Экологический проект "Родники"
проект (старшая группа) на тему

Коваленко Надежда Евгеньевна

Главная задача проекта - воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodniki.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:


Экологический проект для детского сада «Голубая капелька»

Экологический проект.

Коваленко Н.Е  воспитатель старшей группы МАДОУ ЦРР детский сад «Солнышко».

«..На красу родного края    

Я смотрю, не насмотрюсь.

А душа поёт,  играет:

«Как прекрасна наша    Русь!»

Вид проекта: познавательно - исследовательский. 

Цель проекта – активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей. 

Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска  согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности педагогов и родителей.

Задачи:

· Привлекать внимание дошкольников к родникам - хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины.

· Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей святой воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.

· Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.

· Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т.д.).

· Создание семейных альбомов: « Наша семья на роднике»,  «Милый сердцу уголок».

Участники проекта: дети, педагоги и сотрудники ДОУ, родители. 

Ресурсное обеспечение: родник, растительный мир родника: а)дикорастущие растения; б)культурные растения; в)лекарственные травы; г)цветы; д)вода на роднике, в реке; е)песок, глина, камни, видеофильмы, слайды, керамические изделия ( тарелки, кувшины, вазы),глиняные игрушки (дымковская ,хохломская, и другие). 

Материал:

 баночки,  3-х литровая банка,  пластиковые бутылки, соль поваренная и морская, вода морская, блюдца, карта-схема маршрута, экологическая газета, рюкзак, 3-4 сосуда разной формы, термос, фотографии, угощение для чая,  различные сорта чая, предметы посуды Китая, Японии, Узбекистана, спичечные коробки, пластилин, (принесенные детьми из дома). 

Актуальность проекта: 

проект посвящён актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.

«Возрождение источников - это возрождение истории.

Народ наш богат духовно, трудолюбив, твёрд характером. Это народ, нашедший свою историю, не утративший своего духовного стержня».

М.Ш. Шаймиев.

Форма работы: 

занятия, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, экологические экспертизы, походы, эксперементы, экологическо- исследовательские тренинги ,турниры; игры- путешествия, викторины, работа на маршруте, праздники и развлечения, сбор лекарственных трав, создание альбомов и гербария.

Пояснительная записка к экологическому проекту «Голубая капелька»

Одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения,  формировать его призвано экологическое образование.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.

Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой родник,  тот,  к которому ты бегал вместе со сверстниками в знойный полдень, пригоршнями жадно пил его воду, Тот, что давал тебе силу в самые трудные минуты,  потому что он для тебя воплощение твоей Земли, твоей Родины.

С давних времён известно почитание воды. Многие народы воду, как и землю величали матушкой. Водой, как символом здоровья, окропляли людей и животных. Множество поверий связано в народе с родниками и колодцами. Знать историю родников – живительных источников силы и здоровья всего живого на Земле – значит не только сберечь саму  Землю, но и душу человеческую.

Мы живем в посёлке Чернянка Белгородской области.

Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Ещё наш край - это край родников. Родники - это очарование родной земли.

Наша природа красива в любое время года. Многие поэты воспевают в своих стихах наш край. Вот отрывок из стихотворения нашей поэтессы Котляровой Т.И.

 « …По косогору земляника,

Родник под кручей меловой.

Танцуют солнечные блики,

Стрекозы кружат над водой.

Родник и прадедов и дедов

Поил водою ключевой.

Кто в детстве здесь воды отведал,

Тот не забудет край родной.

В нашем МА ДОУ  ЦРР детский сад «Солнышко»  создан проект «ГОЛУБАЯ КАПЕЛЬКА», представляющий собой целенаправленную деятельность воспитателя по обучению детей старшего возраста, формированию ценностного отношения к родному краю, природе родного края. Воспитывая у детей любовь к родной деревни, необходимо подвести к пониманию, что наша деревня ( родник)- частица России.

Деревенские родники. Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода -- есть жизнь. Живет родник, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, взятая в тиски железных труб, лишена свободы, а значит и своей живительной силы. Пусть раскинуться снова по всем российским поселениям светлые родники, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая жизнь деревни.

В настоящее время проектная деятельность -- одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно-исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты. Этот проект:

Во-первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Развивайте, играйте , творите!

Пусть для вас будет правилом:

«Сегодня не получилось - обязательно получится завтра,

Надо только захотеть!»

Содержание работы над проектом по этапам

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки выполнения

1-й этап - подготовительный

1

Составление плана работы по реализации проекта «Голубая капелька»

Июнь-июль

2

Создание творческой группы в помощи реализации проекта: родители, сотрудники детского сада, сотрудники  библиотеки.

август

3

Создание экологической тропы; обследование природных условий вокруг родника , организация материальной базы

сентябрь

4

Экскурсия на родник.  Беседа, наблюдения

сентябрь

5

«Водные богатства России» - познавательная беседа

сентябрь

6

 Игровое занятие «Чистая вода нужна всем и всегда»

сентябрь

7

Игровое занятие «Волшебница вода»

октябрь

8

Познавательный час «Вода, вода - кругом вода»

октябрь

9

«Поможем капельке»  - исследовательский тренинг

октябрь

10

« Ходит капелька по кругу» - игра- путешествие

октябрь

11

«Дух родника»- работа на маршруте.

 

2-й этап - исследовательно- экспериментальный

1

«Родники родной деревни»- экологический турнир

ноябрь

2

Наблюдения за водой (снегом) –  занятие с проведением опытов

ноябрь

3

«Вода - источник жизни»- опытно-экспериментальная работа

ноябрь

4

«Святые родники » - игра-путешествие

ноябрь

5

Воспитание бережного отношения к воде - наблюдение, экспериментирование

декабрь

6

«Вода бывает холодной, горячей, разноцветной»-исследовательский эксперимент

декабрь

7

«Волшебница - водица» - познавательные игры, составление рассказов о воде

декабрь

8

«Родники любви» - познавательная беседа

декабрь

9

«Берегите воду»- сказочное интегрированное занятие

декабрь

10

«Праздники у родника» - познавательный час

январь

11

«Кто в реке живёт?»- экскурсия

январь

12

«Беседа о водных растениях»

январь

13

«Родники - глаза родной земли»- познавательное мероприятие

февраль

14

«Знакомство с глиной, песком»- заседание клуба «Почемучек»

февраль

15

« Такой разный песок»- заседание клуба «Почемучек»

февраль

16

«Что человек делает из глины» - эксперимент

февраль

17

«Знакомство с камнем»-эксперимент во время экскурсии (форма, размер, цвет, где используется)

март

19

«Встречи на экологической тропе» - познавательный час

март

20

«Наш общий дом» - викторина

март

21

«Созерцание чуда» - экскурсия

март

22

«Наша семья на роднике» - создание альбома (родители, дети)

апрель

23

«Милый сердцу уголок» - создание альбома (родители, дети, воспитатели)

апрель

24

Знакомство с растениями на роднике:

а) дикорастущие;

б) культурные;

в) лекарственные.

Сравнение растений и их различие, сбор лекарственных трав- изготовление гербария, сбор лекарственных трав для сдачи в аптеку, для приготовления лекарств (совместно с медиками)

май

3-й этап - заключительный

1

Открытое интегрированное занятие:

«Водица - всему царица»

 

июнь

2

Конкурс рисунков: « Маленький уголок моей Родины»

июнь

3

Экологический поход совместно с родителями: «Мы - Робинзоны»

июнь

4

Выпуск журнала: “Родник - частица нашей Родины». Участники-дети; материал: папка с файлами, картинки или фотографии с изображением родника

июль

5

Родительское собрание по итогам работы по проекту: «Голубая капелька» - « Все мы – одна СЕМЬЯ».

июль

6

«Мы друг другу все нужны» -  экологические эксперименты

июль

7

Создание папки - обобщения опытов работы с детьми на роднике

август

8

Размещение материалов проекта в методических журналах и специальной литературе

 

9

«Традиции чаепития у разных народов» -развлекательно-познавательное мероприятие

август

10

Праздник «Волшебница вода»

август

Ожидаемые результаты:

· Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию.

· Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей.

· Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, родникам - хранилищу богатства природы.

· Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей.

· Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту, желание поделится с коллективом своими знаниями и умениями.

· Расширение взаимодействия с  библиотекой, установление преемственной связи со школой.

· Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...