Консультация для воспитателей "Народные игры в практике воспитателя"
консультация по теме

Рева Дарья Михайловна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Народные игры в практике воспитателя»

          Ведущей деятельностью человека в дошкольном возрасте является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практическими умениями их первых коллективных взаимодействий. В игре дети подражают взрослым: копируют их манеры поведения, речь, действия в тех или иных ситуациях и т.д. С древнейших времен игра сопровождает людей в течение всего исторического развития человека. Еще Аристотель, античный философ, высказал важность дошкольного возраста в дальнейшем развитии человека. В период рабовладельческого строя и до современности игра являлась таким видом детской деятельности, через которую ребенок усваивал нормы поведения в обществе своей эпохи, а также знакомился со способами действия с предметами. Например, в Древней Греции в игре выделялся политический характер. На это указывают хотя бы названия игр той эпохи («В царя»). В этих играх отражалась деятельность их отцов, они как бы подражали им, имитировали судебные процессы над провинившимися детьми. В этом просматривался процесс воспитания будущих рабовладельцев, которые презирали физический труд и повелевали рабам.

        Об различных древних играх также можно узнать из летописей тех лет, а также из народных песен, сказок, и других произведений фольклора. Дети – собиратели фольклора Для всего человечества источником духовного наслаждения является народное творчество – фольклор. В переводе с английского слово фольклор означает народная мудрость. Он представляет собой устное, словесное художественное творчество, которое возникло в период формирования речи человека.[4] Бытует мнение, что собирателем фольклора в разные исторические эпохи являлись дети. Почему? На этот вопрос можно ответить просто – фольклор, прежде всего, предназначался детям, а они вырастая взрослыми передавали его своим детям. Этот процесс передачи проходил от поколения к поколению. Но, так ли необходим фольклор детям? Фольклор включает в себя: сказки, пословицы, притчи, поговорки, загадки, народную лирику, игры, потешки т.д

        В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм.

        Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств при общения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

           Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.

         Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.  Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.   Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

Народные игры можно разделить на несколько типов

• игры, отражающие отношения человека и Природы

• игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков

• игры по религиозно-культовым мотивам

• игры на находчивость, быстроту и координацию

• игры на силу и ловкость

• военные игры.

          Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

             Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие не только воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания. В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и т.д.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

           Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. На праздниках и развлечениях также используем народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок»; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ёжка»; игры-состязания – перетягивание каната, борьба и т.д. в такие игры вовлекаются не только дети, но и воспитатели, и другие сотрудники детского сада.

        Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.     В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон».

           Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

          Использование народных игр в работе с детьми позволяет   донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям.

 

Картинки по запросу картинки русские народные игры

Используемая литература

1) Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3
2) Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

3) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

4)Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

5) А.Н.МартыноваПотешки, считалки, небылицы, М. Современник, 1989.

6) Г.Гришина Не забывайте народные игры //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2.

7) Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей дет. сада и родителей/Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

8)Петров В.М. Осенние праздники,игры, забавы для детей.: М-ТЦ сфера -1999.

9) ПанкеевИ.А. : Русские народные игры – М.: Яуза 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры в практике воспитателя дошкольной организации

Ведущей деятельностью человека в дошкольном возрасте является игра. Именно она помогает освоить ребенку опыт человеческой деятельности. В игровых условиях отношения между детьми являются практич...

Театральные игры в практике работы воспитателя подготовительной группы

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, и, прежде всего, потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, фор...

Подвижные игры в практике работы воспитателя с детьми с ОВЗ

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с ЗПР и  умственной отсталостью...

Музыкальная игра в практике работы воспитателя и музыкального руководителя: общее и частное в практике работы

Игра – основной способ обучения и воспитания дошкольников. Игра – это планета, на которой обитает ребенок, особенно ребенок дошкольного возраста. Его способ познания мира, любимое зан...

Нейропсихологические игры и упражнения в практике воспитателя коррекционной группы ДОУ.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения л...

Консультация для родителей «Игры на воде». Воспитатель: Лялюшкина А.П.

Консультация для родителей«Игры на воде».Воспитатель: Лялюшкина А.П....

Консультации инструктора по физической культуре для воспитателей дошкольных групп «Методика проведения различных практик по физическому развитию дошкольников»

В материале приведены методические рекомендации инструктора по физическому развитию детей  по организации и проведению занятий по физкультуре на прогулке,  подвижных игр,  гимнастики...