Методические рекомендации родителям, обучающих ребенка грамоте.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

С помощью методических рекомендаций можно закрепить навыки по обучению грамоте, сформированные на занятиях  в детском саду, или обучать ребенка самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_dlya_roditeley.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации родителям

по формированию у дошкольников

фонематических представлений,

навыков звукового анализа и синтеза,

обучению грамоте.

     Картотека   содержит   методические   рекомендации для   родителей,   обучающих   ребенка   грамоте.  С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или  обучать ребенка самостоятельно. Порядок изучения букв, представленных в картотеке заданиях, изменен по   сравнению  с  большинством   букварей и  азбук,   так   как   эти  задания   составлены   специально   для   детей  с  общим  недоразвитием речи, у которых   отмечаются   серьезные   нарушения   звукопроизношения.   Буквы,  соответствующие звукам позднего онтогенеза, произношение которых обычно нарушено у детей с ОНР,  мы предлагаем изучать с детьми в последнюю очередь. Для занятий с  ребенком   родителям   потребуются:   толстая   тетрадь   в   крупную   клетку,   набор  фломастеров, простые и цветные карандаши, набор палочек, цветные шнурки или веревочки, пластилин,  цветная   бумага,   флажки  или  семафорчики  разных   цветов.   На   домашних   занятиях   также   можно   использовать   букварь и комплект рабочих   тетрадей. Если  есть возможность,   желательно   приобрести    магнитную   доску   с   комплектом фломастеров и  магнитных   букв. Можно заменить магнитные  буквы деревянными или пластмассовыми или лепить с ребенком буквы из пластилина и пользоваться ими для  составления   слогов и  слов.   Хорошо   иметь   разрезную   азбуку   или  кубики  с   буквами.   Работа  с  ним   помогает в освоении ребенком навыка осознанного чтения.

Некоторые рекомендации  родителям даются  до начала занятий:

    •    Занимайтесь с ребенком ежедневно   по   15—20   минут,   делая   в   середине   занятия   небольшой  перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, попрыгать, побегать.  Выбирайте   для   занятия   часы   наивысшей   работоспособности  ребенка,   когда   он   бодр   и  весел.   Не   старайтесь сделать все задание за один раз.

    •    Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в  игровой форме (в заданиях приведены примеры дидактических игр). Хвалите ребенка за успехи  никогда не               выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему  поощрений.   Например,   за   хорошую   работу   наклеивайте   на   тетрадь   малыша  яркую  переводную картинку или стикер.

    •    Все согласные буквы называйте как звуки. Например, не [пэ] или [эр], а [п] или [р].

   •    Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал  предыдущего.

    •    Для каждой новой буквы отводите целый разворот в толстой тетради, на котором вы будете   «печатать» новую букву, рисовать вместе с ребенком картинки, упражнять его в «печатании» буквы,   «печатать» слоги и слова. Этот материал пригодится для закрепления и повторения пройденного.

    •    Уделите   особое   внимание   заданиям   на   развитие   у   ребенка   фонематических   представлений,  формирование   навыков   звукового   анализа  и  синтеза.  Эти  задания  помечены  звездочкой.  Именно  материал   этих   заданий   подготавливает  почву  для  успешного  овладения   чтением,  способствует профилактике нарушений письменной речи.

    •     Обратите   внимание   на   то,   что  при  изучении  йотированных   букв   (Е,   Ё,   Ю,   Я)  задания  по  формированию  фонематических представлений   ребенку  не  предлагаются,  так  как  этот  материал слишком сложен для понимания его дошкольником.

    •    Читая стихотворение, открывающее задание, утрированно произносите звук, соответствующий  новой   букве.   Так   же   утрированно   произносите различаемые   звук  и  в   специальных   играх   упражнениях.

Памятка для родителей

Звукобуквенный анализ

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е
Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Гласные звуки обозначается красным цветом.

Звуки [а], [о], [у], [ы], [э] указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук, который обозначается синим цветом.

Гласные Я, Ё, Ю, И, Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук, который обозначается зелёным цветом.

Например: МОХ ЛИСА СЛИВА

Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц].

Всегда мягкие согласные: [Ч], [Щ], [Й].

Например: ЖИР, ШИШКА, ЧАЙ, ЩУКА, ЦИРК.

Всегда звонкие согласные: [М,], [Н], [Л], [Р], [Й].

Всегда глухие согласные: [Х], [Ц], [Ч], [Щ].

Парные согласные: Б-П, В-Ф, З-С, Ж-Ш, Г-К, Д-Т.

Буквы имеют 2 звука: Я, Ё, Ю, Е (если: стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у детей фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте/

Картотека содержит методические рекомендации учителя - дефектолга для родителей, обучающих ребенка грамоте.  С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детск...

Методические рекомендации родителям по разделу "Коммуникация (грамота)"

В рубрике методические рекомендации родителям представлены материалы и серии заданий, направленные на закрепление речевого материала по изучаемой темы грамматики. Материалы направлены на совершенствов...

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.

Картотека   содержит   методические   рекомендации для   родителей,   обучающих   ребенка   грамоте.  С помощью этих рекоменд...

КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте

Картотека содержит методические рекомендации для ро­дителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих ре­комендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или обуч...

Методическая разработка «Рекомендации родителям по обучению грамоте и автоматизации звуков»

Одна из форм сотрудничества логопеда, и родителей –это методические рекомендации или домашние задания от логопеда. С помощью них: - родители составляют представление о занятиях, о том, что было ...