Оздоровительная программа МБДОУ № 2 «Ладушки» г Константиновск Ростовская область.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сергуц Наталья Владимировна

Понятие «здоровье» формировалось на протяжении столетий. Вначале оно в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем по мере развития общества и различных наук наполнялось новым содержанием. В настоящие время понятие «здоровье» соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а также уровнем духовного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnaya_programma_mbdou_2.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительная программа МБДОУ № 2 «Ладушки» г Константиновск Ростовская область.

Инструктор по физической культуре Сергуц. Н. В.

Здоровье как научное понятие.

Понятие «здоровье» формировалось на протяжении столетий. Вначале оно в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем по мере развития общества и различных наук наполнялось новым содержанием. В настоящие время понятие «здоровье» соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а также уровнем духовного развития.

Цель: Всемерное способствование совершенствованию и развитию основных систем,  жизнеобеспечения организма.

Задачи: 1. Обеспечение гигиены тела и нервной системы детей.

2. Развитие выносливости и физической работоспособности детей.

3. Развитие адекватной реакции организма детей на изменение температурной среды.

4. Развитие жизненной ёмкости лёгких, повышение жизненного индекса.

5. Приобретение навыков сохранения правильной осанки.

6. Повышение сопротивляемости  организма к аденовирусным инфекциям.

7. Обеспечение оптимальных темпов прироста физических качеств детей: выносливости, силы,  ловкости, гибкости, быстроты.

8. Обогащение двигательного опыта  детей посредством формирования устойчивых  двигательных  навыков в процессе обучения движениям.

9. Приобретение детьми знаний и навыков  ухода за своим телом, воспитание привычек здорового образа жизни.

10. Воспитание навыков организованного поведения.

Основными средствами обеспечения здоровья и физического развития воспитанников дошкольного учреждения являются:

  1. Рационализация режима жизнедеятельности детей
  2. Система двигательных нагрузок в соответствии, с, возрастными

Возможностями растущего организма ребёнка.

  1. Закаливание организма детей с помощью естественных сил природы.
  2. Обучение воспитанников несложным оздоровительным практикам: различным способам  дыхания, психосаморегуляции состояния, самомассажу, оздоровительному бегу, принятию закаливающих процедур, уходу  за своим телом и т. д.
  3. Обеспечение регулярного и полноценного  питания.
  4. Лечебно-профилактические мероприятия: массаж, лечебные гимнастики, различные физиопроцедуры соответственно возможностям дошкольного учреждения.
  5. Приобщение детей к культуре и традициям большого спорта посредством проведения спортивных праздников и развлечений, организации спортивных секций.

Основные направления программы.

Профилактическое:

- Обеспечение благоприятного течения адаптации.

- Выполнение санитарно-гигиенического режима.

-Проведение обследований по скрининг-программе и выявлений патологий.

- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.

- Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное:

- Организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья.

- Составление индивидуальных планов оздоровления.

- Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.

Лечебное:

- Противорецидивное лечение хронических заболеваний.

- Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.

- Оказание  скорой помощи при неотложных состояниях.

Обеспечение реализации основных направлений программы.

  1. Приобретение  необходимого  оборудование: Медицинского, технологического, спортивного.
  2. Осуществление ремонта: Групповых помещений, пищеблока, игровых площадок.
  3. Пополнение среды спортивным нестандартным оборудованием.
  4. Введение дополнительных занятий: Музыкально-ритмический кружок, гимнастический кружок, изостудия, кружок народного творчества.
  5. Обеспечение условий для предупреждения травматизма: Своевременный ремонт мебели и оборудования, соблюдение Т. Б.  при организации воспитательно-образовательного процесса и свободного времени.

Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение.

  1. Разработка программы оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий.
  2. Разработка модели внедрения здоровье сберегающих методик воспитательно-образовательного процесса.
  3. Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления.
  4. Проведение упорядочения нагрузки и активного отдыха детей (введение каникул, гибкий график занятий)
  5. Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей
  6. Проведение валеологизации  всего воспитательно-образовательного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения,  длительность занятий, санитарно-гигиенические условия)
  7. Организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей. Информационно-просветительская работа (лекции, собрания, консультации, стенды)
  8. Участие в конференциях, семинарах, совещаниях разного уровня по вопросам оздоровления.

Условия реализации программы.

  1. Физкультурный зал с современным и нестандартным оборудованием.
  2. Музыкальный зал для проведения ритмопластики с детьми.
  3. Процедурный кабинет
  4. Экологическая комната.
  5. Кабинет психолога.
  6. Кабинет логопеда.
  7. Физкультурные зоны в группах, где имеются пособия для разных видов движений, картотеки подвижных игр, игровых упражнений, картотеки дыхательных упражнений.

Система комплексной оздоровительной работы и условия её реализации.

  1. Обеспечение здорового ритма жизни

-Щадящий режим (адаптационный период)

-Организация микроклимата и стиля жизни группы.

-Коррекция учебной нагрузки (по показаниям)

2. Организация режима двигательной активности.

-Регламентированная деятельность: Утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурно-оздоровительные занятия с использованием  фитбольного  мяча.

-Профилактические гимнастики:  Дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопия, зрения, адаптационная после сна.

-Частично регламентированная деятельность: Спортивные игры, подвижные игры на воздухе и в помещении, спортивные праздники и досуги, дни здоровья, турпоходы, индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки и с учётом исходного уровня здоровья и возможностей ребёнка.

-Нерегламентированная деятельность: Самостоятельная двигательная деятельность детей.

 

3.Оздоровительное и профилактическое сопровождение.

- Гигиенические и водные процедуры: Ходьба по мокрой дорожке -12 градусов, мытьё рук, игры с водой, обеспечение чистоты среды.

-Свето-воздушные ванны: Проветривание помещений (в том числе сквозное), местные и общие воздушные ванны, солнечные ванны в летний период, прогулки на свежем воздухе, обеспечение теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по ФИЗО и для прогулок.

-Закаливание   28-36-28-градусов: Ходьба босиком, игровой массаж, обширное умывание, дыхательная гимнастика.

-Кварцевание комнат.

-Общий оздоровительный массаж.

4. Психологическое сопровождение.

-Создание психологически комфортного климата в ДОУ: Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности, личностно-ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми, оздоровление через народные праздники, диагностика совместно с родителями и коррекция развития.

-Свето и цветотерапия: Обеспечение светового режима, цветовое и световое сопровождение среды и образовательного процесса.

-Музыкальная терапия: Музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона занятий, музыкально-ритмические движения.

-Психогимнастика: Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний, коррекция поведения.

5. Система работы по формированию основ здорового образа жизни.

-Развитие представлений и навыков здорового образа жизни и поддержание здоровья.

-Воспитание общих и индивидуальных навыков интереса и любви к физической активности.

-Формирование основ безопасности жизнедеятельности.

6. Организация питания.

-Сбалансированное питание в соответствии с действующими натуральными нормами

-Индивидуальное коррекционное питание в соответствии с соматической патологией.

План совместной работы дошкольного учреждения с семьёй.

  1. Общие организационные мероприятия.
  2. Медико-психолого-педагогическое  просвещение родителей
  3. Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.
  4. Коррекция культуры здоровья проблемных семей.
  5. Организация помощи дошкольного учреждения в создании условий оздоровительной деятельности.
  6. Организация работы родительского актива по вопросам оздоровления воспитанников.
  7. Основные формы совместной физкультурно-оздоровительной работы с семьёй.
  8. Организация контроля.

Принципы построения совместной работы дошкольного учреждения и семьи в направлении здоровьесбережения воспитанников.

  1. Принцип целостности подходов к обеспечению здоровья детей, реализация которого возможна на основе разработки программы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, а также  согласовании с родителями оздоровительной программы, которая должна включать и раздел об обязанностях семьи. Семья должна использовать элементы оздоровительных технологий дошкольного учреждения, а дошкольное  учреждение внедрять в практику работы принципы семейного воспитания, способствующие формированию у детей привычки  к здоровому образу жизни и потребности в нём.
  2. Принцип целенаправленности и последовательности работы на основе программы, которая должна быть рассчитана на весь период пребывания воспитанника в дошкольном учреждении  и предусматривать расширение степени включённости родителей в совместную оздоровительную деятельность от раннего возраста детей к старшему.
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации совместной работы дошкольного учреждения и родителей на основании классификации семей, анализа культуры их здоровья и позиции в отношении здоровья своих детей.

Модель психодиагностической работы педагога- психолога.

  1. Этап. Доврачебное обследование: Анкетный тест-опрос родителей, измерение артериального давления, проверка слуха шёпотной речью, оценка физического  развития и физической подготовленности. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата, исследование остроты зрения, комплексная оценка состояния здоровья детей, выявление детей с хронической патологией.
  2. Этап. Осмотр врачом педиатром: Диспансерное наблюдение в ДОУ.
  3. Этап. Осмотр врачами специалистами поликлиники: Психологический запрос, запрос заинтересованных лиц(педагог, родитель), психологическая проблема, педагогическая часть. Психологическая часть(работа психолога), работа педагога в соответствии с рекомендациями психолога, коррекционная работа психолога, работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога, рекомендации заинтересованным лицам(педагогам, воспитателям) в соответствии с профессиональной компетенцией и на уровне возможной конкретной помощи, психологический диагноз. Беседы с родителями и воспитателями, сбор информации. Программа развития коррекции.

    

Литература: В. Г. Алямовская. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. 5-8 лекции.

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительная программа МБДОУ

Оздоровительная программа МБДОУ включает в себя материалы по систематизации деятельности по сохранению и укреплению детей в дошкольном учреждении...

Перспективный план работы по логоритмике для группы компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ФФНР (автор М.Ю. Картушина) Составила учитель – логопед Мотаева Ольга Георгиевна МБДОУ №6 «Колосок» п. Гигант Сальского района Ростовской области

Данное  методическое пособие представляет собой систему логоритмических занятий, которые помогают исправлять речевые нарушения дошкольников 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленност...

Проект Птицы Ростовской области Выполнила учитель-логопед МБДОУ №6 «Колосок п.Гигант Мотаева О.Г.

Тип проекта:По содержанию – познавательный, информационный, творческий, игровой.По числу участников- групповой.По характеру контактов – в рамках МБДОУ.По характеру участия ребенка в проект...

Паспорт второй младшей группы "Затейники", МБДОУ детский сад № 62, город Новочеркасск Ростовской области

Паспорт второй младшей группы "Затейники"Ссылка для скачивания  https://yadi.sk/i/YOS71sWlibaTfA...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Оформление уголка патриотизма "Символика России, Ростовской области, Константиновского района"

Что должно быть в патриотическом уголкеПатриотический уголок (также его называют "Уголок России") содержит материал по следующим разделам:Знания о государстве.Малая родина: родной край (обла...

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области.

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности №8 МБДОУ №11 города Донецка Ростовской области. «Россия — Родина моя»Участники: воспитатели и дети  групп...