Роль фольклора в развитии детей
консультация (подготовительная группа) на тему

Трифонова Татьяна Владимировна

Фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор—это создаваемая народом поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В нем воплощены идеи  и стремления народа, поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.  Образы  народных  героев выражают лучшие черты русского национального характера, в содержании фольклорных произведений  отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Развитие языковой культуры начинается с детства, и фольклор в моей работе занимает здесь одно из важных мест в воспитании и  развитии  детей. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Дети с интересом  повторяют данную пословицу или поговорку. Я объясняю, если им не понятно содержание. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства,  развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. В свободное время, на прогулке мы вместе с детьми повторяем скороговорки. Устраиваю соревнования, кто быстрее повторит скороговорку. Дети любят эти соревнования и с интересом всегда в них участвуют. Развивая  чувства ритма и рифмы, ребенок готовится к дальнейшему восприятию  культуры речи.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Я предлагаю детям назвать отгадку и нарисовать ответ. У детей формируется зрительная память, развивается  мышление, мелкая моторика рук. Употребление  для  создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности(использование многозначности слов, определений, эпитетов, сравнений)  способствуют   речевому развитию. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова. Загадка – одна из форм устного народного творчества, в которой, в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и их явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, умению самостоятельно делать выводы. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей « поэтический взгляд на действительность».  Используя загадки в работе  с детьми, я  способствую развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать, это не только уметь правильно, логично мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Посредством загадок, пословиц, скороговорок у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирая нужные слова, все  глубже у них формируется языковая культура личности.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами  и приемами речевого развития дошкольников нужно использовать этот богатейший  материал словесного творчества.

Из всех фольклорных жанров сказка занимает также важную роль не только в речевом  развитии, но и в нравственном воспитании. Их герои это примеры истинного поведения человека, поэтому сказки в моей работе с детьми тоже  занимают соответствующее место. В сказках выражено радостное бытие—удел честного, умеющего постоять за свое достоинство человека. Мысль в сказке простая: хочешь себе счастье, учись уму-разуму. Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а  смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Полнота восприятия сказки будет, зависит от того, как она будет прочитана. Насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно он донесет образы персонажей. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику и жест. С помощью сказок дети пополняют свой словарный запас, узнают новые слова, пользуются ими в своей речи.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление  его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать духовный мир, пополнять словарный запас, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций. Таким образом, созданный народом язык благотворно влияет на развитие культуры личности.

Высокая культура разговорной и письменной  речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием—лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль фольклора в развитии детей.

В данной статье раскрывается значимость фольклора в развитии детей....

роль фольклора в развитии детей раннего возраста

роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Немалая роль в нравственном воспитании человека принадлежит искусству и литературе. Зн...

Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны

В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность испол...

Детско-родительский проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

      Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», находит свое место в устраиваемых народн...