Педагогический проект на тему «Моя семья»
материал (младшая группа) на тему

Филипченко Ядвига Сергеевна

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_semya_filipchenko.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Филипченко Я.С.

 

Педагогический проект на тему

«Моя семья»

Вторая младшая группа

2015г.

Педагогический проект на тему: «Моя семья».

Автор проекта: воспитатель второй младшей группы: Филипченко Ядвига Сергеевна.

Участники: воспитанники группы, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Тип: познавательно-творческий.

Продолжительность: Краткосрочный – 2 недели.

Цель проекта:

Дать основу воспитания привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

        


Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды

отражается солнце, так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца.

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка.

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. 

Актуальность проекта.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.

Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».

Мой проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности маленького ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Совместная деятельность воспитателя и детей

Совместная деятельность воспитателя и родителей

1 этап

Подготовительный

Сроки:

сентябрь - ноябрь

Цель:  Подготовка необходимого материала для работы над проектом

Мероприятия:

Составить перспективный план  работы

Подобрать методическую и художественную литературу по теме, а также иллюстративный и фото- материал

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и  театрализованной деятельности.

Цель:  Подготовка необходимого материала для работы над проектом

Мероприятия:                             

Попросить родителей принести  семейные фотографии с детьми, членами семьи: бабушками, дедушками, сестрами, братьями

Провести анкетирование по теме (анкета прилагается)

Привлечь родителей к пополнению атрибутов для настольного кукольного театра и сюжетно-ролевых игр.

2 этап

Основной

Сроки

16.11.15 – 25.11.15

Цель:

Сформировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях

Мероприятия:

  • Организованная образовательная деятельность (Приложение 1)
  • Образовательная деятельность в режимных моментах

Беседы по теме

Подвижные игры

Дидактические игры

Чтение русских народных сказок

Заучивание стихов и пословиц по теме

Показ кукольного театра

  • Фотовыставка «Семейное фото нашей группы».

Цель:

Сформировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях

Мероприятия: 

  • Консультации для родителей: «Семья и семейные ценности», «Влияние семьи на развитие ребёнка».
  • Выставка творчества «Что умеют наши мамы и бабушки».
  • Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
  • Памятка «День Матери»

3 этап

Заключительный

Сроки

26.11.15 – 27.11.15

Цель:

Закрепить представление о необходимости любить свою семью и заботиться о ее членах.

Мероприятия:

  • Концерт «День  Матери».
  • Изготовление открыток «Дерево сердец» для мам.

Цель:

Повысить уровень педагогической культуры родителей.

                                  Мероприятия:

  • Концерт «День Матери»
  • Педагогическая гостиная «Моя семья – что может быть дороже».
  • Папка-передвижка «Проектная деятельность «Моя семья»

Ожидаемые результаты: 

  • Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам. Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
  • Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с родителями  доверительных и партнёрских отношений.

Приложение 1

Перспективное планирование

основной образовательной деятельности

по проекту «Моя семья»

Тема занятия

Программные задачи

Материалы, пособия

Художественно-эстетическое развитие – Лепка

Колобок

Закреплять умение детей лепить предметы округлой формы, раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями

Т.С.Комарова стр.36

Оборудование: полоса-дорожка, пластилин, доски, салфетки, палочки

Художественно-эстетическое развитие – Аппликация

Разноцветные огоньки в домиках

Учить детей наклеивать изображения круглой формы, уточнить название формы. Учить чередовать кружки по цвету. Упражнять в аккуратном наклеивании. Закреплять знание цветов. (красный, желтый, зеленый, синий

Т.С.Комарова стр.42, Оборудование: Кружки разных цветов,1/2 альбомного листа с наклеенной темной полоской (крышей дома), клей, кисти для клея, салфетки (на каждого ребенка)

Художественно-эстетическое развитие – Рисование

Красивый полосатый коврик

Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие

Т.С.Комарова стр.30

Оборудование: бумага размером 1\2 альбомного листа) краски гуашь четырех цветов (на столы краски двух цветов в разной комбинации, красиво сочетающиеся), банки с водой, кисти,, тряпочки, салфетки.

Утенок

Продолжать учить детей рисовать способом тычка, расширять  знания детей о птицах. Закреплять умение подбирать цвета, правильно держать кисть и рисовать разными кисточками, прививать аккуратность при рисовании

К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин стр.17

Оборудование: альбомный лист с нарисованным контуром утенка. Картина «Утка с утятами», Чтение рассказа  К.Д.Ушинского «Уточка»; гуашь, кисть, банка с водой

Художественно-эстетическое развитие. Музыка

Песня «Бабушка-бабуля»

Учить петь выразительно без напряжения, протяжно. Учить передавать правильно мелодию, вместе начинать и заканчивать песню. Петь с инструментальным сопровождением. Воспитывать у детей любовь к музыке

Сл. и муз.

Г. Вихарева

Песня «Очень я мамочку люблю»

Сл. и муз. Л.Старченко

Образовательная область. Речевое развитие

Пересказ сказки «Репка»

Учить пересказу совместно со взрослым на примере  сказки «Репка». Учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре названия детенышей животных

О.С.Ушакова стр.36

Оборудование: настольный театр «Репка»

Рассматривание картины «Мы строим дом»

Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувств доброжелательности. Развитие зрительного внимания

Картина О.Р. Гофман «Мы строим дом», большой грузовик с кубиками, схема постройки домика из кубиков.

Познавательное развитие. Окружающий мир

Беседа «Моя семья»

Уточнять и расширять знания детей о себе и своей семье. Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятие «родня», «родственники». Закреплять знания о домашних обязанностях всех членов семьи. Воспитывать любовь, заботливое отношение к близким, к семье.

Конспект воспитателя

Семейный альбом

Обобщить и расширить знания детей о семье. Учить называть всех членов семьи, узнавать их на фотографии. Воспитывать любовь к близким людям.

Конспект воспитателя

Оборудование: альбом, семейные фотографии.

Беседа «Моя дружная семья»

Формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.

Конспект воспитателя

Иллюстрации по теме

Развитие игровой деятельности.

Сценарии сюжетно-ролевых игр, игр-ситуаций.

Игра-ситуация «Мама-дочка».

Развивать у детей интерес к различным видам игр, способствовать возникновению игр на тему наблюдений из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий: готовить обед, накрывать на стол, придумывать не сложный сюжет. Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами, например, мама-дочка, в индивидуальных играх с партнёрами-игрушками (куклами), выполнять роль за себя и за игрушку.

Игра – ситуация: «Мама пришла с работы».

Игра – ситуация: «Бабушка приехала».

Шаль.

Игра – ситуация: «Пора обедать».

Столовая и кухонная посуда

Игра – ситуация: «У куклы Вари день рождения».

Ваза с цветами, шарф, чашечка, именинный пирог.

Сценарий кукольного спектакля для детей

младшего возраста.

«Хорошо, когда мама рядом»

Воспитание чувства любви и доброго отношения к маме. Формирование коммуникативной культуры (способность чувствовать настроение другого, и сопереживать героям). Развитие эмоциональной отзывчивости.

Ширма, куклы для театра.

Пальчиковые игры.

Моя семья

Развитие мелкой моторики рук, развивать речь, воображение, быстроту реакции, творческую деятельность

Игрушки-напальчники «Семья» (мама, папа, бабушка, дедушка, ребёнок)

Мамочка

Папа, мама, брат и я

Мама спит

Помощники

Хороводные игры.

Подарки

Учить детей выполнять игровые действия (образовывать круг, действовать в соответствии со словами, точно выполнять движения). Развивать чувство ритма.

Игрушки (конь, волчок, самолёт).

Карусель

Атрибут – карусель.

Каравай


Приложение 2

Конспекты занятий педагогического проекта 

«Моя семья»

Лепка «Колобок».

Программное содержание. Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот). 

Методика проведения занятий. Вспомнить с ребятами русскую народную сказку «Колобок». Спросить: «Кто слепил колобка?», «Куда он покатился?». Предложить детям слепить колобка. Уточнить его форму. Спросить, как его можно слепить.

Вызвать к доске, для показа приёма лепки, кого-нибудь из ребят. Затем предложить всем детям показать руками в воздухе, как они будут лепить.

В процессе работы раздать детям небольшие палочки, чтобы они могли с их помощью обозначить глаза, нос, рот колобка.

Выставить всех вылепленных колобков на заранее подготовленную зелёную или светло-серую полосу-дорожку. Рассмотреть их, спросить у каждого ребёнка: «Куда катится твой колобок? Кого он встретит?» Похвалить всех детей за старание.

Материалы. Полоса-дорожка, зелёная или светло-серая, пластилин, доски, палочки (на каждого ребёнка), салфетки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Чтение, рассказывание русской народной сказки «Колобок». Показ кукольного или настольного театра «Колобок», рассмотреть с детьми игрушечного колобка, предложить обхватывать его руками (по очереди).


Аппликация «Разноцветные огоньки в домиках».

Программное содержание. Учить детей наклеивать изображения круглой формы, уточнить название формы. Учить чередовать кружки по цвету. Упражнять в аккуратном наклеивании. Закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, что они видели разноцветные огоньки, украшающие город; эти огоньки круглые и располагаются в ряд, как лампочки в окнах.

Предложить ребятам разложить огоньки на полосе, чередуя их по цвету. Вспомнить с детьми приемы наклеивания; предложить кому – либо из ребят рассказать, как он будет намазывать  «огоньки» клеем  и приклеивать на полоску. В процессе работы следить за действиями детей, поправлять их в случае необходимости.

В конце занятия все работы выставить на доске (на столе), вместе с детьми порадоваться красивым разноцветным огонькам, предложить назвать цвета огоньков.

Материалы. Кружки разных цветов;.1\2 альбомного листа с наклеенной темной полоской (крышей дома), клей, кисти для клея, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими заданиями и видами деятельности. Наблюдение иллюминации в городе. Рассматривание иллюстраций.


Рисование «Красивый полосатый коврик».

Программное содержание. Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по всему ворсу неотрывно; набирать краску на кисть, тщательно промывать кисть; рисовать другой краской аккуратно, не заходя на те места, где уже нарисовано. Развивать восприятие цвета, закреплять знание цветов.

Методика проведения занятия. Прикрепить к доске или большому листу бумаги 3-4 полосатых (двухцветных) коврика. Обратить внимание детей на направление полосок. Убрать коврики-образцы.

Показать детям приемы рисования полосатого коврика: сначала провести слева направо полоски одного цвета, на небольшом расстоянии друг от друга (подчеркнуть слитность движения, своевременное обмакивание кисти в краску), затем хорошо промыть кисть, осушить ее о тряпочку, обмакнуть в другую краску и рисовать полоски другого цвета между уже нарисованными полосками.

В конце занятия рассмотреть все рисунки, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что коврики получились очень красивые.

Полюбоваться работами вместе с ребятами. Можно расположить рисунки по цвету.

Материалы. 3-4 полосатых двухцветных коврика. Листы бумаги квадратной формы; краски гуашь (на каждый стол по две разные, хорошо сочетающиеся краски); банки с водой, кисти, тряпочки (на каждого ребенка)

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Уточнять знания детей о цветах в дидактических играх. Рассматривать красивые полосатые ткани, дорожки, платочки.


Рисование «Утенок»

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать способом тычка, расширять знания детей о птицах. Закреплять умение подбирать цвета, правильно держать кисть и рисовать разными кисточками, прививать аккуратность при рисовании.

Материал. Альбомный лист с нарисованным контуром утёнка, 2 кисточки, жёлтая и розовая гуашь, баночки с водой, салфетки, образец – картина «Утка с утятами».

Ход занятия. Воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Уточки».

«Сидит Вася на бережке: смотри он, как уточки в пруду купаются, кувыркаются, широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат.

Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – и стары, и малы: как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Прожеры-тороторочки, носики широкие, лапочки перепончатые, полно вам червяков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать – пора домой идти!».

Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются».

Воспитатель. Вот какие уточки, прожеры-тороторочки, давайте посмотрим на картину уток с утятами, что они ищут в воде? Что им помогает искать червячков? (Широкие носики) Как им помогают лапочки перепончатые?

Уточнить цвет, названия частей тела, употребляя слова из текста рассказа.

Обвести пальцем контур всего утёнка, проговаривая вслух свои действия, выполнить упражнения-разминку с кисточкой, набрать краску на кисточку, сделать несколько пробных тычков на отдельном листе бумаги, а затем начать рисовать тычками по линии всего контура утёнка, потом внутри. Промыть кисточку, вытереть насухо.

Физкультурная минутка. Утята.

Плаваю утята: кря-кря-кря,

Лапками работают незря, не зря.

А потом по озеру, кругом всех веселя,

Кружатся утята: тюр -ля-ля.

Ну а после плаванья – прощай, вода!

Домой заторопились: да-да-да.

После паузы можно рисовать мягкой кисточкой клюв, лапы, глаза – рекомендуется похвалить детей за их старание и аккуратность.


Речевое развитие.

Пересказ сказки «Репка».

Программные задачи. Учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка». Учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре названия детенышей животных.

Материал: настольный театр «Репка»; игрушки (кошка, котенок, мышка, медвежонок.

Ход занятия:

Воспитатель: Вы любите слушать сказки? Сегодня я вам расскажу сказку «Репка». Кто знает пусть мне поможет.

Рассказывает сказку, используя настольный театр.

А сейчас мы будем рассказывать сказку все вместе. Посадил…

Дети: Дед репку.

Воспитатель: Выросла...

Дети: Репка большая–пребольшая

После совместного пересказа воспитатель раздает детям фигурки персонажей сказки из настольного театра. Предлагает рассказать сказку еще раз. Сам начинает рассказывать. Каждый ребенок вместе с воспитателем или самостоятельно рассказывает часть сказки, где участвует его персонаж.

Физкультминутка.

Воспитатель: Сейчас мы с вами тоже посадим репку.

Дети наклоняются и «сажают» зернышко.

Воспитатель: Покажите, какая большая-пребольшая у нас выросла репка.

Дети медленно встают на носочки и поднимают руки высоко над головой.

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Кто это пришел помогать тянуть репку? (показывает кошку)

Дети отвечают: Да это мама-кошка. Как она мяукает?

Хоровые и индивидуальные ответы детей, звукоподражание произносится на низких нотах.

Воспитатель:А кто у нее детеныш сынок? (показывает игрушку котенка)

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно котенок. Он маленький и мяукает тоненько. Как мяукает котенок?

 Хоровые и индивидуальные ответы детей; звукоподражание произносится на высоких нотах.

Воспитатель: Прибежала... (показывает)

Дети: Мышка

Воспитатель: Она маленькая, серенькая, живет в норке. А это кто?

Дети: Медвежонок, мишка

Воспитатель: Это мишка. Он большой, лохматый, очень любит мед.

Мышка и медвежонок стоят рядом на столе.

Воспитатель: Кристина, покажи, где мышка.

Ребенок показывает.

Воспитатель: Дети, правильно Кристина показала7

Дети отвечают

Воспитатель: А ты, Дима, покажи мишку.

Ребенок показывает.

Воспитатель: Правильно Дима показала?

Дети отвечают.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы мне скажите, про кого она – про мишку или про мышку.

  1. Маленькая, серенькая,

Живет в норке,

Любит корки

Кто это?

Дети отвечают

Воспитатель: А вот еще одна загадка

  1. Большой, лохматый,

В лесу живет

Любит мед

Кто это?

  1. Под полом таится,

Кошки боится

Кто это?

  1. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придет весна, просыпается от сна

Кто это?

Воспитатель:Дети, послушайте слова: м-м-ма-ма, м-м-мы-шка, м-м-маленькая, м-м мышонок, Какой звук есть в этих словах?

Дети отвечают

Рассматривание картины «Мы строим дом».

Программные задачи: Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Повышение речевой активности. Развитие речевого общения.  Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности. Развитие зрительного внимания

Оборудование: Картина О.Р. Гофман «Мы строим дом», большой грузовик с кубиками, схема постройки домика из кубиков.

Предварительная работа: Разучивание песенки Л.Б. Гавришевой «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой красивый дом»

Ход занятия:

Педагог приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте картина «Мы строим дом»

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим картину «Мы строим дом» Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова мы. (Мы видим детей). Что они делают? Начните ответ со слова они. (Они строят дом)

Малыши в детском саду построили дом из кубиков. Какой дом у них получился? (Большой, красивый, высокий, разноцветный)

Какая крыша у домика? (Синяя) Правильно. У дома синяя крыша.

А сколько окон в домике? Начните ответ со слов в домике (В домике два окна). Верно. В домике два окна и одна дверь.

Вот какой красивый дом, как у нас с вами! Дом получился таким красивым, потому что дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим, как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в синем комбинезоне и белой рубашке. Он привез кубики в большом оранжевом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком. Наверное, он сейчас будет выгружать кубики.

Расскажите про мальчика в полосатых шортах и пестрой рубашке. (Он сидит на полу; У него красный подъемный кран; Мальчик поднимает синий кубик).

Молодцы! Очень хорошо рассказали. Светловолосый мальчик сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик.

Теперь посмотрите на девочку. Что она делает? (Она стоит за домиком; У нее мишка; Она сажает мишку в домик; Мишка будет жить в домике)

Хорошо! Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в домик большого коричневого мишку. А что делает мальчик в красных полосатых брюках? (Он везет грузовик; В грузовике кубики). Верно. Мальчик в красных брюках и белой рубашке везет грузовик. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Что вы видите на картине слева? (Там стоит шкаф; В шкафу лежат игры). А что находится за детьми? (Там окно; На окне цветок)

Посмотрите, какая уютная группа у малышей, светлая, просторная. На стене висит картинка, на окне – нарядные шторы. Хорошо малышам в детском саду!

Упражнение «Вот какой красивый дом».

Педагог предлагает детям встать со стульчиков, немного отдохнуть и вспомнить упражнение «Вот какой красивый дом!»

Раз, два, три, четыре, пять

Дети стоят лицом в круг, руки на поясе,

Выполняют повороты влево – вправо.

Будем строить и играть

Ритмично выполняют приседания

Дом большой, высокий  строим

Встают на носочки и тянутся руками вверх

Окна ставим, крышу кроем

Выполняют прыжки на месте

Вот какой красивый дом!

Указательным жестом вытягивают руки вперед

Будет жить мишутка в нем

Приседают

Рассказ педагога по картине.

Педагог усаживает детей на стульчики, предлагает еще раз посмотреть на картину и послушать рассказ. Можно предложить детям рассказывать вместе со взрослым.

Мы строим дом.

Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.

У них получается очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь.

Темноволосый мальчик в синем комбинезоне и белой рубашке привез кубики в большом оранжевом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, наверное, будет сейчас выгружать кубики. Светловолосый мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в домик коричневого мишку. А мальчик в красных брюках и белой рубашке везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов. Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в детском саду!

Итог. Оценка работы детей. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка, отмечает, что дети работали дружно, все вместе, поэтому у них все получилось. Можно выяснить, что детям особенно понравилось на занятии и на картине


Окружающий мир

Моя семья

Цель: Уточнять и расширять знания детей о себе и своей семье, учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятие «родня», «родственники». Закреплять знания о домашних обязанностях всех членов семьи. Воспитывать любовь, заботливое отношение к близким, к семье.

Предварительная работа: Отрабатывание родственных связей: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внучка, внук, сын, дочка. Заучивание фамилии, имени, возраста и домашнего  адреса. Рассматривание картинок о семье, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу игрушку и письмо:

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня в гости пришел домовенок Кузя и принес нам письмо (открывает конверт, в нем открытка со стихотворением)

Посмотрите какая красивая открытка, а на ней написано стихотворение. Я вам его сейчас прочту:

Моя родня.

Мама с папой мне – родня,

Нет роднее  родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родню свою очень люблю.

Скоро всем подарки куплю!

Воспитатель. Ребята, вот Кузя вас хочет спросить, кто в стихотворении назван «родней»? (дети отвечают)

Вы считаете друга Сережку тоже родней? А щенка Тишку? А кто они для мальчика?

А как вы считаете, что значит «родня»? (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат)

Правильно, ребята, а еще родня – это ваши дяди и тети, двоюродные сестры и братья.

Воспитатель. А если родственники живут вместе в одном доме или в одной квартире мы называем их семьей.

Воспитатель. Да, ребята, семья – это родной дом, где всегда уютно и тепло, где тебя всегда ждут мама и папа, бабушка и дедушка. Они все друг друга любят и очень дружат, прямо как наши пальчики.

Воспитатель. А кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

Что она делает дома? (мама стирает белье, убирает квартиру, готовит обед)

А что в семье делает папа? (папа покупает продукты, ремонтирует машину, помогает маме в уборке).

А чем в семье заняты бабушка и дедушка? (бабушка готовит обед, помогает маме по хозяйству, занимается огородом; дедушка помогает папе в ремонте машины, а бабушке помогает поливать огород).

А какие обязанности по дому есть у вас? ( я помогаю маме мыть посуду, складывать белье, убираю на место игрушки, помогаю бабушке поливать огород).

Воспитатель. А Кузя еще вам принес картинку!

Воспитатель выставляет фотографию «Семья».

Воспитатель. Посмотрите, ребята, на картинку и скажите, кто здесь нарисован? (на картинке нарисована семья)

Сколько человек в этой семье?

Давайте посчитаем. Перечислите членов семьи. Назовите самых старших членов семьи, самых младших. Как вы думаете, какой праздник  сегодня празднуют в семье? (День рождения). Почему вы думаете, что день рождения? (торт со свечами, подарки, шары). А чей день рождения? (Дочери). Почему день рождения девочки? (подарили куклу). Давайте придумаем имена для девочки и мальчика (дети придумывают). А кем доводится мальчик Федя девочке Кате? (братом). А она ему? (сестрой). А кем является Катя для папы и мамы? (дочкой). А для дедушки и бабушки? (внучкой)

А как вы думаете, что они будут делать потом? (будут пить чай с тортом, праздновать день рождения Кати).

Молодцы, ребята, вы все хорошо рассказали по картинке. Хорошо, когда в семье все дружно и весело справляются с домашней работой,  и остается время послушать музыку, посмотреть вместе  телевизор, почитать книжку, и поиграть. Вот и мы с вами сейчас отправимся кататься на карусели в парк вместе с родителями.

Далее проводится игра «Карусели».

Педагог выполняет роль мамы, а наиболее смелого и активного мальчика приглашает на роль папы. Мама и папа приглашают детей покататься на карусели. Они собирают их в одну цепочку: подходят к каждому ребенку и говорят: «Сашенька, сынок, будешь кататься с нами? Тогда прицепляйся!»

Саша дает руку педагогу и уже втроем они идут к следующему ребенку. Так собираются в общую цепочку все дети и становятся в круг.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем кататься на карусели, держитесь друг за дружку крепко, чтобы карусель не поломалась.

Далее движения по тексту

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончилась игра!

Воспитатель. Спасибо, ребята, вы сегодня очень хорошо рассказали про семью, нашему гостю Кузе очень понравилось, наше занятие окончено.


Познавательное развитие

Семейный альбом.

Цель: обобщить и расширить знания детей о семье. Учить называть всех членов семьи, узнавать их на фотографии. Воспитывать любовь к близким людям.

Предварительная работа: разучивание стихов о маме папе, бабушке, дедушке, рассматривание семейных альбомов, с/р игра «Семья», беседа, пальчиковая гимнастика.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сели все правильно, спина прямая, руки на колени. Посмотрите, мне почтальон принес посылку (открываю коробочку). Здесь что-то лежит. (Показываю фотоальбом). Что это? Альбом для фотографий. А тут и фотографии есть, их много. Я сейчас их разложу на столе, я вызову кого-нибудь из вас. Вы должны отыскать фотографию своих родных людей. Мы вместе соберем альбом. Иди, Кристина, найди.

Кого ты узнала на фотографии?

Ребёнок: Это моя мама, это папа и братик,

А это моя сестричка

Воспитатель: Она старше тебя?

Ребёнок: Да

Воспитатель: Подумай, как можно назвать их вместе.

Ребёнок: Семья, родственники.

Воспитатель: Правильно. Прочитай стихотворение для мамы.

Соберу для мамы

Робота такого

Чтобы всю работу

Делал он по дому

И стирал и гладил

И полы в квартире

Подметал и мыл.

Воспитатель:Поселяем твою семью в наш фотоальбом.

Иди, Алёша, посмотри на фотографии, найди свою семью и поставь фотографии на мольберт.

Что делает в семье папа (водит машину, забивает гвозди)

Какой у вас папа (добрый, сильный).

Алёша, расскажи стихотворение про папу.

Не терпит наш папа

Безделья и скуки

У папы умелые

И сильные руки.

Воспитатель: Мы убираем семью Алёши в альбом тоже.

Приглашаю к столу еще ребенка

Назови кто на твоей фотографии (дедушка, бабушка, тетя). Ты знаешь как их зовут?

Какая у тебя бабушка (добрая, ласковая). Прочитай нам стихотворение про бабушку

А у бабушки ладони,

Все в морщинах собраны.

А у бабушки ладони

Добрые, предобрые.

Воспитатель: Я твою семью тоже добавлю в альбом.

Физкультурная минутка

Бабушка очки надела

и внучат всех разглядела./2р.

Воспитатель: У меня осталась одна фотография.

Иди, Милена, расскажи кто на ней

Как зовут дедушку? Ты его любишь ?

Прочитай про него стихотворение.

Мы с дедушкой часто гуляем вдвоем

Играем в машинки и чай вместе пьем

Он может гудет как большой паровоз

И знает ответ на любой мой вопрос

Люблю я дедулю – скажу вам друзья

И знаю, что дедушка любит меня

И твою фотографию я кладу в альбом.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете своих родных.

Как назовем одним словом маму, папу, бабушку, дедушку? (Семья)

А сейчас встали все в круг, руки на пояс, сделали окошечки. Я хочу посмотреть, как вы знаете свое фамилию и имя.

Игра «Кто в домике живет…»

Воспитатель: Молодцы, вы все знаете свою фамилию и имя.

А сейчас мы поиграем с мальчиками.

У меня здесь коробочки, в них лежат маленькие масочки для мальчиков, посмотрите.

Найди маску дедушки и оденьте на большой пальчик, затем бабушку, маму, папу и себя.

Пусть ладошка будет для них домиком.

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Воспитатель: Алена знает стихотворение про семью.

Я люблю свою семью

Маму, папу я люблю

Люблю деда и бабусю

И щенка и кошку – Люсю

Всех, кого я так люблю

Имеют право на семью.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете свою семью.

Занятие окончено.


Окружающий мир

Беседа «Моя дружная семья»

Цель: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.

Материал и оборудование: картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи.

Методика проведения.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости? (Входит ёжик).

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо, тут написан ваш адрес. Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)

Воспитатель: Здравствуй, ёжик! Большое тебе спасибо, проходи, будь наше гостем.

Ёжик: Не когда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно погощу у вас, ребята!

Дети: До свиданье, ёжик. Приходи к нам ещё.

Загадки. Беседа о членах семьи.

Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам ёжик. Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная…

Дети: Мамочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

(Показывает картинку с изображением мамы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Воспитатель: Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Как мама называет тебя ласково?

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети: Папа.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

(Показывает картинку с изображением папы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Воспитатель: Как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:

Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!

(Показывает картинку с изображением бабушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Воспитатель: Кто ты для бабушки?

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый…

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Да, ребятки, правильно!

(Показывает картинку с изображением дедушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Воспитатель: Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.

(Показывает картинку с изображением всей семьи).

Воспитатель: А все эти люди вместе называются одним словом – Семья.


Приложение 3

Развитие игровой деятельности.

Сценарии сюжетно-ролевых игр-ситуаций.

Игра-ситуация «Мама-дочка».

Методика проведения. Педагог подходит к кукле и ведет с ней диалог (от имени мамы и дочки), стараясь заинтересовать детей.

Мама. Дочка, тебе пора вставать, уже утро.

Дочка. Доброе утро. Я уже проснулась, а где моя одежда?.

Мама. Вот майка, вот платье. Одевайся. Я приготовлю завтрак.

Дочка. Я оделась и помогу тебе порезать хлеб. Поставлю посуду, вот тарелки, ложки, чашки. Мама. Молодец, ты моя помощница. А у меня и каша готова. Положу тебе и себе каши. Будем завтракать.

Дочка. Каша вкусная, рассыпчатая, горячая.

Мама. Есть чай. Ты будешь – малиновый или вишневый7

Дочка. Малиновый. Он очень полезный.

Мама. Пей, дочка, пей моя дорогая!

Дочка. Спасибо, мамочка!

Примечание: Далее воспитатель оставляет куклу для самостоятельной игры.

Игра-ситуация: «Мама пришла с работы».

Методика проведения: Воспитатель играет роль мамы. Мама приходит с работы и видит, что ее никто не встречает.

Воспитатель. Ох, как много сегодня было работы! Наконец – то я дома. Зашла по дороге в магазин, купила продукты. Сумка очень тяжелая. (Поднимает сумку.) Где мои детки? Вот, если бы они меня встретили, то не так тяжело было бы. (Если никто из детей не подходит помогать, то воспитатель вовлекает их в игру прямым обращением) Ребята! Кто мне поможет? Вот сыночек пришел и хочет мне помочь. (Дает ему сумку.) Вот доченька пришла помочь маме, помогай братику и вынимай продукты. Я купила капусту, хотела сварить борщ, но не знаю, может лучше сделать солянку, как вы думаете? Солянку? Тогда давайте будем рубить капусту ножом. Лиза, клади порубленную капусту на сковородку, будем ее тушить. Закрывай крышкой? Закрыла крышкой? А у меня еще тесто есть. Кто мне поможет вареники делать? Идите и помогайте все вместе лепить вареники. Какие вы любите вареники? (с картошкой) Я тоже с картошкой люблю.  Получилось? Вареники готовы? Теперь будем их варить. Давайте, я попробую, готовы ли они? Дима доставай из сумки сметану. Теперь расставляйте посуду на стол. Пора за стол! (Все усаживаются за стол, обедают.) Солянка хороша! А вареники вкусные! Молодцы, мои детки, всей семьей приготовили обед.

Игра-ситуация: «Бабушка приехала».

Методика проведения: Дети играют в дочки-матери. Воспитатель вводит в игру новый персонаж.

Воспитатель: Кажется, я слышу звонок в дверь! Кто это? Это же бабушка! (Воспитатель надевает шаль и предстаёт в роли бабушки), Здравствуйте, внучата! Я к вам в гости (Дети здороваются). Ехала так долго. Очень устала, присесть бы мне…(Дети усаживают бабушку) Вот спасибо милые внучата. Я и не знала, что вы такие отзывчивые, добрые. Любите свою бабушку? Дайте, я посмотрю на вас. Какой ты, Артем, стал большой. Ходишь в детский сад? Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ребёнок рассказывает) А ты, Ксюша, что сейчас делаешь? Рисуешь? Покажи, пожалуйста, что ты нарисовала. Очень красиво. Дети, я так долго ехала, что проголодалась. (Воспитатель ждёт, пока дети догадаются предложить ей еду. Если они молчат, то побуждает их к этому). Ксюша, чем это так вкусно пахнет? Что у тебя в кастрюльке? Суп? А какой, гороховый или вермишелевый? Вермишелевый? Я люблю вермишелевый суп! Налей попробовать. Очень вкусно. Ты, Ксюша, хорошая хозяйка. А ты Алёша что сварил? Что у тебя в сковороде? Котлеты? Давайте вместе обедать. (Все садятся за стол).

 

Игра- ситуация: «Пора обедать».

Методика проведения: Диалог между мамой и дочкой (воспитатель и кукла или воспитатель и ребенок).

Мама. Дочка, пора варить обед. Ты мне будешь помогать? Что будем варить?

Дочка. Суп.

Мама. А что для супа нужно?

Дочка. Морковь, картошка.

Мама. Морковь в пакете, картошка в ящике. Возьми. Только надо почистить их и вымыть. А теперь порежем овощи вместе, вот так. Воды не забыла налить? Налей, пожалуйста, воды в кастрюлю, пусть закипит. Надо соль положить?

Дочка. Надо.

Мама. Сколько еще варить? Десять минут?

Дочка. Да.

Мама. Посмотри, картошка сырая или разваривается?

Дочка. Готова.

Мама. Суп можно выключать или подождать? Перец нужен?

Дочка. Нужен.

Мама. Дочка, ты посмотрела, на столе стоит посуда? Если нет, то принеси, пожалуйста, ее из шкафа.

Дочка. Я принесла.

Мама. А для чая какую поставишь посуду?

Дочка. Чашки.

Мама. Положи вафли и сахар. А я принесу суп. Осторожно, он горячий. Наливаю, Тебе положить сметану или укроп?

Дочка. Укроп.

Мама. Вкусно?

Дочка: Да!

Мама. Приятного аппетита! Потом будем пить чай.

Игра-ситуация: «У куклы Вари день рождения».

Методика проведения: Педагог ставит на стол вазу с цветами и сообщает детям, что сегодня у куклы Вари день рождения.

Воспитатель. Приходите, гости, на день рождения к Варе! (Звучит музыка, входят гости, дети с игрушками.) Вот идет медвежонок, он говорит: «Варя, с днем рождения!» А кто еще входит? Что, Алена, ты скажешь Варе? Что твой зайка скажет ей? А еще гости всегда дарят подарки ко дню рождения. Мы с мишкой, подарим Варе шарфик. (Надевает шарф Варе.) Носи, Варя, не простужайся. А, какой подарок у Элины? У Элины чашечка. Понравится Варе твой подарок, ведь она любит пить чай. Смотрите, Варя несет именинный пирог. Угощайтесь, дорогие гости! Давайте разрежем пирог, и всем достанется по кусочку. Мишка разбаловался – надо научить его вести себя за столом. Алеша, объясни ему, как надо вести себя за столом, как правильно резать пирог. Вот тебе, Элина, кусочек и тебе, Таня. Арсений, положи, пожалуйста, всем по кусочку. (Звучит музыка.) А теперь я приглашаю вас танцевать. Сначала танцуем польку. А теперь вальс. Вот и закончился наш праздник. Варя благодарит гостей и прощается с ними. До свидания, Варя, было очень весело, спасибо.


Приложение 4

Развитие игровой деятельности.

Подвижные игры

«Найди свой домик »

Дети сидят вдоль стороны площадки или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке, кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.

«Наседка и цыплята»

Дети изображают «цыплят». А воспитатель – «наседку». На одной стороне площадке огороженной веревкой место – «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см). Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «ко – ко – ко - ко».  По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке. Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.

Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезали под веревкой и немного побегали.

«Поезд»

Дети строятся в колонну по одной стороне зала или площадки. Первый, стоящий в колонне, – паровоз, остальные – вагоны. Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления): вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», – говорит воспитатель. Все постепенно замедляют шаг и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.

Педагог во время игры регулирует темп и продолжительность движения детей. Вначале он сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка. Когда дети хорошо освоят игру, т. е. движение в колонне друг за другом, можно ввести усложнение – после остановки поезда малыши идут гулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки (если игра проводится зимой, то дети ловят снежинки, делают снежки, бросают их и т.д.). Услышав гудок, все бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Вначале дети могут строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне – находить свой вагон.

«Птички в гнездышках».

В разных концах зала устраивается 3–4 гнезда из обручей большого диаметра или строительного материала. Дети-птички размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд – перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, – клюют зерна. Затем вновь бегают и по сигналу «птички, в гнезда» дети убегают в гнезда, перешагивая через препятствия. Все птицы занимают свои гнезда. Игра повторяется 4–5 раз. При повторении игры можно предложить детям выпрыгнуть из круга на двух ногах. При проведении данной игры важно, чтобы педагог, не сокращая время для бега, умело чередовал двигательную активность и отдых детей.        

Курочка-хохлатка

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчек курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей-мамой убегают. При каждом повторении на роль кошки можно выбирать другого ребёнка.


Приложение 5

Сценарий кукольного спектакля для детей

младшего возраста.

«Хорошо, когда мама рядом»

Цели: Воспитание чувства любви и доброго отношения к маме. Формирование коммуникативной культуры (способность чувствовать  настроение другого, и сопереживать героям). Развитие эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: Ширма, куклы для театра

Ход спектакля

Воспитатель: Жили-были в одном дворе Котик и Петушок. И вот однажды решили они убежать от своих мам…

Под музыку на ширме появляется Петушок.

Петушок: Куда хочу, туда иду! Куда хочу, туда гляжу! Что хочу, то и делаю! Когда хочу, тогда пою – Ку-ка-ре-ку! Я от мамы убегу!

Под музыку с другой стороны ширмы появляется Котик.

Котик: Мяу! Как хорошо! Мяу, что я ушёл! Буду делать что хочу, к маме больше не приду!! Мяу!

Петушок: Здравствуй, Котик!

Котик: Здравствуй, Петушок!

Петушок: Куда идёшь?

Котик: Куда хочу, туда иду. Я от мамы ушёл!

Петушок: И я от мамы ушёл. А что, она у тебя плохая?

Котик: Не знаю, умываться заставляет, молоко пить, мышей ловить. А мне не охота. А что, у тебя тоже мама плохая?

Петушок: Не знаю, рано будит, кукарекать заставляет, чтобы люди просыпались. А мне не охота. Нельзя драться, задираться. Надоело мне, вот я и ушёл!

Котик: Слушай, так теперь, без мам мы можем делать, что хотим. Я буду кусаться и царапаться.

Петушок: (петушится) А я буду драться и клеваться.

Герои дерутся

Котик: Ой, больно! Не клюй!

Петушок: Не царапайся, пёрышек не выдирай! Мама! Мама, помоги!

Котик: А что это ты маму зовёшь? Ты же ушёл от неё.

Петушок: Да, ушёл!

Котик: Ладно, не будем ссориться, давай, лучше, поедим. Я так проголодался, а вот и мышка бежит (пробует догнать). Ой, убежала! Вот если бы мама – я бы обязательно поймал!  

Петушок: Я тебе сейчас червячка найду (ищет, клюёт и всё зря). И я не смог найти. Вот если бы мама – я обязательно нашёл.

Котик: Что-то холодно стало, была бы со мной мама, она бы меня погрела, у неё самая лучшая в мире шубка, тёплая и пушистая.

Петушок: Ко-ко-ко!  Меня бы тоже мама погрела под крылышком.

Слышится вой волка: У-у-у-у-у.

Котик: Кто это?

Петушок (запинаясь) Это волк-к…

Котик: Давай от него спрячемся…

Прячутся. Появляется Волк.

Волк: Как здесь вкусно пахнет петушком и котиком, я их сейчас съем (обращается к детям) Вы не видели здесь петушка и котика?

Дети: Нет!

Волк: Пойду, поищу в другом месте (уходит.)

Петушок: Котик, выходи, нас дети спасли, они не сказали куда мы спрятались.

Котик: Что же будем делать – драться или кусаться?

Петушок: Нет, Котик, надо к маме возвращаться. А то волк может вернуться.

Котик: Мяу! Я и сам хочу домой к маме.

Петушок: Ку-ка-ре-ку! И я тоже!

Вместе: К милой маме я иду, крепко маму обниму!

Котик: Буду пить я молоко.

Петушок: А я зёрнышки клевать.

Вместе: Не будем маму обижать!

Котик: Ведь они у нас самые лучшие,  самые красивые, самые любимые!


Приложение 6

Пальчиковые игры.

Моя семья

У нас живет большая

Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках: соединить одноименные пальцы рук, образуя шар.

И дружная семья:

Соединить пальцы обеих рук

в рукопожатии.

Папа, мама, бабушка,

Дедушка и я

Разъединить руки, поочередно сгибать пальцы правой руки , начиная с большого.

На меня похожий,

Забавный младший брат,

Поочередно сгибать пальцы левой руки, начиная с большого. 

Он подрос и ходит

Разжать кулаки, подняв пальцы обеих рук вверх.

Со мною в детский сад

Сложить руки «домиком».

Мама спит

Маме надо отдыхать

Маме хочется поспать

Кладут руки под щёку

Я на цыпочках хожу

Маму я не разбужу

Идут на цыпочках

Я на пяточках хожу

Маму я не разбужу

Идут на пятках

Моих пяток слышен стук

Тук-тук-тук

Топающий шаг

Мои пяточки идут –

Меня к мамочке ведут

Мамочка

Мамочка, мама

Подставив ладони друг перед другом, на каждый слог смыкают и размыкают пальцы, начиная с мизинца

Любимая моя

Мамочка, мама

Я люблю тебя

Папа, мама, брат и я

Папа, мама, брат и я

Правой рукой загибают по одному пальцу на левой руке

Вместе дружная семья

Показывают крепко сжатый кулачок левой руки

Раз, два, три, четыре

Левой рукой загибают по одному пальчику на правой руке

Все живём в одной квартире

Показывают крепко сжатый кулачок правой руки

Помощники

Дружно помогаем маме

Встают наклоняются, руки двигаются вправо-влево

Мы бельё полощим сами

Полоскают бельё

Тянутся, вытирают пот правой рукой со лба

Раз, два, три, четыре

Потянулись, наклонились

Снова полощат

Хорошо мы потрудились

Вытирают руку о руку


 Приложение 7

Хороводные игры.

Каравай.

Дети берутся за руки и делают большой круг. Один ребенок в центре круга.

На Сережин день рожденья

Идут по кругу, взявшись за руки.

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины,

Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.

Вот такой низины,

Присаживаются на корточки.

Вот такой ужины,

Сходятся к центру круга.

Вот такой ширины,

Отходят назад, расширяя круг.

Вот такой пузатенький,

Показывают руками

Вот такой горбатенький

Сгибают туловище

Каравай, каравай,

Хлопают в ладоши.

Кого хочешь, выбирай!

Стоящий в кругу выбирает другого. Тот встает в центр. Игра повторяется.

Правила: Выполнять разнообразные движения в соответствии с предложенным текстом.

Подарки.

Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

С окончанием слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Дети выполняют движения под следующие слова:

Скачет конь наш чок, чок,

Дети бегут по кругу друг за другом,

Слышен топот быстрых ног,

поднимая высоко ноги, руки вытянуты вперед, корпус  слегка отклоняется назад.

Кукла, кукла, попляши,

Пляшут на месте, повернувшись в круг.

Красной лентой помаши.

Вот как кружится волчок,

Кружатся на месте и присаживаются.

Прожужжал и на пол лег.

Самолет летит, летит,

Подняв руки в стороны, бегут друг за другом по кругу.

Летчик смелый в нем сидит.

Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется

Правила: Действовать в соответствии с игровым образом, подарком. Каждый следующий ведущий называет другой подарок.

Карусель.

Дидактическая задача: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Игровые правила: Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу воспитателя.

Игровые действия: изображают карусель, бег в разном темпе.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца:

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом-

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того, как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнеся такие слова:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два-

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен) снова садитесь на карусель.

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.


Приложение 8

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Песня «Бабушка-бабуля»

Г. Викарева

У меня есть папа с мамой

И братишка Петя,

А еще есть бабушка-

Лучшая на свете

Припев: Бабушка, бабушка

Бабушка-бабуля

Самая милая

Так тебя люблю я!

Пирожки для папы с мамой

Мне, братишке Пете

Напечет нам бабушка-

Лучшая на свете

Припев:

А сегодня папа с мамой

Я, братишка Петя

Поцелуем бабушку-

Лучшую на свете

Припев:

Песня «Очень я мамочку люблю»

Сл. и муз. Л Старченко

Милая мамочка

Праздник у тебя

Самая красивая

Мама у меня

Припев: Очень я, очень я

Мамочку люблю

В праздник ей песенку

Ласково спою

Улыбнулась весело

Мамочка в ответ

Самая хорошая-

Лучше в мире нет.


Приложение 9

Дополнительный материал

Стихи о семье

Семья

Г. Гравник

Две бабушки, два дедушки

Родители и Я!

Вот так и получилась

Обычная семья!

Семья

Я люблю свою семью

Маму, папу я люблю

Люблю деда и бабусю

И щенка и кошку Люсю.

Всех, кого я так люблю

Имеют право на семью.

Много мам на белом свете

Много мам на белом свете

Всей душой их любят дети,

Только мама есть одна

Кто она? Отвечу я!

Это мамочка моя!

Загадки про семью:

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругает нас с братишкой.

Кто же это? Наша … (Мама)

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, … (Папа)

Вот ведь дело-то какое…

Нас не семеро, а трое:

Папа, Мамочка и я,

Но все вместе мы — … (Семья)

Он — мужчина, и он сед,

Папе — папа, мне он — …(Дед)

Хожу я в детский сад,

А дома ем оладушки.

Их жарит для меня

Моя родная …(Бабушка)

Ты сильный и смелый,

И самый большой,

Ругаешь — по делу,

И хвалишь — с душой!

Ты друг самый лучший,

Всегда защитишь,

Где надо — научишь,

За шалость простишь.

Я рядом шагаю,

За руку держусь!

Тебе подражаю,

Тобою горжусь.(Папа)

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз? (Мама)

Художественная литература

  1. Русские народные сказки «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Репка», «Три медведя». « Теремок»
  2. С.Я. Маршак « Сказка о глупом мышонке»
  3. Русская народная потешка, «Сорока-сорока».
  4. Д.Габе, «Моя семья».
  5. К.Д.Ушинский, «Петушок с семьёй».
  6. Хакасская сказка, пересказ В.Н.Гурова, «Три брата».
  7. В.Д.Берестов, «Курица с цыплятами».
  8. Е.А.Благинина, «Вот какая мама».

                                                                        Приложение 10                                                                                         Работа с родителями

Педагогическая гостиная для родителей

Тема: «Моя семья – что может быть дороже».

Цель родительского собрания: 

  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы с детьми.
  • Формировать положительное взаимодействие родителей со своим ребёнком.
  • Повышать уровень педагогической культуры родителей.
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Форма проведения: 

Педагогическая гостиная, творческая мастерская «Мастер-класс. Куклы для домашнего театра».

Повестка:

  1. Вступительное слово воспитателя Филипченко Я.С. по теме «Моя семья – что может быть дороже».
  2. Анализ анкеты «Семейные ценности».
  3. Вручение грамот семьям за участие в осенней выставке «Здравствуй, осень».
  4. Творческая мастерская «Мастер-класс. Куклы для домашнего театра».
  5. «Горячая линия». Обмен мнениями, обсуждение, планы, итог.
  6. Мини-концерт к «Дню Матери».
  7. Игра с родителями и детьми «Карусель».

Итог: С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, без чего не может существовать человек.


Анкета «Семейные ценности».

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая на них, Вы сможете осмыслить традиции и ценности Вашей семьи.

№ п/п

Вопрос

Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

Есть ли у Вас семейные реликвии?

Назовите Ваши семейные реликвии.

Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые? 

Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины

Что для Вас «родной дом»?

Где и когда семья собирается вместе?

Что в Вашей семье поют или рассказывают детям?

Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?

Семья – это…

Семейные ценности – это …

Есть ли семейные привычки?

Список используемой литературы

  1. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» вторая младшая группа.
  2. К.К. Утробина Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».
  3. А.Н. Малышева Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду».
  4. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
  5. С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».
  6. Хрестоматия для самых маленьких.
  7. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/mladshaja-grupa-dou/konspekt-nod-v-mladshei-grupe-po-teme-moja-druzhnaja-semja.html
  8. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-vo-vtoroi-mladshei-grupe-ja-i-moja-semja.html 
  9. Ресурсы Интернет -сайтов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Дружная семья»

Формирование первичных представлений детей о семье, семейных традициях, обязанностях; воспитание у детей любви и уважения ко всем членам семьи; развитие общительности и коммуникабельности....

Педагогический проект по теме: "Наша дружная семья".

" От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малы...

Педагогический проект на тему: «Организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка в семье»

Педагогический проект на тему:«Организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка в семье»...

Педагогический проект на тему: "Мама, папа, я - здоровая семья"

Педагогический проект на тему: "Мама, папа, я - здоровая семья"...

Педагогический проект долгосрочный Тема: «Мое имя, моя семья»

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с самого  малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  постепенно расширяясь, эта любовь перехо...

Педагогический проект на тему: Нетрадиционные формы духовно-нравственного воспитания дошкольников на примере темы «Моя семья-моё богатство!»

Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности....