математика»? (Дети предлагают свои
варианты, вместе выбираем ответ на поставленный вопрос).
- Решили, мы летим на самолете.
Игра «Летчики, на аэродром»
Завели мотор, расправили крылья и полетели. (Дети двигаются по кругу
друг за другом, руки в стороны, имитируют полет самолета).
Приземляемся (дети присаживаются на корточки). Вот мы и прилетели.
Смотрите, ребята, перед нами ворота, а чтобы их открыть надо решить
задачки, которые написал нам в письме Карлсон.
Слушайте внимательно:
1.На елке висело 5 яблок. Два яблока сорвал Мишка для своего друга Ежика.
Сколько яблок осталось на елке? (0, т. к. на елках яблоки не растут).
2. Привела гусыня – мать 6 детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки, 3 сыночка, а сколько дочек? (Ответы детей)
3.5 цветочков у Наташи и еще 2 дал ей Саша.
Кто тут может посчитать, сколько будет 2 и 5? (Ответы детей)
4. На кусте роз распустилось 4 ромашки, через два дня распустилось еще 3
бутона. Сколько всего ромашек распустилось? (на розах ромашки не
растут).
- Молодцы! Правильно решили все задачки. Но ворота почему-то не
открываются. Давайте постучим:
Пальчиковая гимнастика
Громче пальчики стучите (сжать руки в кулачки)
Тук, тук, тук; тук, тук, тук (стучим указательными пальцами
друг о друга)
Кулачки им помогите (стучать сжатыми кулаками друг о
друга)
Тук, тук, тук; тук, тук, тук.
Воспитатель: Вот ворота и открылись. Заходим в страну «Математика».
Эта страна большая, красивая, в ней много интересного и живут здесь
сказочные герои. Смотрите, ребята, кто это такой грустный сидит около
домика? Да, это Незнайка. Давайте, ребята, с ним поздороваемся.
– Незнайка, здравствуй, что случилось, ты не заболел случайно?
Незнайка: Здравствуйте! Нет, я здоров. Беда у меня, я хотел порисовать, а
мои карандаши потеряли почему-то цвет.
Воспитатель: Дети, поможем Незнайке? Тогда садитесь за столы (на столах
лежат листы бумаги с нарисованными карандашами без цвета).
Давайте поможем раскрасить карандаши. Первый карандаш закрасим
желтым цветом; четвертый – синим цветом; второй – зеленым; пятый –
красным цветом; третий – коричневым; а шестой – оранжевым.
Дети выполняют задание.
-А теперь проверим, как вы его выполнили.
Синий карандаш который по счету?
На котором по счету месте оранжевый карандаш?
Какого цвета пятый карандаш? И т. д. (индивидуальные ответы детей).
- Молодцы! Ульяна , собери листочки. А ты, Лиза, отдай их Незнайке, он
очень обрадуется.
Незнайка: Спасибо, (радуется) пойду рисовать.
Воспитатель: Ребятки, хорошо мы с вами потрудились, а теперь можно и
отдохнуть. Кстати, а вот и детская площадка. Давайте покатаемся на
каруселях.
Физкультминутка:
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели,
Два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Воспитатель: Ну вот мы отдохнули, а теперь продолжаем свой путь.
Ребята, смотрите, крокодил Гена идет и плачет.
- Здравствуй, Гена, кто тебя обидел?
Гена: Здравствуйте! Старуха Шапокляк спрятала мою гармошку и отдаст ее
в том случае, если я решу все ее задания. Вот красивый мешочек, а в нем
много геометрических фигур. Из них надо выложить красивые бусы, а я
забыл, как они называются.
Воспитатель: Не расстраивайся, Гена, мы с ребятами тебе поможем.
Подойдите ко мне поближе, давайте присядем на лужок и посмотрим, что за
фигуры лежат в мешочке.
Дидактическая игра «Узнай фигуру»
Дети достают из мешочка фигуры, объемные и плоские, называют их,
говорят, чем они отличаются.
- Молодцы! Садитесь за столы, теперь будем выкладывать бусы. Ребятки,
постарайтесь, они должны понравиться Шапокляк.
Дидактическая игра «Собери бусы»
У каждого на столе лежат в конвертах геометрические фигуры.
Выкладывать будем в определенном порядке: вначале круг, затем квадрат,
треугольник и опять круг, квадрат, треугольник и т. д.
- Молодцы! Гена, посмотри, сколько бус дети для тебя сделали. Теперь
старуха Шапокляк обязательно вернет тебе твою гармошку.
Гена: Спасибо, вы меня выручили, до свидания (радуется).
Воспитатель: А нам снова в путь пора (дети встают из-за стола и идут,
звучит музыка Шаинского «Вместе весело шагать»).
- Дети, видите, кто по улице нам навстречу идет?
- Здравствуй, Чебурашка. Ты случайно, не знаешь, где Карлсон спрятал
сюрприз для нас?
Чебурашка: Знаю. Помогу, если вы сможете ответить на мои вопросы..
Согласны? Тогда слушайте.
- В пустом стакане есть орехи? (Нет)
- Снег идет летом? (Нет)
- У квадрата есть углы? Сколько? (Есть, 4)
- Сколько солнышек на небе? ( Одно)
- Назовите фигуры без углов? (Круг, овал)
- Сколько огоньков у светофора? ( 3)
- Суп едят вилкой? (Нет)
- Дерево выше, чем куст? (Да)
- Морковь бывает синяя? (Нет)
- Понедельник после вторника? ( Да)
Чебурашка: Вы просто молодцы. Вот ваш сюрприз, который спрятал для вас
Карлсон, получайте. Вы его заслужили (достает из-под стульчика
корзинку).
Воспитатель: Спасибо, Чебурашка. Дети давайте посмотрим, что это за
сюрприз? Сколько много сладостей, фруктов - на всех хватит. Угощение
съедим в детском саду. А когда прилетим в детский сад, обязательно
напишем письмо Карлсону, поблагодарим его за угощение.
А чтобы вы хотели пожелать доброму Карлсону?
Дети отвечают:
- Всегда быть добрым и веселым.
- Чаще говорить вежливые слова.
- Быть всегда здоровым.
- Заниматься спортом и делать зарядку каждый день.
- Гулять на свежем воздухе.
- Есть полезные продукты, овощи и фрукты.
- Одеваться по погоде.
Воспитатель: Молодцы! Нам возвращаться пора, заводим мотор у самолета,
расправили крылья и полетели (дети медленно бегут по кругу, руки в
стороны, изображая полет самолета).
Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Устали, сейчас немножко отдохнем.
Ложитесь на ковре на спину, вытяните руки вдоль туловища, закройте
глаза (упражнение на расслабление).
Напряжение улетело…
И расслаблено все тело (2раза)
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышите легко…ровно…глубоко…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-145234-1360168155.jpg)
Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обуч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-145234-1360168155.jpg)
Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала
Актуальность использования занимательного материалаЦели, задачи,формы и методы предоставления занимательного материалаСредства реализацииПринципы организации образовательного процессаСоздание педагоги...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...
Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/17/picture-960280-1508230064.jpg)
Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.
Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.Цель настоящей разработки – способствовать созданию педагогических ус...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1288735-1605515820.jpg)
Методическая разработка "Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста"
Актуальность использования математических игр в различных видах деятельности определяется ее значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/05/picture-1118345-1554478282.jpg)
Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»
Методическая разработка по теме «Развивающие игры по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников»...