Методические рекомендации родителям по разделу "Коммуникация (грамота)"
консультация (подготовительная группа) на тему
В рубрике методические рекомендации родителям представлены материалы и серии заданий, направленные на закрепление речевого материала по изучаемой темы грамматики. Материалы направлены на совершенствование и развитие фонематического анализа и синтеза, внимания, памяти, мышления, графического образа и символа буквы, словесного чтения и мелкой моторики руки, которые оказывают непосредственное влияние на развитие речевых функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по грамоте звук и буква Ы | 254 КБ |
Занятие НОД по грамоте | 79.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации родителям
по изучению грамматики с детьми старшего дошкольного возраста
Составитель:
учитель-логопед, воспитатель
А.К.Сафьяненко
Уважаемые родители!
Перед Вами серия заданий по изучению Буквы Ы.звука [Ы].
Задания включают в себя упражнения на знакомство и закрепление с вашими детьми буквы Ы и Звука [Ы]. Задания направлены на развитие фонематического анализа, внимания, мышления, графического образа и символа буквы, словесного чтения. мелкой моторики, которые оказывают непосредственное влияние на развитие речевых функций.
Тема Буква «Ы». «Звук [Ы] »
- Раскрась картинки. Определи, в каких словах слышится звук [Ы]. Проведи стрелку от каждой картинки к соответствующей букве:
Ы
- Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком Ы.
- Подчеркни букву Ы, Обведи в кружок все буквы Ы.
как внизу.
- Прочитай:
МЫ ТЫ ПЫ КЫ ХЫ ЛЫ КО-ТЫ
МИ ТИ ПИ КИ ХИ ЛИ КИ-ТЫ МУ-ХИ
У ма-мы ма-ки. У па-пы ко-тик. У ма-мы То-ма.
У То-мы му-ка. Э-то му-хи. У Ти-мы май-ка.
- Расскажи пальчиковую гимнастику. Контролировать правильное произнесение звуков.
Раз, два, три, четыре, пять, - загибают пальчики по одному
Мы во двор пошли гулять. - идут пальчиками по столу
Бабу снежную лепили, - «лепят» комочек
Птичек крошками кормили, - «кормят всеми пальчиками
С горки мы потом катались, - показать ладонями катание
А ещё в снегу валялись. – перемещают ладони разными сторонами по столу
Все в снегу домой пришли, - отряхивают ладошки
Съели суп и спать легли. – ладошки под щёку
Снежок
Раз, два, три, четыре, - загибают пальчики, начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили. – «лепят снежок», меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий, - показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую
И совсем-совсем не сладкий. – грозят пальчиком
Раз – подбросим, - «подбрасывают снежок» двумя руками
Два – поймаем, - приседают - «ловят» (ладони ковшиком)
Три – уроним, - встают, «роняют снежок» (раскрывают ладони)
И … сломаем! - топают ногой
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
«Буква Ы. Звук [Ы]»
Старший дошкольный возраст
Сафьяненко Алена Константиновна,
учитель-логопед, воспитатель
ГБДОУ № 45 Центрального района СПб
Форма: непосредственно-образовательная деятельность
Цель: формирование у детей грамматических основ буквы Ы и звука[Ы], графического образа буквы, правильного артикуляторно-акустического уклада (характеристики), навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- Познакомить детей с буквой Ы и Звуком [Ы]
- Развивать фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие, графический образ и символ буквы.
- Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.
- Развивать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга.
Оборудование и материалы:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- графические картинки
- печатная буква Ы
- задание на каждого ребенка
- цветные карандаши, фломастеры
Оформление группы:
- демонстрационный материал звуки и буквы Е.В.Колесникова - лист 6 - буква Ы
- алфавит
Предварительная работа: знакомство детей с алфавитом, работа над устной речью, занятия по грамоте «Что такое буква, что такое звук?», «Мир звуков», «Гласные и согласные звуки».
Список используемой литературы:
1.Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Мозаика – СИНТЕЗ, 2011г.
2.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. –М.: Творческий центр, 2012г.
3. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Воспитываем, обучаем дошкольников. «Центр педагогического образования», 2010
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: - Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? примерные ответы детей (Учимся правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки.)
Воспитатель: - А для чего мы учим буквы? примерные ответы детей (Для того, чтобы научиться читать).
Воспитатель: - Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить. - Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в разных словах.
Воспитатель: -Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: ответы детей [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.
Воспитатель: Все эти звуки мы произносим свободно, во рту нет препятствий. А сегодня мы познакомимся с вами еще с одним гласным звуком. Послушайте, какую песенку я вам пропою: аы – оы – уы . Дети слушают.
Воспитатель: - Какой новый звук вы услышали? Ответы детей - Ы. Да, верно. Прозвучал звук Ы. Он у нас тоже гласный звук и обозначается он вот таким символом. Показ буквы Ы. (слайд 2)
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Воспитатель: А как мы произносим этот звук.
- Губы открыты или смыкаются? (открыты).
- Зубы открыты или смыкаются? (открыты).
- Где находится язык? (он лежит на дне рта).
- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет).
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте посмотрим на (слайд 3) и выполним с вами упражнение «Какой звук слышен во всех словах?» Посмотрите внимательно и назовите, что изображено на каждой картинке. Ответы детей (ножницы, шорты, рыба, губы, малыш, тыква, дыня, инструменты). Скажите, пожалуйста, какой же звук есть в названиях каждой картинки, которые вы назвали? Ответы детей – Ы. Правильно звук Ы.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что звук Ы у нас особенный? Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине или в конце слова. Слова, которые начинаются с буквы ы, нет. Давайте посмотрим на картинки и попробуем с вами отгадать, где находится звук Ы на следующих картинках Упражнение «Найди место звука» (слайд 4,5,6,7,8,9)
Упражнение «Какая картинка лишняя?( Слайд 10)
Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем.
Тыр-пыр, в сыре восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
Воспитатель: Молодцы, немножко с вами отдохнули. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Вот у меня для вас есть для вас загадки. Готовы?
Воспитатель: -Ребята отгадайте загадки: (слайд 11)
- Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло).
- Деревянных два коня
Вихрем мчат с горы меня.
У коней обычай свой:
Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).
- Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы).
- Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба).
- Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка).
- Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес
-И исчез. (Дым)
Воспитатель: Молодцы ребята, как хорошо вы отгадали загадки, и если вы заметили, то во всех словах –отгадках был звук Ы.
А вот теперь, чтобы запомнить букву Ы, ее графический образ и символ, выполним следующее задание. Детям раздаются листы с заданием (слайд 12, 13)
Задание 1. Раскрасить букву Ы – красным цветом, так как буква гласная.
Задание 2. Написать в квадратике большую и маленькую букву Ы.
Задание 3. Найти и обвести все буквы Ы.
Во время выполнения задания, воспитатель помогает детям, у которых возникают трудности в выполнение задания. Хвалит, всех у кого получается, старается.
Заключение:
Воспитатель:
-Ребятки, с какой буквой и с каким звуком мы сегодня познакомились на нашем занятии?
Ответ детей : Звук ы. Буква Ы.
2. Какая это звук гласный или согласный? Ответ детей (гласный)
3. Скажите, есть ли слова в русском языке, которые начинаются с буквы Ы? Ответ детей (нет)
4. Ребята, а знаете ли вы, что звук Ы у нас особенный? Ответ детей (да).
5. Бывает ли звук Ы первым? Ответ детей (он никогда не бывает первым).
6. А где в разных словах звук ы может находиться? Ответ детей (в середине или в конце слова).
Воспитатель благодарит детей за занятие! Молодцы! (слайд 14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте....
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у детей фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте/
Картотека содержит методические рекомендации учителя - дефектолга для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детск...
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекоменд...
Методические рекомендации родителям, обучающих ребенка грамоте.
С помощью методических рекомендаций можно закрепить навыки по обучению грамоте, сформированные на занятиях в детском саду, или обучать ребенка самостоятельно....
КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или обуч...
КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте #Cидим дома# Дистанционное обучение
Картотека по обучению грамоте, для самостоятельной работы родителей с детьми в период карантина....
Методическая разработка «Рекомендации родителям по обучению грамоте и автоматизации звуков»
Одна из форм сотрудничества логопеда, и родителей –это методические рекомендации или домашние задания от логопеда. С помощью них: - родители составляют представление о занятиях, о том, что было ...