Экологический проект для детского сада «Голубая капелька» Экологический проект. Коваленко Н.Е воспитатель старшей группы МАДОУ ЦРР детский сад «Солнышко».
«..На красу родного края Я смотрю, не насмотрюсь. А душа поёт, играет: «Как прекрасна наша Русь!»
Вид проекта: познавательно - исследовательский. Цель проекта – активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей. Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности педагогов и родителей. Задачи: · Привлекать внимание дошкольников к родникам - хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины. · Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей святой воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение. · Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края. · Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т.д.). · Создание семейных альбомов: « Наша семья на роднике», «Милый сердцу уголок».
Участники проекта: дети, педагоги и сотрудники ДОУ, родители.
Ресурсное обеспечение: родник, растительный мир родника: а)дикорастущие растения; б)культурные растения; в)лекарственные травы; г)цветы; д)вода на роднике, в реке; е)песок, глина, камни, видеофильмы, слайды, керамические изделия ( тарелки, кувшины, вазы),глиняные игрушки (дымковская ,хохломская, и другие).
Материал: баночки, 3-х литровая банка, пластиковые бутылки, соль поваренная и морская, вода морская, блюдца, карта-схема маршрута, экологическая газета, рюкзак, 3-4 сосуда разной формы, термос, фотографии, угощение для чая, различные сорта чая, предметы посуды Китая, Японии, Узбекистана, спичечные коробки, пластилин, (принесенные детьми из дома).
Актуальность проекта: проект посвящён актуальной проблеме воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать. «Возрождение источников - это возрождение истории. Народ наш богат духовно, трудолюбив, твёрд характером. Это народ, нашедший свою историю, не утративший своего духовного стержня». М.Ш. Шаймиев.
Форма работы: занятия, познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, экологические экспертизы, походы, эксперементы, экологическо- исследовательские тренинги ,турниры; игры- путешествия, викторины, работа на маршруте, праздники и развлечения, сбор лекарственных трав, создание альбомов и гербария.
Пояснительная записка к экологическому проекту «Голубая капелька»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения, формировать его призвано экологическое образование. Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать разумно, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьётся художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.
Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой родник, тот, к которому ты бегал вместе со сверстниками в знойный полдень, пригоршнями жадно пил его воду, Тот, что давал тебе силу в самые трудные минуты, потому что он для тебя воплощение твоей Земли, твоей Родины. С давних времён известно почитание воды. Многие народы воду, как и землю величали матушкой. Водой, как символом здоровья, окропляли людей и животных. Множество поверий связано в народе с родниками и колодцами. Знать историю родников – живительных источников силы и здоровья всего живого на Земле – значит не только сберечь саму Землю, но и душу человеческую. Мы живем в посёлке Чернянка Белгородской области. Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Ещё наш край - это край родников. Родники - это очарование родной земли. Наша природа красива в любое время года. Многие поэты воспевают в своих стихах наш край. Вот отрывок из стихотворения нашей поэтессы Котляровой Т.И. « …По косогору земляника, Родник под кручей меловой. Танцуют солнечные блики, Стрекозы кружат над водой. Родник и прадедов и дедов Поил водою ключевой. Кто в детстве здесь воды отведал, Тот не забудет край родной.
В нашем МА ДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» создан проект «ГОЛУБАЯ КАПЕЛЬКА», представляющий собой целенаправленную деятельность воспитателя по обучению детей старшего возраста, формированию ценностного отношения к родному краю, природе родного края. Воспитывая у детей любовь к родной деревни, необходимо подвести к пониманию, что наша деревня ( родник)- частица России. Деревенские родники. Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода -- есть жизнь. Живет родник, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, взятая в тиски железных труб, лишена свободы, а значит и своей живительной силы. Пусть раскинуться снова по всем российским поселениям светлые родники, своей благословенной чистотой поддерживая и возрождая жизнь деревни.
В настоящее время проектная деятельность -- одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно-исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты. Этот проект:
Во-первых, позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей. Развивайте, играйте , творите! Пусть для вас будет правилом: «Сегодня не получилось - обязательно получится завтра, Надо только захотеть!» Содержание работы над проектом по этапам
| № п/п | Содержание деятельности | Сроки выполнения |
| 1-й этап - подготовительный |
|
|
| 1 | Составление плана работы по реализации проекта «Голубая капелька» | Июнь-июль |
| 2 | Создание творческой группы в помощи реализации проекта: родители, сотрудники детского сада, сотрудники библиотеки. | август |
| 3 | Создание экологической тропы; обследование природных условий вокруг родника , организация материальной базы | сентябрь |
| 4 | Экскурсия на родник. Беседа, наблюдения | сентябрь |
| 5 | «Водные богатства России» - познавательная беседа | сентябрь |
| 6 | Игровое занятие «Чистая вода нужна всем и всегда» | сентябрь |
| 7 | Игровое занятие «Волшебница вода» | октябрь |
| 8 | Познавательный час «Вода, вода - кругом вода» | октябрь |
| 9 | «Поможем капельке» - исследовательский тренинг | октябрь |
| 10 | « Ходит капелька по кругу» - игра- путешествие | октябрь |
| 11 | «Дух родника»- работа на маршруте. | |
| 2-й этап - исследовательно- экспериментальный |
|
|
| 1 | «Родники родной деревни»- экологический турнир | ноябрь |
| 2 | Наблюдения за водой (снегом) – занятие с проведением опытов | ноябрь |
| 3 | «Вода - источник жизни»- опытно-экспериментальная работа | ноябрь |
| 4 | «Святые родники » - игра-путешествие | ноябрь |
| 5 | Воспитание бережного отношения к воде - наблюдение, экспериментирование | декабрь |
| 6 | «Вода бывает холодной, горячей, разноцветной»-исследовательский эксперимент | декабрь |
| 7 | «Волшебница - водица» - познавательные игры, составление рассказов о воде | декабрь |
| 8 | «Родники любви» - познавательная беседа | декабрь |
| 9 | «Берегите воду»- сказочное интегрированное занятие | декабрь |
| 10 | «Праздники у родника» - познавательный час | январь |
| 11 | «Кто в реке живёт?»- экскурсия | январь |
| 12 | «Беседа о водных растениях» | январь |
| 13 | «Родники - глаза родной земли»- познавательное мероприятие | февраль |
| 14 | «Знакомство с глиной, песком»- заседание клуба «Почемучек» | февраль |
| 15 | « Такой разный песок»- заседание клуба «Почемучек» | февраль |
| 16 | «Что человек делает из глины» - эксперимент | февраль |
| 17 | «Знакомство с камнем»-эксперимент во время экскурсии (форма, размер, цвет, где используется) | март |
| 19 | «Встречи на экологической тропе» - познавательный час | март |
| 20 | «Наш общий дом» - викторина | март |
| 21 | «Созерцание чуда» - экскурсия | март |
| 22 | «Наша семья на роднике» - создание альбома (родители, дети) | апрель |
| 23 | «Милый сердцу уголок» - создание альбома (родители, дети, воспитатели) | апрель |
| 24 | Знакомство с растениями на роднике: а) дикорастущие; б) культурные; в) лекарственные. Сравнение растений и их различие, сбор лекарственных трав- изготовление гербария, сбор лекарственных трав для сдачи в аптеку, для приготовления лекарств (совместно с медиками) | май |
| 3-й этап - заключительный |
|
|
| 1 | Открытое интегрированное занятие: «Водица - всему царица» | июнь |
| 2 | Конкурс рисунков: « Маленький уголок моей Родины» | июнь |
| 3 | Экологический поход совместно с родителями: «Мы - Робинзоны» | июнь |
| 4 | Выпуск журнала: “Родник - частица нашей Родины». Участники-дети; материал: папка с файлами, картинки или фотографии с изображением родника | июль |
| 5 | Родительское собрание по итогам работы по проекту: «Голубая капелька» - « Все мы – одна СЕМЬЯ». | июль |
| 6 | «Мы друг другу все нужны» - экологические эксперименты | июль |
| 7 | Создание папки - обобщения опытов работы с детьми на роднике | август |
| 8 | Размещение материалов проекта в методических журналах и специальной литературе | |
| 9 | «Традиции чаепития у разных народов» -развлекательно-познавательное мероприятие | август |
| 10 | Праздник «Волшебница вода» | август |
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты: · Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию. · Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях; сформировать мыслительно - поисковую деятельность детей. · Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, родникам - хранилищу богатства природы. · Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей. · Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту, желание поделится с коллективом своими знаниями и умениями. · Расширение взаимодействия с библиотекой, установление преемственной связи со школой. · Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах. |