«Формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школе»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Гаврилова Ольга Владимировна

           Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному обучению. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который, согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет. Попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredovoy_opyt_gavrilovoy_metodicheskaya_razrabotka.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

муниципального района имени Лазо

Хабаровского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности                                                                      по физическому развитию детей № 5 рабочего посёлка Хор                                                                  муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Тема опыта

«Формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школе»

                                              Гаврилова  Ольга  Владимировна

                                            педагог-психолог  

                                                            gavrilova_olga01@mail.ru

п.Хор

Содержание

Введение

  1. Аналитическая часть

  1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению.

  1.2. Основные компоненты готовности  ребенка к школе.

2. Практическая часть

      2.1. Методы и приемы, используемые в работе.

      2.2. План работы.

      2.3. Результативность.

3.Заключение

   Список литературы

    Приложения

        

«Быть готовым к школе – не значит

 уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит

 быть готовым всему этому научиться».

 (Венгер Л. А.)

           Педагогами-практиками и исследователями отмечается, что многие дети приходят в первый класс школы недостаточно готовыми к школьному обучению. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который, согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет. Попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе.

В связи с этим на практике существует запрос к педагогу-психологу ДОУ на помощь в определении и формировании психологической готовности детей к школе. Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

           Актуальность  данной темы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. В настоящее время   очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Адресная направленность:

         Данная разработка будет полезна как   воспитателям детских садов, психологам, учителям начальной школы, так  и родителям будущих первоклассников.
        В разработке  раскрываются ключевые психологические аспекты  готовности детей к обучению в школе.

Цель:  Психологическая подготовка детей  к обучению в школе, формирование систематизированных знаний об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Поиск эффективных путей формирования у дошкольника компонентов готовности к школьному обучению в условиях детского сада.

       Задачи:

  • Актуализировать имеющиеся у себя знания по проблеме готовности ребенка к школьному обучению;
  • Выделить этапы и направления психологического сопровождения ребенка;
  • Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
  • Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
  • Организовать развивающие занятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровня психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, тонких движений руки, что необходимо для успешного обучения в школе;
  • Разработать несколько семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
  • Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
  • Разработать практические рекомендации для родителей и воспитателей при подготовке детей к школе;
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Предполагаемый результат:

Целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с детьми, родителями, и педагогами подготовительной группы приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, к их безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных качеств у ребенка и позитивному отношению к обучению. Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.

  1. Аналитическая часть

1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению.

        Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.

   Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

1.2. Основные компоненты готовности  ребенка к школе.

Выделяют следующие компоненты:

  • Мотивационный компонент;
  • Интеллектуальный компонент;
  • Волевой компонент;
  • Коммуникативный компонент;
  • Речевой компонент;
  • Физиологический компонент;

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

      Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя - внутренняя, диалогическая - монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.

Понятие готовность к школе включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника. И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе.

Психолог должен занять активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на этапе перехода ребенка из детского сада в школу. Эта позиция психолога ориентирована на максимальную и достаточно быструю актуализацию потенциала каждого ребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья. Требует в качестве необходимой составляющей организацию специальной работы по целенаправленному формированию сложных форм самостоятельности и активности, без чего невозможно достижение зрелости, адаптивности личности, требуемых в современном обществе.

                Построить работу можно путем организации психологического сопровождения, т.е. такой системы работы, которая обеспечивает формирование у ребенка качеств, обеспечивающих плавное вхождение ребенка в учебно-воспитательный процесс.

Смысл психологического сопровождения заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.

2. Практическая  часть

Эффективность сопроводительной деятельности обеспечивается комплексным характером психолого-педагогических воздействий, включающих в себя согласованную работу всех участников образовательного пространства: психологов, педагогов, родителей и администрации дошкольного образовательного учреждения. Она реализуется по четырем направлениям (организационном, методическом, исследовательском, развивающем).

Моя работа состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребёнком.

Работы Божович Л.И. показали, что к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребёнка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности, позволяющие ребёнку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами, первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения.

Основными задачами совместной деятельности с детьми является:

1. Формирование у будущих первоклассников учебной мотивации и положительного отношения к школе.

2. Знакомство детей с позитивными моделями поведения в школе, умение переносить опыт, полученный в игре, в реальную жизнь.

3. Развитие навыков общения.

2.1. Методы, используемые в работе.

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

 2. Диагностика, наблюдение и беседа с детьми;

3. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми;

 4. Консультирование педагогов и родителей, выступления на родительских собраниях;

5. Разработка, обобщение и внедрение передового опыта.

2.2. План работы

Содержание работы

Сроки

Практические  выходы

1

Теоретический (подготовительный) этап.

Изучение методической литературы по данной теме:

- Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучения - Москва: МГППУ, 2002.

- Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика,1991.

- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2010.

- Знаю, могу, делаю. Игры, тесты, упражнения – М.:Центрполиграф, 2011 г.

- И др. книги по теме

Изучение статей в журналах:

  • - «Воспитатель ДОУ»,
  • - «Дошкольное воспитание»,
  • -  «Ребенок в детском саду»,
  • - «Обруч»,
  • - «Справочник педагога-психолога. Детский сад». 

Изучение статей на сайтах:

- «Дошколёнок»,

- «Детство»,

- «Логопед и психолог»,

- «Дошкольное образование»,

- «Сообщество педагогов ДОУ»  и др.

Апробировать и адаптировать к условиям ДОУ в 2013-2014 учебном году коррекционно-развивающие программы на развитие школьно-значимых навыков и умений:

- для старшей группы  авт.Григорьева,Т.В.Калинина изд. «Учитель» Волгоград 2011 г.

- для подготовительной к школе группы «Лаборатория профессора Ума» авт.Григорьева,Т.В.Калинина изд. «Учитель» Волгоград 2011 г.

Корректировка и дополнения практического этапа плана по  самообразованию на 2014-2015 уч. год

 2013-2014 учебный год

В течение всего срока самообразования  по данной теме.

 

 

 

 

 

С ноября  по март

          май

-Консультирование педагогов и родителей воспитанников 6-7 лет на родительских собраниях, педсоветах, методических объединениях, на сайте МБДОУ д\с № 5, информационном стенде  психолога в ДОУ.

Групповые занятия в старших и подготовительных к школе группах

Контроль старшего воспитателя, самоконтроль

2

Практический этап (примерный)

- Изучение опыта педагогов ДОУ, района.

- Использование методик по формированию психологической готовности детей к школе  

- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете

- Консультация для родителей «Психологическая  готовность детей к школе»

-  Консультация для родителей «Психологическая  готовность детей с ЗПР к школе»

- Презентация «Развитие познавательного уровня детей подготовительной к школе группы»

- Презентация « Школьная тревожность»

Использоване в 2013-2014 учебном году коррекционно-развивающих программ на развитие школьно-значимых навыков и умений:

- для старшей группы «Я познаю», разработана на основе  программы  М.Р.Григорьевой, Т.В.Калининой  и  адаптирована  к  условиям ДОУ  

- для подготовительной к школе группы «Дорога в страну знаний », разработана на основе  программы  М.Р.Григорьевой, Т.В.Калининой  и  адаптирована  к  условиям ДОУ  

- для подготовительной к школе группы (формировать  у детей положительное  отношение к обучению в школе, познавательную активность и учебную мотивацию посредством сказкотерапии (коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа»).

 2014-2015 учебный год

В течение года.

В течение года

В течение года

В течение года

 

Апрель

Май

Октябрь-март

Октябрь-март

Апрель

---

-На занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми;

---

-Родительские собрания в подготовительных к школе групп

-Индивидуальные консультирования родителей

- Методическое объединение

- Родительское собрание, сайт МБДОУ д/с №5

 

Групповые занятия в старших и подготовительных к школе группах

3

Аналитико-прогностический этап (примерный)

- Анализ результативности проведённой работы

- Обобщение и распространение опыта

2014-2015 учебный год

Апрель-май

В течение года

Включить в  годовой отчёт, в публичный доклад, выступить на педсовете, выложить на сайт ДОУ

На МО ДОУ, МО района, сайт ДОУ, открытые занятия.

 

2.3.Результативность.

  1. Поставила цель работы, определила задачи, изучила литературу по данной проблеме;
  2. Актуализировала  имеющиеся у себя знания по проблеме готовности ребенка к школьному обучению. Выделила этапы и направления психологического сопровождения ребенка;
  3. Провела диагностическую работу с детьми (начальную, промежуточную, индивидуальную);
  4. Провела коррекционно-развивающую работу с детьми, с целью формирования высокого уровня психологической готовности к школе и положительного отношения к ней;
  5. Провела работу по  формированию познавательной активности и учебной мотивации детей подготовительной группы;
  6. Разработала и провела несколько консультаций, собраний, и рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
  7. На протяжении всего учебного года вела работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, создавала условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

        Вывод: Целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с детьми, родителями, и педагогами подготовительной группы привела к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, к сформированности личностных качеств у ребенка.

3.Заключение

        Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья.

        От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.

         Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.            

            Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего первоклассника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога.

3.1. Список литературы

1. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - Москва, 1985;

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - Москва, 1993;

3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – Москва, 1991;

4. Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. Общение между детьми в детском саду  Москва, 1990;

 5. Эльконина Д.Б., Венгера А.П. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» –Москва, 1988г.

6. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях; Изд. «Учитель» Волгоград; 2013 г.

7. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. Москва, 1997.

8. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника; Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2014 г.

9.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д:Феникс,2004г.

10. Интернет-ресурсы.

3.1. Приложения

1. Программа  коррекционно-развивающих занятий для детей старшей группы «Я познаю»;

2. Программа  коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительной к школе группы «Дорога в страну знаний»;

3. Сообщение  «Формирование психологической готовности детей  6-7 лет к школе».

   

 

                                                         

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...

Формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школе, в ДОУ

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». (Венгер Л. А.)  Педагогами-практикам...

Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.

Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

«Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе»

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе»...

Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности детей седьмого года жизни к школе

Цель исследования: определить комплекс психолого-педагогических условий способствующих успешному формированию психологической готовности детей седьмого года жизни к школе....

Методическая разработка Тема: «Формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школе, в ДОУ».

Актуальность данной разработки заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе.От того, насколько качеств...